ВК а-ля КС

№24(776) 17 — 23 июня 2016 г. 16 Июня 2016 4.4

Если Конституционный Суд отменит люстрацию, необходимо будет принять новый закон об очищении власти, еще более радикальный, заявил Юрий Луценко. Хотя генпрокурору следовало бы знать, что согласно одному из предыдущих решений КС восстанавливать нормы, уже признанные неконституционными, запрещено.

Впрочем, для борцов за торжество революционной целесообразности нет непреодолимых препятствий. Вполне допускаю, что можно принять закон «о безусловном очищении власти», о котором говорил Луценко, предусмотрев в нем и люстрацию судей КС (что, кстати, предлагается и поправками к действующему акту). В результате этот суд соберется в нужном составе — и с помощью элементарного крючкотворства, которое не раз проявлял, признает вполне законным то, что ранее счел неконституционным.

Об эксклюзиве на люстрацию

Особую интригу в эту историю вносит европейский фактор — прежде всего информация о том, что изменить закон «Об очищении власти» требует Венецианская комиссия. Примечательно, что данную тему уже несколько месяцев активно педалирует канал «Интер», принадлежащий одному из лидеров Оппозиционного блока Сергею Левочкину (который — как бывший глава АП — подпадает под люстрацию).

Так, 20 марта президент Венецианской комиссия Джанни Букиккио в эксклюзивном интервью программе «Подробности недели» указал, что закон о люстрации в нынешнем виде не отвечает принципам верховенства права и демократии, а также европейским стандартам в этой сфере. Поэтому, считает Букиккио, в ВК «решили предложить важные поправки к закону относительно, например, факта, что вина должна быть доказана, а не предполагаться только на основе принадлежности к определенной категории государственных служащих. Все гарантии справедливого правосудия должны соблюдаться».

В этом же интервью Букиккио сообщил: «Министр юстиции согласился прислать новый вариант закона с поправками Венецианской комиссии, но до сегодняшнего момента мы не получили ничего. Надеемся, что министр пришлет поправки, как он обещал несколько месяцев назад». Кроме того, Букиккио отметил: «Применение закона к людям может рассматриваться судами — в конце концов судом по правам человека в Страсбурге». Т. е. намекнул, что ЕСПЧ примет решение в пользу уволенных украинских чиновников.

На следующий день Оппоблок призвал власть прислушаться к мнению ВК: «Если изменения в закон о люстрации не будут внесены, наша страна понесет огромные убытки, поскольку проиграет тысячи судебных дел в Европейском суде по правам человека», что повлечет выплату компенсаций в сотни миллионов гривен.

Никто другой слов Букиккио не комментировал, но уже 22 марта КС после пятимесячного перерыва неожиданно возобновил слушания по делу о люстрации. В тот же день он отклонил ходатайство депутатов об отводе шести судей, голосовавших в 2010 г. за отмену политреформы, и перевел пленарное заседание в закрытый режим.

И вот уже 8 июня агентство «Українські новини» (входит в тот же холдинг, что и «Интер» — Inter Mediа Group) обнародовало ответ Букиккио на вопрос своего журналиста. Президент ВК, в частности, рассказал: «Закон о люстрации в Украине имел ряд недостатков, которые Венецианская комиссия указала и рекомендовала для изменения. Закон, однако, не был изменен до сих пор. Некоторые поправки находятся на рассмотрении Верховной Рады, но мы еще не оценивали их... Применение закона в первоначальном виде, недостатки которого мы определили, серьезно нарушало основные права граждан. Венецианская комиссия рекомендовала внести поправки в закон о люстрации, чтобы привести его в соответствие с европейскими стандартами и предотвратить нарушения прав человека. Мы считаем, что это важно сделать».

А 10—11 июня состоялось очередное пленарное заседание ВК, на котором (опять-таки по информации «Подробностей недели») собирались рассматривать закон о люстрации, — и «были готовы выслушать украинский Минюст, но ни представителей ведомства, ни правок к закону там так и не дождались».

Далее в сюжете «Интера» приводились слова Букиккио: «Мы до сих пор не получили никаких правок! Свои рекомендации к данному документу мы уже высказали, но результатов так и не получили. Я не знаю, в чем дело, возможно, правки попросту не готовы».

Затем высказалась замсекретаря ВК Симона Граната-Менгини: «Мы рекомендовали внести правки в закон как можно скорее. Конечно, не наше право судить, как будут выполняться те или иные законы, потому что, как правило, к нам они поступают на этапе подготовки еще до вступления в силу. Но этот закон даже в таком виде нарушает права человека в Украине. Мы все же надеемся, что Киев учтет все наши рекомендации. Украинский министр заверил нас в этом. И мы обязательно на них посмотрим».

И в том же сюжете со слов представителя Украины в ВК, бывшего «регионала» Владимира Пилипенко сообщалось, что на закрытой части заседания комиссии Граната-Менгини «проговорилась, что неофициально правки ей все же показали. И тот вариант, который сейчас уже в парламенте, учитывает не все рекомендации европейцев».

Об окончательном, которому нет предела

Все это выглядит странным, ведь вопрос о люстрации официально решен Венецианской комиссией — и отнюдь не так, как утверждается в многочисленных сюжетах «Интера», согласно которым ВК уже полтора года ждет украинских поправок (т. е. с декабря 2014-го, когда приняла резко критическое заключение о законе).

Хотя официально ВК с того времени свою точку зрения скорректировала, и я об этом подробно писал почти год назад («Европа подбросила козырей», №1—2(729) 3—9.07.2015).

Напомню вкратце, как развивались события.

Украинским представителям в декабре 2014-го удалось добиться того, чтобы свое разгромное заключение ВК официально назвала промежуточным — а окончательное должна была сделать после внесения поправок к закону. Эти поправки были внесены в ВР 21 апреля 2015 г., и сводились они к следующему:

— преамбула документа расширяется за счет оценки коммунистического режима и правления Януковича;

— категории лиц, на которых распространяется люстрация, расширяются за счет судей КС, кандидатов в депутаты и мэры всех уровней, сотрудников аппаратов и секретариатов властных структур, работников отдельных типов госпредприятий, в частности «Укроборонпрома» (в новой редакции этого проекта, зарегистрированной 18 марта текущего года, которую якобы рассматривали сейчас, добавлены и руководители вузов);

— люстрация не касается тех, кто признан участниками АТО;

— учреждается особый орган исполнительной власти для проведения люстрации.

Эти поправки не имели отношения к главным замечаниям ВК, высказанным в декабре 2014-го и затрагивавшим суть закона:

«Люстрация должна касаться только должностей, которые могут действительно представлять значительную угрозу для прав человека и демократии; перечень должностей, подлежащих люстрации, должен быть пересмотрен.

Вина должна быть доказана в каждом конкретном случае и не может допускаться на основании только принадлежности к категории государственных учреждений; критерии для люстрации должны быть пересмотрены».

Т. е. Киев указания ВК в апреле 2015-го проигнорировал. Тем не менее окончательное заключение комиссии оказалось несравненно мягче, чем промежуточное, хотя вынес его практически тот же состав экспертов. Да, признается, что в законе сохраняются «определенные недостатки» (в промежуточном варианте говорилось о «серьезных недостатках»), но два приведенных выше ключевых замечания из текста исчезли. Вместо них появилось просто пожелание учитывать при люстрации значимость должности, занимаемой при Януковиче.

Кроме того, ранее ВК осуждала распространение люстрации на кандидатов в депутаты и судей КС. Но эти положения касались проекта закона и в силу так и не вступили.

Чего же сейчас хочет ВК — выполнения прошлогодних (по большому счету технических) рекомендаций или чего-то большего? Ведь прозвучавшие в марте слова Букиккио о том, что «вина должна быть доказана, а не предполагаться только на основе принадлежности к определенной категории государственных служащих» — это возврат к позиции 2014 г.

Разумеется, можно предположить, что это высказывание — сугубо самостоятельная инициатива президента ВК. Здесь стоит обратить внимание на то, что сайт комиссии традиционно не размещает каких-либо заявлений Букиккио и других сотрудников аппарата — и их интервью «Интеру» не представляет в этом плане исключения. А в официальном сообщении сайта о последнем заседании речь идет лишь о том, что ВК рассмотрела события, произошедшие после принятия окончательного заключения по поводу украинского закона о люстрации.

Казалось бы, ничего серьезного. Однако если бы больших проблем не было, об этом в Украине поспешили бы раструбить: сторонников люстрации у нас более чем достаточно, и у них имеются все возможности связаться с ВК. Но нет, они не пытаются опереться на ее мнение — и это создает впечатление, что европейские правовые эксперты настроены серьезно.

Тому могут быть три причины, которые не являются взаимоисключающими.

1) Европа меняет отношение к украинской власти. Вплоть до того, что считает целесообразным — для стабилизации ситуации — дать возможность вернуться в нее представителям старого режима.

2) Украина обещала более серьезно изменить закон о люстрации — как бы по своей воле, а не под давлением ВК. В обмен комиссия в июне 2015-го смягчила свою позицию. Но обещание не было выполнено, и теперь следует реакция.

3) Окончательное заключение по закону о люстрации принималось одновременно с выводом о конституционной реформе в части децентрализации. Если считать, что для ВК (и для Европы в целом) эта реформа гораздо важнее люстрации в контексте урегулирования на Донбассе, то европейские правоведы год назад могли руководствоваться следующей логикой: критика закона, на котором настаивал майдан, вызовет у Верховной Рады недоверие к комиссии и осложнит принятие конституционных поправок. Поэтому публичная критика люстрации была спущена на тормозах (возможно, взамен на обещания Киева убрать самые одиозные положения). Но в ВК увидели, что конституционных изменений не будет — и решили отыграть назад.

Все это можно было бы выяснить в ходе общения с представителями ВК. Остается только сожалеть, что «Интер», которому такое общение доступно, использует его лишь для набившей оскомину темы: о том, как, дескать, Европа прозревает в отношении нынешнего режима в Украине и требует от него соответствия европейским ценностям.

А ведь гораздо интереснее было бы выяснить, почему год назад ВК внезапно отошла от жесткой позиции, изложенной в предварительном заключении, а сейчас, похоже, вновь меняет свою позицию.

И какие, собственно, у комиссии ресурсы и права и дальше воздействовать на Украину, особенно в плане реализации замечаний, не вошедших в прошлогоднее заключение? Ведь оно официально носит статус окончательного — и нет прецедентов, чтобы Венецианская комиссия пересматривала документы такого характера.

Я много раз критически высказывался о люстрации. Однако объективно и прошлые, и нынешние маневры ВК вокруг закона «Об очищении власти» — это пример не верховенства права, которому нас призывают учиться у Европы, а хорошо знакомых в Украине политических игр судебных органов (ведь ВК — это своеобразный аналог европейского конституционного суда, только с консультативными полномочиями).

О «фронтовиках», нацелившихся на непоправимое

Еще одна интрига недели связана с судьбой конституционных поправок по децентрализации. Она возникла после того как выяснилось, что «Народный фронт» не поддержит их в существующем виде — из-за отсылочной нормы о статусе Донбасса.

Это было вполне предсказуемо, но важно то, что партия заблаговременно заявила, что не хочет гробить децентрализацию — и предлагает провести конституционную реформу без этого пункта.

Формально речь еще не идет о позиции партии или фракции, но раз эту идею один за другим высказали глава МВД Арсен Аваков, спикер ВР Андрей Парубий и министр юстиции Павел Петренко, то можно говорить об уже принятом решении.

Так, по мнению Парубия, пункт относительно способа самоуправления «отдельных районов» не является обязательным для реформы децентрализации: «Собственно, именно он вызывает больше всего дискуссий. Если бы этот пункт был удален, убежден — мы бы в зале смогли найти 300 голосов под реформу децентрализации».

А Аваков в интервью агентству «Интерфакс-Украина» указал: «В Минских соглашениях прописаны проекты типа «народная милиция», не подчиняющаяся МВД Украины. Я не принимаю этого пункта, и никогда не буду принимать. И меня никто не заставит».

Глава МВД подчеркнул, что создание «народной милиции» противоречит Конституции и законам нашего государства: «Полиция должна быть украинской, по украинскому закону и по единому стандарту. Особой полиции, не подчиняющейся никому, не будет. По крайней мере это моя позиция. Может быть, парламент решит по-другому, но в этом случае я уйду в отставку».

Пожалуй, впервые чиновник такого уровня открыто заявляет о неприятии одного из положений Минских соглашений. Более того, напомню, данная норма еще раньше была закреплена в законе «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Налицо серьезный сигнал: скорее всего, дело идет к фактическому дезавуированию Киевом достигнутых в Минске договоренностей (хотя этот процесс может растянуться на многие месяцы).

Понятно, что у западных партнеров еще меньше рычагов для давления на лидеров «НФ», чем на Порошенко. Думаю, Парубий и Аваков отлично понимают, что для Запада они — отыгранные фигуры, на которые США и ЕС ни при каких раскладах не будут делать ставку. А значит, они заинтересованы в максимально длительном сохранении нынешней ситуации.

И в то же время они наверняка рассчитывают получить дополнительные очки на возможных досрочных выборах в ВР.

Итак, отсутствие поддержки НФ однозначно не позволит набрать 300 голосов за децентрализацию: фракция экс-премьера традиционно голосует монолитно, в ней нет таких шатаний, как в БПП.

Однако технически осуществить вариант «фронтовиков» несложно. На этой сессии можно зарегистрировать соответствующий законопроект, получить выводы КС и проголосовать его в первом чтении, а в сентябре уже принять в целом.

Такой шаг будет непоправимым нарушением Минских соглашений — после него надо будет признать, что этот документ выполнить уже невозможно.

Совпадает ли это с целями Порошенко? Похоже, совпадает, поскольку президентская сторона никак не прокомментировала инициативы «фронтовиков» — и главе государства выгодно, чтобы пункт о статусе Донбасса был похоронен не по инициативе (и не с подачи) его партии.

Как на самом деле обстоят дела, мы скоро узнаем. Ведь, как следует из принятых в конце января изменений к регламенту ВР, одобренные год назад в первом чтении поправки в части децентрализации можно будет утвердить лишь на этой сессии — перенести их на следующую юридически невозможно.

Единственный вариант — снова изменять регламент, благо трактовка Конституционным Судом понятия «следующая очередная сессия» позволяет делать подобные изменения. И если в БПП задумают его изменять, значит, все-таки у президента не хотят, чтобы Верховную Раду сочли могильщиком Минских соглашений.

Стоит сказать несколько слов о позиции РФ. Неделю назад, анализируя заявления Сергея Лаврова, я предположил, что Москва может согласиться на определенные уступки по Донбассу (в частности, касательно вооружения миссии ОБСЕ) — но при условии, чтобы это выглядело как результат прямых договоренностей непризнанных республик с Киевом.

И вот 10 июня в Донецке состоялся многочисленный митинг, участники которого выступили категорически против любой полицейской миссии. Это действо можно было бы отнести к самодеятельности властей самопровозглашенной республики, если б не одно обстоятельство. Сюжет о митинге был едва не главным в программе «Время» Первого телеканала РФ — хотя обычно новости из наших краев на российском ТВ в последнее время идут в «подвале»

Судя по всему, и в Москве никаких иллюзий по поводу обозримых перспектив минского процесса не питают.

О президентской задней для недогремевшего парада

На уходящей неделе состоялся обмен заключенными между Украиной и РФ. Обвиняемых в сепаратизме одесских журналистов Елену Глищинскую и Виталия Диденко (оба граждане Украины) обменяли на находившихся в российских тюрьмах украинцев Юрия Солошенко и Геннадия Афанасьева.

В сообщениях СМИ о возвращении Солошенко и Афанасьева в Украину я обратил внимание на такой момент: после встречи в аэропорту их отвезли в больницу. И сразу подумал: а ведь Савченко, которая не просто провела в одиночной камере почти два года, но и перенесла несколько тяжелейших голодовок, ни на какие обследования не возили.

Журналисты, пристально отслеживающие едва ли не каждый шаг Надежды, не зафиксировали ни одного ее визита к медикам. Более того, буквально сразу же Савченко развила весьма энергозатратную общественно-политическую деятельность. Не значит ли это, что все медицинские реабилитационные мероприятия были проведены с ней еще в РФ?

Как бы то ни было, можно констатировать, что «фактор Савченко» в украинском политикуме постепенно нейтрализуется. Причем, помимо естественного эффекта привыкания, сказывается и аккуратная кампания по ее дискредитации. Наверное, самым ярким проявлением этой кампании стало заявление пресс-секретаря МВД Артема Шевченко.

Вот что он написал в Фейсбуке: «Приведу слова одного из опытных армейских разведчиков, кавалера двух орденов Богдана Хмельницкого, полученных за успешные армейские спецоперации за линией фронта: «При нынешнем уровне развития фармакологии и технологий российских спецслужб арсенал воздействия на сознание узника практически неограничен. И никаких проверок, сразу с самолета не на допросы и полиграф, а в сессионный зал парламента. Не удивлюсь, когда она в следующий раз уже не эспандер, а реальную гранату в ВР принесет». Это ни о чем не свидетельствует, конечно, и я ничего не утверждаю, но мне показался этот его комментарий, как минимум, заслуживающим внимания. Не больше. Но и не меньше».

Подчеркну: это написал пресс-секретарь МВД Украины — его статус не предполагает особой отсебятины в публичном пространстве.

В общем, после заявления Надежды Савченко о готовности вести переговоры с лидерами «ЛДНР» патриотические круги несколько к ней охладели. И безусловным авторитетом при принятии сложных решений она для них уже вряд ли будет.

Фактически закончилась на минувшей неделе и история с парадом суверенитетов, с которым было выступили облсоветы, потребовавшие от Кабмина поделиться полномочиями. (Обнародован своеобразный некролог этому процессу: «Массового принятия решений не получилось — акты успели принять только в Одесской, Житомирской, Кировоградской, Ивано-Франковской и Хмельницкой областях. Довольно быстро отреагировал президент, заявив, что такие заявления противоречат Конституции Украины, и пригрозил роспуском советов, хотя по Конституции таких полномочий глава государства не имеет. В Днипре, Виннице проект сняли с повестки дня, во Львове, благодаря умелым действиям председателя областной рады Александра Ганущина, проект обращения не набрал достаточно голосов. Жестко выступил против попыток шантажировать правительство председатель Харьковской областной рады Сергей Чернов».

Автор публикации полагает, что инициатором этого процесса является Юлия Тимошенко, поскольку соответствующие проекты везде вносили депутаты от «Батькивщины».

Однако мне представляется более вероятным, что таким образом реализовывался согласованный с зарубежными партнерами сценарий, который должен был бы помочь Петру Порошенко (и от которого он никак не мог напрямую отказаться) протащить соответствующие изменения к Конституции. Ведь по сведениям из разных источников, по итогам этих обращений планировалось провести большое собрание местных депутатов в Киеве — с последующим внесением соответствующих поправок на голосование в ВР.

Но Порошенко снова «включил заднюю» — вероятно, сославшись на непримиримых партнеров по коалиции, обострение ситуации в зоне АТО и т. п. Подобная тактика ранее позволила ему выполнить рекомендации по замене генпрокурора таким образом, что на этом посту верного Шокина сменил не менее верный Луценко. И благодаря такой же тактике все разговоры о внеполитическом Кабмине реформаторов завершились назначением премьером Гройсмана.

Похоже, и с децентрализацией президент решил все по-своему — невзирая на западных партнеров. Неужели намерен испытывать их терпение до бесконечности?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

«Электрогенерирующее дерево» — первое в Украине

Стильный ветрогенератор установлен в Одессе, на Старосенной площади

Нас бросят не сразу

В Украине найдены друзья Трампа, а в США — друзья Украины

Вы одесситы или где?

Сейчас с варьете дела обстоят значительно лучше, но кое-чего городу у моря все-таки...

Этот жир убил Саакашвили. Кто отравится следующим?

Чудовищная цена Одессы — одна из причин того, что полный контроль над регионом...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка