Жемчужина докатилась до лаборатории

№3–4(730) 10 — 16 июля 2015 г. 09 Июля 2015 1 4.8

Идея изменения Конституции обрела законченную форму в виде президентского законопроекта, который был зарегистрирован в ВР вечером 1 июля. Соотношение полномочий между местными властями и центром в нем не изменилось по сравнению с текстом, утвержденным 26 июня Конституционной комиссией (его мы детально рассматривали в предыдущем номере). Главная новость — в переходных положениях, которые касаются особенностей ввода в действие норм, устанавливающих децентрализацию.

Итак, на выборах, которые пройдут в октябре этого года, будут сформированы местные органы власти все еще со старыми полномочиями. В частности, областные и районные советы не получат права формировать исполкомы.

Однако выберут их (как и мэров) лишь на два года. В октябре 2017-го предполагается провести новые местные выборы: они — согласно переходным положениям — именуются очередными, не досрочными. И вот уже после них советы получат все вводимые реформой полномочия, а местные госадминистрации будут преобразованы в префектуры. В межвыборный период пройдет административно-территориальная реформа, которая приведет к укрупнению местных общин.

Но после вступления конституционных поправок в силу (это предполагается сделать через три месяца после принятия реформы), госадминистрации и президент получат в отношении местных органов власти все предусмотренные реформой права. Так, глава государства сможет приостанавливать действие актов советов, которые угрожают территориальной целостности страны и нацбезопасности. При этом президент должен обратиться в Конституционный Суд по поводу законности спорного документа.

Этот шаг влечет приостановку полномочий совета (или мэра), а управление соответствующей административной единицей переходит к государственному уполномоченному. Такой режим продлится или до того, как КС признает акт совета законным (что представляется маловероятным), или же до новых выборов, которые следует провести в течение четырех месяцев после выхода указа президента о приостановке полномочий (ранее предполагался срок в полгода).

Получается, для того, чтобы провести децентрализацию, надо сначала усилить централизацию. Ведь на два года процедура лишения власти мэров и советов заметно упрощается в сравнении с той, которая предусмотрена действующим законом «О местном самоуправлении». Правда, в нынешних условиях создание противовеса своеволию советов легко объяснить опасностью сепаратизма.

Но, похоже, от особых полномочий президента не в восторге и те, кого никак нельзя упрекнуть в снисходительном отношении к сепаратистам. Вот что написала в Фейсбуке вице-спикер ВР Оксана Сыроид («Самопоміч»): «Давайте представим и смоделируем, как это будет работать. Президенту не нравится акт, одобренный областным советом. Он останавливает полномочия областного совета, обращается в Конституционный Суд и назначает временного государственного уполномоченного.

По крайней мере на некоторое время (сроком до 6 месяцев) ВСЯ ВЛАСТЬ в такой области будет сконцентрирована в руках двух человек, назначенных президентом, — префекта и временного государственного уполномоченного. Вы представьте, сколько всего «полезного» можно сделать для области, имея 100% власти и 0% ответственности.

Причем, если Конституционный Суд вдруг решит, что нарушений Конституции в акте облсовета не было, ничто не мешает президенту снова остановить полномочия облсовета, когда он опрометчиво примет очередной акт. По сути единственный способ для местных советов обезопасить себя от разгона — не принимать никаких решений.

Именно поэтому, к примеру, в соседней Польше право останавливать полномочия органов местного самоуправления имеет парламент по представлению премьера, который также подконтролен парламенту. Не надо питать иллюзий, что такие полномочия будут предотвращать проявления сепаратизма».

Как бы там ни было, напомню, что Венецианская комиссия (а ее Порошенко назвал соавтором этих поправок в Основной Закон) ничего страшного в таком механизме не увидела — только предложила: пока КС решает вопрос о конституционности решения местного органа, его полномочия считались бы не прекращенными, а приостановленными. И президент с этим согласился.

Относительно того, что централизация предшествует децентрализации, то здесь комиссия не давала никаких оценок. Вообще в редакции, поданной в Венецию, эти положения состояли из одного абзаца (сейчас их семь). И говорилось лишь, о том, что конституционные поправки вступают в действие со дня опубликования (согласно внесенной в ВР редакции — через три месяца), за исключением ряда статей. В т. ч. касающейся формирования исполкомов районными и областными советами.

В документе, поданном в ВК, указывалось, что эти статьи «вступают в силу со дня...» Многоточие означало, что дата остается открытой. Но комиссия ничего подозрительного в этом не заметила — и, думаю, против окончательного варианта конституционных поправок также не высказала бы ничего существенного. Такой вывод можно сделать, судя по ее отношению к люстрации и статусу Донбасса, о чем я писал в прошлом номере.

О положениях, слишком переходных для «отдельных районов»

Как же в итоге проект Конституции отразил Минские соглашения? Напомню, что в тексте, одобренном Конституционной комиссией уже после выводов ВК (его сканы выкладывала в Фейсбуке Оксана Сыроид), в переходных положениях говорилось: «Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей определяются законом об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

Такая формулировка по сути представляла собой ссылку на одноименный, уже действующий закон, который принят как временный — на трехлетний срок, до 16 сентября 2017 г. Правда, название документа не взято в кавычки, в чем можно было бы при желании усмотреть намек на готовность расширить права Донбасса. Впрочем, и прямая ссылка на действующий закон никак не означала бы, что его нельзя изменять после принятия Конституции.

Однако в зарегистрированном в ВР законопроекте об изменениях Конституции аналогичного текста в теле Основного Закона уже нет. Разве что в переходных положениях этого законопроекта (а не проекта самой Конституции) есть пункт 8, который гласит: «Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом».

Это означает следующее: если конституционную реформу примут в таком виде, то никаких упоминаний о статусе Донбасса в пореформенном варианте Основного Закона не будет. Ибо если переходные положения самой Конституции — это ее составная часть, то переходные положения закона о ее принятии — вовсе нет. И слова об «особенностях местного самоуправления в отдельных районах» — это лишь признание того, что действующий закон пока сохраняет силу и теоретически может быть изменен.

Но поскольку предполагается, что местные советы обретут полноправие лишь после выборов осенью 2017 г., то логически следует, что этому закону просто дают дожить срок, на который он принят. Его легитимность после полного перехода к нормам, предусмотренным конституционными поправками, будет крайне сомнительна — ведь оговоренные в нем права территорий не соответствуют тем, что будут закреплены в Конституции.

В конце концов, само понятие «переходные положения» ясно намекает: речь идет о положениях, рассчитанных исключительно на период перехода от одной редакции Конституции к другой.

Таким образом, окончательная формализация проекта Конституции означает на 99,99% вероятность, что Киев по сути откажется выполнить Минские соглашения. 11-й пункт которых, напомню, гласит: «Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года».

Ну а в примечании говорится, в частности, о невозможности прекращения полномочий депутатов местных советов, статусе русского языка, праве на отряды народной милиции и т. д.

Как видим, в проекте Конституции нет ни упоминаний о статусе «отдельных районов» Донбасса, ни положений, которые бы предполагали возможность придания им (равно как и каким-либо другим административным единицам) особого статуса на основе постоянно действующего закона.

О выборах со смещенным акцентом

Вообще создается впечатление, что исчезновение упоминания об «отдельных районах» из проекта Конституции произошло потому, что Киев получил отмашку Запада на трактовку Минских соглашений максимально в свою пользу.

Тем временем Россия высказала отношение к нашей конституционной реформе устами главы МИД Сергея Лаврова. 3 июля на пресс-конференции в Люксембурге он заявил: «Вызывает глубокую озабоченность неспособность или нежелание киевских властей выполнять свои обязательства по согласованию с Донецком и Луганском модальностей проведения местных выборов, привлечь представителей провозглашенных республик к разработке новой Конституции.

Вызывает озабоченность, что в проекте Конституции, которую подготовили без их участия, ни одно требование Минских договоренностей в отношении этого документа не выполнено — не отражены задачи по обеспечению на постоянной основе особого статуса этих территорий, децентрализации полномочий в соответствии с тем перечнем, который буквально и подробно воспроизведен в минском документе от 12 февраля».

А вот западные коллеги Лаврова, в т. ч. и по «нормандскому квартету», никаких комментариев по проекту Порошенко не давали. Не стал напрямую оценивать конституционную реформу и самый высокопоставленный европейский деятель, посетивший на днях Киев, президент Европарламента Мартин Шульц. Но вот что он сказал, выступая 3 июля в Верховной Раде:

«К сожалению, после подписания второго Минского соглашения в феврале мы видим провокации и ежедневные нарушения прекращения огня и продолжение насилия, обстрелы и страдания людей. Соответственно 22 июня ЕС продлил свои санкции против России. Мы будем продолжать санкции до того дня, будем продолжать санкции до того дня (повтор зафиксирован в стенограмме, то есть речь идет не об оговорке, а риторической фигуре, которая зовется «анафорой». — С. Б), пока буква и дух Минского соглашения будут полностью выполнены и международные обязательства будут соблюдены.

Мы призываем все стороны держать свое слово и выполнять то, что они согласились сделать. Поддерживать прекращение огня, вывести все российские войска, вооружение и незаконные вооруженные группы и наемников, которых поддерживает Россия, обеспечить полный контроль границы украинской властью и обмен пленными. И обеспечить реформы по децентрализации, а также свободные и честные региональные выборы под наблюдением ОБСЕ)».*

Такая трактовка Минских соглашений спикером ЕП и видным социал-демократом (напомню, осенью 2010-го он как лидер фракции евросоциалистов подписал соглашение о сотрудничестве с Партией регионов) практически совпадает с позицией Киева. А растиражированные многими СМИ слова Шульца о том, что «политическое решение может быть найдено только вместе с РФ», на самом деле куда лучше ложатся в украинскую, чем в российскую версию урегулирования конфликта.

Ведь Шульц в отличие от Кремля призывает не к диалогу Киева с теми, кого Россия именует «представителями Донецка и Луганска», а к разговору с самой Москвой. Из приведенного фрагмента речи ясно видно, что он — как и украинская власть — объясняет происходящее на Донбассе исключительно российским вмешательством.

В этой ситуации одностороннее объявление местных выборов в «ДНР» и «ЛНР» дает европейцам прекрасную возможность сместить акценты с конституционной реформы в Украине на «новое нарушение Минских соглашений со стороны сепаратистов».

Решение «республиканцев» провести выборы молниеносно осудили и в Берлине (на уровне министра иностранных дел Франк-Вальтера Штайнмайера), и в Париже (устами официального представителя МИД Рафаэля Надаля).

Таким образом, минский процесс объективно катится к точке невозврата, после которой станет понятно, что «Комплекс мер» от 12 февраля работать не сможет. Только одни будут именовать такой точкой конституционную реформу в Украине, а другие — проведение местных выборов на не подконтрольных Киеву территориях.

О святопляске с положенным концом

Минувшая неделя ознаменовалась новыми событиями с участием видных членов «грузинской команды» во власти.

Лидеры фракции БПП подняли вопрос об отставке министра здравоохранения Александра Квиташвили. При этом подчеркивалось: «У нас нет претензий к министру, но он не может руководить сегодня». Написать заявление об уходе призвал давнего соратника и Михеил Саакашвили. И хотя вопрос был поднят в самом начале пленарной недели, ВР его так и не рассмотрела. Квиташвили пока остается министром.

Куда более громкий скандал разразился в Генпрокуратуре. В отсутствие находящегося в отпуске Виктора Шокина по распоряжению его заместителя Давида Сакварелидзе за попытку получения взятки задержаны замглавы следственного управления Владимир Шапакин и зампрокурора Киевской области Александр Корниец. Забегая вперед, отмечу, что на докладе у президента по этому поводу о взятке не говорилось — сайт главы государства сообщил: «В ходе проведенных обысков к указанным лицам возникло много вопросов, связанных со значительными по сравнению с зарплатой государственного служащего суммами денег в национальной и иностранной валюте, и другие вопросы».

Тут же по указанию и. о. генпрокурора Владимира Гузыря было открыто уголовное производство по факту обысков в прокуратуре. Об этом в эфире телеканала «112 Украина» заявил экс-председатель консультативного совета при ГПУ Владимир Бойко:

«Сообщение о возможном преступлении вносится в единый реестр досудебных расследований, предварительная правовая квалификация — это статья 341 (захват зданий, обеспечивающих деятельность государственной власти). Причем я подчеркиваю, это уголовное производство не против Сакварелидзе, а по факту произошедшего вчера в помещении главного следственного управления Генпрокуратуры. Действительно, были проведены обыски с участием спецподразделения «Альфа» СБУ в прокуратуре Киевской области в кабинете заместителя прокурора области Александра Корнийца и с выбиванием дверей в доме главного следственного управления. Причем эти действия не были согласованы с и. о. генерального прокурора, Гузырь об этом не знал, Шокин находится в отпуске, это была самодеятельность заместителя генпрокурора Сакварелидзе, он таким образом надеялся разоблачить каких-то взяточников».

Нет нужды напоминать, что Виктор Шокин — особо доверенное лицо президента. И совершенно понятно, что Владимир Гузырь, назначенный первым заместителем генпрокурора в феврале нынешнего года, — человек из команды Виктора Шокина. Т. е. конфликт между людьми Порошенко и человеком Саакашвили в Генпрокуратуре (причем инициированный последним) вполне прослеживался.

Впрочем, развития конфликт не получил. Владимир Гузырь и Давид Сакварелидзе вместе доложили президенту об операции — и она получила высокую оценку главы государства. «Проведена антикоррупционная спецоперация в ГПУ и прокуратуре Киевской области. «Прокурорская неприкосновенность» — отменена!» — такая запись появилась в Твиттере Петра Порошенко по итогам встречи.

Тем не менее нюансы остались. В сообщении о разговоре с правоохранителями на президентском сайте важное место занимает цитирование прямой речи Владимира Гузыря, докладывавшего главе государства о результатах операции. А вот в Фейсбуке Михеила Саакашвили акценты несколько иные:

«Крупнейшая в истории прокуратуры антикоррупционная операция, проведенная молодыми украинскими прокурорами. Под руководством Сакварелидзе и с помощью главы СБУ Грицака. Бойцы спецгруппы АЛЬФА штурмом взяли здание прокуратуры и задержали двух руководителей высокого ранга...

При обыске было обнаружено большое количество бриллиантов и более пол миллиона (так в оригинале. — С. Б.) долларов. Со вчерашнего дня не прекращались попытки замять это дело и даже возбудить уголовное дело против Давида Сакварелидзе за «незаконный захват здания», его прокурорам и следователям объявили, что они уволены.

Сегодня этой отвратительной святопляске (и так в оригинале. — С. Б.) положил конец Президент Порошенко! Он лично вмешался и поддержал следствие и запретил ему мешать, приказал довести дело до конца, кого бы оно ни касалось. Как и в случае с Госавиаслужбой, молниеносная, четкая и блестящая реакция Президента! После реакции Президента, надеюсь, что тот руководитель, который явно пытался замять это дело за последние сутки, ответит за свои действия».

Такое ощущение, что за лестью главе государства скользит легкий покровительственный тон. Как будто не подчиненный комментирует действия руководства, а наоборот. Мол, молодец, оперативно и правильно реагируешь на исходящие сигналы — но есть еще над чем работать.

Между тем на особый статус Михеила Саакашвили указывает и следующее сообщение на его странице в Фейсбуке: «Глава Одесской ОГА Михаил Саакашвили провел встречу с Послом США Джеффри Пайеттом. Договорились, что американские полицейские из Калифорнии будут тренировать новую Одесскую полицию. Американское правительство согласилось финансировать начальные проекты для регистрационной службы и другие реформаторские инициативы».

Более того, Джеффри Пайетт назвал Одессу «лабораторией для американской поддержки коренных антикоррупционных реформ». Очевидно, планируется превращение Одесчины в показательную площадку успеха либеральных преобразований — какой ранее была Грузия.

Причем, в отличие от Грузии, в нашем случае средства на реализацию этого проекта будут изыскиваться главным образом из внутренних источников. И нет сомнений, что нужды Одесской области будут рассматриваться в Киеве в приоритетном порядке (а то ведь к непонятливому чиновнику «молодые прокуроры» Давида Сакварелидзе могут пожаловать). А речь, между прочим, ведется о весьма нестандартных источниках финансирования.

Так, Арсений Яценюк заявил, что за счет доходов таможни отремонтируют дорогу Одесса — Рени. Для этого 50% средств от сверхплановых поступлений Одесской региональной таможни правительство готово оставить в местном бюджете. Эту новацию в бюджетной практике Кабмин планирует распространить на все регионы.

Подытоживая, можно отметить, что симпатии зарубежных партнеров всецело на стороне одесского губернатора. И это обстоятельство делает первых лиц государства чрезвычайно предупредительными к любым его (и членов его «грузинской команды») инициативам, в т. ч. на общегосударственном уровне.

О кредиторах, наверняка оценивших щедрый жест вкладчикам

Еще одно важное событие недели — принятие ВР законопроекта №1558-1, согласно которому долги по потребительским валютным кредитам пересчитываются по курсу НБУ на момент подписания кредитного договора.

Такое решение вызвало острую реакцию президента. В интервью телеканалу «Украина» он заявил: «Меня очень разочаровало и вызвало большую обеспокоенность по поводу будущего коалиции и будущего парламента вчерашнее голосование о реструктуризации валютных кредитов. Я увидел популистов-политиков, которые, пытаясь понравиться той или иной части общества, ставят под угрозу финансово-банковскую систему страны, стабильность экономики, раздавая неосуществимые обещания».

Еще до этого заявления несколько депутатов сообщили об отзыве своих голосов, отданных за закон, а глава фракции БПП Юрий Луценко даже подал в отставку.

О том, как принимался этот закон, в своем блоге рассказал нардеп Сергей Лещенко. По его словам, все началось с того, что фракции Радикальной партии и «Самопомочі» покинули зал заседаний ВР, не согласившись с принятой редакцией закона о прокуратуре. Тут Владимир Гройсман решил поставить законопроект №1558-1 на голосование, будучи уверенным, что он не наберет голосов — и в провале можно было бы обвинить отсутствовавших.

«Но от замысла до реализации прошло больше времени, чем хотелось. В итоге Ляшко успел в полном составе вернуться в сессионный зал (из Кабмина даже хватило времени дойти депутату Виктору Вовку), а «Самопоміч» частично заняла свои кресла. Однако все равно оставалось непонятно, хватает голосов за популистский закон или нет...

Сам спикер также давит кнопку «за» — все еще будучи убежденным, что голосов не хватает. Замысел таков: своим «за» он сохранит политическое лицо («Я голосовал, какие претензии ко мне»), но в целом закон провалится. Первый раз срабатывает на грани — только 225 голосов «за». И здесь по требованию депутатов Гройсман ставит закон повторно на голосование — после чего он вступает в 229 «за» и считается одобренным», — сообщил Лещенко.

В общем, поддержали, надеясь, что голосов не хватит. Причем закон принимался в третьем чтении — 9 апреля и 21 мая его также поддержали депутаты ведущих фракций коалиции, но тогда никакой публичной критики от президента не последовало.

Нынешняя резкая реакция во многом объясняется контекстом переговоров о реструктуризации долга Украины. Действительно, рассуждают международные кредиторы, если в такой момент у нашей страны находятся средства облегчить положение своих вкладчиков, то и по долгам она может заплатить.

Острая реакция Петра Порошенко отчасти, возможно, вызвана и тем, что то был не вынужденный экспромт, дабы успокоить толпу у ВР. — а подготовленная комбинация.

Все больше оснований говорить, что правящая коалиция имеет формальный характер. «Младшие партнеры» («Самопоміч», «Батькивщина» и Радикальная партия) уже ведут себя как фактическая оппозиция, отношения БПП с «Народным фронтом» (как и президента с премьером) весьма натянутые.

Судя по статье в австрийской газете «Дер Штандард», размещенной президентом Мартином Шульцем на своем официальном сайте, глава Европарламента приезжал в Киев 3 июля как раз для того, чтобы налаживать отношения Порошенко и Яценюка.

Более того — внутри двух ведущих фракций все заметнее центробежные тенденции. Есть информация, что президентская команда пока не может найти 226 голосов для принятия в первом чтении поправок в Конституцию.

В такой ситуации слова главы государства об обеспокоенности будущим парламента выглядят вполне очевидным намеком — тем более что разговоры о досрочных выборах ВР ведутся уже давно.

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Вероника
10 Июля 2015, Вероника

Спасибо автору за четкий анализ политической ситуации. Жаль только, что народные избранники и высшее руководство страны не читают "2000". А ведь сколько было предсказаний!!!
Но самое главное, на мой взгляд, Киев явно демонстрирует нежелание выполнять Минские договоренности и при этом находит поддержку Запада. А люди гибнут, а дома разрушаются, а гривня в кошельках все больше превращается в фантики... Неужели прозрения у народа неньки так и не наступит?! Печально!!!

- 16 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка