Дональд Трамп — новый фурор Америки

№51–52(754) 25 — 31 декабря 2015 г. 24 Декабря 2015 3 3.6

ТрампРосту популярности ворвавшегося в американскую политику миллиардера Дональда Трампа (по крайней мере в среде сторонников Республиканской партии) можно только позавидовать. «Он оскорбляет чувства мусульман, мексиканцев, инвалидов и женщин. Его высказывания полны ненависти и брани, идет игра на страхах. Тем не менее ему они не причиняют ни малейшего вреда», — справедливо отмечает канадская газета National Post.

Он категорически не похож на других участников президентской гонки в США: пока остальные кандидаты-республиканцы подыскивают максимально грубые эпитеты, формируя официальное отношение к Путину, Дональд Трамп в интервью каналу CNN 18 декабря называет российского президента «ярким и талантливым» человеком, «настоящим лидером, которых у нас сейчас нет», а его похвалу в свой адрес — «великой честью», пишет www.bbc.com.

И подобные слова — как и немыслимые заявления в адрес мусульман — лишь повышают его рейтинг! Так, по данным Gallup, в период с 23 ноября по 7 декабря о нем благоприятно отзывались 32% американцев. А после скандальных высказываний о необходимости запретить мусульманам въезд в США, озвученных 7 декабря, уровень поддержки кандидата гражданами страны в целом — вырос до 34%!

Откровенно дурно пахнущий девиз «чем хуже вокруг, тем лучше для меня» приносит Трампу немалые политические бонусы. В чем-то он, как справедливо подмечает National Post, действительно копирует стратегию прихода нацистов к власти в Веймарской республике: он фонтанирует энергией, умеет кричать громче всех и вполне способен не только обольстить всю свою нацию, но и увлечь за собой мир. Вот только цели у него, похоже, несколько иные.

В чем же причины популярности кандидата, столь явно и нарочито несоответствующего традиционному образу американского политика?

Секрет привлекательности «трапизма»

Почему избирателей — особенно, республиканцев — так тянет к подобным скандальным знаменитостям, ведь они, мягко говоря, практически не разбираются в вопросах политики, международных отношений и законотворчества? Почему личность с неприкрыто эксцентричными взглядами — вроде Дональда Трампа — может возглавлять едва ли не все рейтинги популярности, в то время как наиболее подходящее место для подобной фигуры, по мнению профессиональных аналитиков, в трясине болота на обочине национальной политики?

Отчасти феномен такого «трампизма» объясняется охватившей США давным-давно политической апатией и нескрываемым политическим невежеством граждан. Так, по данным Федеральной избирательной комиссии, в период с 1960-го по 2014 г. общенациональные показатели явки избирателей на президентские выборы рухнули с 63% до 36%.

Число граждан, проявляющих интерес к политическому процессу, неуклонно сокращается, что вызывает изумление, учитывая безграничный поток бесплатной информации, относительную прозрачность избирательного процесса и весомую значимость исхода выборов лично для них. В современной Америке охотно критикуют результаты голосования, но на выборы просто не ходят!

При этом, по данным соцопроса, проведенного центром Pew Research, лишь 29% американцев читают газеты каждый день. Судя по результатам опроса Harris Poll, датированного 2009 годом, 2-е, 5-е, 7-е и 8-е место в рейтинге наиболее тиражных газет США занимают соответственно USA Today, San Jose Mercury News, Daily News и New York Post. Публикуемые ими материалы очень сложно назвать подлинной пищей для пытливого ума.

Компания Nielsen Media Research недавно опубликовала рейтинг наиболее популярных телевизионных программ в США за период с января 1964-го по февраль 2010 г. Стоит ли удивляться тому, что 6 из 12 бестселлеров на ТВ — спортивные состязания, а бесспорными лидерами оказались сериалы «Даллас» и «Военно-полевой госпиталь MASH»? Статистика базы кинофильмов IMDB лишь подтверждает упомянутую тенденцию: 25 самых кассовых фильмов в истории США — это либо мультфильмы, либо фантастика. По данным Arbitron, вплоть до 2010 г. статус радиошоу №1 в стране (по количеству слушателей) сохраняла программа America's Top 40 («Лучшие 40 композиций Америки»)...

О чем говорят эти цифры? Пожалуй, лишь об одном — человек, фактически не читающий газет, а документальному или реалистичному кино предпочитающий фантастику с мультами и слушающий только отечественные хиты, просто не способен разбираться в перипетиях политического процесса в своей стране и тем более за рубежом. Да он, собственно, его и не интересует. Как известно, среднестатистический американец рассчитывает, что его будут неутомимо развлекать, а о «серьезных» вещах он просто ничего не хочет слышать.

Шокирует и статистика госдепартамента США: так, в 1989 г. лишь 3% американцев имели на руках паспорта для выезда за границу. Да, сегодня этот показатель возрос (во многом благодаря росту числа деловых поездок), но даже сейчас он не превышает 50%.

Если верить госдепартаменту, еще пару лет назад подавляющее большинство американцев, даже имея на руках паспорта (которые в США действуют только для зарубежных поездок), вообще не выезжали за пределы США, а тремя наиболее посещаемыми странами в 2013 г. оказались Канада, Мексика и Великобритания. Так что может знать среднестатистический американец о мире после посещения лишь этих трех государств? Только то, что ему расскажут политики.

Тем не менее невежество подавляющего числа граждан чрезвычайно выгодно тем, кто формирует внешнеполитическую стратегию США. Еще бы, ведь общество, не понимающее разницы между Австрией и Австралией, не будет особо задаваться вопросом, почему правительство тратит огромные средства в тех местах, о которых они вообще никогда не слышали.

И действительно, по данным опроса, проведенного в 2006 г. журналом National Geographic, лишь 37% молодых американцев сумели отыскать Ирак на карте Ближнего Востока. Подлинный шок вызывают результаты опроса 1000 совершеннолетних американцев журналом Newsweek в 2014 г.: почти 2/3 респондентов не сумели объяснить, почему США принимали участие в «холодной войне», а 29% не смогли вспомнить фамилию действующего вице-президента. Свежий опрос от McCormick Tribune Freedom продемонстрировал: назвать больше чем одно из прав, предусмотренных первой поправкой к конституции США, удалось только 25% американцев. Но при этом имена всех пяти членов «Семьи Симпсонов» помнят назубок все те же 25% граждан!

Похоже, феномен успешности кандидата Трампа объясняется достаточно просто: он на равных общается с апатичным, очень слабо информированным и откровенно малограмотным избирателем, привыкшим в своих действиях руководствоваться эмоциями, обожающим демагогию, а также популистские обещания, приправленные крепким словцом.

И пока большинство кандидатов безуспешно пытаются взывать к патриотизму граждан, Трамп успешно налаживает отношения с уже упомянутым типом избирателя, умело играя на его страхах и опасениях, провоцируемых нестабильностью экономики, злобными внешними и внутренними врагами и обнаглевшими национальными меньшинствами.

Бальзам на душу избирателя — 95 000 слов

Ораторскому мастерству Дональда Трампа стоит отдать должное, пишет газета The New York Times: репортеры издания тщательнейшим образом проанализировали все 95 000 слов публичных заявлений кандидата за первую неделю декабря. По их мнению, «Трамп сумел выстроить, пожалуй, наиболее удивительную избирательную кампанию за многие десятилетия, воспользовавшись опытом лучших демагогов минувшего столетия».

Наиболее яркой особенностью стиля Трампа журналисты называют неустанный повтор провоцирующих раскол фраз и резких высказываний. Речь идет о риторике, совершенно не характерной для американских президентов, но чрезвычайно эффективной. Обрушиваясь на потенциальных врагов (в их число входят сирийские беженцы, мексиканцы, нелегальные иммигранты и его политические конкуренты), он не выбирает слов. Так, своих оппонентов он всего за неделю многократно наградил нелестными эпитетами: «глупцы» (не менее 30 раз), «ничтожества» (14), «слабаки» (13), «тупицы» (2 раза) и т. д. В отличие от них, уверяет Трамп, он способен вернуть Америке былую славу, разгромить всех мнимых и реальных врагов, а также наладить жизнь простых граждан. Особой убедительности его словам добавляет неустанное использование местоимений «мы» и «вы», говорят эксперты.

Вся предвыборная риторика кандидата построена на тотальном размывании веры людей в факты, цифры, нюансы, а также в информацию, озвучиваемую правительством и СМИ, путем вброса пусть ложных, но шокирующих данных. Он вольно и совершенно безапелляционно оперирует любыми цифрами: то утверждает, что Обама готов принять 250 000 сирийских беженцев (несмотря на отсутствие таких планов), то упорно распространяет давно опровергнутые сплетни о том, как тысячи мусульман ликовали во время событий 11 сентября в Нью-Джерси. И многие американцы в это верят.

Не новый фюрер, а новый фурор

Пожалуй, максимально точно уловить суть происходящего удалось репортерам Philadelphia Daily News: 8 декабря очередной номер издания вышел с провокационным фото Трампа на обложке: кандидата запечатлели в тот момент, когда он в раже от собственных слов вытягивает вперед правую руку едва ли не в нацистском приветствии. При этом скандальный снимок снабжен, судя по всему, пророческой подписью: «Новый фурор Америки».

И пока конкуренты, журналисты и политологи неутомимо сравнивают Трампа с Адольфом Гитлером, Бенито Муссолини и даже Дартом Вейдером, тщательно анализируют его заявления, старательно выискивая в них зерна нацизма, расизма и ксенофобии, политик-демагог упорно готовит для своей страны подлинно новый фурор.

Гипотетическое избрание Трампа на пост президента окончательно трансформирует Америку в чрезвычайно опасное для окружающих государство полного политического невежества, ориентирующееся исключительно на смутные страхи и опасения, а не на реальные тенденции и события. Для реализации этого сценария у Трампа есть все необходимое, в т. ч. и готовый на все электорат, давно разучившийся просчитывать последствия поддержки политиков-демагогов — если не для страны, то хотя бы для себя лично.

Для начала американцам следовало бы прислушаться к словам The New Yorker: «Трамп ничего подобного не говорит, но ощутить его болезненную гордость за сравнение с Гитлером очень легко. Так же легко представить, что в один прекрасный день он повесит в офисе обложку декабрьского номера Philadelphia Daily News с собственным фото и подписью «Новый фурор» — по крайней мере как свидетельство своего чрезвычайного успеха в конце 2015 г.». Но чтобы американцы могли прислушаться к этому предостережению, им необходимо — как минимум — начать читать серьезные газеты...

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
niky

11.09.2001 года -в штате Нью Джёрзи и после все было тихо и спокойно---только по Хадсон риве \это граница между двумя штатами /подплывали баржи за металлоломом с твин Бразэ--и перевозом их в Китай для переплавки

- 0 +
Алексей
12 Января 2016, Алексей

"...сплетни о том, как тысячи мусульман ликовали во время событий 11 сентября в Нью-Джерси." Может автор имел ввиду события в Нью-Йорке, или в Джерси тоже что-то происходило?

- 0 +
Владимир Поршнев
04 Января 2016, Владимир Поршнев

Спасибо уважаемому автору - кое что узнал,но вывод слишком расплывчатый.

- 2 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка