Хроника мелкой, но шумной провокации о визах

№44 (436) 30 октября - 5 ноября 2008 г. 31 Октября 2008 0

Помню, как перед выборами 2006 г. меня позабавил прогноз солидных украинских экспертов, объявивших, что это последние выборы, на которых «фактор России и русского языка» будет играть какую-то роль. Мол, к следующим президентским выборам и тем паче к парламентским вопросы отношения к России и статуса русского языка сойдут на нет.

И еще раньше — в 1999 г., когда Леонид Кучма шел на второй срок, — те же политологи и политики уверяли, что последней кампанией, в которой данный вопрос влиял на итоги голосования, были президентские выборы 1994-го. Помню, известная киевская журналистка, заехавшая в Донецк с группой агитаторов, возмутилась: «Подумать только, — восклицала она, — идет уже восьмой год независимости Украины, а тут до сих пор вспоминают о государственном статусе русского языка!» Тогда она посмеялась над моими словами о том, что эта тема всегда будет в политической повестке дня, пока украинский и русский языки не будут уравнены в правах...

Нет смысла объяснять, кто победил в этом споре. Достаточно вспомнить, под какими лозунгами проходили выборы 2004 г. и 2006 г. и убедиться, что как ни прячь раскалывающие общество проблемы под сукно, они все равно будут влиять на действия украинских партий и политиков, будут получать новые импульсы во время любой кампании, где допускается хоть какая-то свобода дискуссий.

Думаю, сегодня уже все понимают, что в ходе предвыборной парламентской кампании 2008—2009 гг. (вне зависимости от того, состоятся выборы или нет) и, конечно же, президентской кампании 2009—2010 гг. едва ли не самой главной станет тема отношения к России. Конечно, все кандидаты будут говорить о финансовом кризисе, неизбежном росте социальной напряженности и увеличении безработицы. Конечно же, каждый будет обвинять в этих бедах своих основных соперников. Но «российский» (точнее, антироссийский) фактор неминуемо станет одним из водоразделов.

Ведь вряд ли найдется партия, которая будет призывать к сокращению зарплат, увеличению безработицы или, скажем, к добровольному умерщвлению престарелых пенсионеров (тема, которая с легкой руки сатирика Кристофера Бакли стала популярной в США). В любом случае каждый из кандидатов должен будет найти свою «фишку», которая более или менее четко позиционировала бы его. Виктор Ющенко, похоже, свою «фишку» нашел. Судя по всему, президент считает, что единственный способ удержаться у власти — антироссийская истерия. А соответственно, хотим мы или нет, но вплоть до президентских выборов (очень хочется надеяться — досрочных) мы будем сталкиваться с антироссийскими провокациями.

Ищем Украину между строк. И не находим!

Одна из таких, на первый взгляд, мелких, но получивших более чем солидное звучание в украинских СМИ, информационных провокаций произошла на этой неделе. Наверняка многие обратили внимание, какой шум был поднят вокруг возможного введения виз для въезда украинцев в Россию. Некоторые телеканалы эту «новость» сделали чуть ли не главной, отодвинув сообщения о политическом кризисе в Украине и кредите МВФ.

Достаточно просмотреть заголовки сайтов и газет, чтобы убедиться, какой важной показалась украинским журналистам эта тема: «Россия грозится отменить безвизовый режим с Украиной», «Россия нашла лекарство от Украины — гильотину», «Россия — за визы для украинцев», «Россия грозит нам визами», «Россия продемонстрировала очередной способ давления на Украину» и т. д. Смысл практически каждого сюжета или сообщения сводился к одному: злокозненная Москва вновь решила наказать гордую и независимую Украину, отыгравшись на рядовых гражданах нашей страны.

Почему был поднят такой шум? Президент России или министр иностранных дел сделали заявление? Озвучила новую инициативу Федеральная миграционная служба? Истек срок какого-то договора между Украиной и РФ? Нет, все гораздо проще.

Информационным поводом стал законопроект депутата Госдумы Семена Багдасарова, представляющего самую маленькую парламентскую фракцию — «Справедливую Россию». Точнее, даже не законопроект, а лишь фраза из пояснительной записки к нему.

Когда меня атаковали украинские журналисты с просьбами прокомментировать инициативу российского депутата, я порекомендовал им обратиться к первоисточнику — самому законопроекту Багдасарова, — и открыть «страшную тайну»: в этом документе нет ни слова об Украине! Серьезно. Некоторые из репортеров мне не поверили. Когда я посоветовал им посетить официальный сайт Госдумы и прочесть проект закона от г-на Багдасарова, у некоторых журналистов это вызвало изумление. Судя по прессе, лишь две газеты, поднимавшие эту тему, вняли моему совету и решили связаться с самим Багдасаровым, чтобы убедиться в том, что его законопроект не только не касается Украины, но в нем вообще не идет речь о введении в данный момент визового режима с какой бы то ни было страной.

Суть инициативы Багдасарова сводится к одному — внесению дополнительной статьи в закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Процитирую предлагаемую поправку: «Статья 25.12. В целях обеспечения безопасности Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти при возникновении вооруженных конфликтов или угрозы масштабных актов терроризма на территории государств, с которыми установлен безвизовый порядок перемещения граждан, имеют право вводить визовый режим перемещения для граждан и (или) лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из этих государств». Попробуйте в этом тексте отыскать (хотя бы между строк) упоминание об Украине и об особом визовом режиме для нее.

Речь идет всего лишь о праве исполнительных органов власти, не дожидаясь решения парламента, отменять или приостанавливать безвизовый режим с государством, где внезапно возник вооруженный конфликт. Сейчас такое решение может приниматься исключительно путем денонсации соответствующих межгосударственных соглашений обеими палатами Федерального собрания РФ с длительной процедурой уведомления другого государства. Депутат Багдасаров предложил упростить алгоритм принятия подобных решений на случай чрезвычайных ситуаций.

На самом деле это обычная практика многих государств. Например, в США окончательное решение о введении или отмене безвизового режима формально принимается генпрокурором на основании выводов Госдепартамента и Департамента внутренней безопасности. Причем делается это довольно оперативно. Так, в 2002—2003 гг. ввиду обострившегося экономического кризиса в Южной Америке США приостановили безвизовый режим с Аргентиной и Уругваем, не утруждая себя законодательными формальностями.

Российский депутат предложил использовать, а точнее, предусмотреть возможность задействовать в случае какого-то ЧП похожую схему. То, что это частная инициатива г-на Багдасарова, а не «акция Кремля», подтверждается тем, что депутат уже выступал с аналогичным предложением на пленарном заседании Госдумы. Он пытался дать по этому поводу протокольное поручение правительству, но его предложение не поддержала нижняя палата российского парламента. Вот Багдасаров и решил пойти по пути законодательной инициативы. Согласитесь, если бы этот вопрос инициировал Кремль, то Багдасарову не пришлось бы идти окольными путями.

Шум — из-за пояснительной записки помощника депутата?

Где же в инициативе одного из российских депутатов наши отечественные СМИ нашли «украинский след»? Как специалист по Центральной Азии и борьбе с исламским фундаментализмом, Багдасаров прямо указывает в своей пояснительной записке, что основные угрозы для безопасности России он видит именно в изучаемом им регионе: «В последнее время все чаще возникают вооруженные конфликты у границ Российской Федерации, в частности на территориях бывших советских республик Средней Азии, что влечет за собой миграцию населения из этих государств в близлежащие государства».

О том, что свои постулаты он строит в основном на этих угрозах, в документе свидетельствует многое. Например: «Либерализация миграционной политики России влечет за собой миллионы трудовых мигрантов, под видом которых в страну зачастую проникают активные члены международных террористических организаций, создавая на территории России радикальные исламские движения». Вряд ли можно заподозрить депутата в том, что рассадником исламского терроризма он считает Украину.

Но поводом для шумихи в украинских СМИ послужила одна фраза: «Кроме того, руководство некоторых государств — бывших советских республик стремятся вступить в НАТО» (сохраняю стиль оригинала). Поскольку из бывших республик СССР лишь две стучатся лбами в ворота, на которых выведены три ругательные буквы «ПДЧ», за эту фразу и ухватились охочие до сенсаций журналисты, опустив все остальное. Уверяю вас, фактически ни одно из украинских СМИ не удосужилось воспроизвести приведенные выше цитаты. Мало того Первый Национальный телеканал в выпуске новостей заявил, что Багдасаров в своем законопроекте указал конкретного адресата. «Российские депутаты предложили отменить безвизовый режим с двумя странами», — безапелляционно было заявлено в новостях.

Подчеркиваю, в пояснительной записке (даже не в законопроекте!) лишь перечисляются угрозы системе национальной безопасности России — и не более того. А что вступление Украины и Грузии в НАТО является угрозой, Москва говорила и говорит постоянно. Где крамола в том, что депутат Госдумы включил в перечень основных угроз и эту?

В действительности суть поправки депутата, которая вряд ли станет законом, не заключается в отмене безвизового режима уже сейчас с какой-то страной — вне зависимости, стремится она в НАТО или нет. Речь идет лишь о ЧП — о вооруженном конфликте на территории того или иного государства. Или кто-то думает, что Украина намерена спокойно взирать на тысячи людей, которые побегут к нам из какой-нибудь страны в случае возникновения там гражданской войны? Или кто-то считает, что безвизовый режим будет функционировать в таком случае без каких бы то ни было ограничений с украинской стороны?

Даешь по антироссийскому заявлению каждый час!

Однако, несмотря на высосанную из пальца «сенсацию», по интернету стали расползаться комментарии всевозможных экспертов и политиков о причинах «стремления Кремля ввести визовый режим с Украиной». Близкие к президенту политологи поспешили заявить: «Раньше уже были заявления российских высокопоставленных лиц о том, что при вступлении Украины в НАТО Россия введет визовый режим».

Неудивительно, что эксперты с Банковой, комментируя одну информационную провокацию, использовали другую, о которой «2000» уже писали (см. «Визит под крылом «Беркута», 20.06. 2008 г.)

Напомню, что тогда украинские СМИ и власть имущие для очередной провокации использовали следующую фразу вице-премьера РФ Сергея Иванова: «Я уверен или почти уверен, что, в случае возможного вступления Украины в НАТО, неизбежно или почти неизбежно, рано или поздно между Украиной и Россией будет введен визовый режим. И не потому, что это зловредные, «клятые москали» удумали, а потому, что Украину заставит НАТО». В Украине эти слова интерпретировали по-своему, заявив о желании России ввести визовый режим, а теперь, как видите, одну «утку» используют для подтверждения другой. И это очень показательно.

Комментируя информацию о поправке Багдасарова для одного СМИ, я предположил, что почти наверняка к этой кампании подключится и украинский МИД. И как в воду глядел. Через несколько часов в интернете появился комментарий спикера нашего внешнеполитического ведомства Василия Кирилича. Поскольку у меня нет стенограммы заявления, сделанного этим господином на его брифинге, процитирую дословно выдержку из сообщения УНИАН: «Заявление России о возможной отмене безвизового режима является попыткой политического давления на наше государство в случае вступления в НАТО. Данную позицию Министерства иностранных дел Украины выразил руководитель пресс-службы МИД Украины Василий Кирилич».

Оказывается, было какое-то «заявление России» (это о законопроекте-то рядового депутата)! И это говорит официальный представитель украинского МИДа, или это вновь трактовка украинских СМИ?

Благо, хоть не стали официальную ноту посылать по этому поводу. А то наш МИД в последнее время буквально фонтанирует заявлениями, в которых речь идет о России или российских представителях. Поскольку по долгу службы я отслеживаю подобные заявления, могу констатировать, что года три назад, при Тарасюке, антироссийские комментарии МИДа появлялись примерно раз в месяц. При Огрызко они стали появляться — где-то по одному заявлению, комментарию или ноте в неделю.

Но сейчас дошло до того, что подобные заявления распространяются по несколько раз в день! Например, 8 октября на сайте внешнеполитического ведомства Украины появилось сразу два официальных заявления МИДа, посвященных «коварству» России. Согласно первому Россия вставляет палки в колеса акции «Неугасимая свеча», посвященной голоду 1932 — 1933 гг., а согласно второму — РФ ведет «спланированную кампанию» против Украины в связи с обвинениями в незаконных поставках оружия в Грузию. Еще немного и на сайте МИДа Украины подобного рода заявления будут автоматически генерироваться каждый час.

Представьте такое в России

Некоторые СМИ, понимая, что шум вокруг законопроекта Багдасарова кажется чересчур притянутым за уши, решили хоть как-то добавить веса этому скандалу. Так, одна из киевских газет важно поясняет: «А Семен Багдасаров, который внес скандальный законопроект — депутат от прокремлевской фракции «Справедливая Россия». В общем, если Кремль захочет, то визы введет». Вот таким нехитрым способом к предложению депутата подтянули Кремль.

А теперь представьте, что и российские СМИ начнут использовать в своей работе информационные провокации. Чего-чего, а законопроектов в ВР и уж тем более пояснительных записок к ним, из которых можно набрать поводов для ежечасных гневных заявлений, выше крыши!

Например, депутат от НУНС Каськив, являющийся персоной нон-грата в России, не так давно внес законопроект «О денонсации Соглашения между Украиной и РФ о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины». Им же в пояснительной записке к одному из законопроектов внесена следующая инициатива: «Предусматривается обязать Кабинет Министров Украины в определенном законе порядке обеспечить прекращение международных договоров и соглашений, заключенных Украиной и ратифицированных Верховной Радой Украины». Заметьте, разрывать межгосударственные соглашения обязывается Кабмин, а не парламент.

Довольно близкий к Ющенко депутат Юрий Костенко недавно зарегистрировал законопроект «О денонсации соглашения о создании СНГ». В пояснительной записке он говорит: «Вызывают беспокойство попытки РФ заручиться в ведении боевых действий определенной поддержкой других независимых государств, в том числе Украины, используя союзнические, дружеские или иные приязненные договорные отношения». Вырви из контекста эту фразу — и какие далеко идущие выводы можно делать! А недавно Костенко презентовал законопроект о признании задолженности по вкладам Сбербанка СССР... государственным долгом России — не больше и не меньше.

Теперь представьте заголовки российских газет: «Украина угрожает нам», «Официальный Киев разорвал договоры с Россией», «Ющенко инициирует разрыв союзнических отношений» или «Банковая посылает вкладчиков «Ощадбанка» в российский Сбербанк». А сколько заявлений МИД РФ сможет наштамповать — замучаемся читать! Но ведь нет ничего этого. Если российские СМИ и отмечают инициативы национально озабоченных украинских законодателей, то поясняют их, как это и есть в действительности — болезненной русофобией отдельных личностей или партий. Но при этом все-таки разграничивается частная инициатива и официальная позиция Киева, и если следует реакция российского МИДа, то уж точно не на пояснительную записку к законопроекту Каськива.

«Спрос на врага»

Вновь вынужден заканчивать статью неутешительным прогнозом, который не требует особых способностей Оракула. По мере развертывания президентской кампании Виктора Ющенко антироссийская риторика государственных и подконтрольных ему СМИ, его придворных экспертов и, конечно же, украинского МИДа будет нарастать. Для этого в ход пойдут самые незначительные информационные поводы. А если поводов не найдется, они будут создаваться без всякой привязки к реальным действиям России или отдельных ее представителей.

Таким образом, президентские стратеги снова надеются мобилизовать свой электорат (точнее, его радикально настроенную часть), рассчитывая, что радикалы станут движителем остальных масс — публики, с их точки зрения, готовой к тому, чтобы ее вели в нужном направлении. Пока эта тактика не дает результатов или они носят краткосрочный характер.

Это подтверждают результаты последнего исследования социологической службы «ФОМ-Украина». Согласно им в августе, после кавказского конфликта, в Украине наблюдался некоторый скачок антироссийских настроений — при безусловном сохранении абсолютного пророссийски настроенного большинства. Впервые уровень положительного восприятия РФ опустился у украинцев до 65%, а уровень отрицательного отношения поднялся до 16%. Однако прошло два месяца и, несмотря на все потуги президентской команды и ряда украинских СМИ, снова 69% положительно относятся к России, а отрицательно — 8%. То есть количество тех, кто недолюбливает российского соседа, в нашей стране сократилось в два раза!

Как видим, попытки нарастить электорат за счет антироссийски настроенных граждан, оказались тщетными. Это подтверждают и результаты последнего опроса Центра Разумкова, зафиксировавшие рекордно низкий (аж с 2000 г.!) уровень поддержки действий Ющенко — 4,3%! По-моему, это абсолютный рекорд не только для него, но и для любого из двух предыдущих президентов Украины периода ее независимости.

Значит ли это, что президентские стратеги ошиблись, и ставка на радикальный националистический элемент заведомо бита? И да, и нет. Действительно, Ющенко и его команда переоценили значение радикальной антироссийской идеологии для своих избирателей. Но опыт истории показывает, что во время глобальных экономических кризисов и вызванного им обнищания народа происходит радикализация общества. Если завтра в Украине остановятся крупные предприятия, и сотни безработных ринутся в столицу в поисках лучшей жизни, если тысячи людей окажутся без средств к нормальному существованию, «спрос на врага» резко возрастет. В таких условиях люди всегда ищут виновника своих бед.

И вопрос будет заключаться лишь в том, кто сможет более убедительно показать этого виновника и использовать энергию масс. Мелкие провокации, наподобие описанной здесь, — лишь маленькая канавка в общем канале, который пытается вырыть нынешняя власть, чтобы в нужное время направить лавину в нужное русло.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Смотрящий по Украине от Маккейна

Встрече Владимира Путина и Дональда Трампа многими обозревателями присвоен статус...

«Дело Гужвы»

Некоторые наши читатели интересуются мнением редакции о т. н. «деле Гужвы».

Вписать формулу в формат

При подробном рассмотрении визит Порошенко в Вашингтон стоит считать успешным

Бонусы для дуумвирата

Власть сможет вывести из всеукраинских выборов районы с ощутимой долей нелояльного...

Выбор «на(ш) крайняк»

Местные выборы в горсоветы девяти объединенных территориальных громад (ОТГ) в шести...

Украина в намеках, взглядах и жестах

Никто не в состоянии заставить Трампа испытывать энтузиазм в отношении Украины

Загрузка...

Микробные превращения

Попытки создать новую «партию олигархов» обречены на провал

Шальные градусы горячей заморозки

Если у жены не получилось, то какие претензии к президенту?

В плену последних союзников

Блокада впервые вывела вопрос отстранения Порошенко из политических фантазий в сферу...

Алтарь не треснет?

Любое самое безукоризненное правовое решение, если оно не будет обвинительным, не...

Блокада и саботаж — главное, не перепутать

Инициатива Авакова позволила бы списать ответственность за разгон блокады на...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Блоги

Авторские колонки

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка