Местные выборы для укрепления

№17-18(737) 28 августа — 3 сентября 2015 г. 27 Августа 2015 5

Статья Брюса Буэно де Мескита и Аластера Смита, предлагаемая сегодня читателю, завершается на оптимистической ноте — «расположение звезд благоприятствует Украине».

Такая уверенность была высказана год назад. Но судя по всему, за прошедшее после этого время украинская власть в очередной раз сумела не воспользоваться благоприятным расположением звезд.

Конфликт на юго-востоке стал трагедией, выход из него дается крайне мучительно. Скорее всего, Петр Порошенко еще до начала своих берлинских переговоров с Франсуа Олландом и Ангелой Меркель понимал, что очередная попытка украинской власти отказаться от выполнения Минских договоренностей будет заблокирована лидерами Франции и Германии. Однако накануне официального старта избирательной кампании (он намечен на 5 сентября) украинский президент должен был продемонстрировать, что придерживается прежней тактики, направленной на игнорирование достигнутых в Минске соглашений.

Группировка, управляющая страной (при всей своей разобщенности и разнородности), объединена желанием не допустить политического урегулирования донбасского конфликта и возвращения территорий, занятых т. н. ЛНР и ДНР, в экономическое и политическое пространство Украины. Ведь снижение напряженности и устранение внешней угрозы после наступления прочного мира устранит факторы, сдерживающие рост протестных настроений. А средства, необходимые для восстановления промышленности и социальной сферы Донбасса, можно изыскать только за счет олигархических группировок, и без того пострадавших от экономического кризиса. Поэтому правящая верхушка надеется дождаться внешнеполитического поражения российской власти, полагая, что победа над Кремлем гарантирует социальную стабильность.

Подобные расчеты киевских политиков основываются на предположении, что Москва вынуждена будет пойти на уступки в результате глубокого экономического спада, который заставит российскую власть отказаться от внешнеполитических амбиций ради прекращения западных санкций. Украина же, по мнению нынешней власти, обречена на поддержку со стороны США и ЕС, которые предоставят средства для спасения украинской финансовой системы и помогут справиться с социальными обязательствами, чтобы предотвратить дестабилизацию ситуации в стране. Такие надежды подпитывает и сообщение о готовности западных кредиторов списать 20% украинского внешнего долга.

Понятно, что новый социально-политический кризис в Украине резко укрепит российские позиции на постсоветском пространстве. Поэтому украинская политическая верхушка верит, что Запад сделает все возможное, чтобы избежать подобного сценария.

Порошенко вынужден считаться с подобными воззрениями своих союзников и партнеров. Трудно поверить, чтобы украинский президент, регулярно общающийся с западными государственными деятелями, всерьез полагал, что те добиваются развала России или заботятся о благополучии Украины, а не занимаются решением собственных планов, в которых Москве (а уж тем более Киеву) уделяется не так много места.

Однако глава Украины вынужден совершать ритуальные действия, демонстрируя для внутриукраинской аудитории свою готовность усиливать противостояние с Россией и игнорировать Минские договоренности, перед очередным свиданием с европейскими лидерами, которых президенту приходится убеждать в миролюбии Киева и его готовности следовать принципам, выработанным в Минске.

В этот раз Петр Алексеевич постарался, что называется, на совесть. За два дня до поездки в Берлин во время встречи с военными в Харьковской области президент заявил, что Минские соглашения «позволили Украине получить передышку», которая была использована для того, чтобы укрепить силы в борьбе с «угрозой с Востока».

В этом высказывании Петра Порошенко содержится два важных сигнала. Во-первых, Минские договоренности представляли собой тактическую уловку, от которой можно отказаться, как только в ней исчезнет надобность.

Во-вторых, украинская власть не боится продолжать противостояние с Кремлем и уверена в своей конечной победе.

Вероятно, трудно было бы найти более убедительные слова для того, чтобы доказать Донецку, Луганску и Москве, что Киев и не думает о политическом урегулировании конфликта, поскольку рассчитывает выиграть, и не собирается идти на уступки.

Но особого внимания заслуживают выступления Порошенко в День Независимости, буквально за считанные часы до берлинских переговоров. С одной стороны, он подчеркнул, что украинский народ стремится жить в мире. Но с другой — указал, что граждане Украины, жертвующие своими жизнями во имя «европейских ценностей», противостоят «российской агрессии», которая направлена в том числе на раскол «единства Евросоюза» и трансатлантического партнерства. Поэтому Европа обязана поддерживать Украину.

По словам украинского президента, альтернативы Минским договоренностям не существует, и Запад должен заставить Россию их выполнять. При этом военные формирования ЛНР и ДНР были названы «наемниками» и «бандитами», так что осталось неясно, готова ли украинская власть договариваться с руководителями этих регионов о совместном существовании в одном экономическом и политическом пространстве (а именно это и предусматривается Минскими соглашениями).

Следует обратить внимание и на замечание главы государства о том, что Россия, не добившись успеха при помощи агрессивных действий, которые только способствовали объединению украинской нации, теперь пытается расшатать ситуацию изнутри, используя для этого некоторых украинских политиков. Им, по словам Порошенко, может казаться, что они, руководствуясь лучшими намерениями, защищают интересы украинского общества, а на самом деле они играют на руку врагу, который ведет против Украины в том числе экономическую войну, обостряющую социально-экономические проблемы.

Таким образом, в выступлениях президента проводятся три основные мысли. Первая: Минские соглашения представляют важность прежде всего как инструмент давления Запада на Россию, всерьез договариваться с «бандитами» не имеет смысла, поскольку они все равно контролируются Москвой. Вторая: США и ЕС обязательно поймут, что Украина отстаивает не только свои интересы, но и ценности западной цивилизации, а потому обязательно придут на помощь. И третья — главная: Россия является сильным, опасным и коварным врагом, поставившим своей целью уничтожение Украины. Поэтому устранить угрозу для украинской государственности может только стратегическое ослабление России.

Пока же Россия пытается покорить украинский народ, сколько-нибудь серьезное противодействие курсу украинской власти (не только внешнеполитическому, но и экономическому) — это безответственные действия в интересах врага.

Подобные установки Киева полностью устраивают радикальные силы как в Москве, так и в самопровозглашенных донбасских республиках, которые заинтересованы в сохранении (и усилении) напряженности в расчете на экономические и политические дивиденды. Нет никакого сомнения в том, что сторонники радикальных взглядов будут использовать высказывания украинского президента для оправдания своих заявлений и действий, способствующих эскалации конфликта. Позиция украинской власти помогает поддерживать механизм, блокирующий политическое урегулирование.

В то же время украинский президент оказался в крайне сложной ситуации, поскольку страны ЕС (в особенности Франция и Германия, взявшие на себя ответственность за реализацию Минских соглашений) и (в меньшей степени) администрация США заинтересованы в том, чтобы устранить препятствия для разрешения донбасского конфликта политическими средствами. Другими словами, они собираются заставить украинскую власть вести переговоры с теми самыми «бандитами» и «боевиками», которых Киев считает марионетками Москвы.

Петр Порошенко (по-видимому, в отличие от большинства украинских политиков) понимает, что поддержка Запада вовсе не гарантирована. США и ЕС могут без особых колебаний прийти к компромиссу с Москвой по «украинскому вопросу», если увидят, что поведение украинской правящей группировки мешает реализации их планов по «сдерживанию» России и укрепляет внутриполитические позиции российского руководства. Поэтому одновременно в своем выступлении на Марше независимости глава Украины предостерег тех, кто мечтает о «победном марше на Москву» или пытается сорвать принятие изменений в Конституцию, от «безответственных действий».

Безусловно, украинский президент и без напоминания Олланда хорошо знал, что лидеры Франции и Германии вновь потребуют выполнять условия Минских соглашений «до последней буквы». Это значит, что от украинской власти потребуются шаги, свидетельствующие о ее приверженности принципам мирного урегулирования, независимо от того, как будет вести себя другая сторона конфликта.

Таким образом, Порошенко и его окружение оказались в крайне сложном положении. С одной стороны, необходимо блокировать процесс мирного урегулирования, поскольку только это позволяет сохранить единство правящей группировки. Кроме того, возвращение территории т. н. ЛНР и ДНР в экономическое, правовое, информационное и политическое пространство Украины потребует радикального изменения нынешнего социально-экономического (а со временем — и политического) курса.

С другой стороны, благожелательное отношение Меркель (которая, кстати, вопреки ожиданиям украинских политиков, не собирается исключать из переговорного процесса Путина) является единственным залогом того, что Запад не пойдет на сепаратные договоренности с Кремлем по «украинской проблеме». От Москвы, правда, в этом случае потребуются серьезные уступки, к которым она сейчас не готова. Но со временем ситуация может измениться.

Не менее сложную проблему представляет для президента и выработка экономического курса. Еще весной окружение Порошенко не слишком задавалось этим вопросом, поскольку экономическая политика правительства, вызывающая массовое недовольство, подрывала позиции премьера и укрепляла положение главы государства. Это создавало предпосылки для замены Арсения Яценюка политиком, более лояльным (или даже подконтрольным) главе государства.

Однако, как можно судить, Вашингтон выступил резко против планов президентской группировки добиться отставки премьера. Ключевые фигуры в правительстве в ближайшем будущем сохранят свои посты, поэтому снять с себя ответственность за экономические неудачи, переложив ее на Кабмин, президенту не удастся. Правительство придется спасать, а решение этой задачи может подорвать и без того сильно пошатнувшуюся популярность президента. Поэтому власти, которая под давлением извне обрела внутреннее единство, нужно предотвратить появление опасных политических конкурентов.

Для объединившихся группировок премьера и президента единственный способ сохранить контроль над страной заключается в том, чтобы уменьшить число самостоятельных политических игроков. Это особенно важно в свете готовящегося принятия изменений в Конституцию (в речи на Марше независимости глава государства сказал, что в первом чтении положения о децентрализации могут принять уже на будущей неделе), которые повысят значимость региональной власти и соответственно приведут к обострению политического противостояния в регионах.

Поэтому после создания альянса между Блоком Петра Порошенко и «Народным фронтом» предполагается неизбежное поглощение президентской политической силой партии «УДАР» Кличко, который все еще остается популярным политиком, а потому, оставшись самостоятельным, может привлечь крупных инвесторов.

Таким образом, в стране возникает политическая группировка, обладающая не меньшими ресурсами и властными полномочиями, чем окружение Януковича. Безусловно, новая коалиция останется рыхлой и раздробленной, но защищать свои позиции и бороться с появлением конкурентов она будет совместными усилиями.

Тем более что после фактического отказа Игоря Коломойского от противостояния с властью и смерти Игоря Еремеева (он умер 12 августа) в стране не осталось крупных политических инвесторов, готовых вкладываться в масштабные политические проекты, которые были бы способны всерьез конкурировать с властью.

Левые силы полностью исключены из политического процесса, и в свете прозвучавшего из уст президента предупреждения тем, кто хотел бы использовать в своих интересах социальное недовольство, вряд ли появятся игроки, сделавшие ставку на социальную проблематику.

Единственным полноценным соперником властной коалиции является Оппозиционный блок. «Батькивщина» и «Самопоміч» охотно договорятся с властью на приемлемых условиях, но взаимодействие с Оппозиционным блоком (по крайней мере, в публичном пространстве) для властной коалиции принципиально невозможно. Однако имеющиеся у нее ресурсы и возможности позволяют ей особенно не беспокоиться, тем более что сами «оппозиционеры» пока никак не продемонстрировали готовности к жесткой борьбе.

Поэтому предстоящие выборы могут укрепить положение центральной власти. А это предоставит ей практически полную свободу действий (сравнимую с той, которой обладал Янукович после парламентских выборов 2012 г.). Правда, бывшему президенту это не помогло выбраться из политического тупика.

И нет никаких оснований полагать, что наследники «режима Януковича» смогут лучше воспользоваться оказавшимися в их руках властными полномочиями.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка