Игры в автономизацию

№23(775) 10 — 16 июня 2016 г. 09 Июня 2016 5

В ходе мероприятий по поводу 72-й годовщины депортации крымских татар президент П. Порошенко поддержал идею образования крымскотатарской автономии, чего лидеры меджлиса требовали давно и безуспешно.

«Мы, хотя и с опозданием, осознаем необходимость создания в Крыму национальной автономии крымских татар с полным, разумеется, гарантированием равных прав и гражданских свобод этнических украинцев, русских, других этносов полуострова», — заявил президент. В связи с этим он выразил намерение обратиться с призывом к Конституционной комиссии, чтобы создать в ближайшее время рабочую группу для подготовки соответствующих изменений Основного Закона.

Любитель подписывать законы на камеру, президент вместо того, чтобы говорить о планах обращения к упомянутой комиссии, мог бы тут же с трибуны сделать соответствующий призыв. Но это, пожалуй, был бы уже перебор на аттракционе неслыханно щедрой автономизации.

В прежние времена, учитывая отношение властей вне зависимости от их политической окраски к передаче полномочий на места и тем более к созданию автономии, такой жест вызвал бы эффект разорвавшейся информационной бомбы. Президента критиковали бы или восхваляли, называя предателем и вредителем или мудрым и решительным правителем, защитником прав человека, воплощающим вековые чаяния репрессированного народа, украинским Нельсоном Манделой и т. п.

Сейчас же указанное заявление не произвело особого резонанса — главным образом по причине осознания театральности происходящего и нереалистичности выполнения обещаний.

Виртуальная автономия не грозит расколом страны и не льет воду на мельницу агрессора — видимо, так полагают национал-патриоты, которых в последнее время даже намек на усиление самоуправления какой-либо территории Украины приводит в волнение. К тому же речь идет не о харьковчанах или одесситах, а о крымскотатарских побратимах. Потому в данном случае никакой угрозы они, похоже, не учуяли.

Как свидетельствуют специалисты, юридическое закрепление крымскотатарской автономии (даже при наличии у центральной власти на то реальной воли), предполагающее участие несуществующего проукраинского ВС АРК, — весьма непростое дело, если соблюдать все необходимые процедуры. Впрочем, украинский законодатель в наши дни способен еще и не на такие фокусы.

В практическом же плане в сложившихся обстоятельствах подобное закрепление, на первый взгляд, не многим отличается от предоставления земельного участка на Луне.

Указанный жест, видимо, продиктован довольно наивными упованиями на разыгрывание «крымскотатарской карты» в деле возвращения контроля над Крымом, а также потребностью демонстрировать хоть какие-то конкретные шаги на этом пути. Он наталкивает на мысль о не вызывающей оптимизма исторической преемственности, имея в виду практику заключения нашими предками — гетманами союзов с татарами в XVII в.

В отношении же хождения на поводу трудно избавиться от впечатления, что «запоздалое осознание» президентской властью необходимости крымскотатарской автономии стало следствием не напряженных интеллектуальных усилий внутри нее, а продвижения этой идеи крымскотатарскими лидерами и активистами, тесно связанными с Турцией и, вероятно, ею курируемыми.

По сообщению УНН, 16.05.2016 г. лидер меджлиса Р. Чубаров в ходе брифинга заявил, что «Президент Украины уже должен был бы дать поручение Конституционной комиссии для того, чтобы в ее составе была образована рабочая группа по подготовке изменений в раздел X Конституции», в котором «должно быть определено, что крымская автономия образуется на основе права крымскотатарского народа на самоопределение в составе Украины».

А уже 18.05.2016 г. в ходе упомянутых выше мероприятий Порошенко заявил: «Мы обязаны начать в парламенте процесс внесения изменений и дополнений в раздел X Конституции Украины... которые в полной мере вытекали бы из неотъемлемого права крымских татар на самоопределение в составе... Украинского государства».

Что же, как говорится, «согласие есть продукт при полном непротивлении сторон». Однако для лидеров крымских татар и Турции, обнаруживающей к этому делу очевидный интерес, данный процесс — не такая уж виртуальщина. Формальное закрепление на конституционном уровне права на национальную автономию может служить основой для дальнейшей трансформации требований заинтересованной стороны к Украине в практическом направлении. Тем более что конкретные идеи на сей счет имеются.

С осени прошлого года заинтересованными силами продвигается проект компактного поселения покинувших полуостров крымских татар в Херсонской обл. (речь пока ведется о 20 га в Геническом р-не).

Примечательно, что Чубаров дистанцировался от авторства указанной идеи. «Что касается Херсонской области, то, насколько я знаю, инициаторами тут как раз были не крымские татары. Впервые эту идею я услышал от некоторых экспертов майдана», — сообщил он в интервью «Левому берегу» (lb.ua) в октябре 2015-го.

Наряду с этим при материальной поддержке со стороны Турции осуществляется формирование крымскотатарского батальона «Аскер» с декларируемыми целями содействия в осуществлении контрольно-пропускного режима на административной границе с полуостровом и грядущему освобождению Крыма.

В марте с. г. в комментарии «Зеркалу недели» Чубаров заявил о готовности турецкого правительства приступить к финансированию строительства в Херсонской обл. тысячи домов для крымских татар из числа вынужденных переселенцев. «Это будут два или три поселка компактного проживания крымских татар. Чтобы люди не растворились по всей Украине, чтобы можно было обеспечить права на образование на родном языке, другие культурные потребности», — рассказал лидер меджлиса.

При этом он отметил, что для реализации проекта необходимо максимально скоординировать усилия структур исполнительной власти Украины по выделению земель, утверждению необходимой проектной документации, принятию решений. Ввиду упомянутого выше благоприятствующего сигнала сверху ожидания таких усилий не беспочвенны.

Встречается точка зрения о возможности миграции на Херсонщину крымских татар из Турции (где их около 5 млн.) и турок-месхетинцев и постановки в дальнейшем вопроса о создании фактической автономии (со ссылкой на конституционное признание такого права в принципе).

Для укрепления своих позиций инициаторы проекта распространяют информацию о недостаточной лояльности к украинской власти местного населения, вследствие чего якобы регион может повторить судьбу Крыма.

В частности, координатор блокады полуострова Л. Ислямов в своем блоге на сайте УП выразил мнение, что если пройтись по домам жителей Херсонской обл. и предложить им в подарок флаг Украины, многие из них, скорее всего, предпочтут отказаться от такого презента. Притом большинство жителей сельских поселений даже украинский гимн исполняют сидя и без особого желания.

То ли дело Ислямов со товарищи. По-видимому, нам предлагается не сомневаться в искренности их чувств и побуждений и не допускать мысли, будто их патриотизм конъюнктурный. Но оставим все же за собой это право.

Напрашивается и такой совершенно резонный вопрос: если, как теперь оказалось, право крымских татар на национальную автономию неотъемлемо, то как обстоят дела с подобными правами других национальностей? Они что, «отъемлемые»? И что с принципом равноправия?..

Устойчивый интерес к реализации таких прав имеется. Собственно, он обозначается открыто.

К примеру, в мае 2014 г. глава правительства Венгрии В. Орбан, выступая перед парламентом своей страны, заявил: «Венгерская община должна иметь двойное гражданство, все гражданские права, а также автономию. Этого мы ждем от новой Украины». Такие высказывания подкрепляются многолетней государственной политикой Венгрии в отношении закарпатских венгров, вследствие которой на Закарпатье фактически образовалась их национально-культурная автономия и созданы условия для автономии национально-территориальной.

Похожая ситуация сложилась и в отношении румын Черновицкой обл.

Так что на фоне хитроумных игр и дипломатических реверансов происходят реальные процессы. И если не пытаться направить их в разумные рамки, а демонстрировать выборочную благосклонность и увлеченность внешними эффектами, останется только принять их последствия.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Почти со всеми почти против всех

Москва хотела бы выйти из донбасского конфликта, а потому ей важно, чтобы у украинской...

Украине предложат стать Бельгией

В США не исключают, что наша страна откажется от ассоциации с ЕС

Порошенко, Ципрас, Трамп — виртуозы обещаний

Каждый политик спекулирует громкими заявлениями, не особо заботясь о том, как он...

Новый поход на власть случится не скоро

Сохранить свои позиции глава МВД может только при консервации нынешней конструкции...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка