«Коллективный Янукович»

№9–10(733) 31 июля — 6 августа 2015 г. 30 Июля 2015 1 4.5

Не ждали?

Рисунок Игоря КОНДЕНКО
Рисунок Игоря КОНДЕНКО

28 июля американский посол в Киеве Джефри Пайетт во время телефонной конференции с иностранными журналистами заявил, что сегодня Украина ведет две войны: «одна война с российской агрессией, другая — война за реформы». При этом представитель США заметил, что конфликт в Донбассе не имеет военного решения.

Это замечание американского дипломата свидетельствует о том, что упоминание «российской агрессии» имеет скорее ритуальный характер и является своеобразным жестом вежливости по отношению к украинской власти.

Разделение ролей

Правительство стремительно теряет популярность, протестные настроения растут во всех регионах страны, и развитие нового социального кризиса сдерживается только страхом перед внешней угрозой. Он заставляет граждан Украины сохранять лояльность по отношению к власти, несмотря на заметное снижение уровня жизни, которое стало следствием обвального падения экономики в последние полтора года.

Поэтому администрация США, стремящаяся предотвратить новый социально-политический кризис, способный уничтожить нынешнюю украинскую власть, помогает ей объяснять накапливающиеся проблемы агрессивными действиями России.

Однако для Вашингтона крайне важно, чтобы украинское государственное руководство одержало победу в «войне за реформы». Джефри Пайетт деликатно промолчал о том, с кем ведет украинская власть эту «войну», поскольку правящий режим в данном случае является своим собственным противником.

Реформы, на чем настаивает американская администрация, должны привести к созданию устойчивой властной системы, опирающейся на четко прописанные нормы, в которой коррупционные отношения будут играть существенно меньшую роль, чем ныне.

Вполне возможно, что украинские политические деятели, оказавшиеся во главе страны, хорошо понимают, что проведение такого рода преобразований — единственный способ сохранить свое нынешнее положение. Но, с другой стороны, они не могут отказаться от воспроизводства политической системы, сложившейся в правление Януковича, поскольку для нынешнего руководства страны так же, как и для деятелей прежнего режима, цель государственного управления заключается в получении выгоды от контроля над финансовыми потоками и от участия в переделе собственности.

Безусловно, администрация США преследует прежде всего собственные геополитические интересы. Если украинская власть, ориентирующаяся на США, столкнется с массовым социальным протестом, Москва получит шанс вернуть свое экономическое и политическое влияние в ряде украинских регионов (а может, и на общенациональном уровне), поскольку восстановить стабильность без российского содействия будет крайне трудно.

Кроме того, у России появится возможность выступить в качестве партнера Евросоюза, предложив странам ЕС объединить усилия для решения важнейших социально-экономических проблем Украины. Тем более что в ситуации острого социального кризиса разногласия вокруг статуса Крыма и действий России на Донбассе отойдут на второй план.

Поэтому для США важно, чтобы нынешний украинский режим не столкнулся с внутренними угрозами, порожденными тотальной коррупцией, безответственностью политиков, ведущих борьбу за власть, слабостью государственных институтов и отсутствием сколько-нибудь действенных механизмов политической демократии. Окружение Януковича было сметено социальными процессами, вызванными аналогичными факторами.

Но действующее руководство упорно выбирает тот же путь. С той только разницей, что теперь больше нет доминирующей группировки, которая сложилась вокруг ближайшего окружения прежнего президента.

Эту роль сегодня выполняют несколько конкурирующих между собой групп (самыми влиятельными из них являются кланы, сформировавшиеся вокруг президента и премьера). Но для долговременной политической стабильности это еще опаснее.

Что показал Чернигов

Пожалуй, ничто так ясно не обнажило родство нынешней политической системы с режимом Януковича, как довыборы в ВР по 205-му округу в Чернигове. Стало ясно, что система, созданная прежним президентом, лишь несколько деградировала, поскольку из политического пространства были полностью выдавлены левые, которые хотя бы привлекали внимание к социальным вопросам.

Теперь политическая борьба окончательно лишилась какой-либо идеологической составляющей и свелась ко взаимным обвинениям, популистским призывам, административному давлению и прямому подкупу.

Понятно, что политические силы, прибегающие к подобным методам, не станут всерьез бороться с коррупцией и выстраивать механизмы обратной связи с обществом. А это значит, что новый кризис, который администрация США пытается предотвратить, искусственно поддерживая единство правящей коалиции, может уже в ближайшее время захлестнуть Украину.

Впрочем, вполне вероятно, что американские политические деятели, занимающиеся украинской проблематикой, понимают, что им не удастся удержать ситуацию. И потому их задача состоит в том, чтобы заставить нынешнюю власть создать правовую основу для строительства новой политической системы уже в посткризисных условиях.

«2000» подробно рассказывали о ходе избирательной кампании в Чернигове: действия ее основных участников можно проследить по материалам интернет-сайта нашего издания. Поэтому, не останавливаясь на деталях, сосредоточимся на двух главных выводах, которые можно было сделать, наблюдая за ходом предвыборной борьбы, голосованием и реакцией кандидатов на его итоги.

Во-первых, стало ясно, что окружение президента так же боится украинского общества и столь же сильно не доверяет ему, как и приближенные Януковича (именно этот страх заставил прежнюю власть предпочесть силовой вариант конфликта многочисленным вариантам его мирного урегулирования).

Во-вторых, обнаружилось, что в политическом пространстве страны отсутствуют влиятельные силы, предлагающие если не социально-экономическую, то хотя бы моральную альтернативу действующей власти. Спор, по сути дела, идет только о том, кто именно займет главенствующее место в политическом пространстве.

Показательно, что кандидат от Блока Петра Порошенко Сергей Березенко (согласно официальным данным, он выиграл выборы, набрав 35,9% голосов избирателей) сделал ставку на низкую явку, при которой значительно возрастает роль админресурса. Реализация подобной стратегии, конечно же, существенно облегчалась тем, что выборы были назначены в разгар лета.

Расчеты кандидата от власти полностью оправдались: явка на выборах в Чернигове составила немногим более 35%. Таким образом победу Березенко принесли голоса примерно 12,5% общего числа избирателей округа. При Викторе Януковиче «мощность» админресурса на севере Украины оценивалась примерно в 10%. Даже если представить, что она несколько снизилась после смены режима, кандидат от власти все-таки не слишком далеко вышел за границы электоральной поддержки, обеспеченной административными средствами.

Избирательная кампания Березенко практически ничем не отличалась от предвыборной деятельности чиновников, связанных с режимом Януковича. Она сводилась главным образом к демонстрации готовности заниматься благоустройством округа и подкупу наиболее дисциплинированной части электората — пенсионеров, которые особенно нуждаются в поддержке со стороны власти и готовы расплачиваться за нее своими голосами.

Что же касается кампании главного оппонента Сергея Березенко, кандидата от партии Укроп Геннадия Корбана (он получил 14,7% голосов), то она явно была рассчитана на более молодых избирателей. Однако, как выяснилось, чтобы получить их поддержку, недостаточно проводить развлекательные мероприятия и разоблачать деятельность соперника (хотя Геннадий Корбан, обвинявший кандидата от президентского блока в подкупе избирателей, сам прибегал к подобным методам).

Геннадию Корбану не помогло даже негласное сотрудничество с Радикальной партией, пользующейся в Чернигове значительной популярностью. Как можно судить, жителей города оставили полностью равнодушными и клоунские выходки работавших на Корбана «технических» кандидатов, призванные повысить интерес к выборам.

Бурная избирательная кампания завершилась голосованием с крайне низкой явкой. А это значит, что подавляющее большинство граждан столь же сильно не доверяют существующей политической системе, как и во времена Януковича.

Трудно сказать, насколько справедливы обвинения Геннадия Корбана, заявившего, что власть исказила реальные итоги голосования, чтобы обеспечить победу своего кандидата. Народный депутат Борис Филатов, член политсовета партии Укроп, на брифинге по итогам выборов в округе №205 заявил, что президент «запустил машину лжи и фальсификаций для узурпации власти». А Геннадию Корбану, по словам его соратника, удалось сорвать маски с президента и правоохранительных органов, которые ради обеспечения нужного результата открыто переступили через нормы права.

При этом Филатов добавил, что Укроп займет по отношению к власти крайне жесткую позицию и не будет вступать «ни в какие договоренности с ней — «ни в кулуарные, ни в публичные».

За наследство Фирташа

Конечно же, подобная непримиримость Укропа может стать помехой для Игоря Коломойского, который в последнее время несколько дистанцировался от собственного детища. В СМИ даже проникли слухи, что Коломойский якобы остался недоволен тем, что Филатов собирается играть ведущую роль в партии, поскольку хотел, чтобы лидером новой политической силы стал какой-нибудь известный деятель культуры. Правда, вполне возможно, что в данном случае перед нами вновь разыгрывается спектакль и Коломойскому просто необходимо пространство для маневра, чтобы договариваться с властью, которую Укроп будет шантажировать.

Борис Филатов уже призвал Петра Порошенко внести в Верховную Раду закон об импичменте главе государства. Понятно, если Укроп задействует все возможные средства для продвижения своей инициативы, президент окажется в крайне сложной ситуации. С одной стороны — он не сможет открыто отказаться от принятия процедуры импичмента. С другой — он не может собственными руками создать политический механизм, который позволит существенно ослабить его собственные позиции.

Коломойскому сейчас необходимы рычаги давления на главу государства, чтобы с выгодой для себя принять участие в разделе «наследства Фирташа» — отобранных у последнего месторождений и химических предприятий. Кроме того, у Коломойского есть возможность занять место Фирташа в газовой сфере. Возможно, Игорь Валерьевич подумывает и о приватизации Одесского припортового завода.

Точно такими же мотивациями руководствовались и ведущие политические игроки во время правления Януковича. Только тогда экономическую жизнь страны окружение президента пыталось контролировать единолично.

Сегодня борьбу за передел собственности и контроль над финансовыми потоками ведут несколько конкурирующих группировок, которые пытаются укрепить свои позиции посредством популистских призывов и стремятся ослабить соперников, обвиняя тех в предательстве национальных интересов. В этом отношении чрезвычайно характерно, что Порошенко обвинили в сговоре с Путиным только за то, что украинский президент был вынужден заняться выполнением Минских договоренностей.

Таким образом несколько соперничающих группировок, претендующих на политическую власть и экономическое господство, выполняют функции «коллективного Януковича».

Впрочем, слабость окружения президента по сравнению с позицией, которую занимали приближенные Януковича, по-видимому, стала раздражать некоторых соратников Петра Алексеевича. Так, лидер депутатской фракции президентского блока Юрий Луценко заявил, что не только оставит пост главы фракции, но и сложит полномочия народного депутата, если «фракция не сможет стать крепким дисциплинированным коллективом». То есть парламентская фракция, ориентирующаяся на президента, должна стать инструментом, позволяющим эффективно добиваться принятия нужных решений.

Точно так же, как это было при Януковиче.

Однако наличие подобных инструментов не спасло от разрушения прежний режим, который, нужно заметить, обладал несравненно большими возможностями и находился в лучшей ситуации, чем нынешняя власть.

Протестные настроения не остановит и превращение политического процесса в откровенный балаган (подобные попытки предпринимались осенью 2013 г., в последние спокойные месяцы правления Януковича).

Рост социального протеста не удастся надолго удержать и при помощи военной истерии, особенно если американская администрация будет все так же настойчиво требовать реализации Минских договоренностей.

Нынешнюю власть может спасти только политика, направленная на решение важнейших социальных проблем и восстановление промышленного производства.

Но власть, по-видимому, не рассматривает данный вариант всерьез.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Алексей Крым Россия
01 Августа 2015, Алексей Крым Россия

А картинка правильная! Те же рожи, как ни поверни!
Ну что, доскакались?!

- 14 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка