В тупик по соглашению

№51–52(754) 25 — 31 декабря 2015 г. 24 Декабря 2015 1 4.8

22 декабря депутаты ВР от Оппозиционного блока выступили против принятия бюджета и нового Налогового кодекса. В этом не было ничего неожиданного: понятно, что в нынешней ситуации фракция ОБ не станет поддерживать правительство. Представители партии неоднократно заявляли, что подготовленный правительством проект бюджета предполагает снижение социальных стандартов и не создает финансовых механизмов для борьбы с падением экономики.

К проекту налоговой реформы, поданному на рассмотрение ВР, представители ОБ также предъявляли многочисленные претензии, вызванные (как и в случае с бюджетом) стремлением правительства во что бы то ни стало выполнить требования МВФ.

Правда, сам ОБ не предложил собственного варианта Налогового кодекса, который предусматривал бы меры по стимулированию деловой активности и экономического роста, отсутствующие, по мнению партийного руководства, в правительственном проекте. Нет у партии, претендующей на роль оппозиции, и собственного варианта национального бюджета.

Показательно, что последнее заседание «оппозиционного правительства», сформированного партией, прошло 3 декабря. Хотя, казалось бы, сейчас, в разгар парламентского обсуждения правительственных предложений, «оппозиционное правительство» просто обязано было бы выступить с собственной альтернативой. А оппозиционная партия должна была бы сделать все возможное, чтобы довести до общественного сознания собственные требования и попытаться организовать давление на власть «снизу», чтобы добиться их реализации.

Именно так и действовал бы Оппозиционный блок, если бы по-настоящему боролся против курса действующей власти, который (в этом деятели ОБ совершенно правы) представляет смертельную угрозу для страны.

Но в украинском политическом пространстве отсутствует идеологическая оппозиция власти. Государственное руководство критикуют сразу несколько парламентских партий. Но они делают это, руководствуясь не идейными принципами, а соображениями текущей конъюнктуры (как правило, не столько политической, сколько экономической). И целью такого рода антиправительственных выступлений является не реализация собственных предложений, а получение отступного от власти за отказ от борьбы против нужных ей решений.

Место оппозиционной деятельности заняла торговля, что с точки зрения стратегической перспективы опаснее самого острого политического кризиса: конфликт между политическими силами далеко не всегда приводит к великим потрясениям.

Превращение политсистемы в торговую площадку неизбежно ведет к социальной дестабилизации, которая вполне может завершиться распадом общества. Особенно тяжелые формы этот процесс может принять в нынешних условиях.

По крайней мере треть граждан Украины (и по меньшей мере половина жителей юго-востока) придерживаются взглядов, которые не выражает ни одна парламентская партия. Многие рассчитывали, что хотя бы отдельные требования этой части общества будет отстаивать Оппозиционный блок. Но он отказался от противостояния с властью, ограничиваясь критическими заявлениями (не имеющими никаких практических последствий) и демонстрацией непокорности тогда, когда это может принести наи-большую выгоду.

Такой тактики придерживается не только ОБ, но и остальные парламентские партии, не связанные непосредственно с противоборствующими кланами премьера и президента (и даже отдельные влиятельные политические игроки, формально входящие в Блок Петра Порошенко или в «Народный фронт»). Так, к примеру, 22 декабря за принятие бюджета, кроме депутатов из Оппо-блока, отказались также голосовать фракции Радикальной партии, «Самопомочі» и «Батькивщины».

Однако, насколько можно судить, этот демарш не вызвал паники у сторонников правительства. В кругах, связанных с Кабмином, хорошо понимают, что нынешняя позиция противников бюджета обусловлена прежде всего желанием выбить что-то у правительства для своих инвесторов и спонсоров. А потому премьер-министра ожидает не столкновение с оппонентами, а торговля, в которой обязательно примут участие все партии, выступившие против бюджета.

От сделки с правительством может отказаться только «Батькивщина», лидер которой, по-видимому, рассчитывает переиграть и Порошенко, и Яценюка, расчистив себе дорогу к премьерскому креслу.

Вполне возможно, что депутатам от ОБ даже не придется голосовать за проект бюджета, который по сути дела является приговором для значительной части их избирателей. От финансово-экономической политики правительства пострадают в первую очередь промышленно развитые регионы, которым угрожает массовая безработица. Кроме того, среди сторонников ОБ много пенсионеров, голосовавших ранее за Партию регионов. Многие из них в будущем году окажутся на грани физического выживания.

Поэтому от ОБ требуется: не обращаться к пострадавшим социальным группам, не пытаться поднять их на борьбу против правительственных планов, не использовать для борьбы с властью уличную активность.

ОБ не нужно что-то предпринимать, чтобы угодить власти.

От партии, занимающей оппозиционную нишу, власть в нынешних условиях требует главным образом бездействия.

Бессмысленное понимание

Судя по заявлениям представителей ОБ, в партии хорошо осознают, что в стране сложилась крайне опасная ситуация. Политические реформы, призванные создать условия для развития гражданского общества, провалились. В стране так и не возникли общественные структуры, обладающие правом контролировать действия власти, а обещанная децентрализация, которая должна была гарантировать регионам экономическую самостоятельность, обернулась увеличением их зависимости от центра.

Как сообщила недавно пресс-служба ОБ, в 2015 г. доходы местных бюджетов снизились по сравнению с 2014 г., а их доля в консолидированном бюджете страны уменьшилась с 21% до 17%. Это значит, что финансовое положение подавляющего большинства украинских городов существенно ухудшилось — со всеми вытекающими из этого последствиями как для муниципального хозяйства, так и для местной элиты.

Если бы «блок», объединивший видных деятелей Партии регионов, не сумевших или не захотевших обеспечить себе место в рядах новой власти, действительно был оппозиционным, он бы непременно воспользовался недовольством региональной элиты. Тем более что ОБ (его главные инвесторы) владеют различными медиа (от телеканалов до интернет-сайтов) и располагают финансовыми ресурсами, позволяющими вести активную политическую деятельность.

Партия могла бы объединить представителей региональной элиты, недовольных тем, что центральная власть, обещавшая предоставить регионам экономическую и политическую свободу, в действительности продолжила курс Януковича на перераспределение в свою пользу финансовых потоков и увеличение собственных полномочий.

Если бы такое объединение удалось, ОБ совершил бы то, что так и не удалось сделать Партии регионов: ОБ стал бы общенациональной политической силой, не утратив при этом своего влияния на юго-востоке. Однако ОБ не стал заниматься объединением региональной элиты, поскольку это неизбежно привело бы к противостоянию с правительством и Администрацией Президента, которые ведут борьбу друг с другом за контроль над регионами.

В результате на «региональном» поле возникло несколько проектов (в том числе такой относительно успешный, как партия «Возрождение», опиравшаяся на поддержку Коломойского), близких по своему формату к Оппозиционному блоку. С группировками региональной элиты стала активно работать «Самопоміч», получившая таким образом шанс закрепиться на юго-востоке страны, которым она удачно воспользовалась.

Однако руководство и инвесторы ОБ, по-видимому, не придали этому значения, поскольку не собирались заниматься политикой, а хотели получить возможность торговаться с властью. А для этого, как им казалось, будет достаточно сохранить посредством админресурса и подконтрольных медиа политическое доминирование в юго-восточных регионах.

Однако эти расчеты не оправдались. Местные выборы показали, что ОБ не только утратил позиции на юго-востоке, но и потерял политическое лидерство даже в наиболее важных для партии городах, где, как казалось, у нее не может быть серьезных конкурентов.

Ринату Ахметову удалось сохранить контроль над Мариуполем, а его партнер Юрий Вилкул сумел (хотя и с большим трудом) завоевать пост мэра Кривого Рога. Однако существует реальная угроза того, что Вилкула под давлением политических противников отстранят от занимаемой должности.

Но представители партии потерпели ряд поражений в тех городах, где у них вроде бы не должно было возникнуть трудностей. В этом отношении одно из самых тяжелых поражений принесли выборы в Николаеве, где во втором туре кандидат от «Самопомочі» Александр Сенкевич выиграл более 10% у представителя оппоблока Игоря Дятлова.

Но несмотря на то, что Дятлов сразу же признал свое поражение, 22 декабря группа депутатов от ОБ зарегистрировала в ВР законопроект, предполагающий назначение в Николаеве повторных выборов в связи с возможной фальсификацией итогов голосования в пользу нынешнего победителя. Вряд ли «оппозиционеры» всерьез рассчитывают на то, что в Николаеве отберут победу у представителя «Самопомочі». Скорее всего, они таким образом пытаются заставить партию Садового отказаться от борьбы за отмену результатов выборов в Кривом Роге, представляющем огромную важность для Ахметова.

Но даже если ОБ удастся провернуть подобную комбинацию, позиции наследников Партии регионов будут безнадежно подорваны на всем юго-востоке. Очевидно, что ОБ, отказавшись от экспансии на общенациональном уровне, не сохранил политическое лидерство даже в базовых регионах. Это расплата за фактический отказ от публичной политики и излишние надежды на админресурс.

Нет никаких сомнений в том, что представители ОБ хорошо понимали, как развивается социально-экономическая ситуация в стране, какие процессы идут на региональном уровне. Но они так и не решились воспользоваться возможностью резко усилить свои позиции, опираясь на растущее массовое недовольство.

Вместо этого они попытались договориться с властью, рассчитывая, что и президент, и премьер, опасаясь политической дестабилизации, пойдут на уступки.

ОБ vs оппозиция

Безусловно, шанс договориться с властью у ОБ есть. И не только потому, что схватка между кланами президента и премьера открывает пространство для маневра. Оппоблок вследствие своего сознательного бездействия отчасти утратил поддержку, которой он пользовался на юго-востоке страны. Но это вряд ли окажет серьезное влияние на его отношения с окружением Яценюка и президентской администрацией, которые сами хотят был влиятельными игроками в юго-восточных регионах, а потому не нуждаются в поддержке наследников партии Януковича (и уж тем более во взаимодействии с ними в публичном пространстве).

Оппозиционный блок

Но ОБ выполняет функцию, чрезвычайно важную для действующей власти. Он закрывает оппозиционную нишу, не давая сформироваться политической оппозиции, способной вести борьбу с нынешним режимом.

После бегства Януковича теоретически существовало четыре способа формирования оппозиции новой власти:

— благодаря объединению группировок региональной элиты, недовольных курсом новой власти (как видим, ОБ сознательно проигнорировал эту возможность);

— в результате развития гражданских инициатив, которые возникли в период политического кризиса и были направлены на ограничение власти и передачу части ее полномочий в руки общества (новый режим достаточно быстро подавил или приручил подобные общественные движения, а ОБ, обладающий значительными ресурсами, ничего не сделал для их поддержки);

— благодаря становлению рабочего и профсоюзного движения, которое могло бы стать действенным инструментом давления на центральную власть (лидеры ОБ, по всей видимости, рассудили, что сильное социальное движение представляет для инвесторов блока не меньшую опасность, чем для руководства страны);

— вследствие перехода в политическую плоскость недовольства, вызванного намерениями власти полностью порвать с советским культурным наследием (ОБ позволил власти запретить Компартию Украины и провести закон о декоммунизации, даже не попытавшись воспользоваться недовольством, которое вызвали эти решения на юго-востоке страны).

ОБ не меньше, чем центральная власть, мотивирован к тому, чтобы в стране так и не появилась политическая оппозиция, а потому и президентский, и премьерский кланы заинтересованы в существовании Оппоблока.

Однако возникает вопрос: чем они могут заплатить за его лояльность?

В нынешней ситуации власть может дать очень немного. Она даже не может позволить ведущим инвесторам блока наладить нормальную работу предприятий, расположенных на территории самопровозглашенных «ЛНР» и «ДНР».

Президент, а в особенности премьер все еще рассчитывают на то, что Киеву удастся избежать выполнения минских договоренностей, а потому препятствуют восстановлению экономических связей, прерванных гражданским конфликтом.

Безусловно, центральная власть продолжает распоряжаться тарифами и раздавать государственные заказы. Но в условиях финансового кризиса значимость подобных договоренностей снижается. Кроме того, постоянно увеличивается угроза того, что власть попросту не сможет из-за недостатка средств выполнять собственные обязательства.

Поэтому власть, пытаясь обеспечить лояльность своих партнеров, делает ставку не столько на помощь в решении экономических проблем, сколько на угрозу применения репрессивных мер.

Так, недавно советник главы МВД Зорян Шкиряк заявил, что лидера фракции Оппозиционного блока Юрия Бойко его коллеги по ВР без колебаний лишат депутатской неприкосновенности, если Генпрокуратура внесет соответствующее представление.

Сергей Лещенко, кстати, депутат от Блока Петра Порошенко, еще 12 ноября заявил, что внесение в парламент представления о привлечении к уголовной ответственности Юрия Бойко за махинации со сжиженным газом на протяжении трех месяцев блокируется генпрокурором Виктором Шокиным.

Т. о. отказ от репрессивных действий или обещание этого также становится действенным средством управления оппозицией со стороны власти. Как известно, лояльность Сергея Курченко (принадлежащих ему медиа), который продолжает контролировать несколько голосов во фракции ОБ, сумели обеспечить, сняв арест с активов и счетов его предприятий.

Но если власть будет и дальше действовать подобным образом, то ОБ ожидает неизбежный развал. Его лидерам и инвесторам будет удобнее договариваться с властью поодиночке и напрямую, не принимая на себя лишние обязательства и ответственность за политическую структуру в целом. В особенности это касается Ахметова, который останется влиятельным игроком даже в том случае, если ОБ резко ослабеет или распадется.

Нельзя рассчитывать на то, что олигархи, решившиеся на противостояние с Януковичем, вновь поднимут коллективный бунт уже против новой власти. Они никогда не пойдут против ясно выраженной позиции лидеров США и ЕС, которые высказываются за сохранение нынешнего режима и допускают только перестановку отдельных фигур во власти. Это значит, что украинские олигархи будут и дальше пытаться договариваться с властью, которая, нужно сказать, все же несколько сдерживает свои аппетиты — из страха вызвать недовольство западных политиков.

Поэтому ОБ даже ради самосохранения так и не начнет заниматься политикой и будет продолжать имитировать оппозиционную деятельность, помогая власти предотвратить появление опасных противников.

ОБ продолжит бездействовать несмотря на то, что его руководство ясно осознает: страна стремительно движется к экономическому коллапсу и глубочайшему социальному кризису. Ситуацию не спасут эпизодические закулисные (а-ля масонские) встречи олигархической верхушки, не способной понять, что единственный выход, как это ни удивительно для нее, — реальное развитие институтов гражданского общества, а не имитация этого процесса. Да, это очень дорогой проект, но отказ от него обойдется элите и стране в целом гораздо дороже.

Однако деятели ОБ не спешат что-либо поменять в своем политическом стиле, по-видимому, рассчитывая избежать расплаты за то, что занимались решением собственных проблем в самое критическое для Украины время.
 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Нас бросят не сразу

В Украине найдены друзья Трампа, а в США — друзья Украины

«Электрогенерирующее дерево» — первое в Украине

Стильный ветрогенератор установлен в Одессе, на Старосенной площади

Этот жир убил Саакашвили. Кто отравится следующим?

Чудовищная цена Одессы — одна из причин того, что полный контроль над регионом...

Вы одесситы или где?

Сейчас с варьете дела обстоят значительно лучше, но кое-чего городу у моря все-таки...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Владимир Долгопятов
24 Декабря 2015, Владимир Долгопятов

Из-за бездарной экономической политики, которую проводит преступное правительство Украины во главе Кулейвлоб под настоятельную диктовку со стороны МВФ в дверь страны всё настойчивей и громче стучится коллапс. С домокловым мечём уже давно стоит надвигающийся дефолт. А там не за горами и другие крупнейшие неприятности для существования целостности страны... Поэтому чем быстрее прийдут к управлению новые умные, мудрые профессионалы, тем скорее государство начнёт выкарапкиваться из той клоаки, в которой мы сейчас находимся.

- 20 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка