Система жилищных субсидий: развитие в тупик

№38(788) 23 — 29 сентября 2016 г. 22 Сентября 2016 6 4.9

, Игорь КОНДЕНКО

Бездарный майданный режим, обваливший украинскую экономику до неприлично низкого уровня даже по меркам отсталых африканских стран, параллельно выстраивает систему, которая делает невозможным восстановительный рост. Одна из важных ее составляющих — жилищные субсидии.

Как пафосно заявил Владимир Гройсман 18 сентября в прямом эфире ТСН, в ближайшее время из 15 млн. украинских семей системой жилищных субсидий будут охвачены 9 млн. Почти две трети населения планируется посадить на субсидии!

«Мы рассчитали... что субсидии получат до 9 млн. семей. Но реальную картину увидим, когда люди оформят субсидии. Больше точно не будет, — заверил премьер-министр. — Сами субсидии получат соответствующую защиту. Эта система достаточно справедлива. То есть ты имеешь невысокий доход — за тебя государство поможет заплатить... Есть 6 млн. семей, которые сегодня получают субсидии. Хочу всех успокоить, что система сработает и произойдет переоформление... Мы обеспечим все семьи, которые нуждаются в поддержке... Каждого гражданина, у которого есть невысокий доход, мы защитим. А все, кто имеет высокий доход, ездит на крутых машинах, имеет большие дома или квартиры, — пусть платят полноценно».

Такие «защитники», как Гройсман, сначала довели население до крайней степени нищеты, а теперь с апломбом рапортуют, как выстраивают систему защиты граждан. Это все равно, что переломать кому-нибудь руки-ноги, а затем предложить помощь — не подсобить ли вам добраться до дома?

Из сказанного главой правительства вытекает, что в стране проживает несметное количество богачей — имеющих «высокий доход», ездящих «на крутых машинах», имеющих «большие дома или квартиры». Ну в общем, тех, кто, по словам премьера, «пусть платит полноценно». Если вести счет по семьям, то ныне таковых (за вычетом 6 млн. получающих субсидии) — 9 млн. семей из 15 млн.!

И даже если до конца года Гройс-ман доведет количество получателей жилищных субсидий до 9 млн. семей, то и тогда останется 6 млн. семей, относимых к категории «имеющих высокий доход». Адекватны ли такие цифры? Очевидно, что нет.

В реальности тех, «кто имеет высокий доход, ездит на крутых машинах, имеет большие дома или квартиры», — 150—200 тысяч. Т. е. при любых раскладах значительная часть населения будет вынуждена тянуть непомерные коммунальные тарифы, отказывая себе в необходимом.

Есть смысл обратить внимание и на другие цифры. На 2016-й в госбюджет закладывалось 35 млрд. грн. на жилищные субсидии. На 2017-й Гройсман закладывает 50 млрд. грн.

Однако напомним: в течение 2016-го коммунальные тарифы неоднократно возрастали, причем в несколько раз (сначала при Яценюке, а затем и при Гройсмане), а кроме того, премьер обещает на 50% увеличить число получателей жилищных субсидий. Даже по самым скромным прикидкам, в бюджет надо закладывать раза в два больше средств, чем планирует руководитель Кабмина (если, конечно, он действительно намерен сделать так, чтобы люди не ощутили рост тарифов ЖКХ).

Однако это все лирика. Перейдем к физике.

Не вызывает сомнений, что богатые (действительно богатые, а не те 6—9 млн. семей, которых таковыми назначает премьер) должны платить больше, чем бедные. И уж, конечно, субсидировать оплату услуг ЖКХ тем, кто содержит пентхаусы по 300—500 и более квадратов или дворцы со многими десятками комнат, государство не должно.

Однако здесь не нужно изобретать велосипед. Его изобрели еще во времена президентства Леонида Кучмы, и он исправно работал в стране многие годы. Устанавливается социальная норма потребления того или иного ресурса (электроэнергии, газа, воды и т. д.), в рамках которой действует одна цена. При превышении такой нормы оплата возрастает в несколько раз. Простой и эффективный механизм, при котором все имеющие «большие дома или квартиры» платят за услуги ЖКХ значительно больше, чем обычные граждане.

Майданная власть оперирует аргументом, что существование специальных цен, например, на газ для населения (более низких, чем для промышленности) якобы создает предпосылки для коррупции. Мол, часть такого газа продают по реальным ценам, а разница идет в карман махинаторов.

Но это говорит всего лишь о неспособности (или нежелании) власти наладить систему учета и контроля, причем не из самых сложных. Точнее говоря (как мы увидим далее), на порядок менее сложную, чем учет и контроль при внедряемой системе жилищных субсидий.

Весь документооборот сейчас электронный, в каждой платежке за услуги ЖКХ указано, за какие объемы потребленных ресурсов платит каждая семья. Свести все цифры воедино нетрудно. Соответственно можно с точностью до кубометра высчитать, сколько газа было потреблено именно гражданами — как по Украине в целом, так и по отдельно взятым области, городу, району и даже дому. А если еще и обеспечить счетчиками (как и положено по закону) каждое жилище — тем более.

Но даже это не главное.

Интересует другое — мотивация граждан к работе, к высоким доходам и к их раскрытию. Как при ныне существующей системе власть намерена мотивировать и граждан, и бизнес к прозрачности?

Ежедневно мы слышим сетования властей на то, что значительная часть украинской экономики — в тени, что высока доля зарплат, выплачиваемых в конвертах. Из-за этого государство недополучает налоги в бюджет. Такая ситуация приводит к дефициту Пенсионного фонда (ПФ), обусловливает низкий уровень пенсий и подталкивает к очередному увеличению пенсионного возраста.

Глава Минсоцполитики Андрей Рева 17 сентября в эфире 112-го телеканала привел такие цифры: из 26 млн. трудоспособного населения у нас официально заняты 16 млн., а единый социальный взнос платят только 10 млн., притом 4 млн. из этих 10 млн. выплачивают его с минимальной зарплаты. Отсюда и такой огромный дефицит ПФ — около 150 млрд. грн. Главная проблема этого фонда, по словам министра, коренится в большой доле теневой экономики и в выплате значительной части зарплат в конвертах.

И г-н Рева прав. Однако возникает вопрос: мотивирует ли граждан система жилищных субсидий на получение «белых» зарплат? Очевидно, что нет. Покажешь свою реальную зарплату — лишишься субсидии. Следовательно, ныне созданная система, напротив, мотивирует скрывать свои доходы, выглядеть нищим (хотя бы на бумаге).

, Игорь КОНДЕНКО

И ладно бы такая мотивация касалась нескольких процентов граждан. Но речь-то идет о почти двух третях населения страны! Трудящиеся члены всех тех 9 млн. семей (из 15 млн.), которых премьер обозначил как получателей субсидий, не заинтересованы демонстрировать официальный высокий заработок, им выгоднее получать деньги в конверте.

И это совпадает с интересами предпринимателя-работодателя: зарплата в конвертах освобождает его от необходимости вносить существенные платежи в ПФ и делать другие подобные отчисления. А чтобы платить зарплату в конверте, работодателю в свою очередь необходимо иметь незадекларированные доходы, т. е. он должен часть своего бизнеса (а то и весь полностью) увести от налогов. Таким образом, выстраиваемая система жилищных субсидий загоняет зарплаты в конверты, а экономику — в тень.

Далее. Высокие коммунальные тарифы сами по себе наносят сокрушительный удар по украинской экономике, делая потребителя нищим. А нет потребителя, способного покупать товары и услуги, — нет смысла вести бизнес. И созданная система жилищных субсидий еще больше усугубляет эту ситуацию.

Напомним, что согласно положению о порядке назначения и предоставления населению субсидий жилищная субсидия не предоставляется, если в течение года перед обращением за ней осуществлена единовременная покупка товара или услуги на сумму свыше 50 тыс. грн. По сути это означает необходимость отслеживать в течение года все покупки и все полученные услуги всего населения страны. Невозможно представить масштабы того учета и контроля, который потребуется при этом!

Теперь любой человек, даже имеющий деньги и желающий приобрести что-либо за указанную сумму, десять раз задумается: а стоит ли? Ведь следствием станет невозможность получить жилищную субсидию. Не сможешь претендовать на нее в течение года. Даже если сегодня способен платить — кто знает, какие тарифы установит правительство через месяц, через три или через полгода.

Система жилищных субсидий в нынешнем ее виде ограничивает активность потребителя —он воздерживается от покупки товаров и услуг. А это убивает бизнес.

В общий доход при начислении субсидии засчитываются доходы от банковских депозитов или ценных бумаг. А г-н Рева в упомянутом выступлении ратовал за то, чтобы в дальнейшем учитывать весь объем банковских депозитов в целом.

Высока ли в подобных обстоятельствах мотивация граждан нести деньги в банк? Ясно, что нет. Ведь можно лишиться жилищных субсидий. Надо ли говорить, как это сказывается (и будет сказываться дальше) на банковской системе страны, и без того находящейся далеко не в блестящем положении?

Наконец, последнее: экономия и снижение затрат. Представители власти призывают к этому со всех трибун. Но грош цена этим призывам, если за ними нет экономических стимулов. А их с увеличением числа получателей субсидий (ведь правительство фактически проводит курс на рост этой группы) все меньше и меньше.

Ныне 6 млн. семей демотивированы к экономии, а скоро, согласно обещанию Гройсмана, таковых станет 9 млн. Зачем экономить, зачем внедрять ресурсосберегающие технологии, если жилищные субсидии (а с ними и плата за услуги ЖКХ) привязаны не к объемам потребленных газа/воды/электроэнергии, а к уровню задекларированного дохода?..

Пропагандируемая система жилищных субсидий порочна еще и тем, что стимулирует асоциальное поведение части населения, способствует маргинализации определенных групп граждан. Ведь лодыря, алкоголика и т. д. она совершенно не понуждает к труду. Пару гривен заработал — пропил. А за квартиру ему государство и так заплатит как «малоимущему».

Подведем итог. Созданная система жилищных субсидий заведомо порочна. Она убивает экономику, загоняет ее остатки в тень, уничтожает стимулы к открытости и прозрачности в том, что касается доходов граждан, не позволяет решить проблемы Пенсионного фонда, никак не содействует экономии потребляемых ресурсов. И этот список минусов — далеко не исчерпывающий.

Властям необходимо работать не над увеличением числа получателей жилищных субсидий, а над сведением их количества к минимуму. Для этого, как уже было сказано, должна быть установлена социальная норма потребления того или иного ресурса (электроэнергии, газа, воды и т. д.).

А главное — сведение числа получателей к минимуму, безусловно, предполагает приведение коммунальных тарифов к уровню, адекватному нынешним доходам украинцев.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Некрасивые мультфильмы

У политической Николаевщины репутация тихого, но глубокого и грязного коррупционного...

ЗАЯВА ПРО НАМІРИ І ЕКОЛОГІЧНІ НАСЛІДКИ ДІЯЛЬНОСТІ

Проектом передбачено будівництво житлово-офісного комплексу з...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Комментарии 6
Войдите, чтобы оставить комментарий
Анатолий Гонтар
26 Сентября 2016, Анатолий Гонтар

Великолепная статья! Не статья -а великолепный анализ существующей ситуации! Я, как получатель субсидии, давно пришел к таким выводам,Но наши гройсманы-вальцманы под диктовку американских негров готовы уничтожить украинский народ и государство Украина чтобы добиться похлопывания по плечу от заокеанских покровителей. Мое предложение - издать этот материал отдельной брошюрой миллионным тиражом и распространить по всем кабинетам по всей Украине, чтобы показать глупость и тупость современных властей!

- 13 +
Александр Юрченко
23 Сентября 2016, Александр Юрченко

Таким образом предложенные действия по реформированию жилищного сектора и отсутствие создания сил рынке по предоставлению услуг несут угрозы из-за их неэффективности для потребителей, отсутствия средств у населения, даже при наличии субсидий, приведет и уже привело к увеличения коммунальных тарифов , к потере отдельными категориями населением квартир и их переселения на окраины больших городов.

- 15 +
Барб

Отличная статья! Жаль, только очень небольшой круг людей ознакомится с ней ...

- 22 +
Аналитик
22 Сентября 2016, Аналитик

Большевики делали экспроприацию награбленного, сегодняшняя власть - экспроприацию заработанного, чтобы потом выдавать это за субсидии. Не государство создаёт всё в нём, а народ. И если средств на оплату созданных им же благ у народа не хватает, значит кто-то их украл. И этот кто-то имеет наглость называть украденное субсидиями.

- 46 +
Владимир Долгопятов
22 Сентября 2016, Владимир Долгопятов

Очень рад появлению статьи, автором которой является уважаемый очень многими читателями Двухтысячки - С.В. Лозунько. Это почти после годичного его молчания. С чем искренно поздравляю Сергея. Тема субсидий, тарифов, дальнейшего обнищания простых украинцев очень животрепещущая и нынешние правители страны решить её не в состоянии. Да и не желают они это делать. Необходимо обязательно провести внеочередные перевыборы парламента, сменить правительство во главе с президентом. При чём делать это следует незамедлительно. Лишь в этом случае можно ожидать улучшение условий жизни нашего народа. Правителей, которые привели страну, практически, к геноциду привлечь к ответственности по украинским законам.

- 56 +
+ Показать все комментарии
Блоги

Авторские колонки

Ошибка