В Париже обозначен выход из тупика на Донбассе

№29–30(743) 9 — 15 октября 2015 г. 08 Октября 2015 4.9

Но захотят ли украинские депутаты выходить?

Если Минские соглашения не будут реализованы, это приведет не только к консервации конфликта на Донбассе с перспективой возобновления полномасштабных боевых действий в любой момент, но и к сохранению военных ожиданий в отношении Украины — что сделает невозможным экономическое возрождение. Замороженный (это в лучшем случае) конфликт на Донбассе будет означать и замороженный украинский кризис.

2 октября в Париже в формате нормандской четверки пытались найти выход из тупика, в котором оказалась реализация Минских соглашений с реинтеграцией т. н. отдельных районов Донецкой и Луганской (ОРДЛ) обл. в состав Украины.

Камнем преткновения в последнее время стали выборы на неподконтрольных Украине территориях. Вокруг них был создан замкнутый круг.

С одной стороны — Минские соглашения. Читаем п. 9 документа под названием «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» (утвержденного, к слову, специальным решением СовБеза ООН): «Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов...»

Т. е. черным по белому: Украина получает контроль над госграницей (а с ним и контроль над ОРДЛ) после проведения местных выборов. Сами выборы должны проводиться по украинскому закону, который должен был обсуждаться с представителями Донецка и Луганска.

Закон непосредственно о выборах в ОРДЛ так никто и не принял, тем более не начинался «диалог о модальностях проведения местных выборов» (что требует п. 4 Минских соглашений), не реализовано требование п. 12 о том, что «вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Зато в марте была внесена поправка в закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Его дополнили ст. 10, в которой и прописали порядок выборов в ОРДЛ. И согласно этому закону, Украина получает контроль над границей до проведения местных выборов.

Закон прямо противоречил алгоритму, выписанному в Минских соглашениях, и фактически завел исполнение их политической части в тупик.

Кроме того, в ст. 10 упомянутого закона был выдвинут ряд других труднореализуемых требований.

Скажем: выборы должны состояться при участии международных беспристрастных наблюдателей, в том числе от Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ, Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, других международных организаций и иностранных государств, а также официальных наблюдателей. Кроме того, должны быть созданы безопасные условия для их деятельности и беспрепятственного участия в избирательном процессе.

Далее: выборы должны состояться с соблюдением принципов политического плюрализма и многопартийности, равенства прав и возможностей участия в избирательном процессе; свободы предвыборной агитации, равных возможностей доступа к СМИ и восстановления с этой целью украинского теле- и радиовещания, обращения украинских печатных средств массовой информации на всей территории Донецкой и Луганской обл.

Еще: во время выборов необходимо соблюдать гарантии свободного волеизъявления и тайного голосования, избирательных прав внутренне перемещенных лиц, которые были вынуждены покинуть места проживания в отдельных районах Донецкой и Луганской обл.; прозрачного подсчета голосов, установления итогов голосования и результатов местных выборов...

Т. е. в законе прописали настолько идеальные выборы, что в Украине даже в самые спокойные времена такие никогда не проводились. Возьмите те же предстоящие местные выборы, по которым ныне развернулась избирательная кампания. В Харьковской обл. не зарегистрирован Оппозиционный блок — самая рейтинговая сила в регионе. Это что, демократические выборы «с соблюдением принципов политического плюрализма и многопартийности, равенства прав и возможностей участия в избирательном процессе»?

В ст. 10 закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» не только изменен алгоритм, выписанный в Минских соглашениях, но и добавлено многое из того, о чем в Минске не договаривались.

Например, в п. 12 Минских соглашений говорится, что выборы должны быть проведены «с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ». И перечитайте несколькими абзацами выше — сколько разных «контролеров» записали депутаты в закон. Там и Конгресс местных и региональных властей СЕ, и некие «другие» международные организации, плюс иностранные государства, да еще и «другие» официальные наблюдатели.

На первый взгляд, логично выглядит требование закона о том, чтобы в голосовании приняли участие вынужденные переселенцы. Однако если представить себе, как это можно реализовать на практике, то совершенно ясно, что это не что иное, как срыв выборов. Миллионы людей выехали с Донбасса — кто внутрь Украины, кто в Россию. Как их вернуть на время выборов? Кому-то просто некуда возвращаться (жилище уничтожено), кто-то не захочет (устроился на новом месте, работу нашел), другие (их сотни тысяч) получили статус беженца в России... Силой обратно всех везти?

Замечу также, что когда проводились выборы президента и Верховной Рады, то майданных политиков не сильно волновало, что в них не принимают участия миллионы украинских граждан — как оставшихся на неподконтрольных Украине территориях, так и из числа беженцев, оказавшихся в России.

Т. е. многое в упомянутом выше украинском законе из того разряда, когда по форме правильно, а по сути — издевательство.

Фактически это было подтверждено и в Париже во время последней встречи нормандской четверки. Все, что мы услышали по итогам этих переговоров, обращено к Киеву.

Следует сделать оговорку насчет поведения Владимира Путина после встречи в Париже. Как известно, российский президент не стал делать заявлений и комментариев, а просто уехал. Украинские СМИ подавали это как «сбежал», «Путина приперли к стенке» и т. п.

В реальности, на мой взгляд, все с точностью до наоборот: Путин как раз получил то, чего хотел. А заявлений не стал делать, чтобы Петру Порошенко было легче убеждать украинских депутатов выполнить решения принятые в Париже.

Ведь одно дело, если требования к Киеву озвучит Путин, совсем иное — Меркель и Олланд. В первом случае не избежать спекуляций и обвинений в адрес Порошенко — мол, действует под диктовку Путина и т. п. В другом — это позиция друзей и союзников Украины из Европы.

Вот Меркель с Олландом и взяли на себя миссию озвучить набор шагов, которые должна предпринять Украина для разблокирования минского процесса. Сразу заметим: в этих требованиях нет ничего, что шло бы вразрез с Минскими соглашениями, под которыми подписалась Украина.

Контроль над российско-украинской границей Украина получит только после проведения выборов на Донбассе. Об этом заявил Франсуа Олланд на пресс-конференции по результатам саммита нормандской четверки.

Сами выборы в ОРДЛ должны пройти в следующем году. «И вероятно, и мы даже уверены в том, что нужно время для организации проведения местных выборов, поэтому они пройдут позже, чем дата, которая предусмотрена для выполнения Минских договоренностей, — 31 декабря 2015 года», — сказал французский президент.

После выборов, подчеркнул Олланд, наступит очередь последнего этапа — «возвращение Украине полного контроля над своей границей и вывода иностранных вооруженных формирований с ее территории».

Как указал Олланд, всем кандидатам на выборах в самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» должен быть предоставлен иммунитет на время выборов. А сразу после их проведения в соответствии с требованиями ОБСЕ автоматически должна заработать норма об амнистии для участников вооруженных формирований (закон об амнистии, по этой логике, должен быть принят ранее).

Также со дня проведения выборов в ОРДЛ начнет действовать норма о специальном статусе Донбасса. «Что касается специального статуса восточных регионов Украины, то мы договорились, что этот закон будет применяться со дня проведения выборов», — заявил Олланд. Он добавил, что сначала статус «будет носить временный характер, а затем приобретет постоянный характер».

Олланда поддержала и Меркель. Особый статус Донбасса должен быть закреплен в Конституции Украины, подчеркнула немецкий канцлер. «Когда наступит амнистия, вступит в силу закон об особом статусе, который должен быть упомянут в Конституции Украины, и сегодня мы договорились о последовательности воплощения этих шагов», — сказала она. Интересна следующая фраза президента Франции Олланда: «Мы уже в принципе все оформили, и все получило официальное видение».

«Оформили» — имелось ли в виду, что это было сделано на бумаге как некий документ, который не стали опубличивать? Вполне возможно.

Шаги, которые должна предпринять Украина согласно озвученным тезисам Меркель и Олланда, — еще раз подчеркнем — полностью соответствуют Минским соглашениям. В то же время они логичны с точки зрения объективных реалий. Если, условно говоря, выжать из них главную суть, они представляют собой гарантийный механизм для ОРДЛ, включая членов вооруженных формирований. Нравится кому-то или нет, но без этого реинтеграции данных территорий в состав Украины не произойдет.

Каковы шансы, что Украина выполнит те шаги, о которых договорились в Париже? Будем говорить прямо: они близки к нулю.

Нынешняя Верховная Рада, избранная на волне провоенных настроений, не способна реализовать мирный план Минска. И закон об амнистии, и закон о выборах в ОРДЛ, и тем более закрепление в Конституции особого статуса Донбасса (для чего требуется от 300 голосов) в действующем парламенте не имеют шансов на принятие.

К договоренностям в Париже необходим еще один пункт: перевыборы ВР. К тому же общественные настроения существенно изменились. Вспомним, что та же пропремьерская партия «Народный фронт» год назад получила на выборах свыше 20%, а теперь по всем соцопросам не имеет и 1% поддержки избирателей (это, кстати, и к вопросу о премьер-министре — исполнительной властью руководит лицо, имеющее почти нулевую общественную поддержку).

Негативным фактором являются и местные выборы, на фоне которых придется пытаться реализовывать договоренности в Париже. Не избежать спекуляций и «патриотического» пиара на теме амнистии, особого статуса и закона о выборах в ОРДЛ.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

ОБСЕ: проведение военных парадов 9 мая в...

Александр Хуг: «Мы уже отчитывались, что это вооружение нарушает Минские...

Порошенко, Путин, Меркель и Олланд провели переговоры...

В очередной раз главы правительств четверки подтвердили свою приверженность духу...

В ОБСЕ признали «не слишком хорошим» соглашение о...

Глава ОБСЕ Ламберто Заньер заявил, что соглашение о прекращении огня на востоке...

Путин обвинил Киев в срыве Минских соглашений

Эскалация конфликта в Донбассе – это инициатива украинского правительства. 

Загрузка...

Турчинов тест прошел

Диалог с Вашингтоном по украинскому вопросу оптимизма Москве не внушил

Два года без Олеся Бузины

Сила, которую он выводил из тьмы на свет, была не только его врагом, она была врагом его...

Свобода только на девять часов

Чем «многочисленные просьбы трудящихся» отличаются от «численних звернень...

Возобновляемое богатство

Спасение заболевающих — дело рук самих заболевающих

Лондонский суд не хочет медлить ради Украины

Формально он встал на сторону России, что в нынешнем политическом климате неслыханно

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка