Учим новые цифры

№8v(736) 6 — 12 марта 2015 г. 06 Марта 2015 1 4.6

Рисунок Игоря КОНДЕНКО
Рисунок Игоря КОНДЕНКО

Драка, досрочно закрывшая заседание Верховной Рады 3 марта, была вызвана весьма символичным событием. В новом парламенте появилась первая «тушка». И стал ею Сергей Мельничук, после исключения из фракции Радикальной партии вошедший в депутатскую группу «Воля народа».

Символизм происшедшего в том, что Мельничук — экс-командир батальона «Айдар». Ведь значительную часть этого формирования составляют бывшие члены самообороны майдана — т. е. активисты «революции достоинства», совершавшейся в том числе для того, чтобы в украинской политике больше никогда не было «тушек».

Странно ли такое событие? В романе итальянского писателя Томмази ди Лампедуза «Леопард» (более известного по одноименной экранизации Лукино Висконти) есть такой ключевой эпизод. Молодой сицилийский князь Танкреди Фальконьери решает вступить в армию Гарибальди, которая занимается весьма актуальным с нынешней точки зрения делом: борется с сепаратизмом — завоевывает для Италии Неаполитанское королевство (в состав которого входила и Сицилия). Причем то была не какая-то там самопровозглашенная монархия, а вполне признанное государство (впрочем, ни ООН, ни ОБСЕ тогда не было, и присоединение этого королевства к Италии все проглотили, как ликвидацию какой-нибудь Сербской Краины).

Танкреди Фальконьери (в фильме его играет Ален Делон), объясняя свое решение недоумевающему дяде, князю Салине, говорит: «Чтобы все осталось по-прежнему, все должно измениться». А это значит, что может меняться и название страны, и ее государственное устройство, но незыблемым остается положение в обществе Фальконьери-Делона, который «не пьет тройной одеколон» при любом режиме.

Логика этого романного персонажа присуща как проходимцам, примыкавшим к настоящим революциям, так и тем, кто из-за кулис манипулирует бурными событиями, которые современники называют революциями. Конечно, есть разница в деталях. Так, раньше «тушки» перебегали из оппозиции в правящую коалицию. Мельничук же после провластной фракции оказался в группе, которая к коалиции не принадлежит (хотя и оппозицией себя именовать не рискует).

Кроме того, раньше парламентские драки при всей внешней спонтанности не превращались в бои без правил, и ущерб от них ограничивался в худшем случае порванной одеждой. Сейчас уже появились окровавленные лица. Впрочем, «2000» почти пять лет назад, сразу после сопровождавшейся дымовыми шашками ратификации Харьковских соглашений, предсказывали размах насилия в украинской политике. В т. ч. стрельбу депутатов друг в друга прямо в парламентском зале, как случилось в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так в 1920-е годы называлась Югославия). К счастью, до этого не дошло. Хотя на фоне войны стрельба в стенах ВР оказалась бы достаточно проходным событием.

Повторю, разница только в деталях. А главное ведь в том, что как правили Украиной олигархи при благосклонном надзоре американцев и европейцев (неблагосклонным он бывал лишь для части «поднадзорных» во время майданов), так и правят. И помешать им повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги не сможет никто.

О процентах и разах

Нынешнее подорожание услуг ЖКХ, судя по всему, станет для всех нас самым жестоким. Национальная комиссия регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг повысила минимальный тариф на газ для населения в 3,3 раза — до 3600 грн. за 1 тыс. куб. м. Такая цена будет действовать на объем до 200 кубометров в месяц и только в холодный сезон — с 1 октября по 30 апреля.

Объем свыше 200 кубов (а для отопления даже небольшого дома необходимо значительно больше. — С. Б.), а также весь газ, потребленный не в отопительный сезон, будет оплачиваться по 7188 грн. за 1 тыс. куб. м. Цена топлива, используемого населением для приготовления пищи и подогрева воды, сиганет с 1182 грн. до все тех же 7188 грн.

Стоимость газа для предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ) вырастет на 72% — примерно на столько же должны подняться тарифы на отопление и горячую воду. В общем объеме платежей за ЖКХ (без электроэнергии) газ занимает примерно 35%, а отопление и горячая вода — 30%. Значит, подорожание этих услуг увеличит размер коммунального счета на 85%.

Но это в лучшем случае — если останутся неизменными тарифы на содержание домов (раньше это называлось квартплатой), водоснабжение и вывоз мусора. А на них сейчас приходится в сумме более трети стоимости жилкомуслуг.

С учетом общей инфляции — и зависимости от цен на энергоносители — логично предполагать, что повысятся и эти тарифы. И если они поднимутся в полтора раза, то сумма услуг ЖКХ вырастет в 2,4 раза (впрочем, как увидим ниже, общий рост может быть еще больше).

До сих пор самое масштабное подорожание услуг ЖКХ случилось осенью 2006-го — вследствие того, что годом ранее власть Ющенко — Тимошенко отказалась от очень выгодного контракта с «Газпромом». Тогда начисления выросли на 78%. Т. е. даже если в цене поднимутся только газ и тепло (что, конечно, нереально), этот удар будет сильнее того коммунального шока, который мы все пережили 8,5 лет назад.

Обратим внимание, что если в 2006-м отопление подорожало несколько больше, чем газ (соответственно на 100% и 75%), то сейчас газовый тариф поднялся заметно выше отопительного. Не потому ли, что эту услугу отключить проще всего — из-за чего с ее оплатой дела до сих пор обстояли лучше, чем с прочими?

Эффект повышения тарифов стоит оценивать с учетом доходов граждан. В январе 2007-го счет за коммунальные услуги жителям Украины составил 2 млрд. 350 млн. грн. Это 50 грн. на человека. Средняя зарплата тогда была 1112 грн. То есть размер начислений на душу населения равнялся 4,5% от средней зарплаты.

За прошедшие восемь лет услуги ЖКХ подорожали более чем в 2,5 раза. Нынешней зимой ежемесячная сумма счета на страну достигла 5 млрд. 200 млн. грн. — и это без Крыма и Донбасса (по Донецкой и Луганской областям Госстат признает неполноту данных, поэтому корректно будет делать наши расчеты без учета этих регионов). Таким образом, на душу населения приходилось 143 грн. В январе средняя зарплата составила 3455 грн. (официальные данные оказались даже хуже наших предположений в предыдущем обзоре). Выходит, размер начислений равен 4,1% от зарплаты.

Вроде бы даже меньше, чем в 2007-м. Увы, эта цифра обманчива. Судите сами. В минувшем году уже после окончания отопительного сезона тарифы подскочили в общей сложности на 42%. А в предшествующие семь лет они росли медленно, в среднем на 9% в год, в то время как доходы граждан увеличивались заметно быстрее на фоне экономического роста. Так, в январе 2008 г. средняя зарплата была на 37% выше, чем годом ранее, при инфляции в 19%. И это обстоятельство существенно смягчило негатив от повышения тарифов.

Сейчас же в стране экономический спад. И по сравнению с январем 2014 г. средняя реальная зарплата ощутимо уменьшилась: в номинальном исчислении она выросла на 9%, тогда как индекс инфляции на 20% больше. В результате уровень неплатежей за жилищно-коммунальные услуги сейчас почти такой же, как и восемь лет назад. Если же они подорожают в 2,4 раза, а зарплата вырастет вновь на 10%, то тариф на душу населения за зиму составит 9% от нее — это невиданная цифра.

Правда, правительство утверждает, что подготовило также невиданную программу жилищных субсидий. Цифра в 25,4 млрд. грн. на весь 2015 г. действительно впечатляет. Это означает, что если тарифы вырастут так, как мы предполагали выше (в 2,4 раза), то сумма субсидий будет равна общему размеру начислений за услуги ЖКХ (без электроэнергии) за два отопительных месяца. Тогда как новый отопительный сезон — если начнется, как обычно, с середины октября — займет в нынешнем году 2,5 месяца (а продлится уже в новом бюджетном году).

Однако все эти цифры наводят на мысль, что тарифы подскочат не в 2,4 раза, а гораздо выше. Тогда как помощь, очевидно, достанется лишь самым обездоленным — в основном одиноким пенсионерам. Об этом говорит опыт прошлого года. Объявив весной о повышении тарифов, правительство сделало субсидии более доступными — из расчета не 15%, а 10% совокупного дохода. К тому же право на них обрели семьи с официально не работающими, но трудоспособными членами.

Но каков результат? При почти полуторном скачке тарифов общее число получателей субсидий в 23 регионах (без Крыма и Донбасса) выросло за год лишь на 3,5%. А в четырех областях — даже сократилось. И доля отказов в получении этой помощи увеличилась. В 2013 г. отказ получал каждый 24-й, а при новой власти — уже каждый 10-й (на Днепропетровщине и Николаевщине — вообще каждый пятый).

Стоит ли предполагать, что сейчас что-либо принципиально изменится? Где правительству взять необходимые для субсидий средства? Да, теоретически деньги будут найдены за счет перераспределения средств: суммы, что шли на дотации предприятиям ТКЭ, пойдут на субсидии, которые будут перечислены той же отрасли. Но где гарантия, что прописанные на бумаге выплаты обернутся реальными перечислениями?

Ведь те же дотации и сейчас поступают с опозданием, поскольку в бюджетах нет денег. Пока это никак не отражается на населении. Однако условия МВФ предполагают ликвидацию такого порядка. Предложенный по настояниям фонда законопроект №2214 предоставляет «Нафтогазу» права ограничивать газоснабжение предприятий ТКЭ до уровня технологической безопасности — в случае нарушения ими условий оплаты за поставленное топливо и превышения выделенных лимитов.

Это значит, что создается легальная возможность отключать отопление в зимнее время из-за задолженности предприятий ТКЭ. А ведь ясно, что и население не будет платить вовремя (по этому виду услуг недоимки растут быстрее всего), и субсидии вовремя перечислять не будут.

И тщетно Юлия Тимошенко на парламентском заседании 3 марта убеждала партнеров по коалиции, что «вообще-то предприятия не могу платить за газ, потому что их лишили дотаций». К ней прислушалась лишь собственная фракция — и упомянутый законопроект был принят. Правда, пока в первом чтении, а инициатива ускорить его подготовку ко второму не получила поддержки (здесь в коалиции к «Батькивщине» присоединилась «Самопоміч»).

Об угле, изменяющем сознание

Но независимо от того, в каком виде этот закон будет одобрен, обвал коммунальной сферы может наступить еще до нового отопительного сезона. Основания для таких выводов дает информация о наличии угля на складах ТЭС, которую публикует госкомпания «Укрэнерго».

Так, на 20 октября (начало отопительного сезона на большей части территории Украины в минувшем году) там находилось 1 млн. 764 тыс. т этого топлива, 1 декабря — 1 млн. 647 тыс., 18 декабря — 1 млн. 350 тыс. Как раз к тому времени стали широко практиковаться отключения электричества, но затем запасы стали постепенно расти, составив 1 января 1 млн. 458 тыс. т, 2 февраля — 1 млн. 468 тыс., а 10 февраля достигли максимального уровня за этот год — 1 млн. 513 тыс. После чего вновь началось уменьшение.

19 февраля угля было уже 1 млн. 451 тыс. т, а 1 марта — 1 млн. 262 тыс. Т. е. за десять дней запасы сокращались на 19 тыс. т в сутки, тогда как в первой половине декабря, когда было заметно холоднее, на 17,5 тыс. т.

А теперь давайте подумаем, почему после критического момента в середине декабря ситуацию удалось стабилизировать. Да, был уголь из ЮАР (который, правда, нормально сгорает якобы только в смеси с украинским) — но всего лишь миллион тонн. Вероятно, поставлялся уголь из России — хотя информация по этому поводу очень противоречива. И наконец несмотря на блокаду, очевидно, осуществлялись нелегальные поступления с территорий, подконтрольных сепаратистам — но и тут невозможно наверняка давать количественные оценки.

Что мы имеем сейчас? Контракт с ЮАР закончился. Конечно, можно поискать новых поставщиков за океанами, но их уголек окажется еще дороже: гривня после сделки с африканцами девальвировала в полтора раза, а поступления валюты в страну сокращаются из-за спада экспорта.

Что же касается России, то ее угольные компании вернули украинским энергетикам авансы за январь-февраль, отказавшись от исполнения ранее заключенных контрактов. Таким способом Москва, очевидно, хочет принудить Киев к нормализации экономических отношений с Донбассом. Возможно, и нелегальный поток угля из «ДНР» и «ЛНР» прекратился по той же причине. В общем, факторы стабилизации, имевшиеся в конце года, могут сейчас не сработать. Особенно если Киев будет упорствовать относительно политико-экономической части Минских договоренностей.

Конечно, энергетический коллапс — это не предопределенный сценарий. Тогда как повышение жилищно-коммунальных тарифов — вопрос решенный. И в этом случае последствия могут стать куда более ощутимым принуждением к изменению сознания, чем военные действия на Донбассе.

Ведь о войне большинство граждан знает по телерепортажам, а они практически одинаковы. Например, едва ли не все каналы подводят к мысли, будто Дебальцевская операция ВСУ может войти в учебники военного искусства (именно так выразился спикер АТО Андрей Лысенко 3 марта). А вот что такое платить по новым тарифам — на себе ощутит каждая семья.

О деньгах для гривни

Годовщина работы правительства Арсения Яценюка была отмечена беспрецедентным обвалом гривни, а также хаосом на валютном и потребительском рынках.

По сути дефолт, с наступлением которого весь год боролось правительство, для мгновенно обедневшего в разы населения уже наступил. Безусловно, курс гривни на определенное время выровняется, торговля и промышленность приспособятся к работе в новых условиях, да и народ попривыкнет. Но совершенно очевидно, что уровень жизни украинцев упал всерьез и надолго.

Тем временем председатель НБУ Валерия Гонтарева в интервью ТСН заявила, что кредит МВФ (решение о котором может быть принято 11 марта) позволит стабилизировать курс на отметке 20—22 грн. за доллар. И, мол, именно такое соотношение обусловлено макроэкономическими показателями.

Я решил поискать в интернете другие оптимистические прогнозы. По фразе «стабилизация гривни после кредита МВФ» поисковик выдал и такой результат: «Стабилизация курса доллара в Украине наступит после получения кредита Международного валютного фонда... Об этом сегодня заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк». Дата этого сообщения — 2 апреля прошлого года, и речь тогда шла об 11 грн./$1...

Ныне премьер признает, что заложенный в бюджет курс 21,7 грн./$1 оказался «нереалистичен». Не добавляет оптимизма и то, что размер первого транша пока неизвестен. Как бы там ни было, по словам министра финансов Натальи Яресько, половина любой поступившей суммы пойдет на пополнение резервов НБУ, другая половина — правительству на выполнение внешних обязательств.

Но внешние долги нужно платить в полном объеме (иначе наступит уже официальный дефолт). Так что пополняться резервы НБУ будут не из расчета 50/50, а по остаточному принципу, как это уже было в минувшем году. Тогда МВФ обещал нам $7,4 млрд., а реально предоставил только $4,6 млрд.

«При этом Украина погасила старые кредиты фонда в полном объеме и выплатила все проценты. Поэтому, если в договоре с МВФ, подписанном в мае 2014 года, было записано, что Украина после погашения старых кредитов оставит себе $3,7 млрд., в действительности после погашения всех долгов в стране осталось всего $411 млн.» Боюсь, и в этот раз «живые деньги», выданные МВФ, до резервов НБУ (что позволило бы укрепить гривню) не доберутся.

Конечно, сам факт выделения денег должен оказать успокаивающее влияние на рынок, и даже можно посетовать, что МВФ со своей помощью чуть-чуть запоздал. Однако ничто не помешало Верховной Раде удовлетворить все его требования.

Об учетной мине под посевную

Еще одна безрадостная новость недели — НБУ повысил учетную ставку с 19,5% сразу до 30%. Напомню, 6 февраля эта ставка, определяющая стоимость рефинансирования коммерческих банков и цену на деньги в целом, была повышена с 14% до 19,5%. А в 2014 г. Нацбанк повышал ее трижды: 15 апреля — с 6,5 до 9,5%, 17 июля — с 9,5 до 12,5%, 13 ноября — с 12,5 до 14%.

30%-ная ставка делает практически нереальным кредитование любой деятельности в реальном секторе экономики. И это особенно тревожно накануне посевной кампании. Ведь прежде горюче-смазочные материалы аграрии, как правило, покупали за деньги, одолженные у банков. Да и сами ГСМ резко подскочили в цене.

Кроме того, в большинстве кредитных договоров предусмотрено право банков увеличивать процент в случае роста ставки рефинансирования. И наивно полагать, что они не воспользуются такой возможностью — у многих финучреждений положение весьма тяжелое.

На этой неделе НБУ отозвал лицензии еще у четырех банков и отнес ПАО «Дельта Банк» к категории неплатежеспособных. А это — четвертый по размерам активов банк страны. И его банкротство грозит вызвать цепную реакцию обвала всей банковской системы.

Следует признать, что помощь нашей стране Запад оказывает без особого энтузиазма. А ведь поступи деньги МВФ раньше, масштабы сегодняшних проблем в украинской экономике были бы, пожалуй, меньше.

«Холодная война» (а нынешние отношения России с США и их ближайшими союзниками, думаю, можно охарактеризовать именно так) — удовольствие недешевое. И поддержка Украины, находящейся на переднем крае противостояния, выглядит во всех отношениях логично.

Но, как видим, «друзья» и «союзники» позволили случиться краху нашей экономики, резкому падению уровня жизни народа. И это, помимо прочего, отнюдь не усиливает позиции украинской власти в противостоянии с Россией, да к тому же подрывает доверие населения к Западу.

Уж не стоит ли за всем этим некий план: сдать Украину Путину, но в максимально разрушенном состоянии? Чтобы издержки, связанные с восстановлением страны, охладили любые геополитические планы Кремля на несколько десятилетий вперед. Поневоле задумаешься.

О Донбассе с надеждой на оптимизм

На фоне экономических проблем новости с Донбасса несколько отошли на второй план. Впрочем, во многом это связано и с некоторой деэскалацией конфликта, словом, тот случай, когда отсутствие новостей — уже хорошая новость.

Да, периодически поступают сообщения о нарушениях режима прекращения огня, и составленный в Минске график выполнения соглашений давно нарушен. Тем не менее стороны отводят тяжелые вооружения от линии соприкосновения. И на международном уровне контакты продолжаются — в частности, в понедельник состоялась телефонная конференция «нормандской четверки».

Вот что сообщает об этом официальный сайт Президента Украины: «Собеседники поддержали украинское предложение разместить наблюдателей ОБСЕ на всех точках нарушения режима прекращения огня, в частности начав с 10 населенных пунктов: Счастье, Попасная, Станица Луганская, Крымское, Авдеевка, Волноваха, Гранитное, Луганское, Широкино, район Донецкого аэропорта.

Стороны подчеркнули необходимость обеспечения безопасности и надлежащего режима работы инспекторов ОБСЕ включительно с беспрепятственными проверками в местах дислокации отведенной техники.

Собеседники также договорились о необходимости публикации ежедневного отчета ОБСЕ о нарушении режима прекращения огня, который будет направляться всем МИД стран Нормандского формата».

Очень хотелось бы надеяться, что эти меры будут способствовать установлению прочного режима прекращения огня. Что же касается остальных пунктов Минских соглашений, оговаривающих политическое урегулирование конфликта, то тут позиции сторон по-прежнему весьма расходятся.

Петр Порошенко подписал указ о создании Конституционной комиссии, которая займется разработкой изменений к Основному Закону (что предусмотрено Минскими договоренностями). Но тут же подчеркнул: «Мы должны сохранить целостность, соборность Украины. Никакого шанса не оставить тем, кто хотел так называемой федерализации, а на самом деле — раскола Украины».

Очевидно, политические пункты соглашений в Киеве (да и в Донецке с Луганском, судя по всему) всерьез не воспринимают. Так что следует ожидать новых раундов политических игр на этом поле — с неослабевающим участием всех игроков, в том числе внешних.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Некрасивые мультфильмы

У политической Николаевщины репутация тихого, но глубокого и грязного коррупционного...

ЗАЯВА ПРО НАМІРИ І ЕКОЛОГІЧНІ НАСЛІДКИ ДІЯЛЬНОСТІ

Проектом передбачено будівництво житлово-офісного комплексу з...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Нас бросят не сразу

В Украине найдены друзья Трампа, а в США — друзья Украины

«Электрогенерирующее дерево» — первое в Украине

Стильный ветрогенератор установлен в Одессе, на Старосенной площади

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Knignik Nik
08 Марта 2015, Knignik Nik

Ситуация, как всегда, сводится к очень простой альтернативе: или кровососы прикончат общество, или общество опомнится и прикончит кровососов. Лучше бы, конечно, ненасильственным способом, но эта возможность уже упущена. Столь острая, и, к тому же, продолжающая быстрыми темпами обостряться ситуация обусловлена единственным фактором - человеческой алчностью, а она границ не имеет. Поэтому сами эти ребята не остановятся, просто потому, что они ничего другого делать не умеют, кроме как перекачивать жизненный ресурс общества в свои желудки. Революция есть чесательный рефлекс общества на социальных вшей. А ведь была другая возможность...

- 16 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка