Призрак отложенного конца

№9–10(733) 31 июля — 6 августа 2015 г. 30 Июля 2015 4.6

Эпицентром политической жизни страны на минувшей неделе стал скромный Чернигов, где в округе №205 состоялись промежуточные выборы в Верховную Раду.

К сожалению, достаточно рутинное с точки зрения демократической процедуры мероприятие обернулось фарсом. Чего стоят хотя бы 127 зарегистрированных претендентов на депутатское кресло (из которых в бюллетене оказался 91)!

О беседе двух озабоченных

В Чернигове было все — включая прямой подкуп избирателей пресловутой «гречкой». Причем не гнушались грязных технологий именно те политики, которые с трибуны евромайдана требовали честных и прозрачных выборов.

Фаворитами в 205-м округе являлись один из ближайших сподвижников Игоря Коломойского Геннадий Корбан в статусе лидера партии УКРОП и глава Государственного управления делами Сергей Березенко, выдвинутый БПП. Последний и одержал убедительную победу с 35,85% против 14,89% у Корбана.

Как видим, черниговский избиратель предпочел представителя действующей власти — справедливо не ожидая от междоусобной борьбы (а успех Корбана однозначно означал бы ее усиление) ничего хорошего.

На этом фоне произошло чрезвычайно любопытное событие. 22 июля Игорь Коломойский рассказал о состоявшейся накануне встрече с Петром Порошенко: «Обсуждали, какая ситуация в стране. В том числе обсуждали выборы в Верховную Раду одного депутата, которые произойдут в Чернигове. Он высказывал свою озабоченность, я тоже высказывал свою озабоченность. Каждый озабочен чем-то своим. Если меня приглашают на встречу, то я прихожу. Я не могу проявлять инициативу, он же президент». (theinsider.ua)

Такая аудиенция выглядит совершенно неожиданной. И означать она может только то, что у президента решили предложить олигарху мир, сочтя, что полномасштабный конфликт обойдется дороже.

Видимо, в обмен Коломойскому были предложены определенные преференции — которые, впрочем, могут ограничиваться обещанием не трогать бизнес, ну и, понятно, гарантиями личной безопасности для него и его ближайшего окружения.

Хотя нельзя исключать и того, что президенту необходим противовес набирающему в глазах населения все больший авторитет, то есть усиливающемуся Саакашвили, который при этом опирается на внешнюю поддержку (притом что отношения между ними кажутся совершенно безоблачными).

Тем временем заявил о своей отставке первый заместитель генпрокурора Владимир Гузырь. Напомню, именно он пытался препятствовать проведению организованной Давидом Сакварелидзе операции по задержанию высокопоставленных коллег.

Тогда Саакашвили написал в Фейсбуке: «Надеюсь, что тот руководитель, который явно пытался замять это дело, ответит за свои действия». А вот позиция Администрации Президента выглядела как попытка вывести Гузыря из-под удара. Защищал его и вернувшийся из отпуска генпрокурор Шокин.

Тем не менее отставка Гузыря состоялась. Эта небольшая, но очевидная победа Саакашвили вряд ли вызывает особую радость на Банковой.

О гуманитарно-логистических минах под свободный Донбасс

Пока не ясно, является ли активизация мирного процесса в Донбассе поиском компромиссов или же масштабной имитацией
Пока не ясно, является ли активизация мирного процесса в Донбассе поиском компромиссов или же масштабной имитацией

Мирный процесс на Донбассе внешне активизировался. Но пока неясно, что имеет место в действительности — усиление поисков компромисса или же просто масштабная их имитация.

21 июля действующий председатель ОБСЕ министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич, который впервые принял участие в заседании контактной группы, заявил, что достигнута практическая договоренность по отводу танков и определенных вооружений калибром до 100 мм. По его словам, верификация соглашения ожидалась тем же вечером.

Однако ничего подобного не произошло, хотя подгруппа по безопасности провела дополнительный раунд переговоров. В чем именно загвоздка, не сообщалось. А по слухам, которые озвучил замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин, причина неудачи — в позиции украинской стороны. Киев подобные слухи опровергать не стал.

22 июля на Луганщине Петр Порошенко сказал, что поручил представителям Украины в контактной группе немедленно подписать с ОБСЕ и российской стороной соглашение о создании 30-километровой буферной зоны вдоль линии разграничения, отвести оставшуюся артиллерию, танки и минометы. При этом президент подчеркнул: «Наши дипломатические усилия увенчались успехом, вчера в Минске наши предложения были приняты, и через несколько дней начнется отсчет часов, с которых под контролем ОБСЕ будет отведено все тяжелое вооружение».

Но, как оказалось, «немедленно» означает временной промежуток почти в две недели. Во что сказал глава государства в интервью каналу СТБ 25 июля: «Мы установили жесткие сроки подписания данного соглашения — до 3 августа, не позднее, соглашение должно быть подписано. И потом остается 10 дней для того, чтобы его срочно имплементировать».

Поэтому, несмотря на оптимизм, который высказали на Западе по поводу последних переговоров, нельзя исключать, что на деле реализуется пятый сценарий событий на Донбассе, изложенный («ЗН») Владимиром Горбулиным (представляющим Украину в политической подгруппе контактной группы). Этот вариант, названный им «ни мира, ни войны», как раз и предполагает бесконечные переговоры без фиксации договоренностей.

Показательно, что нигде не сообщается о дате очередного заседания контактной группы — а ведь только на заседании можно подписать соответствующее соглашение.

Во многом аналогичная ситуация и в экономической подгруппе. По словам нового координатора ОБСЕ австрийского дипломата Мартина Сайдика был достигнут прогресс в двух вопросах: в восстановлении объектов водоснабжения Донецкой и Луганской областей с помощью правительства ФРГ, а также в восстановлении железнодорожной инфраструктуры для перевозки угля.

Но опять-таки формализации договоренностей нет. Полпред «ЛНР» на переговорах Владислав Дейнего лишь заметил: «Ждем от Украины письменного согласования, чтобы запустить процесс по восстановлению объектов водоснабжения».

Состоялось ли такое согласование — на момент подготовки номера неизвестно. Но сразу после заседания контактной группы пришло сообщение, что свой пост (проработав всего три месяца) покидает координатор экономической подгруппы от ОБСЕ немец Томас Миров. Именно с его именем связывают — по крайней мере в МИД ФРГ — указанные договоренности.

Впрочем, гуманитарно-экономические соглашения могут быть реализованы хотя бы отчасти. Ведь власть весьма заинтересована в увеличении поставок угля в условиях дефицита топлива на ТЭС. На днях впервые после окончания холодов Украина вновь стала импортировать электроэнергию из РФ.

Да и в части водоснабжения заинтересованность Киева присутствует, т. к. поврежденные объекты обслуживают и подконтрольные центральной власти территории Донбасса. Кроме того, в «отдельных районах» Луганщины еще месяц назад сложилась критическая ситуация с поставками воды — и вряд ли санитарный кордон вдоль линии соприкосновения сможет предотвратить распространение возможных инфекций.

Стоит сказать и об односторонней инициативе Киева. 20 июля, встречаясь с представителями Украины в контактной группе, Петр Порошенко сообщил о своем поручении ускорить открытие гуманитарно-логистических центров на линии разграничения. Там люди смогут купить еду и лекарства, там же будет предусмотрена возможность функционирования мобильных банковских учреждений.

Создания таких центров Минские договоренности не требуют. И этот шаг может продемонстрировать жителям неподконтрольных территорий очень серьезный аргумент в пользу Украины: более низкие цены. Ведь даже по официальным данным «республик», продаваемые там российские продукты и товары повседневного спроса стоят на треть дороже.

В целом идея неплохая, даже при том что от ее реализации на неподконтрольных территориях больше всего, очевидно, выиграют перекупщики и мелкие предприниматели.

Что же касается мобильного банкинга, возможно, он будет использован для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Вряд ли платежи будут осуществляться в большом масштабе, но в перспективе при создании таких центров будет гораздо проще объяснить отключение неподконтрольному Донбассу газа и электричества: дескать, создали условия для оплаты, но все равно не платят.

О санкционном кошмаре от друзей Путина

На Западе, судя по заявлениям официальных представителей, больше всего желают договоренностей о проведении на Донбассе местных выборов. В частности, об этом 22 июля откровенно сказал спикер МИД ФРГ Мартин Шефер на традиционной правительственной пресс-конференции.

Как следует из переданных РИА «Новости» высказываний Ивицы Дачича сразу после заседания контактной группы, председатель ОБСЕ подчеркнул: стороны должны согласовать обстоятельства выборов. При этом говорил об их проведении осенью как о решенном факте.

Что же касается состоявшегося вечером 23 июля разговора лидеров «нормандской четверки», то, как следует из сообщения пресс-службы Президента Украины, Петр Порошенко «особенно подчеркнул недопустимость проведения запланированных на 18 октября и 1 ноября псевдовыборов (т. е. выборов глав местных советов, назначенных на эти дни соответственно «ДНР» и «ЛНР». — С. Б.), которые не будут иметь юридических последствий».

По сообщению же кремлевской пресс-службы Владимир Путин призвал Киев к диалогу с «представителями Донбасса» — в частности, должны быть определены «модальности и порядок проведения местных выборов».

А вот по словам заместителя спикера канцлера ФРГ Кристиан Вирц, в беседе отмечалась «острая необходимость» прогресса в вопросе выборов. Которые должны пройти «в соответствии не только со стандартами ОБСЕ, но и с украинским законодательством, и с особым статусом территорий, контролируемых сепаратистами».

Сайт президента Франции Франсуа Олланда перечислял, в каких вопросах стороны «пришли к согласию». Среди прочего и такой пункт: «важность единой даты местных выборов во всей Украине, включая отдельные районы Донецкой и Луганской областей».

Таким образом, четыре пресс-релиза фиксируют три позиции по поводу выборов: для Киева главное, чтобы их не проводили в «ДНР» и «ЛНР» без согласования правил, для Москвы — это лишь один из многих вопросов, но она не акцентирует необходимость его скорейшего решения, для Парижа и Берлина эта проблема явно приоритетная. Однако ситуация такова, что не представляется реальным проведение этих выборов в строгом соответствии ни с действующим украинским законодательством, ни с новым законом, который направлен на подпись президенту. Столь же невозможным кажется и вариант согласования Киевом с «ДНР» и «ЛНР» решения о специфике выборов, которое бы санкционировало отступления от законов Украины.

Куда более реальны, на мой взгляд, следующие варианты.

Первый. Уже объявленные местные выборы на Донбассе («псевдовыборы» по Порошенко) откладываются под предлогом достижения согласия на уровне контактной группы. Ведь в конце концов пока объявлены только выборы мэров, а не депутатов местных советов. В русле такой версии и недавнее предложение полпреда «ЛНР» Владислава Дейнего продлить минский процесс на будущий год — в связи с тем, что Украина не успеет внести конституционные изменения.

Второй. Выборы таки проводятся — и конфликт на Донбассе проходит точку невозврата, причем независимо от того, последует ли обострение военных действий. Напомню, именно после прошлогодних выборов на Донбассе (точнее, сразу как только стала очевидной их неизбежность) работа контактной группы заморозилась — и для полноценного возобновления процесса потребовались три с половиной месяца, вместившие в себя переход от перестрелок к полномасштабным боям, а в результате — «Минск-2».

Согласимся, некоторые высказывания, звучащие с Запада, вроде бы дают основания предполагать: там настроены, чтобы местные выборы на Донбассе непременно прошли осенью, и дают понять, что ждут от Киева уступок. Однако такая трактовка, судя по всему, основана либо на нечеткости самих высказываний, либо на особенностях их трансляции СМИ.

Ведь и слова Кристиан Вирц о необходимости проведения выборов «в соответствии с особым статусом», при формальной трактовке могут означать согласие Берлина с положениями этого закона в действующей редакции. Согласно которой сначала с Донбасса уходят российские войска, Украина возобновляет контроль над всей границей — а затем уже выборы.

Но в пресс-службе канцлера наверняка о таких нюансах не думали, а просто хотели дать сигнал: нужно скорее договориться о выборах, в т. ч. с учетом особенностей неподконтрольных территорий. При этом фрау Вирц употребила даже столь раздражающий Киев оборот — «особый статус».

Тем не менее трудно представить, что на Западе могут принять предложенные в «ДНР» и «ЛНР» особенности проведения выборов, а именно:

  • создание автономных от ЦИК Украины избиркомов в каждой из двух «республик»;
  • назначение всех нижестоящих избирательных комиссий этими избиркомами;
  • запрет партийного выдвижения кандидатов.

С объективной точки зрения эти особенности выглядят столь же противоречащими Минским соглашениям, как и конституционная реформа, которой на Западе рукоплескали. И, видимо, у Киева есть немалые основания надеяться, что провал в достижении договоренностей по выборам на Донбассе станет для Запада серьезным поводом возложить на РФ всю вину за срыв соглашений, достигнутых в Минске, — желательно с дальнейшим усилением санкций.

Последнее обстоятельство кажется украинскому властному политикуму особо актуальным в свете того, о чем поведал каналу «112 Украина» Юрий Луценко по итогам своей поездки в Брюссель. Лидер фракции БПП посетовал: «К сожалению, речь идет о сохранении санкций (т. е. не об их усилении — С. Б.), они прямо говорят, что этот вопрос под угрозой. Потому что друзья Путина говорят, что Украина сама виновата и не хочет мира, не выполняет Минские соглашения, а, следовательно, они не должны терять свои возможности торговать с Россией».

Более того. «Давние друзья Украины из Европарламента... считают, что удержать эти санкции, если Украина прекращает поддерживать Минские соглашения, практически невозможно. То есть это их месседж: мы будем вашими союзниками, мы и дальше будем уничтожать экономическую мощь Кремля, продолжать фактически дипломатическую изоляцию Кремля, при условии, что мы вместе будем придерживаться мирного плана», — заявил Юрий Луценко.

И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный... кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.  Книга Бытия,  глава 9
И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный... кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.  
Книга Бытия,  глава 9

О Туке, который о вате

Между тем непонятно, состоятся ли местные выборы в октябре на свободной от «республиканцев» части Донецкой и Луганской областей. Против их проведения (хотя они там, как и по всей стране, объявлены Верховной Радой) высказались оба губернатора — Павел Жебривский и недавно назначенный Георгий Тука.

Кстати, немного о последнем. Думается, его назначение с лихвой компенсирует вероятный отвод от линии фронта добровольческих батальонов. Представляя 22 июля в Северодонецке Георгия Туку в качестве нового главы области, Петр Порошенко так охарактеризовал его: «Новый человек, с безупречной репутацией, с нетерпимостью к коррупции, с новым мышлением, с современными нестандартными решениями, с Украиной в сердце».

Напомню, Георгий Тука получил известность как волонтер, создавший организацию «Народный тыл», которая занималась снабжением боевых частей армии и Нацгвардии.

Еще один штрих к портрету. 24 мая на своей странице в Фейсбуке Георгий Тука так отреагировал на возмущение в сети, вызванное информацией, что бойцы «Правого сектора» отрезали пальцы захваченному противнику:

«Вата! Посмотри на мое фото! Я похож на «голубя мира»?! Вот — лишь часть моего «личного счета»: Макс, Темур, Женя, Олег, Игорь, Иван... Вата! Ты подняла вонь из-за пальцев убийцы?!! Вата! Да, иди ты накуй со своей «голубятней»! Я буду помогать вашему уничтожению до последнего!».

Новоназначенный глава Луганской ОГА назвал одним из приоритетов решение «проблем по безнаказанности тех людей, которые были причастны к сепаратистским движениям во время оккупации».

Вообще-то Минские соглашения предполагают амнистию. Но обратим внимание, что этот вопрос выпадает из тем, которые озвучивают в последнее время западные политики. Очевидно, они вполне справедливо полагают, что провести амнистию через Верховную Раду не удастся — даже если приедет Нуланд с кнутом и пряником.

О дефолте, входящем в привычку

Многие эксперты с некоторой опаской ожидали 24 июля — на этот день была намечена выплата Украиной $120 млн. купонного дохода по евробондам.

Неоднократные заявления наших должностных лиц давали основания полагать, что выплата произведена не будет — и это с формальной точки зрения означает технический дефолт. Но деньги кредиторам поступили в срок.

Сразу замечу, что при всех проблемах Украины $120 млн. — не та критическая сумма, выплату которой невозможно обеспечить физически за отсутствием таких средств у государства. Т. е. в любом случае было бы политическое решение.

Ведь проблема дефолта столь остро возникла в результате требований МВФ, который увязал выделение очередного транша Украине с достижением согласия с коммерческими кредиторами о реструктуризации нашего долга (иными словами, в фонде не хотели, чтобы выделенные средства ушли этим кредиторам).

Переговоры о реструктуризации идут крайне тяжело, и достаточно очевидно, что высказывания о возможном дефолте, звучащие из уст официальных лиц, — один из рычагов давления на контрагентов. Дескать, не согласитесь на реструктуризацию — вообще неизвестно, что и когда получите.

Ранее я отмечал, что в такого рода переговорах очень часто согласие достигается «на флажке». Но в нашем случае «флажок» переносился несколько раз — МВФ не принимал решение о выдаче очередного транша, первоначально планировавшегося на 15 июня, но и не отказывал в нем.

Соответственно, продолжались переговоры с кредиторами, во время которых и были выплачены два текущих платежа — $150 млн. по российскому кредиту и $120 млн. по евробондам.

Последняя оплата совпала с обнадеживающей вестью:

«В ходе традиционного брифинга в Вашингтоне директор департамента коммуникаций МВФ Джерри Райс заявил, что совет директоров фонда по выделению очередного транша Украине в размере $1,7 млрд. состоится в пятницу, 31 июля. И к этой дате, по мнению МВФ, договоренность Киева с кредиторами о реструктуризации внешнего долга на сумму $15,3 млрд. будет достигнута». (economics.unian.ne)

Впрочем, открывать шампанское пока рано. Подобное заявление отнюдь не гарантирует положительного результата, тем более — к конкретной, очень скорой дате. Как правило, именно откладываемые под конец переговоров пункты оказываются камнем преткновения. Нельзя исключать и того, что заявления чиновников о достигнутом прогрессе носят сугубо политический или авансовый характер — ведь окончательное решение о новом транше еще не принято.

А уже совсем скоро Украину ждет основной груз платежей. По коммерческим кредитам в августе—декабре Украина должна выплатить 91,52 млрд. грн., по кредитам международных организаций — 10,8 млрд. грн., по официальным кредитам — 164,53 млн. грн.4

Тем временем международное рейтинговое агентство Moody's отмечает, что риск введения Украиной моратория на выплаты по внешним долгам сохраняется. Что же касается упомянутых $120 млн., то, по мнению экспертов, «данный платеж был осуществлен, поскольку правительство сочло достигнутый прогресс в переговорах достаточным и не захотело навредить дальнейшему процессу», передает агентство РИА «Новости Украина».

«Мы ожидаем, что по той же причине правительство Украины к 23 августа осуществит следующую выплату в размере $60 млн.», — отмечается в сообщении агентства.

При этом эксперты Moody's предполагают: «Если правительство Украины и частные кредиторы не достигнут соглашения к моменту сентябрьского пересмотра программы МВФ, Украина может воздержаться от погашения 23 сентября облигаций на $500 млн., выпущенных в 2010 году».

Таким образом, если верить международным аналитикам, риск дефолта никуда не делся — просто переносится на сентябрь текущего года. Словом, привыкаем жить в постоянном ожидании «конца света».

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка