Внешнее управление уже не в радость

№3(756) 22 — 28 января 2016 г. 21 Января 2016 2 4.6

В преддверии последней пленарной недели третьей сессии Верховной Рады, на которой должна решиться судьба конституционной реформы, дипломатическая активность вокруг Украины продолжала нарастать.

13 января состоялся телефонный разговор президентов США и РФ. По версии российской стороны, Владимир Путин подчеркнул необходимость выполнения Киевом Минских соглашений, «в т. ч. в части налаживания прямого диалога с Донбассом, согласования с ним готовящихся изменений к Конституции, проведения местных выборов, вступления в силу законов об особом статусе и амнистии».

Барака Обама, как сообщает сайт Белого дома, в свою очередь отметил: «Следующим ключевым шагом для сторон является соглашение по модальностям местных выборов на Донбассе, которые должны отвечать стандартам ОБСЕ».

Т. е. Путин показал, что для него приоритетен весь комплекс политических вопросов, тогда как Обама сделал акцент именно на выборах (напомню, эту тему многократно выдвигали на первый план и представители Германии и Франции — от лидеров стран до чиновников МИД).

Если согласованные выборы на Донбассе все-таки состоятся, вероятными представляются четыре сценария развития событий:

1. В «отдельных районах» могут взять верх силы, лояльные Киеву — по крайней мере готовые вписывать эти территории в правовое поле Украины на условиях «особого порядка местного самоуправления». Это может стать поворотным пунктом в урегулировании конфликта. Вероятность такого варианта невелика.

2. Выборы наблюдателями БДИПЧ ОБСЕ будут признаны, но к урегулированию не приведут, поскольку за ними не последует роспуск структур «ДНР» и «ЛНР» (хотя в Минских соглашениях об этом прямо не говорится, на мой взгляд, одно из другого логично вытекает). Следовательно, Запад обвинит РФ в срыве договоренностей и сохранит — а то и усилит — санкции. В итоге станет ясно, что «Минск-2» исчерпал себя, и необходимо новое соглашение.

3. Выборы ОБСЕ признаны не будут, что приведет к таким же результатам, как и в предыдущем варианте.

4. Выборы ОБСЕ будут признаны. И хотя отношения Киева с Донбассом не изменятся, Запад сочтет, что мятежные территории получили вполне легитимных представителей. Такой сценарий я считаю крайне маловероятным, но вовсе исключить его не могу с учетом настойчивых пропагандистских слухов: из российских масс-медиа — о том, что Кремль договаривается с Западом, из украинских — о том, будто Запад сдает Киев.

Но до местных выборов на Донбассе, безусловно, еще далеко, поэтому продолжим анализировать ключевые события минувшей недели.

13 января, в тот же день, когда Путин беседовал с Обамой, пресс-служба Порошенко информировала о телефонном разговоре украинского президента с лидерами ФРГ и Франции. «Собеседники обсудили дальнейшие шаги для выполнения минских договоренностей, в частности, согласование модальностей проведения местных выборов в некоторых районах Донецкой и Луганской областей согласно украинскому законодательству и подготовку к восстановлению Украиной полного контроля над границей», — говорилось в сообщении.

А уже 16 января пресс-служба Порошенко сообщила, что в развитие договоренностей, достигнутых в этой беседе, 18—19 января нашу страну посетят специальные посланники канцлера ФРГ Кристоф Хойсген и президента Франции Жак Одибер. Они обсудят с украинской стороной реализацию минских договоренностей, в частности, вопросы полного прекращения огня и освобождения всех пленных.

Пресс-службы лидеров ФРГ и Франции о разговоре с Порошенко не упоминали. Но, судя по речи Ангелы Меркель в торгово-промышленной палате Магдебурга 7 января (это последнее выступление, где фрау канцлер говорила о нашей стране), она также думает о контроле Украины над границей, увязывая данный вопрос со статусом Донбасса.

В частности, Меркель сказала: «Я верю, что в ближайшие месяцы мы достигнем прогресса в переговорах «нормандской четверки». Я настроена оптимистично».

И вновь подчеркнув, что снятие санкций в отношении РФ возможно при выполнении Минских соглашений (данный вопрос особо занимал аудиторию восточногерманского Магдебурга), Меркель добавила: «Украина также платит высокую цену. Ведь Донецкий и Луганский регионы должны получить специальный статус, своего рода автономию. Т. е. здесь дело идет по пути компромисса. Но нужно понимать, что Украина хотела бы вновь получить доступ к своим границам».

О полномочных инсинуациях

Петр Порошенко на большой пресс-конференции 14 января подтвердил важность возврата границы на Донбассе под контроль Украины. (Кстати, в отличие от времен Ющенко и Януковича, на официальном президентском сайте не выкладывают распечатки с подобных мероприятий. Наш сайт — 2000.ua — пожалуй, единственный изо всех СМИ публикует полный текст этой пресс-конференции.)

Глава государства рассказал, как во время дискуссии по поводу продления европейских санкций против РФ в Совете ЕС Киеву предлагали отказаться от этого требования. «Очень тяжелая дискуссия, я впервые об этом говорю, была о границе. Мы посвятили этому 25 минут. Но я говорю — без возврата контроля над границей ничего не работает», — подчеркнул президент.

По его словам, тогда звучало предложение отдать границу под надзор ОБСЕ, однако Украина категорически отказалась. «Ключевая позиция — это должна быть деоккупация и контроль над границей. Я никаких сомнений не имею, что как только российские войска уйдут, как только будут разоружены незаконные формирования, как только мы возьмем контроль над границей, люди увидят, что жизнь изменилась».

На пресс-конференции Порошенко назвал приоритетами на 2016 год «обеспечение мира и возврат Украины на Донбасс». А главное — подчеркнул, что никакого «Минска-3» не будет.

Напомню, о «Минске-3» впервые — за пять дней до того — упомянул представитель Киева в политической подгруппе контактной группы Роман Бессмертный. Причем не как об идее, а как об уже свершившемся факте, который «повлечет реформирование компонентов по безопасности ООН, ЕС», а возможно, и «поставит вопрос о судьбе ЕС».

Порошенко же заявил: «Давайте прекратим инсинуации по «Минску-3» — его не существует и, я надеюсь, не будет существовать. Единственное, чего сейчас требуют минские договоренности, — новой «дорожной карты», новых дат, когда стороны берут на себя обязательства имплементировать все без исключения пункты Минских соглашений до конкретной даты и в соответствующей последовательности».

Обратим внимание: «инсинуациями» президент назвал заявления вполне уполномоченного представителя Украины в переговорной группе.

Конечно, можно предположить, что заявление Бессмертного —согласованный с президентом зондаж ситуации, и только жесткая реакция западных участников переговорного процесса заставила Порошенко отыграть назад.

Но все же более вероятно, что вся нынешняя медийная активность Бессмертного (в т. ч. участие в шоу Шустера) — начало собственной политической игры этой во многом комичной фигуры, подготовка к тому, чтобы громко хлопнуть дверью в знак несогласия со «зрадой» на переговорах по Донбассу.

Вполне логично было бы освободить Бессмертного от работы в контактной группе. Но он своевременно подстраховался, заявив, мол, боевики хотят, чтобы его и Ирину Геращенко заменили кем-то другим. В такой ситуации отстранение его от переговоров может показаться власти не самым удачным — с оглядкой на внутреннюю аудиторию — вариантом.

Одним из проявлений упомянутой медийной активности Бессмертного стало интервью агентству «Укринформ», обнародованное за несколько часов до пресс-конференции президента. В частности, представитель Украины в контактной группе указал: «Нам не обойтись без поиска того, что называется «Минск-3». И далее: «Россияне на свой лад трактуют вещи, записанные в Минских соглашениях. Теперь на это наложилось непонимание, что за чем делать, какова логика процесса». А успех дела, по его мнению, «в точной постановке задачи и точной хронологии ее выполнения».

Т. е., несмотря на различие в терминах, видно, что по сути и Порошенко, и Бессмертный говорят об одном и том же — о дорожной карте с уточнением сроков. Более того, такая карта, очевидно, уже разработана, хотя и не обнародована.

Так, 15 января полпред «ДНР» в контактной группе Денис Пушилин заявил, что самопровозглашенная республика поддерживает идею разработки дорожной карты в целях имплементации Минских соглашений. Однако уточнил: «Наше видение дорожной карты отличается от видения украинской стороны. Они предлагают какие-то немыслимые варианты, которые никак не вписываются в комплекс мер, не вписываются в здравый смысл».

О конфетке для диванных патриотов

Впрочем, это заявление осталось в тени другого события, произошедшего 15 января, — встречи в Калининградской области РФ заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд и помощника президента России Владислава Суркова.

Об этой встрече мало что известно, кроме того, что она длилась то ли четыре, то ли шесть часов, а комментарии ее участников сводились к общим фразам.

Отправляясь в РФ, Нуланд в интервью агентству BNS рассказала о том, что необходимо сделать на Донбассе: «Первый вызов — прекратить убийства людей, чтобы можно было перейти к другим частям минских договоренностей, включая политическое решение, реальные выборы в соответствии с украинским законодательством, которое отвечает стандартам ОБСЕ, отвод зарубежной военной техники и военных, возвращение контроля над границами»

А уже после встречи Сурков сообщил журналистам: «Состоялись довольно обстоятельные, конструктивные и полезные консультации. Это был своего рода мозговой штурм по поиску компромиссов для реализации Минских соглашений». Он отметил, что «по некоторым чувствительным вопросам — как, например, конституционная реформа, безопасность и выборы — выдвигались идеи, которые могут быть обсуждены в контактной группе в «нормандском формате».

У американцев встречу комментировала не Виктория Нуланд, а представитель Госдепа Джон Кирби: «Стороны обсудили ситуацию на востоке Украины и необходимость полного выполнения Минских соглашений. Переговоры прошли конструктивными и были нацелены на поддержку усилий «нормандской группы» и трехсторонней контактной группы».

На фоне этого крайне обтекаемого официоза на различных информационных ресурсах РФ со ссылкой на «источник, близкий к одному из членов российской делегации» появилась информация, будто переговоры касались выработки методов «принуждения Киева к выполнению Минска-2», а также обеспечения безопасности и возможности проведения выборов на Донбассе.

И американская сторона якобы согласилась рассмотреть предложенный Кремлем статус Донбасса как «договорной автономии», т. е. будто бы готова признать его широкие права, предполагающие внешнеполитическую субъектность, в частности, право заключать международные договоры. Дескать, американцы идут на это потому, что в год президентских выборов им нужна не война на Донбассе, а прогресс в мирном урегулировании.

Об этом, в частности, в «Московском комсомольце» написал российский политолог Олег Бондаренко, близость которого к Владиславу Суркову не является секретом. Он полагает, что смыслом предложений Суркова Нуланд может стать «международная легитимация демократической воли дончан и луганчан, выраженной на референдуме о самоопределении 11 мая и выборах народных советов 2 ноября 2014 года».

В контексте местных выборов автор считает важным следующее: «Обеспечить безопасность волеизъявления путем создания «временной электоральной полиции», как и в других аналогичных ситуациях, из числа местных жителей, но при определенном участии противоположной стороны и посредничестве ОБСЕ». Главная же цель: «Реализовать на практике ту самую «договорную автономию» Донбасса, о которой говорил и президент Путин. При этом договорный характер автономии может быть двусторонним — как с Киевом, так и с Москвой, что также прописано в приложении к Минским соглашениям».

Отмечу, что понятие «договорная автономия» — помимо отсылок к нынешней ситуации на Донбассе — встретить в литературе мне не удалось. В любом случае в Минских соглашениях нигде не говорится о праве «отдельных районов» заключать обычные международные договоры.

Напомню, примечания к п. 11 (которые Бондаренко называет приложением), где речь идет о параметрах особого статуса «отдельных районов», в частности, предполагают:

— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации.

Очевидно, что подобные публикации имеют четко выраженный внутриполитический контекст. Их цель — убедить россиян, мол, вопреки домыслам диванных патриотов о сливе Донбасса результатом встречи Суркова с Нуланд может оказаться как раз слив Киева Вашингтоном.

О друзьях, пожелавших остаться неизвестными

15 января, в тот же день, когда встречались Сурков и Нуланд, агентство Bloomberg со ссылкой на интервью главы МИД Дании Кристиана Йенсена сайту youngnews.dk сообщило, что по датской инициативе девять европейских стран (включая ФРГ, Великобританию и Польшу) потребовали от Киева нарастить усилия в реализации своих обязательств по Минским соглашениям.

«Украина пока отстает с решением ряда необходимых вопросов. А если она не выполнит свою часть Минских соглашений, то для Москвы это может стать поводом перестать их выполнять», — сказал Йенсен. И добавил: «Вопросом огромной важности является принятие конституционной поправки, предоставляющей особый статус отколовшимся восточным регионам».

Участие в данной инициативе Лондона и Варшавы, несомненно, должно показать Киеву, что он не может надеяться на раскол ЕС по украинскому вопросу. Вообще данная девятка, видимо, как раз и является группой «друзей Украины в ЕС».

Именно с главами МИД членов этой группы (хотя конкретный перечень нигде в СМИ не упоминается), а также с руководителем дипломатической службы Евросоюза Федерикой Могерини встречался 18 января Павел Климкин перед заседанием Совета министров иностранных дел ЕС. После встречи шеф украинской дипломатии дал понять, что у него с коллегами полное единодушие в вопросах урегулирования на Донбассе: «Мы сконцентрировались на том, каким образом заставить Россию выполнять Минск... Есть четкое понимание того, что должно быть сделано: обеспечить доступ для ОБСЕ во все регионы и к границе, вывести оружие и наемников, готовиться к выборам на основе критериев ОБСЕ. И, конечно, находящиеся там у власти, поставленные в результате фейковых выборов, должны уйти».

В то же время в сообщении МИД Германии об итогах встречи говорится, что глава ведомства Франк-Вальтер Штайнмайер высоко оценил украинские реформы, несмотря на то что «политическому руководству все труднее заручаться поддержкой большинства в ВР». И, традиционно покритиковав нашу коррупцию, перешел к «большим вызовам, которые стоят перед Украиной на политическом уровне».

Штайнмайер отметил: «Мы теперь находимся в фазе, когда должен быть создан закон о местных выборах на востоке Украины. Для этого необходимо преодолеть препятствия — причем не только в треугольнике Украина — сепаратисты — Россия, но и в Верховной Раде. Нам также нужно, чтобы конституционная реформа была принята — как об этом договорились все участники Минских соглашений».

А на следующий день, 19 января, уже в Берлине Штайнмайер дал понять, что главным вопросом являются выборы, точнее — договоренности об их правилах. Глава МИД ФРГ указал: «Нам поможет создание новой легитимности на востоке Украины, которая возможна при проведении выборов. А для этого нужен закон о выборах, который вот уже более шести недель в рамках контактной группы мы пытаемся согласовать... Если будут выборы, у нас откроется перспектива для долгосрочного урегулирования».

И в тот же день состоялась встреча Порошенко с посланниками Олланда и Меркель. Однако информация о ней не вышла за рамки абсолютно приглаженного официоза.

О нефтяном проклятии Донбасса

Чего же добиваются стороны этой дипломатической активностью?

Украина, очевидно, стремится по-новому истолковать Минские соглашения — в свою пользу, исходя из нечеткости ряда их положений. В связи с этим и выдвинута идея некоей «дорожной карты».

Здесь очевидна еще одна цель. Голосование по поправкам к Конституции может окажется успешным только в ситуации, если Порошенко покажет, что Украина обладает инициативой на переговорах в Минске. И принятие изменений к Основному Закону произойдет на фоне этого успеха.

Но Москве неинтересны изменения к Конституции в нынешней редакции. Она повторяет, что поправки должны быть согласованы с Донбассом. При этом Россия вряд ли сможет сейчас заставить Киев изменить их текст. К тому же, отозвав свой проект ради нового, подготовленного в соответствии с Минским протоколом, Петр Порошенко полностью потерял бы лицо.

Думается, Москва согласилась бы с нынешней реформой, если бы ее принятие было увязано с политическими уступками Киева по другим пунктам. Однако даже слухи о подобных уступках провалят голосование по Конституции. Ведь значительной части политиков проще отказаться от Донбасса, чем предоставить ему реальную автономию.

Возможно, РФ как раз и рассчитывает на то, что голосование по конституционным поправкам провалится — и вот тогда Запад уже не сможет не признать, что Украина не выполняет Минские соглашения.

Но вот чего хочет Запад — это самый сложный вопрос. Конечно, слухи о неком пакте Суркова—Нуланд — это просто элемент психологической войны, и к ним нужно относиться крайне сдержанно. Тем более что предположения о сближении позиций США и РФ по Украине звучали уже не раз — и в итоге не подтверждались.

Но такие вещи больно бьют по чувствительным нервам украинских политиков — ведь о том, что должен сделать Киев, говорят за их спиной! И те же деятели, которые охотно принимают внешнее управление Украиной, когда это требуется, дабы лишить губернаторства Коломойского или ограничить влияние генпрокурора Шокина, никак не согласятся с тем, что подобные механизмы могут включиться для урегулирования конфликта на Донбассе в неудобном для Киева формате.

Более того — уступкой Запада Москве можно считать сам факт встречи Виктории Нуланд не с ее традиционным визави, замом главы МИД РФ Григорием Карасиным, а с непосредственным куратором неподконтрольных территорий Донбасса Владиславом Сурковым. Который вдобавок ко всему внесен и в европейский, и в американский запретные списки (хотя санкции не предполагают запрета политических контактов — и на это не преминули обратить внимание в Госдепе).

В случае с Сурковым главное даже не санкции — речь идет о том, кого Петр Порошенко год назад обвинил в руководстве снайперами на майдане. Правда, эти обвинения больше не звучали, но и сняты не были. А сам факт, что появились они сразу после Минска-2, — вполне возможно, просто результат крайнего раздражения ролью Суркова еще в тех переговорах.

Как бы то ни было, формат бесед Виктории Нуланд — не повод всерьез говорить о сдаче Западом Украины (и даже о серьезном давлении на нашу страну). Понятно, что есть публичные высказывания политиков, и есть то, что они говорят украинским коллегам наедине. Но между этими двумя позициями, безусловно, существует корреляция. Т. е. если бы европейцы и американцы за закрытыми дверями вовсю ругали Киев, то в публичной сфере это отразилось бы в изменении интонаций.

А нынешние высказывания западных политиков не дают оснований предполагать серьезное изменение их позиции.

Правда, и в Европе, и в США действительно хотят завершения конституционной реформы в нашей стране. Прежде всего по той причине, которую озвучил глава МИД Великобритании Филип Хаммонд. 18 января он заявил: выполнение властями Украины Минских соглашений необходимо для того, чтобы «они могли прямо смотреть в глаза россиянам, обвиняя их в невыполнении их собственных обязательств».

И для этого вполне достаточно формальных конституционных поправок, не согласованных в контактной группе, просто с упоминанием в переходных положениях об особом порядке местного самоуправления в «отдельных районах». Никто в Европе не говорил о такой реформе как о недостаточной.

Но формальная реформа и срыв реформы — это все же «две большие разницы». Ибо назвать совсем черное белым — непросто даже поднаторевшим в казуистике европейским политикам.

Тем временем на сайте Конституционного Суда появилось представление, в котором 51 депутат ВР (от БПП и «Народного фронта») просит растолковать положение ст. 155 Конституции «на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины» — для определения конечного срока принятия изменений к Основному Закону.

В представлении указывается: «Из-за ограничений во времени относительно выполнения необходимых процедур для окончательного принятия проекта Закона Украины №2217а «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)» может сложиться ситуация, когда этот законопроект может быть не рассмотрен в течение третьей сессии. Поэтому в процессе реализации вышеуказанной нормы возникают вопросы, означает ли это словосочетание непосредственно следующую по номеру сессию... или имеется в виду любая другая следующая сессия».

«Нет, процесс не тормозится», — утверждает одна из подписантов, многолетний член команды Петра Порошенко Ирина Фриз. По ее словам, необходимо «иметь четкое понимание того, что значит «очередная сессия», дабы снять в дальнейшем любые вопросы относительно законности принятия решения».

Хотя, казалось бы, возьмите и примите соответствующее решение до 2 февраля (т. е. до начала следующей сессии) — и все сомнения по этому поводу отпадут.

Другой представитель БПП Виктор Чумак оказался более откровенен. После пространных ссылок на Конституцию он просто признал: «Голосов (за поправки к Основному Закону. — С. Б.) нет».

И если конституционные поправки не будут приняты, то обвинят в этом наверняка ВР, а не исполнительную власть — ведь Штайнмайер озабочен лишь настроениями нашего парламента, а не президента и Кабмина. Наконец, неполное прекращение огня может показаться Западу серьезным смягчающим для Киева обстоятельством.

Трудно представить, зачем Европе и США политическое урегулирование, если конфликт просто заморозится, а оружие на Донбассе замолчит. Ведь с прекращением активных обстрелов (т. е. с начала осени) мировые СМИ о ситуации в регионе упоминают лишь эпизодически.

И если у Запада и раньше не просматривалось активное стремление влиять на Киев в плане урегулирования на Донбассе, то в условиях пикирующих цен на нефть подобное желание может вовсе сойти на нет.

О надстройке под Саакашвили

Во внутренней политике стоит обратить внимание на активизацию «антикоррупционной» деятельности Михеила Саакашвили. Он, в частности, посетил Мариуполь и отметился в Фейсбуке «любезностями» в адрес губернатора Донетчины Павла Жебривского (креатуры Петра Порошенко):

«Был бы в стране элементарный порядок, этого главу ОГА, который раньше был замом генпрокурора по борьбе с коррупцией и запомнился такими же рабочими группами и нулевым результатом, давно бы уволили. Такие «губернаторы» — прямой результат кадровой ситуации, когда назначают по объему денежного состояния. Для тех, кто не знает, это один из крупнейших фармацевтических олигархов в Украине, и именно из-за того, что такие фармацевты срослись с государством, у нас одни из самых дорогих лекарств в мире».

Впрочем, первым шпильку в адрес одесского коллеги запустил именно Жебривский. Он назвал его «пиарщиком» и посоветовал: «Господин Саакашвили, займитесь проблемами Одесской области, потому что вас там давно не видели».

А 18 января в Харькове состоялся третий антикоррупционный форум (предыдущие прошли в Одессе и Киеве). Самый примечательный его итог в том, что два наиболее известных фронтмена движения, вдохновителем которого является Саакашвили, — Мустафа Найем и Сергей Лещенко — заговорили о возможности его преобразования в партию.

«Нужно различать цель и инструменты. Цель — смена исполнительной власти, поскольку нынешняя власть является коррумпированной и недееспособной. Если она поменяется без выборов, тогда партийная надстройка не имеет смысла. Если же выборы неизбежны, то тогда партийная надстройка будет так же актуальна, как сегодня общественная», — отметил Лещенко.

В общем, политическая составляющая движения проявляется все четче. Конечно, самого Саакашвили сложно представить в качестве непосредственного соперника действующего президента (тем более что на то существуют и прямые конституционные ограничения). Но ведь могут быть и другие кандидатуры. Так, на форуме в Киеве засветился экс-глава СБУ Валентин Наливайченко.

Сразу после его отставки в июне я предположил изощренную интригу. Ее смысл — ослабить позиции Порошенко и запустить раскрутку Валентина Наливайченко как самостоятельной политической фигуры «на перспективу».

Примечательно, что назначение Саакашвили главой Одесской ОГА, превратившее его в видную самостоятельную фигуру на нашей политической сцене, и отставку Наливайченко разделяет всего пара недель. Причем оба кадровых решения были приняты сразу после визитов высокопоставленных персон из США (Виктории Нуланд и Саманты Пауэр).

В любом случае цель движения Саакашвили обозначена — замена Яценюка на понятно кого.

А далее наверняка последует переформатирование Верховной Рады, катализатором которого станет премьер, не опирающийся ни на одну из парламентских партий.

Впрочем, это всего лишь предположения. Пока же нашему парламенту предстоит реальное испытание — голосование конституционной реформы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

«Электрогенерирующее дерево» — первое в Украине

Стильный ветрогенератор установлен в Одессе, на Старосенной площади

Нас бросят не сразу

В Украине найдены друзья Трампа, а в США — друзья Украины

Вы одесситы или где?

Сейчас с варьете дела обстоят значительно лучше, но кое-чего городу у моря все-таки...

Этот жир убил Саакашвили. Кто отравится следующим?

Чудовищная цена Одессы — одна из причин того, что полный контроль над регионом...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Вероника
25 Января 2016, Вероника

Уважаемый Сергей Бурлаченко! Мы уже за Вами соскучились! Ну разве можно так надолго пропадать со страниц "2000"! Спасибо за аналитику, за маленькую надежду стабильности.

- 7 +
Редакция
25 Января 2016, Редакция

Вероника, Сергей Бурлаченко никуда не пропадал. Публикуется в каждом номере
http://www.2000.ua/avtory/profail-avtora.htm?id_avtor=11252

- 4 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка