Американские правила для украинской территории

№19–20(738) 4 – 10 сентября 2015 г. 03 Сентября 2015 4.3

Петр Порошенко на следующий день после принятия Верховной Радой поправок к Конституции встретился с Мартином Зайдиком, представителем ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе по мирному урегулированию ситуации в Донбассе.

В ходе обсуждения деятельности подгрупп по социально-экономическим вопросам президент сделал заявление, которое, на первый взгляд, полностью противоречит внутриполитическому курсу власти. Он заверил собеседника в готовности украинской стороны приступить к реализации согласованных ранее проектов по восстановлению разрушенной инфраструктуры Донбасса. Украинское руководство настаивает лишь на том, чтобы предварительно было обеспечено неукоснительное соблюдение режима прекращения огня.

Таким образом, Киев открыто отказался от планов установить экономическую блокаду территории, занятой самопровозглашенными ЛНР и ДНР. Более того, украинское государство, остро нуждающееся в средствах для выполнения своих социальных обязательств, оказывается, готово выделить деньги на проекты, способствующие восстановлению нормальной жизни в регионе, который оно контролирует лишь частично.

Однако это высказывание президента свидетельствует не столько о смене приоритетов власти, сколько о том, что она вновь вынуждена под давлением со стороны США и ЕС предпринимать шаги, которые противоречат ее собственным интересам.

Украинская правящая группировка, временно отказавшаяся от внутренней конкуренции из страха утратить благосклонность Запада, опасается, что у нее появятся конкуренты, выступающие под патриотическими лозунгами и обвиняющие действующую власть в предательстве. Дело в том, что патриотизм стал «последним прибежищем» нынешнего государственного руководства. В окружении премьера и президента хорошо понимают, что обвал экономики остановить не удастся: социально-экономическая ситуация в стране в обозримом будущем будет только ухудшаться.

Соглашение об ассоциации с ЕС не принесет ощутимой выгоды ни украинским компаниям, ни наемным работникам. А важный в символическом отношении вопрос о безвизовом въезде в страны Евросоюза для украинских граждан теперь, после наплыва ближневосточных и африканских беженцев, будет чрезвычайно трудно решить. Отмена виз для украинцев может усилить в государствах ЕС ксенофобские настроения, которые уже сегодня представляют огромную опасность для партий, стоящих у власти в европейских странах.

Поэтому Порошенко рассчитывает повысить популярность (а Яценюк — возвратить доверие избирателей), демонстрируя свои патриотические чувства. В соответствии с представлениями, которыми, судя по всему, руководствуется власть, это означает: как можно чаще выступать перед военными и делать воинственные заявления, свидетельствующие о готовности добиться силового разрешения донбасского конфликта. Этой же тактики придерживается и секретарь СНБО Александр Турчинов, для которого сохранение напряженности — единственная надежная гарантия политического влияния.

Главная проблема украинской власти в том, что США и ЕС не собираются усиливать противостояние в Донбассе и уж, конечно, не будут помогать украинскому руководству одержать военную победу над ориентирующимися на Москву самопровозглашенными донбасскими республиками.

Укрепляя единство Запада

Цель американской администрации и ее европейских союзников состоит в другом.

Во-первых, в создании условий для экономической и внешнеполитической изоляции России, что должно снизить ее международное влияние и заставить отказаться от излишних (с точки зрения Запада) амбиций.

Во-вторых, в укреплении внутреннего единства Запада перед лицом внешней угрозы, которую призвана олицетворять в первую очередь Россия.

В-третьих, в снятии политических препятствий для усиления американского военного присутствия в Европе и повышения роли НАТО в системе европейской безопасности. (Как раз когда я пишу эти строки, пришло сообщение о том, что США решили возобновить эксплуатацию своей военной базы в немецком Мангейме «из-за агрессии России»). Очевидно, для того чтобы успешно решить эти задачи, необходимо, дабы Украина производила впечатление жертвы ничем не оправданной агрессии со стороны соседнего государства, а украинская власть демонстрировала бы стремление к внутреннему миру. Поэтому украинское руководство вынуждено время от времени сдерживать свой «патриотический пыл», принимать решения, направленные на выполнение Минских договоренностей, и прилагать усилия для снижения напряженности в обществе.

Важнейшим шагом в этом направлении, несомненно, стало принятие изменений в Конституцию, обеспечивающих децентрализацию власти. По своему значению это решение ВР выходит далеко за рамки текущей ситуации. Региональной власти будут переданы полномочия, которые позволят ей проводить в том числе самостоятельную экономическую политику. Понятно, что Донецк и Луганск, настаивавшие на участии в выработке государственного курса, сочтут принятые поправки недостаточно значимыми. Однако, никак не способствуя урегулированию донбасского конфликта, это решение парламента создает возможность для формирования в стране новой властной системы.

Арсений Яценюк взбирается на Дональда Кука
Арсений Яценюк взбирается на Дональда Кука

Совсем не особый статус

Собственно говоря, именно на этом настаивал президент в телевыступлении вечером 31 августа, объясняя, что конституционная реформа является не уступкой самопровозглашенным республикам, а средством демократизации политической системы. Местная власть получит возможность распоряжаться финансовыми ресурсами и самостоятельно решать ряд вопросов, не спрашивая согласия центральных ведомств. Но это, конечно же, не имеет ничего общего с федерализацией, на которой настаивали самопровозглашенные республики.

Более того, т. н. ЛНР и ДНР, по словам президента, не получат «особого статуса», а специальный порядок управления, который предполагается ввести в районах, занятых самопровозглашенными республиками, будет иметь временный характер. Кроме того, он будет предоставлен только после того, как на их территории пройдут выборы в «соответствии с украинским законодательством и стандартами ОБСЕ», будут «выведены российские войска» и вооружение, а также будет восстановлен контроль над всей границей с РФ.

И только в том случае, если эти условия будут выполнены, Верховная Рада к концу года утвердит проект конституционной реформы 300 голосов. Иначе, как пригрозил президент, голосование по поправкам о децентрализации может и не состояться.

Донецкие и луганские власти, безусловно, не устраивает предложенный Киевом вариант конституционной реформы. Тем более что принятые поправки (вместе с законом об особом порядке управления отдельными районами Донецкой и Луганской областей), как выяснилось, даже не гарантируют им долговременной безопасности.

Однако нет сомнения в том, что, если международная ситуация не изменится радикальным образом, то конституционная реформа обязательно будет принята, независимо от того, как будет вести себя Москва и ориентирующиеся на нее самопровозглашенные республики.

Об этом ясно заявил бывший американский посол в Украине Стивен Пайфер в интервью «Голосу Америки» (как известно, эта вещательная корпорация управляется федеральным правительством США).

Пайфер в настоящее время является одним из ведущих специалистов Брукингского института, где возглавляет направление, связанное с контролем над вооружениями и распространением оружия массового поражения. Аналитический центр, в котором бывший посол занимает столь важное положение, считается одним из самых влиятельных в США. Поэтому к словам Пайфера следует прислушаться повнимательнее, тем более что как профессиональный дипломат он, конечно же, не склонен выступать с беспочвенными предположениями.

Децентрализацию власти, по мнению бывшего посла США в Киеве, следует провести в короткий срок, поскольку существуют две важные причины, заставляющие торопиться с принятием конституционной реформы.

Во-первых, Украина нуждается в создании более эффективной системы власти, и смещение значительной части властных полномочий вниз — на областной и муниципальный уровень — позволит повысить качество государственного управления.

Во-вторых, украинское руководство обязано продемонстрировать готовность выполнять Минские соглашения, которые «будут игнорироваться Донецком, Луганском и Москвой». А это позволит, по словам Пайфера, возложить ответственность за срыв мирного урегулирования «на русских и сепаратистов», что в свою очередь даст повод для продления санкций против России. У тех же европейских политиков, которые хотели бы изменить политику в отношении России, не будет оснований для возражения.

Действительно, трудно ожидать (по крайней мере в нынешней ситуации), что российские и донбасские политические деятели смирятся с очевидным поражением, согласившись на киевский вариант конституционной реформы. Но в этом отношении американская политика остается неизменной: вооруженный конфликт на Донбассе администрация США собирается и дальше использовать для давления на Россию и объединения Запада (прежде всего ЕС) под собственным лидерством.

Но главным в интервью Пайфера, на наш взгляд, все же является другое заявление. Администрация США собирается менять украинскую систему власти и вводить новый порядок управления украинской территорией.

Желание Вашингтона как можно скорее осуществить децентрализацию украинской власти легко понять. Чтобы создать эффективно действующий механизм госуправления, нужно радикальным образом изменить украинскую политическую систему, прежде всего разорвать коррупционную связь между олигархией и высшей бюрократией.

Вряд ли американские и европейские политики собираются заниматься столь трудоемким делом, которое к тому же в условиях экономического кризиса, скорее всего, обречено на неудачу. Более простое решение заключается в том, чтобы перенести часть властных полномочий на более низкий уровень и лишить представителей центральной власти в регионах возможности управлять местной экономикой и политической жизнью.

Это, конечно же, не поможет остановить падение экономики и стабилизировать ситуацию на общенациональном уровне. Но в отдельных регионах ситуация может улучшиться. Главное — снизятся межрегиональные противоречия, а после упразднения системы облгосадминистраций и института назначавшихся президентом губернаторов резко уменьшатся предпосылки для роста противоречий между региональными группировками и центральной властью.

В ситуации, когда сворачивается производство, растет безработица и падает уровень жизни, напряженность в отношениях между регионами и центром может поставить уже всю страну на грань гражданского конфликта и привести к появлению новых очагов вооруженного противостояния.

После принятия изменений в Конституцию вероятность подобного сценария резко снизится.

К полуторапартийной системе

Однако возникает вопрос, как будет вести себя центральная власть, когда вплотную столкнется с угрозой утратить значительную часть своего нынешнего влияния.

Киев, по всей видимости, заставят довести до конца конституционную реформу, но ему оставят утешительный приз. Новая провластная сила, образованная слиянием президентского блока, «Народного фронта» и «УДАРа», будет доминировать в политическом пространстве страны. В этой ситуации децентрализация власти станет гарантией того, что такой политический альянс не сможет установить единоличный контроль над страной, повторяя судьбу окружения Януковича.

В стране, по сути дела, возникает полуторапартийная политическая система, в рамках которой с мощным провластным альянсом будут конкурировать несколько относительно небольших политических сил («Батькивщина», «Самопоміч» и Оппозиционный блок), которые будут время от времени жестко конфликтовать с государственным руководством, но и периодически вступать с ним в соглашения по отдельным вопросам. Все радикалы (в особенности те, что подрывали позиции власти, пытаясь перещеголять ее в патриотизме) будут вытеснены из политического процесса. Провокация активиста «Свободы», вызвавшая многочисленные жертвы, дает для этого достаточные основания.

Маргиналы, вон!

В особенно проигрышной ситуации оказывается Радикальная партия, и окружение Олега Ляшко, судя по всему, хорошо это понимает.

Ляшко в ночь на 1 сентября уже заявил: «Порошенко не лучше, а, может быть, даже хуже Януковича». Радикальная партия вышла из состава правящей коалиции. На протяжении следующих двух дней после голосования по изменениям в Конституцию Ляшко и его соратники проводили антиправительственные акции и выступали с жесткой критикой государственного руководства, рассчитывая таким образом возглавить борьбу с «предательством национальных интересов».

Понятно, что массовое движение под подобными лозунгами создать не удастся. Однако жесткое противостояние с властью может принести Радикальной партии хороший результат на местных выборах 25 октября, что позволит ей сохраниться в качестве влиятельной политической силы.

Но руководству «радикалов», как и всем другим политическим игрокам, все же придется выбирать между превращением в маргиналов и согласием руководствоваться новыми правилами, которые вводятся под давлением американской администрации.

Соответственно, несостоятельными оказались расчеты тех, кто надеялся, что нынешняя власть рухнет в результате политического кризиса.

Не суждено также оправдаться и надеждам президентского окружения на концентрацию властных полномочий в руках государства.

Вполне возможно, что главными победителями окажутся силы, сделавшие ставку на установление в отдельных регионах подконтрольной им власти. У них появилась перспектива не только обрести самостоятельность, но и стать новыми партнерами американской администрации, решившей ослабить центральное руководство.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка