Здравый смысл американского производства

№7–8(732) 24 — 30 июля 2015 г. 23 Июля 2015 1 4.5

Присутствие Виктории Нуланд 16 июля в зале заседаний ВР помогло украинским парламентариям принять поправки в Конституцию, гарантирующие Донбассу особый статус
Присутствие Виктории Нуланд 16 июля в зале заседаний ВР помогло украинским парламентариям принять поправки в Конституцию, гарантирующие Донбассу особый статус

В ночь на 22 июля стало известно, что президент, премьер-министр, министр финансов и председатель Национального банка Украины направили директору-распорядителю МВФ письмо, подтверждающее готовность выполнять финансовые и экономические требования фонда ради продолжения сотрудничества. Это значит, что украинская власть получила основания надеяться, что совет управляющих МВФ уже в ближайшее время может принять решение о выделении Украине нового транша объемом 1,7 млрд. долл.

Таким образом финансовую катастрофу удастся еще немного отодвинуть. Новый транш будет целиком направлен на повышение золотовалютных резервов НБУ, что позволит замедлить падение национальной валюты. Однако факторы, вызвавшие тяжелый финансово-экономический кризис, разумеется, не исчезнут. Продолжится снижение промышленного производства и уменьшение объемов торговли (как внутренней, так и внешней). Поэтому сохранится угроза коллапса украинской финансовой системы.

Политическая стабильность под внешним давлением

Но главная опасность состоит в том, что государственное руководство не может самостоятельно остановить процесс разрушения национальной экономики.

Даже проведение сколько-нибудь ответственной финансовой политики, позволяющей хотя бы получать кредиты МВФ, было бы невозможно, если бы администрация США не контролировала принятие важнейших государственных решений. Если бы не это американское вмешательство, конкурирующие группировки внутри украинской власти (прежде всего президентская и премьерская) начали бы соревноваться в выдвижении популистских лозунгов (что сделало бы невозможным проведение жесткой финансовой политики).

Мирные инициативы были бы погребены под воинственной риторикой, при помощи которой лидеры ведущих партий пытались бы повысить свою популярность. В этом случае вооруженный конфликт на Донбассе остановился бы только после того, как под его тяжестью рухнула бы украинская политическая система.

Украинское государственное руководство сталкивается с теми же проблемами, что и окружение Януковича на первом этапе его правления, который завершился после парламентских выборов 2012 г. Тогда, сумев обойти политических конкурентов при помощи популистских обещаний, вызвавших завышенные общественные ожидания, группировка, сформировавшаяся вокруг бывшего президента, установила жесткий контроль над политическим процессом.

Пожалуй, тогда впервые в новейшей украинской истории президент, спикер парламента и премьер-министр стали представлять не просто один олигархический клан (такое бывало), но небольшую группу внутри него, искренне заинтересованную в укреплении позиции президента.

После этого начался передел экономического пространства страны в пользу победителей, что и привело к возмущению других олигархических группировок, воспользовавшихся в борьбе с властью массовым недовольством ситуацией в стране.

Вполне возможно, что окружение нынешнего президента не сумело бы пройти до конца этот путь: оно располагает значительно меньшими, чем предыдущая власть, финансовыми ресурсами, да и в условиях экономического кризиса противники государственного руководства получают значительные политические преимущества.

Но поражение главы государства, которое вновь могло бы завершиться досрочными президентскими выборами, не изменило бы сути украинской властной системы, основанной на использовании государственных ресурсов и правоохранительных органов для экономической экспансии правящей группировки.

Соответственно вновь и вновь в различных вариациях воспроизводился бы сценарий, предполагающий междоусобную войну олигархических кланов за политическое доминирование, неизменно завершающуюся крахом временного победителя.

Изоляция радикалов

Для противостояния между группировками, ведущими борьбу за политическое господство, помимо обращения к популистской риторике, характерны две важные особенности.

Во-первых, взаимодействие (скрытое, а иногда и открытое) ведущих политических игроков с радикальными националистами, главная функция которых состоит в обвинении власти (или ее противников) в предательстве национальных интересов и вовлечении (абсолютно безопасном для системы в целом) в политический процесс наиболее активных носителей протестных настроений.

Во-вторых, в превращении внешнеполитических вопросов в проблемы внутренней политики (что позволяет добиваться политизации общества, не ставя под угрозу основы экономического строя).

Если бы не твердая позиция американского руководства, эти характерные черты украинской политики вновь проявились бы, что называется, на полную мощность. Однако американская администрация неоднократно призывала украинских политических деятелей сохранять единство правящей коалиции.

Понятно, что политик, открыто нарушивший данное требование, лишился бы западной поддержки, которая сегодня во многом определяется американской позицией. В условиях экономического кризиса, увеличившего зависимость украинской экономики от западных финансовых структур, и крайне низкого общественного доверия к политическим силам претенденты на высшую власть в стране должны прежде всего заручиться западной благосклонностью. Иначе они лишатся политических инвесторов и останутся без сколько-нибудь надежных союзников. В результате борьба «на уничтожение», которая начала разворачиваться весной между президентом и премьером, стала принципиально невозможна.

Соответственно снизилась потребность крупных игроков в радикальных националистах, которых стали все решительнее вытеснять из политического пространства. Судя по всему, в последнее время от сотрудничества с подобными политическими формированиями отказались даже Аваков и Коломойский, которые ранее открыто поддерживали вооруженные националистические группировки.

Кроме того, американские политические деятели помогли изменить отношение ведущих украинских игроков к радикалам, настаивая на возвращении политического процесса в правовые рамки. Еще недавно казалось, что это практически невозможно и влияние вооруженных формирований националистов будет только увеличиваться до тех пор, пока они не станут главной опорой для околовластных группировок, сделавших ставку на установление авторитарной диктатуры.

Однако в последние два месяца националистические формирования оказались полностью дискредитированы. Здесь сыграли свою роль и успешное расследование убийства Олеся Бузины, и разоблачение деятельности роты «Торнадо», и, конечно же, позиция палаты представителей конгресса США, запретившей департаменту обороны сотрудничество с полком «Азов».

В результате открытое взаимодействие ведущих политических сил с радикальными националистами стало невозможно, и те начали ускоренными темпами превращаться в маргиналов, вынужденных торговать своими услугами и не обладающих серьезными перспективами, которыми они были в начале правления Януковича. Это в свою очередь вызвало вполне понятный протест со стороны «Правого сектора» (ПС), наиболее влиятельной коалиции националистических сил.

Жертвы Киева во имя западного единства

Реакция руководства ПС на последние события показывает, что у националистов полностью отсутствует шанс принять участие в «большой» политической игре, который они получили незадолго до падения прежней власти.

Столкновение ПС с правоохранительными структурами в Закарпатье вызвано, скорее всего, не участием националистов в каких-то сложных политических комбинациях, а их желанием как-то поправить собственное материальное положение.

Утверждают, что политические инвестиции в ПС в последние полгода резко сократились. Безусловно, действия власти вновь продемонстрировали ее полную беспомощность и неспособность решительно отстаивать собственную монополию на насилие. Но в конечном счете ПС потерпел сокрушительное политическое поражение, поскольку не сумел навязать властным структурам свою волю и не заставил их признать законными свои действия.

Как же отреагировало на этот удар руководство ПС?

21 июля в Киеве ПС провел сразу два мероприятия: «народное вече» под лозунгом «Долой власть предателей!» на майдане Незалежности и закрытый съезд организации в Октябрьском дворце. И «вече», и съезд носили откровенно маргинальный характер, несмотря на чрезвычайно грозную риторику.

ПС решил добиваться проведения референдума о недоверии парламенту, правительству и президенту. Кроме того, радикалы планируют вынести на плебисцит вопросы об отмене Минских соглашений, о признании вооруженного конфликта на Донбассе войной и о легализации добровольческого движения.

Понятно, что организовать подобный референдум в рамках нынешнего законодательства практически невозможно. Да и сама борьба за разного рода «референдумы» (характерная для украинских политических маргиналов) используется главным образом для того, чтобы удержать политический актив.

Сам же ПС по сути дела отказался от участия в «большой» политике и смирился с ролью состоящей из радикалов (но при этом безопасной для власти) массовки. На это указывает решение не участвовать в местных выборах в сочетании с желанием сохранить депутатский мандат Дмитрия Яроша. Выдвижение ПС требований, связанных с признанием АТО войной против РФ и введением полной блокады территорий, находящихся под контролем ЛНР и ДНР, имеет само по себе огромное значение. Теперь ведущие игроки не смогут повторять эти призывы, не рискуя утратить статус политической силы, опирающейся на принципы здравого смысла. А это будет сдерживать воинственную риторику близких к власти политиков, что несколько улучшит перспективы мирного урегулирования.

Кстати говоря, посол США Джеффри Пайетт в ходе встречи с губернатором Закарпатской области Геннадием Москалем заявил, что будущее ПС зависит от «украинского правительства и украинских правоохранительных органов». Пайетт также подчеркнул, что правом на применение силы и использование оружия должны обладать только официальные силовые структуры.

Таким образом представитель США дал ясно понять, что ПС является в лучшем случае опасными маргиналами (а может быть, и банальными правонарушителями), политическое сотрудничество с которыми принципиально невозможно.

Полная политическая изоляция радикальных националистов необходима американской администрации для того, чтобы заставить украинскую сторону выполнить обязательства, предусматриваемые Минскими договоренностями. Украинская власть долгое время их откровенно саботировала, поскольку президент и премьер опасались высказываться в пользу мирного урегулирования, боясь обвинений в предательстве национальных интересов со стороны соперника. Более того, премьер время от времени открыто поддерживал «партию войны», словно опасаясь, что прекращение вооруженного конфликта может переключить внимание общества на накапливающиеся экономические проблемы.

Однако США сейчас необходимо, чтобы украинская власть выполнила свою часть Минских соглашений и сделала это в оговоренный срок, т. е. до конца 2015 г. Скорее всего, Вашингтон принял решение добиваться от ЕС продления «секторальных» санкций против России. Заставить европейских лидеров пойти на подобный шаг будет нелегко: по мнению ряда восточноевропейских стран (прежде всего Словакии), санкции против России наносят ущерб европейской экономике.

Поэтому для американской администрации так важно, чтобы не исчез формальный повод для продления санкций. Это произойдет только в том случае, если Украина справится со своими обязательствами, а Россия — не успеет. Кремлю сложно, не теряя лица, приступить к форсированному выполнению Минских договоренностей — времени до конца года остается совсем немного.

Как известно, 21 июля произошло еще одно очень важное событие: в Минске на встрече контактной группы был согласован документ об отводе вооружений калибром менее 100 миллиметров от линии соприкосновения, который в ближайшее время будет подписан при участии лидеров самопровозглашенных ДНР и ЛНР Александра Захарченко и Игоря Плотницкого.

Глава МИД Сербии Ивица Дачич, который в настоящее время является действующим председателем ОБСЕ, уже заявил, что отвод вооружений от линии соприкосновения создаст условия для скорейшего мирного урегулирования донбасского конфликта. Ивица Дачич подчеркнул, что альтернативы политическому решению не существует.

Очевидно, что в данном случае сербский дипломат выражает не столько собственную позицию, сколько консолидированное мнение Запада. Но ведущие украинские политики, судя по риторике, которой они пользовались еще совсем недавно (а многие продолжают прибегать к ней до сих пор), не уяснили бы этого без американского давления.

Беда в том, что украинская власть довольно комфортно чувствует себя в условиях внутреннего конфликта, а потому не прилагает необходимые усилия для его скорейшего урегулирования, несмотря на разрушительные экономические и внутриполитические последствия вооруженного противостояния на Донбассе. Поэтому все важные решения, способствующие восстановлению мира, в частности законодательное предоставление Донбассу особого статуса, принимались под влиянием и даже давлением западных политиков.

Здесь сложилась такая же ситуация, как и в финансовой сфере. Украинская власть самостоятельно не может обеспечить принятие законов, необходимых для получения нового транша МВФ. Подобно этому и шаги, направленные на мирное урегулирование, делаются только после вмешательства из Вашингтона.

Если же оно запаздывает, то складывается ситуация, подобная той, что возникла вокруг местных выборов, закон о которых был принят без согласования с самопровозглашенными ЛНР и ДНР, как это предусматривалось Минскими соглашениями. Теперь его либо придется пересматривать, либо идти на компромисс относительно сроков местных выборов в этих квази-государственных образованиях.

Помогая Украине получить финансовую помощь, вытеснить из политического процесса радикальных националистов или реализовать мирные договоренности, администрация США решает прежде всего собственные задачи. Главная из них состоит в том, чтобы сохранить единство Запада под американским лидерством. Для этого требуется в том числе не допустить возникновения разногласий по вопросу о санкциях против России. А для этого Украина должна оставаться относительно стабильной страной, во главе которой стоят политические силы, руководствующиеся принципами здравого смысла. Импортированного из США. А вот нарастающий хаос в Украине стал бы мощным аргументом для тех, кто утвержает, что Украина — искусственное недееспособное государство со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая более активное вмешательство в ее внутренние дела.

Однако после того как эти задачи будут решены, интерес к украинским делам у американского руководства существенно снизится. Украина вновь будет предоставлена собственной судьбе. Поскольку экономический строй, социально-политическая система страны остались неизменными, вновь продолжится воспроизводство наиболее характерных черт режима, возникшего при Януковиче. В условиях стремительного падения промышленного производства (за шесть месяцев 2015 г. оно сократилось на 20,5%) это неизбежно закончится скорым и крайне болезненным политическим кризисом.

Правда, остается надежда на то, что администрация США, охваченная гуманными соображениями, создаст в Украине более устойчивую политическую систему и заложит основы для более эффективной экономической модели.

Больше надеяться не на кого. Разве только на инопланетян.

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
patria7
26 Июля 2015, patria7

Непогана стаття проте дивує залякування націоналізмом ні братки Корчинського, що везли Порошенка до Банкової, ні Свобода, котру годували регіонали, ні Правий Сектор, дітище Коломойського до українського націоналізму не мають жодного відношення

- -6 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка