В Париже обозначен выход из тупика на Донбассе

№29–30(743) 9 — 15 октября 2015 г. 08 Октября 2015 4.9

Но захотят ли украинские депутаты выходить?

Если Минские соглашения не будут реализованы, это приведет не только к консервации конфликта на Донбассе с перспективой возобновления полномасштабных боевых действий в любой момент, но и к сохранению военных ожиданий в отношении Украины — что сделает невозможным экономическое возрождение. Замороженный (это в лучшем случае) конфликт на Донбассе будет означать и замороженный украинский кризис.

2 октября в Париже в формате нормандской четверки пытались найти выход из тупика, в котором оказалась реализация Минских соглашений с реинтеграцией т. н. отдельных районов Донецкой и Луганской (ОРДЛ) обл. в состав Украины.

Камнем преткновения в последнее время стали выборы на неподконтрольных Украине территориях. Вокруг них был создан замкнутый круг.

С одной стороны — Минские соглашения. Читаем п. 9 документа под названием «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» (утвержденного, к слову, специальным решением СовБеза ООН): «Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов...»

Т. е. черным по белому: Украина получает контроль над госграницей (а с ним и контроль над ОРДЛ) после проведения местных выборов. Сами выборы должны проводиться по украинскому закону, который должен был обсуждаться с представителями Донецка и Луганска.

Закон непосредственно о выборах в ОРДЛ так никто и не принял, тем более не начинался «диалог о модальностях проведения местных выборов» (что требует п. 4 Минских соглашений), не реализовано требование п. 12 о том, что «вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Зато в марте была внесена поправка в закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Его дополнили ст. 10, в которой и прописали порядок выборов в ОРДЛ. И согласно этому закону, Украина получает контроль над границей до проведения местных выборов.

Закон прямо противоречил алгоритму, выписанному в Минских соглашениях, и фактически завел исполнение их политической части в тупик.

Кроме того, в ст. 10 упомянутого закона был выдвинут ряд других труднореализуемых требований.

Скажем: выборы должны состояться при участии международных беспристрастных наблюдателей, в том числе от Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ, Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, других международных организаций и иностранных государств, а также официальных наблюдателей. Кроме того, должны быть созданы безопасные условия для их деятельности и беспрепятственного участия в избирательном процессе.

Далее: выборы должны состояться с соблюдением принципов политического плюрализма и многопартийности, равенства прав и возможностей участия в избирательном процессе; свободы предвыборной агитации, равных возможностей доступа к СМИ и восстановления с этой целью украинского теле- и радиовещания, обращения украинских печатных средств массовой информации на всей территории Донецкой и Луганской обл.

Еще: во время выборов необходимо соблюдать гарантии свободного волеизъявления и тайного голосования, избирательных прав внутренне перемещенных лиц, которые были вынуждены покинуть места проживания в отдельных районах Донецкой и Луганской обл.; прозрачного подсчета голосов, установления итогов голосования и результатов местных выборов...

Т. е. в законе прописали настолько идеальные выборы, что в Украине даже в самые спокойные времена такие никогда не проводились. Возьмите те же предстоящие местные выборы, по которым ныне развернулась избирательная кампания. В Харьковской обл. не зарегистрирован Оппозиционный блок — самая рейтинговая сила в регионе. Это что, демократические выборы «с соблюдением принципов политического плюрализма и многопартийности, равенства прав и возможностей участия в избирательном процессе»?

В ст. 10 закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» не только изменен алгоритм, выписанный в Минских соглашениях, но и добавлено многое из того, о чем в Минске не договаривались.

Например, в п. 12 Минских соглашений говорится, что выборы должны быть проведены «с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ». И перечитайте несколькими абзацами выше — сколько разных «контролеров» записали депутаты в закон. Там и Конгресс местных и региональных властей СЕ, и некие «другие» международные организации, плюс иностранные государства, да еще и «другие» официальные наблюдатели.

На первый взгляд, логично выглядит требование закона о том, чтобы в голосовании приняли участие вынужденные переселенцы. Однако если представить себе, как это можно реализовать на практике, то совершенно ясно, что это не что иное, как срыв выборов. Миллионы людей выехали с Донбасса — кто внутрь Украины, кто в Россию. Как их вернуть на время выборов? Кому-то просто некуда возвращаться (жилище уничтожено), кто-то не захочет (устроился на новом месте, работу нашел), другие (их сотни тысяч) получили статус беженца в России... Силой обратно всех везти?

Замечу также, что когда проводились выборы президента и Верховной Рады, то майданных политиков не сильно волновало, что в них не принимают участия миллионы украинских граждан — как оставшихся на неподконтрольных Украине территориях, так и из числа беженцев, оказавшихся в России.

Т. е. многое в упомянутом выше украинском законе из того разряда, когда по форме правильно, а по сути — издевательство.

Фактически это было подтверждено и в Париже во время последней встречи нормандской четверки. Все, что мы услышали по итогам этих переговоров, обращено к Киеву.

Следует сделать оговорку насчет поведения Владимира Путина после встречи в Париже. Как известно, российский президент не стал делать заявлений и комментариев, а просто уехал. Украинские СМИ подавали это как «сбежал», «Путина приперли к стенке» и т. п.

В реальности, на мой взгляд, все с точностью до наоборот: Путин как раз получил то, чего хотел. А заявлений не стал делать, чтобы Петру Порошенко было легче убеждать украинских депутатов выполнить решения принятые в Париже.

Ведь одно дело, если требования к Киеву озвучит Путин, совсем иное — Меркель и Олланд. В первом случае не избежать спекуляций и обвинений в адрес Порошенко — мол, действует под диктовку Путина и т. п. В другом — это позиция друзей и союзников Украины из Европы.

Вот Меркель с Олландом и взяли на себя миссию озвучить набор шагов, которые должна предпринять Украина для разблокирования минского процесса. Сразу заметим: в этих требованиях нет ничего, что шло бы вразрез с Минскими соглашениями, под которыми подписалась Украина.

Контроль над российско-украинской границей Украина получит только после проведения выборов на Донбассе. Об этом заявил Франсуа Олланд на пресс-конференции по результатам саммита нормандской четверки.

Сами выборы в ОРДЛ должны пройти в следующем году. «И вероятно, и мы даже уверены в том, что нужно время для организации проведения местных выборов, поэтому они пройдут позже, чем дата, которая предусмотрена для выполнения Минских договоренностей, — 31 декабря 2015 года», — сказал французский президент.

После выборов, подчеркнул Олланд, наступит очередь последнего этапа — «возвращение Украине полного контроля над своей границей и вывода иностранных вооруженных формирований с ее территории».

Как указал Олланд, всем кандидатам на выборах в самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» должен быть предоставлен иммунитет на время выборов. А сразу после их проведения в соответствии с требованиями ОБСЕ автоматически должна заработать норма об амнистии для участников вооруженных формирований (закон об амнистии, по этой логике, должен быть принят ранее).

Также со дня проведения выборов в ОРДЛ начнет действовать норма о специальном статусе Донбасса. «Что касается специального статуса восточных регионов Украины, то мы договорились, что этот закон будет применяться со дня проведения выборов», — заявил Олланд. Он добавил, что сначала статус «будет носить временный характер, а затем приобретет постоянный характер».

Олланда поддержала и Меркель. Особый статус Донбасса должен быть закреплен в Конституции Украины, подчеркнула немецкий канцлер. «Когда наступит амнистия, вступит в силу закон об особом статусе, который должен быть упомянут в Конституции Украины, и сегодня мы договорились о последовательности воплощения этих шагов», — сказала она. Интересна следующая фраза президента Франции Олланда: «Мы уже в принципе все оформили, и все получило официальное видение».

«Оформили» — имелось ли в виду, что это было сделано на бумаге как некий документ, который не стали опубличивать? Вполне возможно.

Шаги, которые должна предпринять Украина согласно озвученным тезисам Меркель и Олланда, — еще раз подчеркнем — полностью соответствуют Минским соглашениям. В то же время они логичны с точки зрения объективных реалий. Если, условно говоря, выжать из них главную суть, они представляют собой гарантийный механизм для ОРДЛ, включая членов вооруженных формирований. Нравится кому-то или нет, но без этого реинтеграции данных территорий в состав Украины не произойдет.

Каковы шансы, что Украина выполнит те шаги, о которых договорились в Париже? Будем говорить прямо: они близки к нулю.

Нынешняя Верховная Рада, избранная на волне провоенных настроений, не способна реализовать мирный план Минска. И закон об амнистии, и закон о выборах в ОРДЛ, и тем более закрепление в Конституции особого статуса Донбасса (для чего требуется от 300 голосов) в действующем парламенте не имеют шансов на принятие.

К договоренностям в Париже необходим еще один пункт: перевыборы ВР. К тому же общественные настроения существенно изменились. Вспомним, что та же пропремьерская партия «Народный фронт» год назад получила на выборах свыше 20%, а теперь по всем соцопросам не имеет и 1% поддержки избирателей (это, кстати, и к вопросу о премьер-министре — исполнительной властью руководит лицо, имеющее почти нулевую общественную поддержку).

Негативным фактором являются и местные выборы, на фоне которых придется пытаться реализовывать договоренности в Париже. Не избежать спекуляций и «патриотического» пиара на теме амнистии, особого статуса и закона о выборах в ОРДЛ.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка