Два года: недостижимые мечты и много обещаний

№21(773) 27 мая — 2 июня 2016 г. 26 Мая 2016 1 4.1

Хоть официально пятый Президент Украины и вступил в должность 7 июня 2014-го, но уже в день выборов два года назад — 25 мая — страна практически безошибочно называла победителя: Петр Порошенко.

Тогда в первом же туре он одолел соперников с мощнейшим перевесом — более чем в 40% голосов избирателей, получив поддержку 54,7%.

Спустя год — в июне 2015-го, по данным соцопроса, проведенного Центром Разумкова, уровень поддержки действующего главы государства снизился до 25%.

Что общего между Олландом и Порошенко?

В 2016-м, как свидетельствуют экспертные оценки, базирующиеся на данных исследований, проведенных этим же центром с 22-го по 26 апреля во всех регионах Украины, «в случае проведения президентских выборов наибольшую электоральную поддержку в первом туре получил бы Порошенко (10% среди всех опрошенных и 14,8% среди тех, кто намерен принять участие в выборах), на втором месте по уровню поддержки — Юлия Тимошенко (соответственно 7,4% и 9,8%), на третьем — Андрей Садовый (6,8% и 10,1%).

Впрочем, данные экспертов — в плане поддержки президента населением страны — весьма разнятся.

Так, социологическая группа «Рейтинг» недавно представила итоги опроса, посвященного тому, насколько украинские граждане готовы доверять властям (topwar.ru). Результаты этого исследования побили все антирекорды последнего времени, обнажив тотальное недоверие народа президенту, правительству и парламенту.

Оказалось, «лишь 2% опрошенных заявили о полной поддержке политики президента Порошенко. Еще 15% ответили, что скорее готовы поддержать президента Украины. Одновременно с этим 43% респондентов заявили, что полностью не поддерживают Петра Порошенко, а еще 32% высказались так: скорее не поддерживаем. Другими словами, 75% украинцев (если экстраполировать данные опроса на все население страны) деятельность Порошенко на президентском посту поддержать не готовы».

По данным некоторых соцслужб, рейтинг президента за два года упал почти с 55% до 7%, по мнению других — до 14—17%.

Главными причинами такого снижения доверия (именно применительно к главе государства) называют 70%-ную инфляцию, резкое падение — почти втрое — уровня жизни в стране, троекратный обвал гривни. Что касается национальной валюты, то тут вина прежде всего лежит на НБУ и ее руководителе — протеже президента г-же Гонтаревой.

По мнению политологов, не прибавила популярности Петру Алексеевичу и история с офшорами, а также то, что он довольно часто грешил пустыми обещаниями, как, например, таким, что «Антитеррористическая операция не может и не будет продолжаться два-три месяца. Она будет длиться часы» (news.bigmir.net).

Справедливости ради надо сказать, что практически во всех странах, которым не только предстоят реформы или где они уже идут, да и там, где наблюдается относительная политическая и экономическая нестабильность, даже в успешных демократических державах непременно — спустя год или два правления — наблюдается падение рейтинга президента, как, например, во Франции.

И если у Петра Порошенко в Украине в среднем рейтинг на уровне 13—14%, то и Франсуа Олланд имеет такую же поддержку жителей Франции, о чем свидетельствуют данные опроса IFOP, проведенного по заказу издания Journal du Dimanche.

Безусловно, все, что связано с итогами двух лет правления Петра Порошенко, в преддверии 7 июня будет тщательно анализироваться как нашими, так и зарубежными экспертами, представителями отечественного политикума — и из числа сторонников Петра Порошенко, и его оппонентами.

«Чем занимался глава государства, в каких странах бывал и с кем наладил более тесные узы сотрудничества? Какие его инициативы во внутренней политике удалось воплотить, а какие нет? Да и, собственно, что из своих обещаний, данных во время президентских выборов, выполнил?» — этими вопросами будут задаваться не только эксперты, но и простые граждане, избиратели, которые в 2014-м возлагали большие надежды на то, что с новым президентом жизнь в Украине кардинально поменяется.

Трижды Брюссель, дважды Париж

Можно предположить, что президентская канцелярия на официальном сайте главы государства представит интересующую население статистику: что глава государства делал это время, с кем встречался, сколько раз совершал официальные и рабочие визиты в иные державы, где чаще всего бывал в Украине, каков коэффициент полезного действия от этих поездок и т. д.

Но пока такой статистики от АП нет, мало того — архив событий в большинстве разделов на официальном веб-портале лидера державы ведется, начиная лишь с конца лета 2015-го, то попробуем сами, пользуясь даже этой несколько усеченной информацией, кое-что подсуммировать.

Итак, с августа 2015-го по май 2016 г. глава Украинского государства совершил 18 зарубежных визитов, в том числе один государственный — 22 декабря в Израиль, а также пять официальных — 8 октября 2015-го в Казахстан, 28 октября того же года в Туркменистан, 19 ноября — в Италию, а в нынешнем — 7 апреля в Японию и 21 апреля в Румынию.

Чаще всего с рабочими поездками он посещал Королевство Бельгия (три такие поездки — 27 августа и 16 декабря 2015-го, а также 17 марта 2016-го), Германию (24 августа прошлого года и 1 февраля нынешнего) и Францию (2 октября и 29 ноября 2015-го).

Помимо вышеназванных стран, Президент Украины посетил США — для участия в заседании Генассамблеи ООН 26—29 сентября 2015-го, а также 1 апреля 2016 г. — с рабочим визитом. 20 ноября 2015-го украинская делегация во главе с президентом посетила Ватикан, 2 декабря — Литовскую Республику, а 23 мая 2016 г. состоялся рабочий визит в Турцию.

Сначала — Одесса, потом — Львов

В поездках по стране чаще всего с июня 2015 г. по май 2016-го президент посещал Одессу и Одесскую область (за этот период пять раз), а также Львов (четырежды). Трижды побывал в Донецке и Донецкой области (в том числе в Славянске), по два раза — в Николаеве, Луганске и Харькове (в частности, в городе Чугуев, где глава державы вместе с высокопоставленными военными участвовал в передаче военной техники в зону АТО).

Закарпатье, Днепропетровская, Ивано-Франковская, Тернопольская, Ровенская, Винницкая, Херсонская, Киевская, Запорожская области принимали президента по разу.

И хоть о визитах главы государства за рассматриваемый нами период — с июня 2015 г. по май 2016-го — в другие области страны, как, например, Черкасская или же Хмельницкая, на официальном сайте президента не упоминается, можно предположить, что в график не включались. И почему такая избирательность?

Возможно, потому, что в Хмельницком президент бывал в марте 2015 г., он представлял нового губернатора, встречался с местным депутатским корпусом, а также посетил Национальную академию государственной пограничной службы.

Что касается Черкасской области, то наиболее интенсивной для посещения этих мест выдалась вторая половина 2014-го. Предполагаю, что бывал он там и после, но, по всей видимости, специалисты из АП по части архивирования данных о поездках главы державы что-то упустили? Или не сочли нужным такую информацию «увековечить». А может, просто давно не заглядывали в архив. Почему бы и нет? Висит же до сих пор сообщение о том, что 23 августа 2015 г. состоялось «участие Президента в мерорпиятиях по случаю Дня Государственного Флага Украины»? И ничего. «Мерорпиятия» никого не смущают.

Если подытожить количество публичных мероприятий, о которых упоминается на веб-портале главы государства, получится, что за последний год в среднем в рабочем графике Петра Порошенко в месяц таких было по 2—3.

В частности, в 2015-м 10 июня участвовал в торжествах по случаю 260-летия Главного военно-медицинского клинического центра, 22 июня — в церемонии, посвященной жертвам Великой Отечественной войны, 27 июня посетил вместе с семьей гала-концерт симфонической музыки «Донбасс-оперы», а в июле презентовал проект изменений в Конституцию Украины и также участвовал в мероприятиях по случаю Дня крещения Киевской Руси и почтения 1000-летия упокоения князя Владимира Великого.

В сентябре 2015-го глава государства посетил торжественный вечер по случаю 50-летия премьеры художественного фильма «Тени забытых предков», участвовал в церемонии принятия присяги первыми детективами НАБУ и участвовал в 12-й Ежегодной встрече Ялтинской Европейской Стратегии.

Из октябрьских значимых событий на сайте президента упоминаются два мероприятия: встреча со студентами Первой украинской академии лидерства и участие в совещании по информационно-патриотическому воспитанию в Военном институте КНУ им. Шевченко. В ноябре президент принимал участие в мероприятиях по случаю Дня памяти жертв голодомора и церемонии почтения памяти жертв Небесной сотни. Спустя три месяца проводились аналогичные мероприятия, посвященные тоже памяти Небесной сотни, в которых участвовал и глава государства.

В декабре 2015-го президент был на торжествах по случаю Дня Вооруженных Сил Украины, а в январе 2016-го участвовал в мероприятиях, посвященных памяти Героев Крут. В феврале он чествовал героев-афганцев, принимал присягу, которую давали сотрудники Управления специальных операций НАБУ, также участвовал в торжествах, посвященных досрочному выпуску слушателей Национального университета обороны.

Апрель с. г. ознаменовался участием главы державы в мероприятиях по случаю 30-й годовщины Чернобыльской катастрофы, а также в торжествах, посвященных второй годовщине создания батальонов патрульной службы МВД особого назначения, и участием в заседании парламента.

Что касается нынешнего мая, то пока из значимых публичных событий с участием главы государства на его веб-портале указана такая информация: «Участие Президента в мероприятиях по случаю Дня памяти и примирения и Дня победы над нацизмом во Второй мировой войне 8 мая» и «Участие Президента в мероприятиях ко Дню памяти жертв политических репрессий 15 мая».

С кем встречались-совещались?

Допускаю, что Петр Алексеевич на самом деле — за период с июня 2015 г. по май 2016-го — проводил гораздо больше встреч, чем указано на его сайте в рубрике «Встречи, совещания», тем не менее, пользуясь лишь официальными данными, можно утверждать: подобных аудиенций у главы державы состоялось 26.

В июне 2015-го прошла пресс-конференция Петра Порошенко, состоялась встреча с премьер-министром Канады Стивеном Харпером, кроме того, глава государства общался с чемпионами и призерами Первых Европейских игр. В июле прошлого года лидер страны общался с президентом Европарламента, а в августе проводил встречу с представителями территориальных общин Украины.

График президента в сентябре 2015 г. — по части встреч и совещаний — выглядел таким образом: 6-го числа — встреча с директором-распорядителем МВФ г-жой Кристин Лагард, 17-го — церемония принятия верительных грамот от послов иностранных государств, 22-го — заседание СНБО с участием Генсека НАТО.

В октябре упоминалось о двух значимых событиях: встрече с министром торговли США и премьер-министром Люксембурга. Из ноябрьских «встреч, совещаний» упоминается лишь о встрече с «Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности, вице-президентом Еврокомиссии».

Декабрь 2015-го оказался более урожайным на встречи: в частности, с вице-президентом США г-ном Байденом, с президентом Республики Кипр, а также с соотечественниками — представителями общественного движения людей с инвалидностью.

В начале нынешнего года президент встречался с семьями «киборгов», погибших во время операции в Донецком аэропорту, принимал верительные грамоты от иностранных послов, а также проводил ежегодную встречу с зарубежными дипломатами, аккредитованными в Украине.

С активистами евромайдана Петр Порошенко встречался в феврале, тогда же провел встречу с представителями 26 общественных организаций и участвовал в заседании Совета регионального развития.

В марте на сайте главы государства сказано о его участии в заседании международного консультативного совета и о встрече с командирами ВС среднего звена.

730 дней: что в «плюсе», что в «минусе»

«...Да, не получается правовое государство, но это не вина Порошенко. Сейчас по-иному механизмы не собираются в государство.

Когда-то в Российской империи государство собиралось на основе власти и собственности. В Европе, куда мы стремимся, державы складывались на основе земель и территорий, фактически вырастали из местного самоуправления, гражданских свобод. А у нас, как говорил Черномырдин, что ни строим, получается КПСС.

Перефразируя классика, скажу: что ни строим, получается президентская вертикаль... Но если Порошенко не консолидирует власть, не соберет под себя силовиков, — у него не будет маневра и во внутренней, и во внешней политике. Можно ли рассчитывать на государство, если оно не имеет монополию на силу и на принятие политических решений?» — таково мнение известного политолога Вадима Карасева, высказанное в недавнем интервью «2000».

И все же, считает эксперт, за два прошедших года главная заслуга президента как главнокомандующего — создание боеспособной армии, благодаря чему удалось не допустить большой войны, относительно стабилизировать ситуацию.

Некоторые коллеги Вадима Юрьевича по политологическому цеху считают, что наибольшим «плюсом» двух последних лет стало то, что президент Порошенко — именно благодаря созданию боеспособных Вооруженных Сил — «завоевал доверие Запада», в стране стало меньше революционного радикализма, который особо проявлялся в 2014-м.

Как, впрочем, сильно разочаровал прежде всего тем, что не смог провести быстрые реформы в борьбе с коррупцией.

«Даже американское внешнее управление оказалось бессильно против неискоренимой украинской коррупции — всесильный Байден и могучая Нулланд больше года безрезультатно боролись против генпрокурора Шокина, президентского протеже. Это вылилось в резонансную статью в «Нью-Йорк таймс», которую потом президент Порошенко назвал в прямом эфире «результатом гибридной войны против Украины», обвинив тем самым влиятельное американское издание в работе на Россию» (rusvesna.su).

Впрочем, главным критерием для оценки деятельности президента гражданами Украины неизменно остается одно: что обещал и что выполнил?

«По 1000 грн. в день каждому участнику АТО» — это обещал еще кандидат в президенты Петр Порошенко. 22 мая 2014-го во время предвыборной поездки в Ильичевск Одесской обл. он публично заявил, что после его победы военные-контрактники, которые принимают участие в АТО, будут получать именно такую сумму, мало того, каждый из них будет застрахован на 1 млн. грн.

И хоть на самом деле зарплата для участников АТО увеличилась, но эти суммы никак не соизмеримы с обещаниями: по крайней мере нынче, согласно социальным рекламным роликам по ТВ, призывающим народ записываться в контрактники, сулит им от 7000 тыс. грн. в месяц (по нынешнему курсу это приблизительно $280).

Не менее резонансным было и обещание закончить антитеррористическую операцию в считанные часы. И хоть в конце мая 2016 г. глава державы публично заявляет, что «граждане страны вскоре споют гимн государства в Донецке под желто-голубыми стягами», в это «скоро» верится с трудом.

«...Ссылаясь на Минские соглашения, президент заявил, что Украина не будет менять форму государственного устройства и останется унитарной страной. Поэтому федерализация или отчуждение территорий не предвидятся.

10 сентября 2014 г. Порошенко объяснил, что отдельные регионы Донбасса получат специальный статус в составе государства. Спустя неделю Порошенко подписал закон об особом статусе, но уже в ноябре инициировал отмену своего постановления.

«В свое время этот закон выполнил чрезвычайно важную роль в остановке внешней интервенции, мобилизации поддержки миром Минских мирных договоренностей, искренности намерений Украины по деэскалации ситуации на Донбассе. Мы продемонстрировали жителям Донецкой и Луганской областей и внешнему миру искреннее стремление Киева к политическому урегулированию. Такую возможность боевики отвергли», — объяснил президент» (news.bigmir.net).

Чтобы более-менее стабилизировалась ситуация на Донбассе, должно быть неукоснительное выполнение Минского соглашения, одним из пунктов которого является проведение выборов на востоке Украины.

Но буквально на днях замглавы Центральной избирательной комиссии г-н Магера заявил, что «выборы на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик можно будет провести не ранее чем через два года».

Тем временем в «ДНР» и «ЛНР» запланировали местные выборы на 24 июля 2016 г.

«Любимое детище»: безвизовый режим

Пожалуй, наиболее часто звучавшим обещанием Петра Порошенко еще в ранге депутата Верховной Рады, как, впрочем, и два последних года, было то, что касалось безвизового режима.

И хоть почти все кандидаты в президенты 2014-го не менее часто, чем Петр Алексеевич, говорили об этом «любимом детище майдана», тем не менее именно цитаты главы государства на эту тему в преддверии 7 июня, можно не сомневаться, политики и политологи будут особо тщательно анализировать. Вот такая подборка «хронологии обещаний» опубликована на одном из отечественных медиаресурсов: (blog.ubr.ua)

«10 октября 2013. Народный депутат Петр Порошенко: «Я был бы очень рад, если бы дополнительно к подписанию Соглашения об ассоциации Украина — ЕС мы бы подписали другой документ, который не имеет непосредственного отношения к нему (к Соглашению об ассоциации), это соглашение о завершении выполнения Украиной своих обязательств по первому этапу безвизового режима. Это дает нам реальные возможности иметь безвизовый режим уже в 2014 году (здесь и далее выделено мною. — Авт.).

16 декабря 2013. Петр Порошенко заявил, что Украина и Европейский Союз разработают пилотный проект безвизового режима, который будет реализовываться полгода».

23 мая 2014. «Петр Порошенко: Українці мають реальні шанси вже з першого січня (имеется в виду 1 января 2015-го. — Авт.їздити без віз до Європейського союзу. І ми зробимо все можливе, щоб максимально скоротити, за 3—4 місяці пройти цей другий етап, імплементаційний».

7 июня 2014. «Безвизовый режим для граждан Украины со странами Европейского союза будет действовать с 1 января 2015 года. Об этом заявил президент Украины Петр Порошенко во время своей инаугурационной речи в стенах парламента».

2 декабря 2014. Украина рассчитывает получить безвизовый режим с ЕС в мае 2015 года во время Рижского саммита. Об этом во время выступления в Верховной Раде заявил президент Петр Порошенко».

22 апреля 2015. «На Рижском саммите Украина надеется получить решение, которые позволит украинцам с 1 января 2016 года въезжать в Евросоюз без виз, заявил Президент Петр Порошенко».

«Безвизовый режим со странами Европейского союза для граждан Украины станет реальностью уже в 2016 году, сообщил президент Украины Петр Порошенко. «Вместе мы отвоевали для граждан Украины заслуженное право на свободные безвизовые поездки в страны Евросоюза» (news.finance.ua), — сказал президент в своем обращении к украинскому народу.

Впрочем, оптимизм главы державы в этом вопросе не слишком разделяют сами страны ЕС.

«Вопрос предоставления безвизового режима с Евросоюзом для Украины не будет рассматриваться в ближайшие недели и месяцы, — сообщает Europe Online. — Об этом заявил министр внутренних дел Франции Бернар Казньо во время заседания совета министров внутренних дел стран ЕС... Позицию французского министра разделяет и министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер».

«Неприкосновенность», «списки» и петиции

Весьма быстрое получение Украиной членства в ЕС обещал Петр Алексеевич на первой своей пресс-конференции — буквально на следующий день после выборов 2014 г.:

«Я буду делать все, чтобы в течение года-двух Украина выполнила львиную долю обязательств по Соглашению об ассоциации и имела возможность получить перспективу членства в Евросоюзе».

Но уже через год — 20 мая 2015 года — глава Европейского совета Дональд Туск заявил, что «путь Украины в Евросоюз только начинается». А комиссар ЕС Гюнтер Эттингер заявил, что «вступление Украины в Европейский Союз можно считать далекой перспективой».

И если вхождение в евросемью зависит не только и далеко не столько от самого президента Украины, то инициатива по некоторым важнейшим внутренним проблемам должна быть в том числе и от него.

Например, неоднократно из его уст, еще в статусе депутата ВР, звучало требование о том, чтобы покончить наконец с «депутатской неприкосновенностью».

Или о том, чтобы в стране был принят закон о референдуме, как и закон, регламентирующий создание следственных комиссий в Верховной Раде.

Увы, эти пожелания так и остались лишь пожеланиями, как и выборы на пропорциональной основе с открытыми списками.

В своей предвыборной программе Петр Порошенко отмечал, что «досрочные выборы в Верховную Раду должны состояться исключительно на пропорциональной основе по открытым спискам». Однако спустя некоторое время — а именно летом 2014-го — его позиция выглядела несколько иной: «...Если вообще не способны договориться — тогда будут избираться так, как сейчас. Но выборы состоятся при любой погоде» (речь шла о выборах в местные органы власти в октябре 2014-го).

Кое-что из своих обещаний он выполнил, как, например, подписать экономическую часть Соглашения об ассоциации с ЕС (что и было сделано на саммите в Брюсселе в июне 2014-го).

В налоговой сфере президент страны обещал провести реформы: «Сократить и упростить налоги, а все офшоры перекрыть». И глава державы подписал изменения в Налоговый кодекс Украины: количество налогов сократилось с 22 до 9, а чтобы вывести зарплаты из «тени», единый социальный взнос понизили до 16,4%.

Петр Порошенко, еще будучи кандидатом в президенты, настаивал на создании в стране Общественного телевидения. И в марте 2015-го парламент проголосовал за создание Национальной общественной телерадиокомпании Украины.

Еще одним «плюсом» минувших двух лет многие представители общественных организаций считают, что «институт президента становится более открытым», а наилучшим примером такой открытости называют факт появления на веб-портале главы государства раздела «Электронная петиция».

По состоянию на 24 мая 2016 г. наиболее популярной петицией, собравшей более 13 тыс. подписей, считается та, в которой требуют отставки Михаила Саакашвили с поста губернатора Одесской области, а той, что собрала наименьшее количество подписей (всего 1), — требование запретить продукцию «Рошен».

Некоторые эксперты, к примеру, политолог Андрей Золотарев, считают, что «...уже осенью президент окажется в весьма сложной ситуации — недовольство людей из-за роста коммунальных тарифов может дестабилизировать власть. Пока удавалось «пропетлять», но вечно это делать не получится» (business.vesti-ukr.com).

Впрочем, большинство политологов все же сходятся в том, что Петр Порошенко уже стал ключевой фигурой страны и, судя по всему, ему удастся сохранить эту роль и в ближайшем будущем.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Сычев Андрей
27 Мая 2016, Сычев Андрей

2 года фееричного развода.

- 28 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка