Немецко-фашистские защитники в деле воспитания патриотов

№12(765) 25 — 31 марта 2016 г. 24 Марта 2016 9 4.7

Кадр из фильма «Братья по оружию»

Давний друг нашего еженедельника и мой постоянный оппонент по переписке Сергей Сергеевич Х. на днях прислал мне e-mail: «2000», к сожалению, в стороне от патриотического тренда в современном украинском обществе. Люди на фронте гибнут за «неньку», власть, какой бы плохой и неумелой она ни была, стоит на патриотических позициях, дети растут патриотами, а вы не работаете с новыми силовиками и армейскими подразделениями, не освещаете проблемы беженцев и переселенцев и т. п. Так вы никогда и сами не станете патриотами, и дети ваши не станут».

Вряд ли следует объяснять, что патриотизм — это не столько призывы «Все на борьбу с врагом!» и победные сводки с передовой. Но и неразворованные склады с военным имуществом и деньги, полученные переселенцами, которые не приходит в голову красть тыловым финансистам. Добиваться, чтобы так было всегда, — тоже патриотизм.

Хотя это слишком очевидно, и Сергея Сергеевича не убедить. Как не убедят его и слова о том, что, пока он волонтёрит, а его товарищи (он бывший офицер) считают своим патриотическим долгом мужественно переносить — как и учит устав — лишения окопной жизни, власти, продолжая произносить пафосные речи о величии украинской нации, среди миллионов ее представителей не «смогли» найти ни одного достойного возглавить Одесскую область. Или кандидата на должность начальника Национальной полиции. Неужели действительно некому возглавить экономические реформы или отечественную медицину?! Что это, как не плохо скрываемое презрение к собственному народу, неуважение к его уму и таланту? Если называть вещи своими именами — национальное предательство.

Вот эта-то сдача национальных приоритетов, слегка закамуфлированная пропагандистской мишурой о патриотизме, как раз и стала для нынешней власти главным трендом. В этом направлении уже работают целые государственные структуры, формально созданные — как это ни удивительно — как раз для... «формування у громадян України патріотизму, національної свідомості».

О работе одного из таких учреждений я и хочу поговорить сегодня с Сергеем Сергеевичем и другими нашими читателями.

Одной из ведущих экспертных организаций, призванных способствовать формированию в нашей стране принципов патриотического воспитания, сохранения традиций и методов очищения нашей истории от чуждых «наслоений советской эпохи», является Украинский институт национальной памяти.

Собственно, эта задача поставлена перед институтом и положением о нем, утвержденным постановлением Кабмина от 12 ноября 2014 г. (№684):

«1. Український інститут національної пам'яті (далі — Інститут) є центральним органом виконавчої влади, діяльність якого спрямовується та координується Кабінетом Міністрів України через Міністра культури і який реалізує державну політику у сфері відновлення та збереження національної пам'яті Українського народу...

3. Основними завданнями Інституту є:

2)...формування у громадян України патріотизму, національної свідомості...»

К делу формирования патриотизма сотрудники института относятся предельно серьезно, о чем свидетельствуют «методичні рекомендації» для школ, вузов и СМИ на важнейшие темы украинской истории. Первой рекомендации затронули военную тему: «20 000 хвилин, які змінять ваше уявлення про Другу світову війну».

Этот документ стоит того, чтобы привести его полностью. Замысел авторов понятен. К нему нужны лишь некоторые комментарии.

  • Немецко-фашистские защитники в деле воспитания патриотов, фото №1

    Немецко-фашистские защитники в деле воспитания  патриотов, фото №1, фото №1
  • Немецко-фашистские защитники в деле воспитания патриотов, фото №2

    Немецко-фашистские защитники в деле воспитания  патриотов, фото №2, фото №2
  • Немецко-фашистские защитники в деле воспитания патриотов, фото №3

    Немецко-фашистские защитники в деле воспитания  патриотов, фото №3, фото №3
Фото 1 из 3

Итого, для воспитания патриотизма украинским школьникам и студентам предлагаются фильмы производства следующих стран:

США — 58
Украина (после 1991 г.) — 10
Германия — 18
Великобритания — 8
Франция — 6
Япония — 5
СССР — 5
Италия — 4
Польша — 4
Австрия — 3
Китай — 3
Россия — 3
Нидерланды — 2
Белоруссия — 1
Венгрия — 1
Дания — 1
Казахстан — 1
Канада — 1
Югославия — 1

То есть фильмов стран-победителей, не принимавших участия в боях на территории Украины (США, Англии, Франции), ровно в 4 раза больше, чем фильмов самой Украины, а также России и СССР вместе взятых!

Фильмов стран-агрессоров, оккупировавших Украину (Германии и Италии), ровно в 1,5 раза больше, чем фильмов самой Украины, России и СССР.

То есть студенты и школьники обязаны знать в основном историю борьбы на Западном фронте — 25 фильмов. Для тех, кто далек от темы, напомню, что украинские солдаты вместе со всеми советскими воинами сражались на Восточном фронте. И, видимо, очень важно для воспитания у детей чувства патриотизма изучить историю американо-японской борьбы на Тихом океане — 15 фильмов.

Среди 11 фильмов о военнопленных лишь один украинский «ТойХтоПройшовКрізьВогонь». Фильм неплохой, но вряд ли судьба его героя типична для миллионов военнопленных украинцев (сюда же можно причислить и миллионы украинских остарбайтеров).

Институт национальной памяти рекомендует 10 фильмов о Движении Сопротивления на территориях, оккупированных немецкими и японскими захватчиками. И среди них ни одного фильма о советских партизанах на территории Украины. Как бы ни была велика ненависть сотрудников института ко всему советскому, замалчивание того очевидного факта, что десятки тысяч украинцев принимали участие в партизанском движении (и отнюдь не потому, что сражались за коммунистическую идею, а потому, что воевали за свою землю), может свидетельствовать только о полном провале в той национальной памяти, которую поручено беречь этому институту. 4 фильма об УПА вряд ли закроют эту брешь.

Ну, с советскими партизанами все понятно. А чем провинились перед Институтом национальной памяти дети войны? 10 фильмов посвящено детям войны Германии, США, Франции, Польши и ни одного — детям Украины?!

На странице, где представлены рекомендованные для воспитания молодежи фильмы, сотрудники института пишут: «Події Другої світової війни завжди привертали увагу митців усього світу. Великий український кінорежисер Олександр Довженко писав: «Мистецькі твори треба складати в пам'ять мертвих і в ім'я ненароджених».

Но в самом списке нет ни одного (!) фильма Александра Довженко. Наверное, мастер не удостоился этой чести потому, что его «Битва за нашу Советскую Украину (1943)» уже в самом названии несет то слово, которое страшно даже произнести сторонникам закона о декоммунизации, подготовленного при активном участии Института национальной памяти.

Как можно сражаться не за самостийну, а за Советскую Украину — в институте знать не хотят. И пусть, по мнению критиков, эта фронтовая хроника — среди лучших кинолент военных лет, пусть в ней есть то, что впервые так ярко и цельно было отражено в военной кинопублицистике (например, живые голоса участников событий), и пусть впервые с экрана звучал не голос диктора, а личные мысли и чувства Александра Довженко — для воспитания патриотизма в его сегодняшнем понимании этот фильм, видимо, не годится.

Так же, как и довженковская «Победа на Правобережной Украине (1945)» — историческая хроника, посвященная стремительному наступлению советских войск на запад. Использован уникальный хроникально-документальный материал, отснятый десятками военных операторов на разных фронтах, в том числе — во время Проскуровско-Черновицкой операции. Довженко первым в кино стал широко использовать вражескую хронику, придавая ей дикторским текстом и особыми приемами монтажа другой смысл. Но и это, по мнению Института национальной памяти, подлежит забвению.

Но что такое патриотизм представителя любой нации, в том числе, конечно, и украинской? Любовь к Родине, готовность выполнить свой долг, если надо — пожертвовать своей жизнью ради Отечества.

Каталог фильмов, предложенных для патриотического воспитания украинцев, знакомит зрителей с многочисленными историями на эту тему.

«Роммель» (ФРГ, Австрия, Франция, 2012)

В январе 1944 г. Роммель был назначен командующим группой армий «В» в Северной Франции. Он героически попытался сделать «Атлантический вал» серьезным препятствием для противника.

«Красные хвосты» (США, 2012)

История молодого чернокожего пилота, который, превозмогая расизм и неприязнь, сумел сплотить братьев по крови и создал первый в истории воздушный батальон, состоящий исключительно из афроамериканцев.

«Энола Гей: Человек, миссия, атомная бомба» (США, 1980)

Фильм рассказывает о подготовке к атомной бомбардировке Хиросимы в 1945 г. и о судьбе героя ленты — 29-летнего полковника Пола Тиббетса.

«За тех, кого мы любим» (Япония, 2007)

Фильм о жизни японских самураев — героических людей, кому начальством и судьбою был приготовлен билет в один конец, которые жили, любили и погибали в самоубийственных атаках во славу императора.

«МакАртур» (США, 1977)

История генерала армии Дугласа МакАртура, верховного командующего союзническими войсками в годы Второй мировой войны, а также командующего войсками ООН во время корейской войны. Действие фильма начинается в 1942-м, после падения Филиппин, и охватывает «всю замечательную карьеру МакАртура — военной легенды США».

«Мидуэй» (США, 1976)

Вторая мировая война. Крупнейшее сражение войск США и Японии у атолла Мидуэй.

«Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (Великобритания, Япония, 1983).

Остров Ява, 1942 г. Британский майор Селльерс попадает в японский лагерь для военнопленных. Его несгибаемый дух становится непреодолимым препятствием для тюремщиков.

И т. д.

Почему же, скажите, любовь к родной земле у украинских детей и молодежи нужно воспитывать непременно на немецких или японских примерах, а не на примерах героев Одессы или подпольщиков Киева? Исключительно на голливудских блокбастерах, а не на полных подлинного драматизма таких легендарных лентах советской эпохи, как «Летят журавли» или «Отец солдата»? Только потому, что это советские фильмы?

Но, может быть, они так полюбились зрителям и критикам престижных международных кинофестивалей как раз по той причине, что это фильмы не о преданности социалистической идеологии или советскому строю, а о любви к родной земле, к родным людям, ставшим жертвами войны? Да смотрели ли сотрудники института эти и другие шедевры советского кино?

Трудно понять — это Институт национальной памяти или национальной амнезии? Или же это вообще институт чужой памяти, воспитывающий у наших граждан чувства любви к иной стране — Соединенным Штатам?

Сотрудники института, надо отдать им должное, достаточно сообразительные люди, чтобы не пытаться замаскировать очевидный для наблюдательного глаза американский окрас насаждаемого ими «патриотизма».

Как сказано выше, в рекомендуемой подборке есть даже 5 советских фильмов и 3 российских. Но что это за ленты?

«В бой идут одни старики». Изумительное романтическое кино. Снятое в Украине. О боях за Украину. С украинской музыкой. В таком фильме составители перечня согласны мириться даже со столь неприятным эпизодом, как вступление в партию главного героя (Леонид Быков). Какие после этого могут быть у вас претензии к институту?!

Однако все остальные — хотя и немногочисленные — фильмы уже без радости и улыбки. Тяжелые бои, неумелые командиры, СМЕРШ, НКВД, ГУЛАГ, сломанные судьбы и бессмысленная гибель военных и гражданских по вине бездарных командиров.

Из сотен просто хороших и многих десятков отличных военных фильмов производства Украины, России, СССР институт счел необходимым, например, включить в перечень рекомендуемых картину «Четыре дня в мае» (Украина, РФ, Германия, 2011).

Кратко сюжет:

Последние дни перед капитуляцией нацистской Германии. Померания, побережье Балтики.

Разведгруппа Красной армии из семи человек во главе с капитаном по прозвищу Горыныч оставлена для разведки и наблюдения за передвижениями отступающего противника. Группа располагается в пансионате для девочек-сирот.

Недалеко от пансионата появляется отряд вермахта, ожидающий транспорт для эвакуации в Данию. Обе стороны, понимая, что война практически завершена, не хотят вступать в бой, избирая выжидательную позицию.

В приют приезжает майор, непосредственный командир подразделения, в которое входит разведгруппа. Он пьян и пытается изнасиловать одну из немецких девушек. Капитан обезоруживает его и пресекает эту попытку. Чтобы устранить свидетелей своего нереализованного преступления и, видимо, желая продолжить творимый им беспредел, майор объявляет, что в здании засели переодетые власовцы, и силами своего подразделения начинает штурмовать приют.

Для защиты детей на помощь советским разведчикам приходит часть вермахта, бывшие головорезы которого в приступе гнева и гуманизма становятся братьями по оружию для советских бойцов под руководством Горыныча. Немецко-фашистские защитники воспитанников пансионата и наших разведчиков совместно с последними ведут бой против возглавляемого майором подразделения ради того, чтобы Украинский институт национальной памяти мог спокойно включить эту ахинею в «20 000 хвилин, які змінять ваше уявлення про Другу світову війну».

И все-таки: откуда в списке рекомендованного украинской молодежи, учителям и СМИ засилье фильмов США? Председатель Института национальной памяти Владимир Вятрович (родился в 1977 г. во Львове) с 2014 г. был директором архива СБУ, а в 2010—2011 гг. работал в Украинском научном институте Гарвардского университета. Может, в той американской командировке и родилась такая убежденность, что правду о войне донесут до украинцев не документы, а голливудские блокбастеры?

Может, именно Гарвард (и не только) поспособствовал тому, что в подготовленных институтом методических рекомендациях для учебных заведений и посвященных столь трагической теме, как голодомор (при раскрытии которой любой ответственный ученый должен быть бережен буквально с каждым словом), вдруг читаем:

«У січні 1928 року режим запровадив насильницькі хлібозаготівлі. У фермерів держава примусово забирала більшу частину або й все вирощене зерно за значно заниженими цінами».

Какие, скажите, фермеры в украинском селе?! Разве причиной голодомора были «значительно заниженные цены» (типично американский взгляд на причины подобных трагедий), а не тот факт, что крестьян просто обрекали на смерть: сколько бы денег ни получали они за зерно, возможности купить на них что-либо съестное не было, ведь людей попросту не выпускали из голодающих сел.

Эта терминология и логика лишь подчеркивают высокую вероятность того, что за основу были взяты статьи гарвардских и прочих американских ученых. Неужели даже эта тема не заставила Вятровича хотя бы прочитать то, что переписали?

Сергей Сергеевич, уважаемый! Ну не по пути нам, «2000», с такими «патриотами», как Вятрович, Яценюк, Ляшко, Гелетей, Тимошенко... Список «героев» можете продолжить сами. Мы не можем следовать «тренду», о котором пишете вы, пока в первых рядах «колонны патриотов» идут эти и подобные им люди.

P.S. Кстати, среди рекомендованных фильмов есть и «Бабий Яр» (Украина, 2002) — запрещенный к показу согласно «черному списку» Минкульта от 24 декабря 2015 г. (главную роль в этом весьма посредственном фильме сыграла Элина Быстрицкая).

Так что, возможно, институт не только воспитывает патриотов, но и тестирует их бдительность? Кто быстрее обнаружит «ошибку» и донесет куда следует?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 9
Войдите, чтобы оставить комментарий
Сергей Супонин
09 Апреля 2016, Сергей Супонин

Уже из названия статьи понятно. что автор не добирает в том, в том в Германии не было фашизма, что Гитлер фашистом не был. Гитлер был национал-социалистом и партия Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (нем. Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei (NSDAP). Гитлер был нацистом, а не фашистом. Фашистом был Муссолини и им был установлен фашистский режим в Италии, фашистский режим был в Испании. Португалии... Автору прежде чем соваться в тему рекомендовал бы ознайомитись з головним твіром Миколи Сціборського "НАЦІОКРАТІЯ" у котрому він аналізує світоглядні доктрини та політичні устрії, як наприклад, соціалізм, коммунізм, фашизм. демократію та розробляє проект майбутнього націократичного устрою України. Одним з сучасних поглядів на цю проблему є "КОНСТИТУЦІЯ УКРАЇНИ проект всеукраїнського об'еднання "Свобода"

- -3 +
Oleg Vasilenko
26 Марта 2016, Oleg Vasilenko

Хорошая статья. Здесь бы написать все, что думаешь об этих "патриотах" и их воспитании, но они вряд ли читают украинскую прессу. Им больше американская по нраву.

- 16 +
Конь
25 Марта 2016, Конь

дело патриотизма в лживых руках,не патриотов воспитывают,а убийц

- 28 +
Alexander Belkovsky
25 Марта 2016, Alexander Belkovsky

Наконец-то Тараканище из "института за канавой" получил увесистую пощёчину. Дай Бог, не последнюю.

- 25 +
Владимир Онавамнадо
24 Марта 2016, Владимир Онавамнадо

При слове волонтер почему-то вспоминается Булатов, а патриотизм завязан на "больненьком" продавшем огромный шмат Черного моря за хатынку в Румынии и ручку на сердце бандерлогов разгромивших свою страну в угоду госдепу "в пыку клятым москалям"

- 30 +
+ Показать все комментарии
Блоги

Авторские колонки

Ошибка