Жилищные субсидии: к вам идет ревизор

№39–40(748) 13 — 19 ноября 2015 г. 12 Ноября 2015 1 4.8

Многочисленные «упрощения», введенные нынешним правительством, создали хаос в системе жилищных субсидий.

Подняв тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) до заоблачных высот, премьер-министр клятвенно обещал малообеспеченным гражданам, что благодаря системе субсидий они будут платить по квитанциям даже меньше, чем до повышения тарифов. А что на деле? Миллионы малоимущих продолжают получать квитанции на оплату в полном объеме, так как «упрощенная» форма оформления субсидий оказалась еще сложнее, чем прежняя.

Внедрение вместо адресной социальной помощи (как того, кстати, требовал МВФ) программы тотального субсидирования привело к тому, что с началом отопительного сезона многим приходится выбирать: или платить по коммунальным квитанциям, отказывая себе даже в жизненно необходимом, или не платить вообще. Очевидно, что второй вариант более вероятен. Такое решение повлечет за собой кризис неплатежей, а в итоге — коллапс коммунального хозяйства и, следовательно, социальную катастрофу.

О том, что «простая» система оформления субсидий не работает, свидетельствуют, в частности, многочисленные отклики читателей на статью «Мыльный пузырь субсидий» («2000», № 23—24(740), 18—24.09.2015). Из этого потока мы выбрали два наиболее характерных примера: один касается жильцов многоквартирных домов, другой — частного жилого сектора.

В лабиринтах «упрощений» черт ногу сломит

И Арсений Яценюк, и Павел Розенко постоянно твердят, что структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения не должны требовать от граждан никаких документов, кроме разработанных Минсоцполитики двух форм. Это заявление о назначении жилищной субсидии и декларация о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии.

По заверениям премьера и министра соцполитики, оставлено лишь одно имущественное (финансовое) ограничение: в течение года, предшествующего обращению за субсидией, ее соискателем не должна быть совершена покупка (или оплачены услуги) на сумму более 50 тыс. грн.

А что в действительности?

Рассмотрим конкретный случай. В трехкомнатной квартире площадью 68 кв. м зарегистрировано «домохозяйство» (термин, введенный ведомством Розенко по западному образцу вместо привычного для нас «семья») в составе шести человек: два пенсионера, две их дочери и двое несовершеннолетних внуков (дети одной из дочек). При этом фактически проживают здесь пятеро, так как одна из дочерей уже более 10 лет живет за рубежом и, естественно, не пользуется коммунальными услугами на родине.

Месячный доход домохозяйства состоит из пенсий родителей — 1600 и 950 грн., — а также зарплаты проживающей с ними дочери в сумме 1800 грн.

Рассчитываем среднемесячный доход на одного члена семьи: (1600 + 950 + 1800)/5 = 870 грн. Таким образом, в соответствии с постановлением Кабмина от 06.08.2014 № 409 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания» обязательный платеж за услуги ЖКХ составляет 5,54% месячного дохода, или 242 грн. (табл. 1).

В первых числах сентября обладатель лицевого счета домохозяйства представил в орган социальной защиты заявление и декларацию. В последней он в соответствии с постановлением Кабмина от 28.02.2015 № 106 «Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий»* указал, что одна дочь в квартире фактически не проживает. А к заявлению, согласно положениям того же акта, прилагалась официальная справка, подтверждающая отсутствие зарегистрированной в квартире дочери.

__________________________________
* Постановлением от 28.02.2015 № 106 правительство внесло изменения в постановление от 21.10.1995 № 848 «Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива».

По поводу зарегистрированных, но фактически не проживающих лиц постановление № 106 предписывает: «...если объем потребления воды, газа, электроэнергии измеряется индивидуальными средствами учета, субсидия рассчитывается исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц, которые фактически в нем проживают, на основании решений районных... госадминистраций и исполнительных органов городских... советов или образованных ими комиссий и актов обследования материально-бытовых условий семьи. При принятии решений в таких случаях учитывается наличие документов, подтверждающих временное отсутствие лиц из числа зарегистрированных, в частности справок, подтверждающих место пребывания лица в другой административно-территориальной единице в связи с работой, лечением, учебой, длительной командировкой, отбыванием наказания, справок об оплате жилищно-коммунальных услуг в другом жилом помещении (доме)».

Итак, данным домохозяйством, как видим, были соблюдены все условия для предоставления субсидии.

Однако через месяц, в начале октября, сообщение о назначении жилищной субсидии соискателям не поступило. А вместо этого к ним пожаловал «ревизор» — работник социальной службы для составления акта обследования материально-бытовых условий семьи.

Форма этого документа (табл. 2) впечатляет.

Поскольку в квартире не содержат лошадей, коров, свиней, кур и пр., основной упор был сделан на заполнение разд. VIII «Дополнительная информация». Социальный инспектор дотошно выяснял и записывал данные о времени и объемах ремонта квартиры, сроках покупки телевизора, холодильника и других бытовых приборов, состоянии дверей и окон и т. п. По завершении более чем двухчасовой тягостной процедуры акт был засвидетельствован тремя соседями.

В связи с этой историей напрашивается вопрос: как могла прийти в голову здравомыслящим людям бредовая идея связать с заполнением вышепредставленного акта проверку сведений о фактическом непроживании в квартире зарегистрированного здесь члена семьи? Ведь очевидно, что для подтверждения факта отсутствия хватило бы и краткой, в одну-две строчки, справки, подписанной тремя соседями или участковым.

В начале ноября (спустя два месяца после подачи документов) жилищная субсидия так и не была назначена, хотя сроки, отведенные для этого постановлениями КМ, истекли.

Напомним, что постановление № 106 обязывает чиновников принять решение о назначении субсидии в течение десяти дней после подачи заявления и получения сведений:

— от организаций, предоставляющих услуги, — об обеспеченности коммунальными услугами, их стоимости;

— от жилищно-эксплуатационных организаций или других органов, определенных местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а в сельской местности от сельских (поселковых) советов — о составе зарегистрированных в жилых помещениях лиц;

— от Государственной фискальной службы, Пенсионного фонда — о доходах.

То же постановление отводит перечисленным организациям на предоставление данных соцслужбам 15 рабочих дней. А решения о начислении субсидий специальные районные комиссии должны принимать за 5 дней.

Таким образом, решение о назначении субсидии должно быть принято (даже с участием комиссии) в срок не более одного месяца.

Вследствие волокиты и хаоса семья получила платежки за услуги ЖКХ за сентябрь на сумму 807 грн. (при весьма экономном, значительно ниже установленных социальных норм, расходовании горячей и холодной воды, электроэнергии), в том числе:

— квартплата — 226 грн.;

— горячая вода — 246 грн. (6 куб. м x 40,92);

— холодная вода — 82 грн. (8 куб. м x 10,24);

— электроэнергия — 124 грн. (200 кВт·ч, 100 x 45,6 + 100 x 78,9);

— газ — 129 грн. (3 куб. м x 7,18 x 6).

В итоге сентябрьские платежи за услуги ЖКХ составили 18,6% общего дохода семьи (807/4350·100) и на 565 грн. (807 r 242) превысили сумму обязательного платежа при наличии субсидии.

За октябрь в связи с началом отопительного сезона к вышеприведенным платежам добавляется оплата за отопление — 1097 грн. (68 кв. м x 16,14), и общая сумма за услуги ЖКХ уже составит 1904 грн., т. е. почти половину общего дохода.

Очевидно, что оплачивать такую сумму семья не в состоянии, а значит, будет вынуждена перейти в категорию неплательщиков.

К сожалению, этот пример — далеко не единичный. По некоторым данным, в стране около трети трудоспособного населения, т. е. 6—7 млн. человек, проживают и работают вне мест их фактической регистрации. И соответствующему количеству домохозяйств для подтверждения фактического непроживания члена семьи по месту регистрации, видимо, придется подвергнуться унизительной процедуре проверки материально-бытовых условий.

При этом не факт, что после составления акта субсидия будет предоставлена. Мы ведь не знаем достоверно, какие указания «спущены сверху» председателям комиссий: может, в примеру, распорядятся давать субсидию при наличии в хозяйстве десятка кур, а при одиннадцати — уже нет; одной свиньи — да, двух — нет; покрытой пленкой «теплицы» площадью 5 кв. м — да, а 6 кв. м — нет; одного телевизора — да, а двух — нет... Если косметический ремонт сделан своими силами пять лет назад — да, а год назад — нет... и т. д.

Закрадывается подозрение, что документ, который Минсоцполитики представляет населению как элемент «упрощения» системы субсидий, выдает тайное желание чиновников в очередной раз изощренно поиздеваться над рядовыми гражданами. Не говоря уже о том, что он поощряет коррупцию на бытовом уровне: всякий ли социальный работник с мизерной зарплатой устоит перед соблазном «за добрый шмат сала» зафиксировать в акте, к примеру, одну свинью вместо фактических пяти.

Порочные круги по холодной воде

Многочисленными «упрощениями» правительство превратило систему предоставления жилищных субсидий в такой запутанный лабиринт, что граждане, даже получив право на субсидию, не могут уразуметь, как найти путь воспользоваться им на практике. Это, в частности, касается жильцов частного сектора, большинство из которых оплачивают три вида коммунальных услуг:

— газ (в летний период для приготовления пищи и подогрева воды, а в осенне-зимний — и для отопления);

— электроэнергию;

— холодную воду и водоотвод.

При этом счета за холодную воду и водоотвод выставляют водоканалы, а квитанции на оплату газа и электроэнергии жильцы заполняют самостоятельно на основе показателей соответствующих счетчиков.

Итак, в доме площадью 82 кв. м проживают владелец лицевого счета — пенсионер 1930 г. рождения, две его дочери и несовершеннолетний ребенок одной из них.

Месячный доход домохозяйства состоит из пенсий размером 1650 и 950 грн. и заработной платы в сумме 1400 грн.

Рассчитываем среднемесячный доход на одного члена семьи: (1650 + 950 + 1400)/4 = 1000. И устанавливаем по табл. 1, что обязательный платеж за услуги ЖКХ составляет 6,38% месячного дохода, или 255,2 грн.

В начале мая, получив «письмо счастья» (бланк заявления о назначении жилищной субсидии), обладатель лицевого счета подал в орган социальной защиты заполненные заявление и декларацию.

Однако после многочисленных телефонных звонков и посещений соцзаведения 85-летним пенсионером решение о предоставлении субсидии на 5 месяцев (с мая по сентябрь) было принято только 20 августа, а извещение получено в начале сентября. В частности, субсидия на оплату электроэнергии назначена в сумме 8,12 грн. в месяц, газа — 25,45 грн., холодного водоснабжения и водоотвода — 19,47 грн. При этом обязательный платеж за последнюю услугу установлен в размере 104,33 грн.

Таким образом, имея законное право на субсидию, семья три месяца оплачивала коммунальные услуги в полном объеме. Благо что объемы потребленного газа летом были невелики (около 30 куб. м в месяц, или 215,4 грн.), так что сумма переплаты ежемесячно составляла 50—60 грн., что практически соответствовало сумме назначенной субсидии.

А дальше началось самое интересное... и, к сожалению, печальное.

В квитанции за сентябрь за холодную воду и водоотвод значилась прежняя полная сумма платежа — 131,82 грн., а графа субсидии зияла пустотой. На вопрос, почему не учтена субсидия и не сделан перерасчет с ее учетом за май—август, в Киевводоканале (тел. (044) 548-4228) ответили, что у них нет данных о назначении субсидии. Более того, представитель водоканала отметил, что они выставляют полную сумму платежей даже тем, кому назначена субсидия, поскольку госгорадминистрация не выделяет им средства для компенсации субсидий. Порочный круг хаоса по холодной воде замкнулся.

Кстати, за октябрь платежка за воду «потяжелела» — 146,8 грн. Это уже КГГА «позаботилась» о гражданах, повысив распоряжением №579 от 16.06.2015 нормы потребления холодной воды с 5,5 до 6,3 куб. м на человека.

С газом при усовершенствованной системе дела ничуть не лучше. Так, в квитанции на оплату газоснабжения имеются графы только для фиксации показателей счетчика и суммы оплаты (показники лічильника: поточні, попередні, різниця; нараховано; до сплати), и гражданам негде зафиксировать подлежащие субсидированию объемы газа и сумму оплаты. Правительство в своих безалаберных хлопотах по «усовершенствованию» системы субсидий «запамятовало» обязать поставщиков газа изготовить новые квитанции на его оплату с графой «субсидия».

Что касается семьи, случай которой взят здесь для примера, то она по состоянию на 1 ноября еще не получила извещение о продлении субсидии на отопительный сезон. И для нее складывается катастрофическая ситуация. В октябре объем потребленного газа (при относительно теплой погоде) составил 200 куб. м (720 грн.). Даже при незначительном похолодании он возрастет до 400—500 куб. м (2156—2874 грн.). И очевидно, что это неподъемная сумма для семьи с общим доходом 4000 грн.

Должников по весне посчитают

«В этом году каждый третий украинец уже получает субсидию от государства — на покрытие стоимости жилищно-коммунальных услуг», — заявил Арсений Яценюк в эфире программы «10 минут с премьер-министром» 1 ноября. При этом он подчеркнул, что субсидии, начисленные в летний период, будут автоматически начисляться и в отопительный сезон. «Без подачи дополнительных справок и заявлений», — отметил глава Кабмина.

Однако приведенные примеры свидетельствуют, что Арсений Петрович в очередной раз, мягко говоря, рисует благостную картинку, далекую от невеселой реальности.

Немыслимый рост тарифов на услуги ЖКХ в 2014—2015 гг. спровоцировал увеличение задолженности за предоставленные услуги и привел к массовому обнищанию населения. Задолженность населения по оплате услуг ЖКХ по состоянию на начало октября превысила 12,5 млрд. грн., а средний срок задолженности за все услуги составил 3,2 мес. При этом прогнозируется, что весной будущего года у нас должником станет каждый второй гражданин.

При этом настораживает и другое. По состоянию на 1 сентября местные органы власти задолжали предприятиям ЖКХ по субсидиям более 1,8 млрд. грн., и эта задолженность продолжает расти. А значит, в зимний период возникнут проблемы с нормальной работой предприятий ЖКХ, которые станут жаловаться, что у них нет средств на приобретение газа или угля.

Растут и долги населения перед предприятиями ЖКХ, так как большинству рядовых граждан не по карману заоблачные тарифы. А правительство, заверяя, что благодаря субсидиям даст людям возможность меньше платить за услуги ЖКХ, само при этом не выделяет предприятиям ЖКХ средства для компенсации субсидий.

Похоже, что «правительство камикадзе» придумало «усовершенствованную» систему субсидирования отнюдь не с благой целью поддержать малоимущих граждан. Как ни старайся, трудно отделаться от мысли, что средства, выделенные в бюджете на субсидии (24,5 млрд. грн.), пойдут на иные цели и по другим «адресам».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Некрасивые мультфильмы

У политической Николаевщины репутация тихого, но глубокого и грязного коррупционного...

ЗАЯВА ПРО НАМІРИ І ЕКОЛОГІЧНІ НАСЛІДКИ ДІЯЛЬНОСТІ

Проектом передбачено будівництво житлово-офісного комплексу з...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Нас бросят не сразу

В Украине найдены друзья Трампа, а в США — друзья Украины

«Электрогенерирующее дерево» — первое в Украине

Стильный ветрогенератор установлен в Одессе, на Старосенной площади

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Georgy Charnetsky
16 Мая 2016, Georgy Charnetsky

Получил платежки за апрель (Киев):
1. Субсидия в платежках отсутствуют (а была)
2. За трое суток реального отопления в апреле насчитали 162 грн. (2-х комн. квартира)
Гройсманы рудят?

- 1 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка