Майдану судебная реформа не нужна

№40(790) 7 — 13 октября 2016 г. 07 Октября 2016 4.4

Майдану судебная реформа не нужна

Разъединение войск на Донбассе, которое началось 1 октября, пока идет ни шатко ни валко: из трех пилотных зон процесс стартовал только в Золотом Луганской области. Примечательно, что еще в конце сентября «республиканцы» подчеркивали: силы действительно будут разведены. А вот Киев, казалось, готовил общественное мнение к тому, что договоренности могут быть не выполнены вовсе — или выполнены частично.

27 сентября председатель Луганской областной военно-гражданской администрации Юрий Гарбуз (его никак нельзя причислить к «партии войны») заявил: отвод ВСУ на километр от линии соприкосновения может привести к потере контроля над Станицей Луганской. Поэтому, мол, разведение сил на этом участке невозможно.

29 сентября замминистра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука (и предшественник Гарбуза на посту руководителя Луганской ОВГА) сказал: «Я слышал доклад спикера антитеррористической операции, что в Станице Луганской была осуществлена попытка атаки диверсионно-разведывательной группы. Поэтому вполне возможно, что Станица будет исключена из этого перечня — или срок будет перенесен». А на следующий день написал в Фейсбуке: «СММ мониторит ситуацию. Никакого немедленного отвода войск, которого так боялись люди, не будет».

Весьма скептически оценил перспективу разведения войск и представитель Украины в контактной группе Леонид Кучма: «Комментировать это печально, потому что была какая-то надежда. И были заверения со стороны представителей ОРДО и ОРЛО, что они будут придерживаться этой нашей договоренности (рамочное соглашение от 21 сентября. — С. Б)... Но мы по тем событиям, которые происходят в последние дни, видим, что та сторона не соблюдает договоренности».

По мнению Кучмы, это делалось с целью «сорвать весь переговорный процесс». И Украине «ничего не остается, как в среду, 5 октября, в Минске поставить вопрос ребром: ребята, давайте тогда мы скажем, что мы не способны решать эти проблемы». Кучма уверен, что эту информацию нужно донести лидерам ФРГ и Франции.

Судя по ежедневным отчетам СММ ОБСЕ, в целом на Донбассе — прежде всего в Донецкой обл. — режим тишины нарушался неоднократно. Но в трех пилотных зонах нарушений в последнее время не фиксировалось. Наблюдатели лишь отмечали, что обе стороны часто отказывали им в посещении этих зон (почти всегда — в связи с минированием территории). При этом миссия ни разу не указала, что разведение сил следует отложить.

О чем мы писали еще в 2008-м

Похоже, украинские спикеры ожидали, что отмашку на отвод войск верховная власть не даст. Это следует и из официальной трактовки разговора Порошенко с Меркель 29 сентября.

Пресс-служба президента сообщает: «Петр Порошенко проинформировал относительно обстрелов со стороны российских боевиков, вопреки договоренности о прекращении огня. Он также отметил важность беспрепятственного доступа ОБСЕ ко всем районам оккупированной территории. Президент призвал активизировать международные усилия для освобождения всех украинских заложников». О разъединении войск в числе тем беседы — ни слова.

На сайте канцлера об этом разговоре вообще не упоминается — как, впрочем, и о беседах Меркель с Путиным и Обамой, состоявшихся в тот же день. Трудно объяснить такой пробел чем-либо, кроме того, что пресс-служба лидера ФРГ пребывала в предпраздничном настроении в связи с годовщиной воссоединения Германии.

В то же время о разговоре Обамы с Меркель Белый дом сообщил следующее: «Относительно Украины президент США выразил решительную поддержку продолжающимся усилиям «нормандской группы» во главе с Германией и Францией, которая пытается найти путь к быстрой и полной имплементации Минских соглашений. Оба лидера призвали стороны уважать соглашение о прекращении огня, начать разведение сил на линии соприкосновения как можно быстрее и обеспечить международным наблюдателям беспрепятственный доступ ко всей зоне конфликта».

В итоге, как известно, войска развели лишь в Золотом в первый же запланированный день. В Станице Луганской и Петровском разъединение сил так и не состоялось.

Надежды на то, что процесс будет развиваться, связывались с заседанием контактной группы 5 октября. Как сообщил «Интерфакс» (со ссылкой на источник в этой группе), на нем «предполагается изучить опыт реализации механизма зон безопасности на трех пилотных участках и в дальнейшем рассмотреть вопрос о формировании семи дополнительных зон безопасности на линии соприкосновения, доведя таким образом их общее число до десяти».

И вот вечером 5 октября Виктория Талакина, пресс-секретарь Дениса Пушилина (полпреда само-провозглашенной ДНР на переговорах в Минске), сообщила: «В результате длительной и жаркой дискуссии стороны пришли к пониманию об осуществлении разведения сил и средств в населенном пункте Петровское в пятницу, 7 октября, в 11.00 в случае отсутствия нарушений».

Теоретически импульс мог бы дать и визит замгоссекретаря США Виктории Нуланд в Москву, который начался вечером 4 октября. Но сейчас шанс на успех выглядит ничтожным.

Последние дни ознаменовались полным провалом российско-американских договоренностей по Сирии с отказом сторон от дальнейшего диалога на эту тему. А ведь взаимодействие между Лавровым и Керри по сирийскому вопросу, несмотря на все сложности, выглядело более продуктивным, чем по украинскому, — во всяком случае и российский министр, и госсекретарь США не раз публично демонстрировали, что стремятся к взаимопониманию.

Провал в попытках сирийского урегулирования — закономерное отражение встречных курсов Москвы и Вашингтона. О глубине конфликта свидетельствует поданный Путиным 3 октября в Госдуму проект закона о приостановке действия договора с США об утилизации плутония из РФ. Причем, как следует из документа, фактически предполагается не приостановить, а расторгнуть этот договор. Ведь невозможно представить, чтобы США пошли на прописанные в законопроекте условия: не только вывести свои войска из Восточной Европы и отменить антироссийские санкции, но и компенсировать РФ убытки (в т. ч. от введенных Москвой контрсанкций, о пользе которых неустанно писали российские СМИ).

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, Путин принял такое решение «в связи с коренным изменением обстоятельств». Это логически предполагает, что США для РФ больше не являются партнером, как принято было говорить. Можно спорить, признал ли таким образом российский лидер факт «холодной войны», — но реально этот факт налицо.

Кстати, еще в 2008 г. в статье «Это «холодная война». И кое в чем даже хуже» (№44 (436) от 30 октября — 5 ноября) «2000» подробно обосновали, почему тогдашние отношения США и РФ (а они были все же получше, чем сегодня) правомерно считать «холодной войной».

Ясно, что в таких обстоятельствах прогресс на переговорах Нуланд в Москве практически исключен. Более того, из-за разногласий между ведущими политическими игроками и контактная группа не может принимать важные решения.

Позитивного опыта в разведении войск на трех участках слишком мало, чтобы распространить его еще на семь, как предполагалось выше. Конечно, от договоренностей вряд ли откажутся, но процесс разведения сил наверняка растянется надолго.

Ведь что такое пилотная зона? Это квадрат площадью 4 кв. км. Т. е. она занимает 2 км линии соприкосновения. А общая длина этой линии — 426 км. Следовательно, даже если создавать десять зон в месяц (как, похоже, предусматривалось программой максимум на октябрь), процесс взаимного отвода войск занял бы более 21 месяца — почти два года.

Об отсутствующих: давить некому

Конечно, при прогрессе в политических вопросах разъединение могло бы осуществиться быстрее. Но в ВР ресурсов для такого прорыва нет. Это, в частности, показали недавно обнародованные результаты опроса, проведенного Институтом Горшенина. В нем участвовали 163 нардепа (чуть меньше 40% наличного состава парламента), выборка отражала пропорции в численности фракций и депутатских групп.

Ни один закон, который должен имплементировать Минские соглашения, не получил поддержки и четверти опрошенных. Причем речь идет даже не о готовых документах, а об их идеях, ведь никаких конкретных проектов нет.

Так, за гипотетический законопроект о выборах в ОРДЛО по украинскому законодательству готовы проголосовать 24,7% опрошенных нардепов, 57,1% высказались против. Особый статус «отдельных районов» поддержали 15,6%, против выступили 63,6%. Закон об амнистии набрал лишь 11,7% сторонников — и 61% противников.

Судя по всему, две последние идеи находят понимание преимущественно в «Оппозиционном блоке», на который приходится чуть больше 10% состава ВР.

Главный итог этого опроса таков: большинство парламентариев вообще отвергают Минский процесс. 59,7% опрошенных не считают заключенные в столице Беларуси соглашения единственным и безальтернативным путем решения конфликта на Донбассе — и лишь 32,5% придерживаются противоположного мнения.

Разумеется, депутаты люди зависимые. Ради фракционной дисциплины они могут наступить на горло собственной песне и проголосовать под давлением исполнительной власти. Но в данном случае давление должно быть успешным в отношении более чем трети депутатского корпуса — и то если речь идет об обычных законах. А в случае с конституционными поправками необходимо изменить настроения более чем половины ВР.

Но давить, похоже, некому. Порошенко сделал бы это только под влиянием Запада. Но в условиях, когда Европа фактически солидаризируется с позицией США по Сирии, давление Берлина и Парижа на Киев представляется крайне маловероятным.

О магии в европейском судопроизводстве

Словом, перспектива изменений Конституции в части децентрализации выглядит более чем туманно. А вот поправки относительно правосудия вступили в силу 30 сентября. Правда, состоявшееся накануне чрезвычайное заседание ВР показало, что пришедших к власти на волне майдана эта реформа не слишком-то и устраивает.

27 сентября Порошенко обратился к Парубию с призывом собрать депутатов, чтобы уволить за нарушение присяги всех судей, в отношении которых внесено представление Высшим советом юстиции (в т. ч. причастных к арестам майдановцев). Ведь после 30 сентября — в соответствии с конституционными поправками — уволить судью за нарушение присяги уже нельзя.

Днем ранее с аналогичным предложением выступила организация Реанимационный пакет реформ. РПР считал необходимым дополнить повестку заседания еще двумя пунктами: «Назначить члена Высшего совета юстиции из числа судей, имеющих незапятнанную репутацию, достаточное доверие общественности и практическую способность отстаивать справедливость. Рассмотреть вопрос об избрании судей, назначенных на должности впервые, отклонив кандидатуры недобросовестных судей».

В обращении реформаторов указывалось: когда изменения в Конституцию вступят в силу, парламент утратит возможность назначить еще одного члена в состав ВСЮ, ибо право на его избрание получит съезд судей. И активисты опасались, что съезд может поддержать кандидата, который не будет соответствовать критериям добропорядочности. А в том, что ВР так и не определилась по поводу назначенных впервые, РПР усматривал риск назначения недобросовестных судей бессрочно.

Тот факт, что президент призвал парламент собраться сразу после этого обращения, поневоле вызывает вопрос: не намеревался ли Порошенко спустить увольнение «судей майдана» на тормозах — и лишь поддался давлению активистов?

Впрочем, глава государства поддержал инициативу РПР лишь в части увольнения судей. Заседание ВР 29 сентября длилось более четырех часов, однако удалось уволить всего 29 судей — и то благодаря кнопкодавству: на него закрывали глаза, но отдельные сторонники Ляшко признались в нарушениях, пояснив свои действия государственными интересами.

За документы голосовало большинство депутатов от четырех фракций, ранее входивших в коалицию, немалая часть внефракционных (но меньше половины) и единичные представители обеих групп. Зачастую именно голоса последних оказывались решающими.

Любопытно, что в БПП в результативных голосованиях участвовали от 96 депутатов, а в нерезультативных — до 85. Такой расклад вызвал подозрение, что фракция саботирует решения по ряду судей: возможно, президенту нужно, чтобы они сохранили должности. В БПП, впрочем, все списывают на недисциплинированность.

Очевидно, что силам майдана не нужна судебная реформа, которую Порошенко провел с учетом европейских требований, т. к. она усиливает самостоятельность судейской корпорации. Принимая во внимание масштабы злоупотреблений в судейской среде, усиление этой самостоятельности может консервировать и дефекты системы.

При этом суды пока не принимали резонансных решений по политическим делам (напротив, агитировавший против мобилизации Руслан Коцаба был оправдан). А вот у активистов майдана требования борьбы с коррупцией и политических расправ неразрывно слиты. И то, что инициатива собрать ВР возникла накануне вступления в силу судебной реформы, подтверждает: активисты не верят, будто эта реформа способна очистить судебную власть.

Видимо, потому что реформа — как раз благодаря требованиям европейцев — исключила такое основание для увольнения судей, как нарушение присяги. Венецианская комиссия неоднократно отмечала, что такая норма не нужна: она размыта и допускает возможность произвола.

Кроме того, на основании многократных рекомендаций этой комиссии реформа устранила ВР из процесса назначения судей и создала в Высшем совете правосудия (в который преобразовывается Высший совет юстиции) большинство назначенцев судейского корпуса. Именно против этого и выступил РПР — организация, которая обычно пропагандирует заимствование европейских образцов.

Как бы то ни было, обращение президента (как и инициатива РПР) появилось слишком поздно, чтобы ВР могла уволить судей в соответствии с требованиями собственного регламента. Согласно ст. 216-1 данного документа присутствие судьи на заседании, где рассматривается его увольнение, является обязательным. А о заседании ему необходимо сообщить не позднее, чем за три дня до его проведения.

Эти условия соблюдены не были, ведь иначе ВР могла бы заняться увольнениями только после 29 сентября, когда — благодаря реформе — уже была бы не вправе принимать решения.

В результате уволенные судьи могут с немалым шансом на успех опротестовать постановления ВР в Европейском суде по правам человека. Причем, помимо упомянутых нарушений регламента они могут сослаться на кнопкодавство, которое в начале 2013 г. стало одним из главных оснований, по которым ЕСПЧ принял решение о восстановлении в должности судьи Верховного Суда Александра Волкова.

Правда, тот вердикт был вынесен при старом режиме, а сейчас ЕСПЧ может и не устоять перед магией слова «майдан».

О поддержании тонуса с помощью амбарных книг

Тем временем Андрей Парубий выступил с инициативой ввести визовый режим с РФ. Сторонники этой идеи рассчитывают, что соответствующее постановление ВР примет как можно скорее.

Впрочем, что голосование в парламенте этого вопроса не решает, т. к. режим въезда иностранцев в нашу страну находится в компетенции Кабмина. Кроме того, конкретно режим въезда россиян в Украину и украинцев в РФ регулируется межправительственным соглашением, заключенным почти два десятилетия назад, — оно не требовало ратификации ВР, а значит, не требует его денонсации.

Рада может лишь рекомендовать расторгнуть этот договор. По словам нардепа Анны Гопко, проект соответствующего постановления (именно рекомендательного характера) возглавляемый ею комитет по международным делам одобрил еще в марте. Конечно, решение ВР правительство может и проигнорировать, однако демонстрировать подобные разногласия с парламентом не слишком уместно. Поэтому, судя по всему, с повестки дня — в фигуральном смысле — этот вопрос будет снят не скоро.

Формальным поводом для этой инициативы стал арест в Москве по обвинению в шпионаже украинского журналиста Романа Сущенко: дескать, необходимо защитить наших граждан от произвола Кремля. Логика несколько странная, ведь официальный Киев может лишь регулировать въезд в Украину граждан РФ. А о контроле над выезжающими в другие государства, как во времена СССР, к счастью, речь пока не идет.

Максимум, что можно сделать в этой ситуации — призвать граждан Украины воздержаться от поездок в РФ, а также от следования транзитом по территории этого государства (как, собственно, и поступил наш МИД, обнародовав 5 октября соответствующее заявление).

В этом контексте стоит обратить внимание на следующий момент. Визовый режим с РФ может стать камнем преткновения на заключительном этапе реализации Минских соглашений, когда речь пойдет о возврате Украине контроля над границей на Донбассе. И я не исключаю, что сторонники данной идеи во власти рассчитывают и на это обстоятельство.

Предложение Парубия о визовом режиме решительно поддержали его соратники по «Народному фронту». Более того, как сообщил председатель ВР, оно нашло понимание в СБУ, пограничной и миграционной службах (т. е. структурах, руководимых людьми президента).

Впрочем, из АП заявлений в поддержку визовой инициативы на момент написания этих строк не прозвучало. Замглавы фракции БПП Сергей Березенко сказал, что дискуссия на данную тему среди его соратников не возникала, а решение этого вопроса требует консультации, в т. ч. с министром иностранных дел и другими экспертами.

При этом Березенко заметил: «Все наши усилия по сохранению мира могут быть перечеркнуты какими-то не до конца продуманными действиями». В частности, по мнению депутата, решение о введении виз для россиян может обострить ситуацию на Донбассе.

Характерно, что идея с визами возникла вскоре после того, как «Народный фронт» столкнулся с пока непреодолимыми проблемами на пути принятия закона о спецконфискации. Похоже, «НФ» (прежде всего его фактический лидер Арсен Аваков) решил постоянно держать в тонусе партнеров по коалиции — внося «патриотические» инициативы, заодно зарабатывая электоральные очки на правом политическом фланге.

По всему, «НФ» четко определился со своим базовым электоратом, сделав ставку на праворадикальную часть избирателей. А вот партии власти сложнее — она должна ориентироваться на широкие слои граждан, для определенной части которых визовый режим с РФ создаст новые трудности.

Между тем Аваков сделал еще один ход — 29 сентября в Фейсбуке министр написал: «Обнаружили еще несколько листов оригиналов «черной бухгалтерии Партии Регионов». Сегодня обнаруженные МВД документы передаем НАБУ. Важно дожимать и вычищать политическую грязь!» Сообщение сопровождает фотография четырех листов, разложенных таким образом, что с трудом можно разобрать лишь отдельные записи.

Этим сообщением Аваков подал явный сигнал: у него тоже есть доступ к таким документам. Понятно, что сигнал этот адресован не только бывшим «регионалам» (от них может потребоваться, скажем, поддержка в ВР), но и отдельным представителям команды президента, чьи подписи наверняка обнаружатся в «амбарной книге». Значит, у главы МВД появляются дополнительные козыри во внутрикоалиционных раскладах.

Наконец, сигнал может быть направлен и НАБУ, ведь нельзя исключать, что нынешние борцы с коррупцией сами не без греха. И если компрометирующие их бумаги попадут в антикоррупционное бюро, оно окажется в весьма щекотливой ситуации: копии-то останутся в МВД, которое в случае чего не преминет обвинить НАБУ в избирательности. А значит, стоит договариваться, заключать некий пакт о ненападении.

В любом случае очевидно: если Аваков действительно получил доступ к «черной бухгалтерии» ПР (или даже просто смог убедить в этом политикум), — его позиции ощутимо усилились.

О непринужденности без ущерба для бюджета

На этом фоне трио «еврооптимистов» (Лещенко, Найем, Залищук) совершило пятидневный вояж в США. В пресс-релизе по итогам поездки, в частности, говорится: «Визит включал встречи с рядом высокопоставленных лиц США, в т. ч. с помощником государственного секретаря США Викторией Нуланд, советником вице-президента США Анной Маканджу, заместителем помощника министра обороны США Майклом Карпентером и координатором госдепартамента США по вопросам санкций Дэном Фридом.

Депутаты в ходе поездки продвигали принятие Сенатом закона «The STAND for Ukraine Act», который на законодательном уровне зафиксирует санкции против России и дает право президенту США предоставить Украине летальное оружие, что уже одобрено нижней палатой Конгресса США».

В Вашингтоне нардепы говорили и о необходимости защитить независимость новых антикоррупционных органов в Украине.

«На встречах с американскими представителями мы ставили вопрос недопустимости ограничения полномочий НАБУ и уничтожения системы электронного декларирования.

Наделение генпрокурора правом определять подследственность коррупционных преступлений приведет к уничтожению НАБУ, — отметил Лещенко. — Наоборот, НАБУ требует усиления — предоставления ему права на автономное прослушивание в рамках досудебного следствия, а судебная реформа должна включать создание независимого антикоррупционного суда. Мы также призвали американские власти наложить персональные санкции на украинских топ-коррупционеров».

Обратим внимание, с какой непринужденностью народные депутаты на встречах с представителями другого государства ставят вопрос, касающийся сугубо внутренних дел Украины.

В конце сообщения подчеркивается: «Визит депутатов проходил за счет принимающей стороны и не повлек расходов государственного бюджета».

Последний пассаж явно призван показать не столько щепетильное отношение нардепов к народным деньгам, сколько политическую подоплеку визита. Действительно, персональное приглашение трех формально рядовых депутатов и достаточно высокий для их статуса уровень принимавших чиновников — очевидные жесты поддержки «еврооптимистов», чей имидж изрядно подпортил квартирный вопрос.

Однако статус креатур Вашингтона отнюдь не гарантирует неприкосновенности. Скорее даже наоборот: за минувший год отправлен в отставку Валентин Наливайченко, совсем исчезла с политического горизонта Наталия Яресько, сняты «антикоррупционные» прокуроры Касько и Сакварелидзе, а Михеил Саакашвили полностью свернул свою активность и, судя по всему, досиживает последние дни в кресле одесского губернатора.

Теперь вот и «еврооптимисты» оказались запачканы — а замены им у американцев, похоже, попросту нет. Даже теоретически раскрутка новых политических фигур потребует серьезных финансовых ресурсов, которые напрямую извне вряд ли поступят, а найти в Украине желающих их выделить будет крайне сложно.

Словом, можно говорить о крупном провале политики США: сформировать полностью «свою» правящую элиту в Украине им не удалось.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка