Месячник удовлетворения

№17(770) 29 апреля — 5 мая 2016 г. 28 Апреля 2016 2 4.7

ECONOMICS.UNIAN.NET

Главным событием ушедшего апреля стало завершение трехмесячной «колотнечі» (не подберу равноценного слова) с отставкой Арсения Яценюка и созданием большинства в ВР.

В целом обретение страной нового правительства — это, вне всякого сомнения, радостная весть, поскольку представить себе альтернативную ситуацию, когда роспуск ВР и перевыборы (т. е. до осени как минимум) проходили бы при исполняющем обязанности главы Кабмина все том же Яценюке — на это никакой фантазии не хватит. Может быть, и терпения не хватило бы тоже.

А так — все почти что хорошо. Новое правительство, новые надежды, новый кредит доверия и пр. Хочется просто вылить на нового премьера бочку меда. На фоне его предшественника сделать это совсем нетрудно.

Прежде всего для нас важно то обстоятельство, что новый премьер выглядит человеком уравновешенным и вполне адекватным. Он не будет закатывать глаза от ощущения собственного величия. Его невозможно представить себе гоняющимся (в сопровождении машины охраны) по всему Киеву за милиционером, якобы показавшим ему палец. Также трудно представить, что его могут вытаскивать из-за трибуны ВР, ухватив при этом каким-то неприличным дворовым приемом.

Еврокомиссия отметила приход нового правительства тем, что предоставила Совету ЕС официальную рекомендацию дать Украине безвизовый режим по краткосрочным поездкам украинцев в Евросоюз. И хотя на практике эта проблема интересует примерно 6% наших граждан, — все равно приятно. Еще чуть-чуть, и поедем в Европу без виз. Для чего Украине, правда, пришлось выполнить план из 140 пунктов. В том числе и принять поправку к Трудовому кодексу относительно равноправия секс-меньшинств.

Но не все так просто. Еврокомиссия намерена внести во все соглашения о безвизовом режиме для Турции, Украины, Грузии и Косово пункт, согласно которому «ЕС сможет в одностороннем порядке останавливать их действие по политическим причинам». Для Украины, например, это может быть невыполнение Минских соглашений. Однако не будем о грустном. Не в каждой бочке меда есть ложка дегтя, но в нашей бочке, увы, она есть. Новый премьер не всегда может скрыть свои эмоции и не всегда удерживается от высказываний, от которых стоило бы воздержаться в данный конкретный момент. Потому, услышав от него об «управлении государством», каковое управление он обещал показать только-только проголосовавшим за него депутатам, многие внутренне (да и внешне) напряглись. И встали перед трудным выбором: то ли отнести это высказывание на счет вырвавшихся нечаянно наружу президентских амбиций, то ли молодой премьер (самый молодой в истории Украины) действительно не понимает настоящего места премьера в украинской системе власти. Еще неизвестно, что хуже. Или лучше.

Ведь страной управляет (должна управлять) именно ВР, издавая законы и постановления. И еще — указами президента. А премьер управляет преимущественно экономикой. Да и то не так, как ему бог на душу положит, а строго в соответствии с этими законами и указами. Кабмин — это лишь исполнительный орган, руководимый управляющими сигналами, исходящими от Верховной Рады и президента. Ну, по крайней мере так оно должно быть, если придерживаться Конституции. Почему-то никто не обратил на это внимания.

А по поводу отсутствия у него президентских амбиций Гройсману пришлось даже оправдываться. Хотя и с несколько двусмысленной оговоркой. Дескать, у него нет президентских амбиций на это конкретное число конкретного месяца апреля. А на следующее число?

Вторым рекордом правительства Гройсмана стало количество вице-премьеров — шесть человек. С не совсем ясными функциями и даже не всегда обладающими портфелями. От седьмого вице-премьера (первого) Гройсману удалось-таки отбиться.

Относительно месяца удовлетворения желаний — это было удовлетворение не всех, а только этого самого нового большинства. Назовем его премьерским. Об удовлетворении желаний оппозиции речь, конечно же, здесь не шла. Это при «злочинній владі» оппозицию удовлетворяли квотами в руководстве комитетами ВР, например, креслом первого вице-спикера ВР и пр. Европейски ориентированные демократы — они не такие. Да от них, прямо скажем, ничего такого и не ждут — ни у нас, ни в благожелательной Европе.

Работа по удовлетворению была трудная, но формула ее была простая и эффективная: если одна группа интересов получала кресло руководителя, то остальные группы интересов получали должности заместителей. Хорошо, если не первого. И так по всей вертикали. Основных групп интересов (как мы понимаем, по числу вице-премьеров) в премьерском большинстве оказалось шесть. Остальные так, по мелочи. Об уровне квалификации кандидатов при таком наборе речь, конечно, не шла.

Порадуемся все же, что удовлетворение желаний большинства ВР достигнуто. Насколько равновесие продлится до появления новых желаний — покажет время. Однако стоит вспомнить, что удовлетворение желаний во власти — это еще не все обязанности собственно власти. Ведь основная обязанность власти — это удовлетворение насущных потребностей общества. Владимир Гройсман сообщил, что правительство представит стратегический план развития страны в конце года, а пока будет ориентироваться на три главные задачи: «стабилизацию ситуации в стране, обеспечение восстановления экономического роста и социальной справедливости, что позволит повысить качество жизни граждан».

Все же нам по простоте душевной хотелось бы услышать от премьера не предъявление народу задач, которые якобы стоят перед правительством, а информирование об алгоритме решений этих задач. Если он, конечно, имеется. Ну а стратегическая цель Украины остается как бы неизменной: «европейская и евроатлантическая интеграция».

Прояснилась ситуация и с тарифами. Если раньше Владимир Гройсман говорил нам о том, что первая и главная задача — это «разобраться с тарифами», то сейчас уже никаких разборок на этом поле не предвидится. Дескать, «тарифы на газ будут 100% соответствовать стоимости. Другого пути нет, у меня нет выбора».

Здесь загадка, однако, поскольку стоимость (в отличие от себестоимости) может быть практически любой. Как МВФ скажет — такая и стоимость будет. Потому закрадывается некоторое сомнение, что новое правительство Гройсмана просто будет продолжать политику правительства Яценюка.

Зачем тогда его было менять? Чтобы вывести его из-под удара?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Игорь Дрёмин
01 Мая 2016, Игорь Дрёмин

Автор считает украину страной, а Гройсмана украинским премъером, оттого в статье столько несуразиц. Но патриотычненько.

- 7 +
Владимир Долгопятов
28 Апреля 2016, Владимир Долгопятов

Действительно автор в последнем абзаце статьи ставит очень правильный вопрос: "А зачем надо было менять премьера, если ничего не меняется?" И с этим трудно не согласиться. Г-жа Нуланд ЦУ дала и все дела "незалежной" Украины решены.

- 32 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка