Три прогноза для Украины

№23(775) 10 — 16 июня 2016 г. 09 Июня 2016 2 4.7

Судьба нынешнего украинского режима зависит исключительно от доброй воли США и западноевропейских государств // cdn.tvc.ru

В минувшую пятницу, 3 июня, состоялась пресс-конференция Петра Порошенко, который сделал все возможное, чтобы продемонстрировать украинским и зарубежным экспертам свою демократичность, способность контролировать ситуацию в стране, уверенность в собственном будущем и убежденность в том, что Украина по-прежнему пользуется поддержкой Запада.

Уже во вступительном слове было объявлено, что в современной Украине обеспечена свобода слова (очередным доказательством ее существования была объявлена сама президентская пресс-конференция), достигнута политическая стабильность, остановлена реализация «неукраинского по своему происхождению» сценария, призванного «посеять в стране хаос и безвластие».

Нужно отметить, что все это было сказано столь искренне, а затем, в ходе ответов на вопросы журналистов, президент так охотно повторял и развивал эти тезисы, что невольно складывалось впечатление, что Порошенко действительно верит собственным словам.

Если это так, то положение дел, оказывается, еще хуже, чем можно было предположить. Власть не просто совершает ошибку за ошибкой, она при этом сохраняет убежденность, что движется правильным курсом, который позволит ей сохранить контроль над страной по крайней мере до окончания нынешнего президентского правления. Это значит, что власть лишена возможности адекватно оценивать ситуацию, складывающуюся в стране, и плохо представляет смысл событий, происходящих в мире.

Например, президент мог бы задаться вопросом: можно ли увидеть на наиболее популярных украинских каналах сторонников федерализации Украины, приверженцев идеи национализации крупной собственности или противников сотрудничества с НАТО, которое Петр Порошенко пообещал запустить «на полную мощность». Между тем каждое из приведенных положений поддерживается, согласно данным социологических опросов, по меньшей мере 15% украинских граждан (в случае с НАТО эта цифра приблизительно в два раза выше).

Причем большинство украинцев, мнение которых игнорируется общенациональными медиа, проживают в юго-восточных регионах, что не только говорит о сохранении межрегиональных противоречий, но и указывает на перспективу появления на юго-востоке радикальных политических сил, выступающих за смену центральной власти.

И чем сильнее будет государственное руководство противодействовать обсуждению в медиа требований значительной части жителей юго-востока, тем более опасная ситуация будет складываться по мере дальнейшего ослабления центральной власти.

Несмотря на бодрый тон президентской пресс-конференции, в том, что позиция нынешнего государственного руководства будет становиться все более шаткой, можно не сомневаться. И не только потому, что экономический спад продолжается, массовая безработица растет (прежде всего в промышленных регионах, больше других пострадавших от курса нынешней власти на деиндустриализацию), а у власти нет ни желания заниматься созданием рабочих мест, ни сколько-нибудь убедительного плана по повышению недопустимо низкого уровня жизни.

Сами по себе настроения социального протеста в силу раздробленности украинского общества не представляли бы для власти серьезной угрозы, если бы она собственными руками не создала силы, способные ими воспользоваться. Петр Порошенко стремится сосредоточить в своих руках властные полномочия, продолжая в менее благоприятных обстоятельствах курс, который привел к гибели режим Януковича.

Понятно, что крупных политических инвесторов (т. е. ведущие украинские олигархические группировки) подобное поведение президентского окружения, мягко говоря, раздражает. Поэтому они обязательно начнут вкладываться в политическую дестабилизацию, как только представится соответствующая возможность. Причем ждать, когда власть совершит просчет, позволяющий быстро «подогреть» протестные настроения, как это было осенью 2013 г., теперь совершенно не обязательно. В стране и без того сложилась взрывоопасная ситуация, и политических игроков, желающих этим воспользоваться, удерживает от активных действий только позиция руководства США и ЕС.

Западные политические лидеры противодействуют дестабилизации Украины. Судьба нынешнего украинского режима, вопреки тем иллюзиям, которыми он руководствуется, зависит исключительно от доброй воли политических сил, определяющих внешнеполитический курс США и западноевропейских государств. А их позиция в ближайшем времени может существенно измениться. Точнее говоря, перемены уже идут, только украинская власть предпочитает их не замечать.

Уже в январе сменится американская администрация. Место Барака Обамы, скорее всего, займет Хиллари Клинтон, которая обладает значительными шансами на победу на предстоящих президентских выборах. В отличие от нынешнего хозяина Белого дома, бывшая госсекретарь выступает за резкую активизацию американской внешней политики. А это потребует усиления присутствия США на Европейском континенте и принятия мер для укрепления внутреннего единства западного сообщества под американским лидерством.

Новая волна украинского кризиса, предоставляющего Москве шанс вновь вступить в борьбу за контроль над внешней политикой Киева, может создать нужную почву для реализации американских планов на европейском направлении. Тем более что если нынешнему президенту сохранение политической стабильности в Украине необходимо для поддержания внешнеполитического престижа и демонстрации международного влияния, то Хиллари Клинтон будет свободна от любых обязательств на этот счет.

Будет меняться и позиция Евросоюза. Об этом свидетельствуют два важных события международной жизни, на которые украинский президент не посчитал нужным даже намекнуть во время своей встречи с журналистами, несмотря на то что они произошли за несколько дней до его пресс-конференции.

Во-первых, в конце мая президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер объявил о своем намерении посетить 16 июня Петербургский экономический форум и встретиться с Владимиром Путиным.

Во-вторых, 2 июня немецкий парламент официально признал, что трагические события 1915 г., в результате которых погибли сотни тысяч армян, проживавших в Османской империи, являются геноцидом.

Оба этих события являются признаками того что у Евросоюза в целом, и у Германии как ведущей страны ЕС может появиться новый внешнеполитический курс, который, судя по всему, будет значительно менее благоприятным по отношению к Украине.

Какой будет геополитическая стратегия ЕС, мы узнаем довольно скоро. Глава европейской дипломатии Федерика Могерини пообещала, что в июне будет опубликована новая «глобальная стратегия» Евросоюза. При этом от представителей окружения верховного представителя Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности стало известно: несмотря на то что Россия будет названа в новом внешнеполитическом документе ЕС «стратегическим вызовом», в нем будет содержаться призыв к поиску точек соприкосновения с Москвой и укреплению сотрудничества по вопросам, представляющим интерес для обеих сторон.

Контуры подобной стратегии проступали уже довольно давно, и в том, что она в конце концов будет принята, нет ничего удивительного. В принципе она устраивает всех крупных игроков внутри западного сообщества:

американскую администрацию, поскольку позволяет опираться на российское содействие при урегулировании международных проблем (в том числе на Ближнем Востоке, который остается для США одним из самых важных регионов), но при этом предоставляет возможность использовать образ «российской угрозы» для поддержания внутреннего единства западного сообщества;

немецкое руководство, так как способствует расширению внешнеэкономических связей с Россией, но при этом создает идейную основу для ограничения российского влияния в Украине и Молдове (а в перспективе — и в Беларуси);

европейскую внешнеполитическую бюрократию, ибо гарантирует европейским государствам, заинтересованным в экономическом сотрудничестве с Россией, возможность выбора выгодного для них формата отношений с Москвой, предотвращая возникновение внутри ЕС противоречий по российской проблеме.

В этих условиях Евросоюзу больше не нужно вести игру, направленную на дальнейшее вытеснение России из европейского экономического пространства и углубление противоречий между Москвой и другими внешнеполитическими игроками. И первой жертвой подобной корректировки европейской политики стала Турция, которая ранее рассматривалась Евросоюзом в качестве перспективного стратегического партнера, в том числе в энергетической сфере.

Решение немецкого парламента о признании геноцида армянского народа надолго заблокирует сближение Германии и Турции, а значит, поставит под угрозу и всю турецкую политику на европейском направлении. Возможно, планы Анкары относительно организации поставок углеводородов в Европу через турецкую территорию все же будут реализованы (хотя и не в полном объеме). Но интеграция Турции в европейское экономическое (и уж тем более в политическое) пространство будет приостановлена, по крайней мере до тех пор, пока у власти остается нынешний турецкий президент.

Безусловно, разногласия между правительством Меркель и действующим турецким руководством назревали в течение долгого времени: Эрдоган хотел бы проводить полностью самостоятельный внешнеполитический курс, игнорировать европейские рекомендации по внутриполитическим вопросам, но при этом извлекать все возможные выгоды от сближения с Европой.

Понятно, что Германию как ведущую страну ЕС принципиально не устраивала подобная позиция турецкого президента. Но вряд ли немецкая политическая элита решилась бы так явно продемонстрировать готовность к резкому снижению нынешнего уровня связей с Анкарой, если бы не наметившиеся изменения европейской внешнеполитической стратегии.

Столь же сильно, как по турецкому руководству, эти перемены могут ударить по действующей украинской власти. Углубление разногласий с Россией превращается в препятствие для реализации как американских, так и европейских внешнеполитических планов. При этом сохранение нестабильности на восточных границах Евросоюза (а вместе с ней — и фактора «российской угрозы») все же необходимо для обеспечения европейского единства и легитимации американского военного присутствия.

В таком случае у руководства ЕС исчезают мотивации для того, чтобы противодействовать политической дестабилизации Украины. Напротив, она может помочь поиску решения ряда внутренних проблем ЕС, а отдельные европейский страны получат возможность для проведения самостоятельной игры в украинском политическом пространстве (как в сотрудничестве, так и в соперничестве с Россией).

В этой связи можно наметить три наиболее вероятных варианта развития ситуации вокруг Украины и попытаться предсказать действия ведущих игроков:

— если в результате экономического кризиса (пока непонятно, насколько сильной окажется его надвигающаяся волна) и роста напряженности между США и Китаем обостряются противоречия внутри западного мира, то ведущие страны Запада, а также наиболее влиятельные региональные игроки обретут большую внешнеполитическую самостоятельность. Это значит, что Германия, Польша и Турция станут добиваться усиления собственного международного влияния, что резко усилит взаимодействие между Москвой и Берлином и заставит Варшаву и Анкару добиваться восстановления отношений с Кремлем (впрочем, Эрдоган уже сегодня проводит подобную политику);

— если сохранится нынешняя конфигурация западного сообщества и новая американская администрация сумеет обеспечить единство западного мира, укрепив свое доминирующее положение, тогда исчезнет необходимость противопоставления России и ЕС. В этом случае Вашингтон и Берлин могут признать за Россией право на влияние (пусть и ограниченное) в украинском политическом пространстве в обмен на российское содействие на Ближнем Востоке и в Центральной Азии;

— при усилении напряженности между США и Китаем неизбежно усиление противоречий внутри западного мира (ряд западных государств, в том числе Великобритания, не желают обострять отношения с КНР). В таком случае США (а вместе с ними и ЕС) без колебаний пойдут на уступки по «украинской проблеме», если Москва будет и дальше сохранять нейтралитет и сдерживать внешнеполитическую экспансию Пекина на постсоветском пространстве.

Все эти сценарии не предвещают украинскому руководству ничего хорошего, поскольку ставят под угрозу его внешнеполитический курс, основанный на вере в прочную, безусловную и долговременную поддержку Запада.

Подобное неумение отличить собственные иллюзии от реальности, которое для отдельной личности было бы несомненным признаком душевной болезни, на государственном уровне является симптомом начинающейся политической катастрофы. И шанс предотвратить ее могут дать только досрочные парламентские и президентские выборы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Нас бросят не сразу

В Украине найдены друзья Трампа, а в США — друзья Украины

«Электрогенерирующее дерево» — первое в Украине

Стильный ветрогенератор установлен в Одессе, на Старосенной площади

Этот жир убил Саакашвили. Кто отравится следующим?

Чудовищная цена Одессы — одна из причин того, что полный контроль над регионом...

Вы одесситы или где?

Сейчас с варьете дела обстоят значительно лучше, но кое-чего городу у моря все-таки...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Александр Дворник
15 Июня 2016, Александр Дворник

Игра в Украину в полном разгаре, как в рулетку. А Порошенко, как дешевый крупье,- кто больше даст, тому и сдам...

- 2 +
Ivan Kovalets
13 Июня 2016, Ivan Kovalets

Как-то, слишком, мудрено и противоречиво. Например, утверждение
"В таком случае у руководства ЕС исчезают мотивации для того, чтобы противодействовать политической дестабилизации Украины. "
как мне кажется противоречит рассматриваемым ниже трем дальнейшим вариантам развития событий, в результате которых (насколько я понял) западные страны восстанавливают отношения с Кремлем.

- 1 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка