Поступок, которого мы ждали

№22(774) 3 — 9 июня 2016 г. 02 Июня 2016 4.8

Одна из главных тем спектакля: ценность человеческих чувств. Константин Иванович (актер Дмитрий Савченко) и Нина Леонидовна (актриса Елена Силантьева) сумели обрести любовь, ради которой главная героиня жертвует своим счастьем

28 мая в театре имени Леси Украинки прошел спектакль по пьесе Алексея Арбузова «В этом милом старом доме» (следующее представление пьесы — 5 июня).

Премьера этой постановки состоялась еще 26 февраля. Однако вплоть до недавнего времени спектакль играли нечасто. По словам Михаила Резниковича, которому удалось перенести на современную сцену пьесу 1972 г., спектакль формировался тяжело — актерам нужно было время, чтобы понять и почувствовать своих героев.

Но в результате драма, которая разворачивается в эпоху, казалось, навсегда ушедшую и давно забытую, стала необычайно злободневной. Режиссеру удалось не только раскрыть суть арбузовской пьесы, прославляющей готовность пойти на жертвы и лишения ради счастья других людей, но и показать силу и красоту человеческой порядочности.

В обществе, где распадаются социальные связи и разрушаются моральные нормы, подобный призыв к порядочности неизбежно превращается в политический манифест.

Трагический опыт последних двух лет показал, что режим Януковича был не столько причиной, сколько проявлением системного кризиса, охватившего украинское общество. Формирование коррумпированной и некомпетентной власти, рассматривавшей страну как вотчину правящего клана, не было неприятной случайностью. Новое государственное руководство, пришедшее на волне социального протеста, продолжает курс, погубивший его предшественников.

Системная коррупция, с которой власть так и не решается начать борьбу, несмотря на требования западных партнеров, пренебрежительное отношение к демократическим нормам и искреннее непонимание того, почему нужно с уважением относиться к правам своих идейных противников, были унаследованы нынешней властью от режима, распавшегося в результате политического кризиса 2013—2014 гг.

Вряд ли можно сомневаться, что если бы не жесткая позиция американской администрации, не позволяющей Петру Порошенко сосредоточить в своих руках контроль над

всеми структурами государственной власти, его окружение уже превратило бы правоохранительные органы в инструмент политической борьбы и приступило бы к масштабному переделу собственности.

Конечно, ни Виктор Янукович, ни Петр Порошенко не являются жертвами нынешней социально-политической системы, существование которой принесло им огромную выгоду (а действующий президент вряд ли откажется и дальше пользоваться преимуществами своего положения).

Однако в том, что в стране на новом уровне (и каждый раз в еще более тяжелых условиях) воспроизводится коррумпированный режим, развращающий общество и разрушающий государство, виновны не отдельные личности, а вся система общественных отношений, опирающаяся на корыстные мотивации и стремление к личному благополучию любой ценой, в том числе (и даже прежде всего) за счет окружающих.

Против этой системы и протестует спектакль, поставленный Михаилом Резниковичем: здесь показана возможность и необходимость общественных отношений, основанных на совершенно иных принципах.

Несомненной удачей постановки стали образы героев пьесы, которых режиссер и художник по костюмам (Елена Дробная) не стали наряжать в соответствии с модой начала 1970-х. Они одеты, разговаривают и двигаются так, как это делают современные люди, без всякого налета архаики или ностальгии по прошлому. Но при этом они не напоминают персонажей из телевизора; они по своему облику выпадают из нынешней эпохи, сохраняя в то же время черты наших современников. Подобное решение помогает лучше увидеть, что хотя герои пьесы часто плохо понимают друг друга, их поведение все же определяется альтруистическими мотивами.

Действие пьесы начинается в День Победы — в начале 1970-х этот праздник для подавляющего большинства людей был связан не столько с исторической памятью, сколько с личными переживаниями.

Главная героиня, Юлия Николаевна, которую замечательно играет актриса Татьяна Назарова, приезжает в этот день в приморский город, где живет ее бывший муж, от которого она ушла несколько лет назад. Теперь, разочаровавшись в своем новом избраннике, она решила вернуться к мужу и детям, попытаться восстановить семью, которую она по ошибке разрушила.

Подобно главной героине, от непонимания близких страдает ее приемный сын Макар (актер Илья Пономаренко). В роли Раисы Александровны — Валерия Заклунная

Гостиничный номер ей пришлось разделить с приезжей из Киева, Ниной Леонидовной, молодой женщиной, приехавшей знакомиться с семьей своего возлюбленного, с которым у нее завязались отношения в зарубежной поездке. Вскоре выясняется, что новые знакомые, сразу же понравившиеся друг другу, любят одного и того же человека. Об этом догадывается только Юлия, убедившаяся в том, что между Ниной и ее мужем существует прочное чувство, способное стать основой их счастливой совместной жизни.

Юлия Николаевна, которую безумно любят дети (в том числе уже взрослый приемный сын Макар), могла бы легко вернуть себе семью, которую она оставила, и устранить неожиданную соперницу (бывший муж, хотя и полюбил другую женщину, мог бы вновь оказаться в ее власти). Но она решает пожертвовать личным благополучием, поскольку не может разрушить судьбы других людей и не хочет счастья за чужой счет, а потому выбирает добровольное изгнание и одиночество.

В пьесе нет отрицательных персонажей, режиссер вслед за автором вводит нас в мир милых, хорошо воспитанных людей, живущих насыщенной внутренней жизнью и искренне преданных культуре (в семье бывшего мужа Юлии Николаевны все музыканты). Но у нас нет уверенности, что кто-нибудь, кроме Юлии Николаевны и ее невольной соперницы Нины Леонидовны, мог бы совершить столь самоотверженный поступок. Герои пьесы, в особенности представители поколения детей, часто не слышат друг друга, а личные переживания нередко заслоняют от них весь остальной мир.

Перед актерами и постановщиком стояла сложная задача. Видно, что по своим душевным качествам, творческим способностям и глубокому пониманию жизни главная героиня занимает особое место, поднимаясь над остальными действующими лицами. Но важно было, чтобы зритель сам понял это. Если бы постановка подчеркивала ее исключительность, то спектакль утратил бы всякий смысл.

В таком случае благородный поступок героини превращался бы в величественный жест необыкновенного человека, которым можно лишь почтительно восхищаться, понимая, что в реальной жизни следует вести себя по-другому. Но Юлия Николаевна предстала перед нами живым, думающим, сомневающимся человеком, страдающим от непонимания близких. А ее жертва — естественным проявлением внутренней порядочности, заставляющей бережно относиться к чувствам других людей. В глазах своих родных она осталась счастливой избранницей судьбы, ненадолго заглянувшей к ним и вновь вернувшейся к своей благополучной московской жизни. А ее новая подруга так и не узнала, с кем она делила гостиничный номер в самый важный в своей жизни день.

Несомненным режиссерским достижением стал финал пьесы. Главная героиня, отказавшись от борьбы за личное счастье, с тоской смотрит в окно, как ни о чем не подозревающая Нина Леонидовна отправляется на концерт вместе с ее семьей, которую она продолжает любить и где теперь ей нет места. Если бы эта сцена осталась финальной (как это и предполагалось драматургом), то спектакль в целом, несомненно, оставлял бы у зрителя ощущение опустошенности и безнадежности.

Скорее всего, в начале 1970-х, которые были последним оптимистическим периодом в нашей недавней истории, подобной опасности не возникало. Но мы живем в совершенно иное время, и если бы режиссер отказался учитывать изменившиеся социальные реалии, то замысел автора (а вместе с ним и смысл спектакля) был бы безнадежно утрачен.

Михаил Резникович заканчивает свою постановку известной песней из «Двенадцатой ночи» Шекспира («А дождь лил каждый вечер»), которую исполняют вместе с главной героиней ее муж и дети. Создается впечатление, что она вновь обрела семью и ей удалось избежать подстерегавшего ее одиночества. Кроме того, отсылка к шекспировской пьесе, воспевающей душевное величие, помогает лучше понять благородство поступка, совершенного Юлией Николаевной, увидеть в новом свете события, только что происходившие на сцене, глубже ощутить связь высокого искусства с повседневной жизнью.

Безусловно, театральная постановка, пусть даже столь удачная, не может изменить социальные реалии.

Но она помогает сформировать общественный запрос на социальные перемены, позволяет увидеть все убожество нынешних социальных отношений, осознать необходимость четких нравственных ориентиров.

Важно, что для своей постановки, которая благодаря ясности художественного высказывания обрела общественную значимость, Михаил Резникович выбрал пьесу классика советской драматургии. Театр не только встал на защиту традиционных нравственных ценностей, которые противоречат сложившейся системе общественных отношений, но и показал художественную и социальную значимость достижений советской культуры.

В наши дни, когда государственное руководство и связанные с ним политические силы пытаются превратить культуру советской эпохи в объект презрения и насмешек, это, безусловно, смелый поступок.

Поступок, который так нужен современному украинскому обществу.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Бон-вояж в землі мертвих

Україна має унікальний шанс одним рішенням і подолати бідність, і мінімізувати...

Украина в ожидании «большой сделки»

Украина уже никогда не сможет усилить Россию

Зачем власть повторяет «страшилки» от «2000»

Экологические проблемы могут заложить основу для устойчивого прекращения огня на...

Цифровое оскудение

Развитие нового «дела Тимошенко» покажет, какой степенью свободы от Запада...

Загрузка...

Большая, но предварительная радость

Решение Стокгольмского арбитража дает надежду на возобновление отношений с...

Погребинский: «Если здесь что-то и может случиться, то...

Для Запада власть Порошенко легитимна до тех пор, пока она играет роль антироссийского...

У них — панический страх

Первомай и День Победы в этом году были, так сказать, обычными, не юбилейными. Тем не...

Евгений Червоненко: «Это уже не национализм, это...

Каждый из нас должен принять решение, на какой он стороне — ОУН или «Бессмертного...

Новый аспект «нормандского формата»

Планы Макрона позволят Порошенко рассчитывать на еще большую благосклонность Запада

Саакашвили и три «н»

К лету партии разругаются, потому что заняться им будет нечем

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка