Зима-2016: в ожидании ремейка

№23–24(740) 18 – 24 сентября 2015 г. 17 Сентября 2015 3 4.3

С приближением холодов отходят на второй план и сводки с Донбасса, и интриги вокруг местных выборов, и коалиционная грызня. Главным для украинцев становится вопрос, как пережить зиму.

Тем более что 14 сентября Арсений Яценюк обвинил руководство Минэнергоугля в срыве плана мероприятий по подготовке к отопительному сезону, в т. ч. в части организации поставок угля на теплоэлектростанции.

А следующий день вице-премьер Валерий Вощевский (которого ВР пока так и не смогла уволить несмотря на заявление об отставке) заявил, что энергетика страны находится в предынфарктном состоянии, при этом правительство потеряло контроль над ситуацией.

О бартере высшего пилотажа: уголь в обмен на уголь

Как бы тревожно ни звучали эти сообщения, не будем забывать, что конфликт премьера с главой Минэнергоугля Владимиром Демчишиным длится еще с прошлого декабря, а Валерий Вощевский — выдвиженец Радикальной партии Олега Ляшко, которая со скандалом вышла из коалиции. И сам вице-премьер тоже хочет хлопнуть дверью, дав понять, что все плохо, а без «радикалов» в Кабмине будет еще хуже.

Что же говорит статистика? Как сообщает сайт «Укрэнерго», по состоянию на 13 сентября на складах ТЭС накоплено 1 млн. 498 тыс. т угля. По сравнению с прошлым годом, когда 15 сентября запасы составляли 1 млн. 999 тыс. т, — провальное отставание. Но нынешняя динамика выглядит несравненно лучше.

На начало августа 2014 г. угля было запасено более 3 млн. т, но за полтора теплых месяца этот объем растаял более чем на треть. И продолжал сокращаться до начала ноября. Затем благодаря поставкам импортного топлива удавалось порой на несколько дней и даже недель переломить тенденцию, однако в целом запасы все равно таяли.

В этом году картина противоположная. 3 августа на складах хранилось лишь 1 млн. 319 тыс. т угля, к началу сентября — 1 млн. 467 тыс., а теперь, как я уже говорил, — 1 млн. 498 тыс. т. При сохранении такой тенденции очень высока вероятность, что к третьей декаде октября показатели запасов угля на ТЭС сравняются с прошлогодними, достигнув 1 млн. 660 тыс. т. А это аргумент в пользу того, что будущую зиму Украина проживет не хуже, чем минувшую.

Устойчивость энергосистемы обеспечивают и дополнительные факторы.

Во-первых, из-за нарастания экономического кризиса упало энергопотребление. В начале сентября 2014-го в часы пиковых нагрузок оно достигало 19,2—19,3 тыс. МВт, сейчас же не доходит до 17 тыс. Т. е. снижение составляет 11,5%, что равно почти половине вклада всех ТЭС и ТЭЦ в энергосистему страны.

Во-вторых, год назад отсутствовали договоренности об импорте электроэнергии из РФ. Сейчас такие соглашения достигнуты, и нет оснований думать, что они не сработают, т. к. взаимовыгодны: ведь если объединенная энергосистема Украины не будет справляться с нагрузками, первым делом прекратится подача электричества в Крым.

Однако поводов для однозначного оптимизма недостаточно. 8 сентября т. н. министр транспорта «ДНР» Семен Кузьменко заявил, что самопровозглашенная республика заблокировала ввоз угля в Украину и возобновит его лишь в случае снятия блокады на топливо и запчасти для вагонов и локомотивов.

10 сентября уполномоченный «ДНР» на переговорах в Минске Денис Пушилин сказал, что вопрос снятия блокады на поставку угля будут решать на самом высоком уровне в Киеве, т. к. представители Украины в контактной группе не были уполномочены обсуждать эту тему.

А 14 сентября появилась информация, что поставки начались — правда, только предприятиям ДТЭК, принадлежащей Ринату Ахметову (впрочем, эта корпорация контролирует большую часть генерирующих мощностей). Такой шаг Кузьменко пояснил необходимостью обеспечить Зуевскую ТЭС в Зугрэсе — она может работать лишь на угле, добываемом в Павлоградском бассейне. По его словам, речь идет о фактическом бартере — в обмен на павлоградский уголь.

Но поскольку при этом не говорилось, что уголь для ДТЭК будет отпущен в объеме, соответствующем потребностям Зуевской ТЭС, зато было сказано о полученной от ахметовской компании предоплате, то складывается впечатление, будто в «ДНР» просто искали повод возобновить поставки, сохранив лицо.

Тем не менее 15 сентября глава этого новообразования Александр Захарченко сообщил, что принял решение перекрыть вывоз угля на подконтрольную Киеву территорию: «Я запрещаю грузить уголь на Украину, пока за него не будет достойная цена... Мне все равно, как будут встречать зиму Львов и Киев».

Что такое достойная цена — он не пояснил. Молчат по этому поводу и т. н. официальные ресурсы самопровозглашенной «республики».

Глава Минэнергоугля тут же заявил: Украина будет закупать уголь для ТЭС из зоны АТО не дороже, чем по 1100 грн./т без учета НДС, что соответствует цене на подконтрольных территориях.

Напомню, во время шахтерских протестов в апреле глава Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец говорил, что минимальная цена 1 т отечественного угля должна составлять 1500 грн. А глава Профсоюза работников угольной промышленности Виктор Турманов подчеркивал: 1100 грн. за тонну не обеспечивают зарплаты шахтерам.

О сирийских зайцах Путина

Однако ключевая проблема в отношениях с мятежным Донбассом лежит вне экономики. Неподконтрольные Киеву территории на всех парах приближаются к новому этапу кризиса, именуемому «местные выборы».

Эта тема была одной из главных в разговоре лидеров «нормандской четверки» 9 сентября. И единственной, в описании которой их пресс-службы заметно расходятся.

Официальный сайт Петра Порошенко сообщил: «Лидеры Украины, Германии и Франции согласились, что проведение псевдовыборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей будет нарушением Минских договоренностей и поставит под угрозу весь процесс дальнейшего политического урегулирования».

В версиях наших западных партнеров такого акцента нет, хотя, судя по высказываниям дипломатических представителей, односторонние выборы на Донбассе они, конечно, не поддерживают.

На сайте Ангелы Меркель сказано: «поставлена цель достигнуть в ближайшие недели соглашения о времени и модальностях местных выборов на основе украинского права и стандартов БДИПЧ ОБСЕ».

А вот что сообщила пресс-служба президента Франции: «Стороны отметили необходимость определить конкретную дату местных выборов в некоторых районах Донецкой и Луганской областей. При этом работа по выработке условий проведения выборов и по предоставлению большей местной автономии должна осуществляться параллельно» (выделение мое. — С. Б.).

Таким образом Олланд занял несколько более близкую позицию к Кремлю, чем Меркель (отмечу — не в первый раз). Ведь и официальный сайт Путина проинформировал, что обсуждение политических вопросов касалось «прежде всего проведения на Украине конституционной реформы, включая законодательное оформление особого статуса регионов Донбасса, а также организации местных выборов и принятия закона об амнистии». Т. е. выборы — это не исключительная проблема, а часть комплекса проблем.

Обсуждение выборов на Донбассе продолжили главы МИД Украины, ФРГ, Франции и РФ — 12 сентября на вилле Борзиг в Берлине. Наиболее подробно итоги подвел хозяин виллы, Франк-Вальтер Штайнмайер. Признав, что встреча была менее конфронтационной, чем все предыдущие, он отметил «заметный прогресс в ключевых вопросах политического процесса», которые «являются ключом в имплементации Минских соглашений». Далее было сказано следующее:

«Модальности и сроки местных выборов будут выработаны в рамках рабочей подгруппы по политическим вопросам трехсторонней контактной группы. Она сосредоточится на предложениях координатора этой подгруппы Пьера Мореля и на Минском протоколе.

Все прочие спорные и трудные вопросы, касающиеся избирательного процесса, проблемы статуса и конституционной реформы, будут быстро обсуждаться в подгруппе по политическим вопросам. Соответствующие предложения находятся на столе переговоров и, на наш взгляд, представляют хорошую основу для предстоящих решений».

71-летний Пьер Морель — опытный дипломат, начавший карьеру еще в 1970-е. Он специализировался на СССР и немало проработал в Москве, в т. ч. в 1992—1996 гг. послом Франции. Что же касается роли в урегулировании конфликтов, то в 2005—2006 гг. он выполнял функции посла по специальным поручениям в Минской группе по Нагорному Карабаху, а в 2008—2011 гг. был специальным представителем ЕС по урегулированию ситуации в Грузии.

Как известно, никакого прогресса в решении обоих конфликтов в эти годы не произошло (как, впрочем, и ухудшения ситуации) — они оставались замороженными. Правда, определенную надежду дает то обстоятельство, что кризис на Донбассе не такой застарелый.

Впрочем, в нашей ситуации личность дипломата-посредника, да и в целом работа контактной группы являются второстепенными факторами. Ключевые решения принимаются в ходе общения в «нормандском формате», а в контактной группе лишь согласовываются детали. Поэтому очевидно, что решающее значение будет иметь намеченная на 2 октября в Париже очная встреча глав четырех стран — первая после Минска. До того вряд ли стоит ожидать каких-либо прорывов (хотя и результативность самой встречи под большим вопросом).

Саммит в Париже состоится уже после поездки российского президента в Нью-Йорк на очередную сессию Генассамблеи ООН, где не исключена его встреча с Бараком Обамой. Независимо от того, удастся ли Москве и Вашингтону договориться по Сирии, Путин постарается сыграть на обозначившихся в этом направлении противоречиях в отношениях между США и Европой.

Разумеется, украинский вопрос будет занимать заметное место в этих обстоятельствах. И судя по уверенному тону российского президента (имею в виду в первую очередь его выступление на саммите ОДКБ), речь не идет о том, чтобы обменять Сирию на Донбасс. Т. е. не будет отказа от традиционной политики на Донбассе, дабы получить санкцию на свободу рук в Сирии. И тем более Москва не сдаст Асада ради того, чтобы Запад согласился учитывать российские интересы в Украине.

РФ, как и США, стремится убить двух зайцев. В данном случае это означает следующее: Кремль убежден, что его действия в Сирии — в интересах Европы и Запада вообще. И в благодарность Запад должен больше учитывать российскую позицию в украинских делах.

Поэтому в случае с выборами самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» возможны два варианта.

В первом случае предполагается, что в ближайшее время будет достигнут ощутимый прогресс на переговорах по этому вопросу — и тогда выборы оттягиваются до весны и проводятся уже по специальному закону. Принимается такой документ (что сейчас выглядит абсолютно невероятным) по тому же сценарию, по которому в июле направлялся в КС проект Конституции. Т. е. приедет Нуланд и скажет депутатам, влияющим на голосование своих фракций, что это единственный шанс вернуть взбунтовавшиеся районы под контроль Украины, а рассчитывать на активную помощь США Киеву не стоит ни при каких условиях.

Впрочем, более реалистичным представляется второй вариант. Наш источник, хорошо информированный о ходе Минских переговоров, считает, что нынешний состав ВР уболтать просто так не удастся. Да и вряд ли до этого дойдет, поскольку самопровозглашенные «республики» все равно проведут выборы в те сроки, о которых ранее сообщали, — и, очевидно, по собственным законам.

Такое мнение источник высказал нам еще до того, как глава «ДНР» Захарченко подписал указ о проведении местных выборов 18 октября (без чего они формально считаться объявленными не могли).

Правда, даже сейчас нельзя полностью исключать, что этот шаг — всего лишь попытка поднять ставки и повлиять на Киев в ключевой момент переговоров.

О брызгах необъявленной волны

Страна начинает привыкать к затишью на Донбассе. И хотя соглашение об отводе вооружений калибром менее 100 мм никак не удается заключить, главное — эти стволы практически перестали стрелять.

В этой ситуации Петр Порошенко заявил о том, что не намерен объявлять очередную — седьмую — волну мобилизации. Кроме того, он отметил: «Сейчас проходит масштабный процесс демобилизации. Я поздравляю тех мужчин, которые в эти дни возвращаются домой. Я поздравляю тех, кто год, кто девять месяцев ждал возвращения домой отцов, мужей — и в конце концов их увидят».

Слова о «прослуживших девять месяцев» можно трактовать так, что в скором времени будут досрочно уволены военнослужащие, мобилизованные в ходе не только третьей, но и четвертой волны, которая началась в январе.

Похоже на то, что президент дал весьма важный сигнал. Такие заявления нельзя объяснить ни исчерпанием мобилизационного потенциала, который показали итоги шестой волны (а значит, проводить седьмую бессмысленно и просто рискованно с политической точки зрения), ни риском брожения среди ждущих дембеля военнослужащих третьей волны (из-за чего их опасно далее задерживать).

Ведь очевидно, что с увольнением мобилизованных на третьем и четвертом этапе — имеющих суровый опыт военных действий, боеспособность ВСУ ощутимо снизится (особенно учитывая качество последних призывов). Более того, произойдет и снижение численности ВСУ, особенно боевых частей.

Можно предположить, что наряду с реальным прекращением огня сокращение ВСУ было одной из настоятельных рекомендаций, которые Петру Порошенко озвучили Ангела Меркель и Франсуа Олланд на недавней встрече в Берлине. Действительно, ослабление военного потенциала участника конфликта служит самой надежной гарантией того, что с его стороны не будет никаких неожиданностей.

Впрочем, заявление президента можно объяснить гораздо проще — предвыборными соображениями, ведь тему отмены призыва и перехода на контрактную армию активно педалируют оппоненты («Батькивщина», «УКРОП» и др.). Особенно если вспомнить, что седьмая волна мобилизации в это году особо и не планировалась.

О персональном двукресельном прокуроре

Арсений Яценюк может вздохнуть с облегчением. Петр Порошенко, отвечая на вопрос, видит ли он Михеила Саакашвили главой правительства, ответил: «Абсолютно. Из него выйдет отличный премьер-министр. Грузии».

Более того, 8 сентября на открытом заседании Кабмина президент несколько раз похвалил премьера, в частности заявив: «То, что в очень сложных условиях смогло сделать наше правительство, заслуживает отличной оценки».

«Столько слов поддержки, сколько Петр Алексеевич сказал нам сегодня, я лично не припомню», — поделился с журналистами после заседания представитель аппарата премьера.

Сообщают источники и о том, что президент лично попросил Саакашвили прекратить нападки на Яценюка.

Вся эта история напоминает классический сюжет о злом и добром следователях. В то же время можно предположить, что Банковую начинают раздражать претензии главы Одесской ОГА, выходящие далеко за рамки его полномочий.

«Саакашвили набросился на Яценюка, чтобы отвлечь внимание от того, что исполнилось 100 дней, как он занимает должность, и за которые по традиции нужно отчитываться, а похвалиться ему особо нечем. Но Порошенко объяснил ему, что публично критиковать пусть и формального, но начальника — неправильно», — рассказал собеседник в АП. (rbc.ua)

В этом смысле показательно назначение Давида Сакварелидзе на пост прокурора Одесской области с сохранением должности заместителя Генпрокурора.

Тут возможны два варианта. Сакварелидзе будет сидеть в двух креслах, продолжая вести работу и в центральном аппарате ведомства, либо должность замгенпрокурора останется для него не более чем статусом, но реально его полномочия будут касаться только Одесской области (и ранее нередко глава подразделения крупного региона числился заместителем руководителя ведомства).

Второй вариант для Сакварелидзе — явное понижение, особенно учитывая его амбиции и попытки навести свои порядки в ГПУ, вызвавшие конфликт с президентскими назначенцами (включая Генпрокурора).

Словом, перевод Сакварелидзе в Одессу может означать ограничение влияния Саакашвили на дела в столице — но с предоставлением карт-бланша на любые действия в своей вотчине.

Если за судьбу правительства в лице его главы пока можно быть спокойным, то с парламентской коалицией все отнюдь не гладко. 9 сентября на заседании Совета регионов Петр Порошенко резко критиковал «Самопоміч» за отказ голосовать за изменения к Конституции. Ее лидер Андрей Садовый в свою очередь высказал претензии к методам работы с коалицией — в частности, по поводу того, что «младшие партнеры» часто даже не имеют возможности ознакомиться с выносимыми на голосование законопроектами.

Судя по всему, ни «Батькивщине», ни «Самопомочі» за сохранение коалиции не предлагают никаких преференций. Тем не менее они подтвердили, что остаются в парламентском большинстве — т. е. фактически признали, что к досрочным выборам не готовы и согласны смирить гордыню.

Однако 15 сентября на заседании ВР депутаты устроили руководству парламента настоящую обструкцию — проваливались практически все голосования. Даже повестку дня удалось принять 228 голосами лишь с пятого раза. Столько же попыток понадобилось, чтобы отправить в отставку руководителя аппарата ВР Валентина Зайчука (после его настойчивой просьбы). Ну а с увольнением вице-премьера Валерия Вощевского, как я уже говорил, вообще ничего не вышло.

При этом значительный недобор продемонстрировали даже БПП и «Народный фронт», лишь «Самопоміч» голосовала более-менее дисциплинированно, а «Батькивщина» в большинстве случаев демонстративно воздерживалась.

В общем, случился хорошо согласованный демарш депутатов, очевидно, уверенных, что с их мнением верхи недостаточно считаются.

Безусловно, власти необходимо что-то предпринимать — иначе следующий подобный праздник депутатского непослушания может совпасть с необходимостью принимать гораздо более важные решения.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Некрасивые мультфильмы

У политической Николаевщины репутация тихого, но глубокого и грязного коррупционного...

ЗАЯВА ПРО НАМІРИ І ЕКОЛОГІЧНІ НАСЛІДКИ ДІЯЛЬНОСТІ

Проектом передбачено будівництво житлово-офісного комплексу з...

О чем бы я спросил Януковича

Судя по допросу экс-президента, восстановление полной картины событий на майдане не...

Тихое Прикарпатье

Для центральной власти возможная дестабилизация, активизация протестных выступлений...

Соло для саксофона и лопаты

Деятельность землячества ивано-франковцев в столице напомнила мне анекдот советских...

МАФы отправят в армию

Рациональное применение демонтированным МАФам нашли в Днепре. По решению...

Нас бросят не сразу

В Украине найдены друзья Трампа, а в США — друзья Украины

«Электрогенерирующее дерево» — первое в Украине

Стильный ветрогенератор установлен в Одессе, на Старосенной площади

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
Дмитрий Шалободинский
21 Сентября 2015, Дмитрий Шалободинский

Зима 2015-2016 года в городе Ростове-на-Дону ожидается аномально холодной.Декабрь 2015 года в городе Ростове-на-Дону ожидается морозным и снежным минус -15 минус -20 градусов мороза,январь 2016 года в городе Ростове-на-Дону ожидается аномально холодным и очень лютым минус -30 минус -35 градусов мороза,февраль 2016 года в городе Ростове-на-Дону ожидается суровым и студеным минус -23 минус -28 градусов мороза.

- -1 +
Дмитрий Шалободинский
21 Сентября 2015, Дмитрий Шалободинский

Зима 2015-2016 года в Северном Полушарии будет экстремально холодной.

- -2 +
Irina

"...судя по высказываниям дипломатических представителей, односторонние выборы на Донбассе они, конечно, не поддерживают" А что, бывают двухсторонние выборы?

- 1 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка