Новейшая история: враги народа

№37(787) 16 — 22 сентября 2016 г. 15 Сентября 2016 1 4.7

Понятие «враги народа» отпечаталось в сознании старших поколений соотечественников как атрибут сталинской эпохи.

В эту категорию попадали как сознательные противники строящейся системы, лица, препятствовавшие магистральному течению, так и случайные жертвы клеветы и доносительства. В целом, по определению Александра Зиновьева, очевидца той эпохи, понявшего ее лучше кого-либо, массовые репрессии были делом «не безнравственных и жестоких одиночек, а многомиллионных масс населения, наделенных всеми мыслимыми добродетелями».

В этом общем деле жертв и палачей и украинцы, конечно, не оставались в стороне, чего по понятным причинам в упор не хотят видеть нынешние конструкторы истории, фальсифицируя прошлое и закрывая тем самым пути к пониманию настоящего.

Но как бы то ни было, казалось, что понятие «враги народа» навсегда осталось в трагическом прошлом, как костры инквизиции или кандалы каторжников, что это уже архаизм, что просвещенные, цивилизованные потомки уж конечно не допустят ничего подобного.

Однако в Украине XXI века в общественном сознании вновь витает этот образ. Современными «врагами народа» являются «сепаратисты».

Охота на ведьм. Амстердам. Гравюра Яна Лейкена. 1685 г. Выискивание и обличение идеологических врагов в нашем обществе вызывает на первый взгляд невероятные аналогии // commons.wikimedia.org

На востоке Украины есть настоящие сепаратисты, не подчиняющиеся украинскому законодательству, которые объявили свои республики, строят их и защищают. В то же время на остальной территории страны есть масса мнимых сепаратистов, на которых навешиваются ярлыки на основании критерия инакомыслия и идейной нелояльности.

При виде того, как это происходит, напрашиваются на первый взгляд невероятные аналогии между проявлениями, наблюдаемыми в современном украинском обществе, и охотой на ведьм в Средневековье и на врагов народа в 30-е гг. прошлого века. Просматривается некая общая для всех эпох темная побудительная сила.

В обществе будто проснулись давние инстинкты, и значительная его часть, как только это стало возможно и так или иначе выгодно, ринулась на поиск неблагонадежных сограждан, будто на выполнение главного дела своей жизни. При этом оставаясь под личиной добропорядочных граждан и православных.

Сегодня в порядке вещей новости о том, что некие преподаватели уволены из университета за сепаратизм, подаются без кавычек и каких-либо уточнений. Фактически же действительной причиной в таких и подобных случаях являются инакомыслие и нелояльность, а увольнение — правовым беспределом на фоне дифирамбов демократическим ценностям.

Изобличаются многочисленные «предательства». Вбрасываются в обиход разного рода прозвища и термины, такие как «бытовой сепаратизм», одинаково нелепые и неостроумные в соответствии с интеллектуальным уровнем их авторов.

Как блохи у собаки, в соцсетях выискиваются доказательства идейной нелояльности в виде фотографий, комментариев, лайков и т. п. Следуют требования к «кому следует» разобраться и наказать. «Сепаратистам» предлагается ехать в Россию, хотя поколения предков большинства из них жили на территории нынешней Украины, и это их родная земля.

Во всем этом есть какое-то первобытное начало, которое одной угрозой со стороны восточного соседа не объяснить. Скорее упомянутая угроза — только прикрытие для реализации указанных инстинктов.

В создавшихся условиях роль добровольного изобличителя врагов дает шансы на укрепление собственной социальной позиции и повышение статуса или просто некоторые удобства и преимущества. Например, школьники или студенты, обнаружив признаки «сепаратиста» в требовательном преподавателе, могут таким образом «закосить» от занятий. Увольнение или отстранение «сепаратиста» открывает соответствующие жизненные блага для благонадежного гражданина. Множество сограждан, влекомые этими соблазнами, возможностью подняться по социальной лестнице или свести счеты, обнаруживают свою гнусную сторону.

Ярлыки навешиваются, как водится, без церемоний и интеллектуальных усилий. Решающее значение здесь имеет простое чутье, подобное пролетарскому.

В силу этого те, кто навешивает ярлыки, как правило, понятия не имеют, что такое сепаратизм и каковы минимальные юридическое основания для причисления кого бы то ни было к сепаратистам. Правилом является и то, что у тех, на кого ярлыки навешиваются, и мысли не было никогда о совершении действий, составляющих настоящий сепаратизм, т. е. направленных на изменение границ государства.

Ввиду такого понимания вспоминается забавный и показательный случай из середины 1990-х.

В ту пору я случайно оказался на немноголюдном собрании УНА-УНСО, проводившемся по поводу «Дня сепаратиста», придуманного националистами в связи с идеей присоединения к Украине Приднестровья. Выступающие критиковали нерешительность украинского руководства, фантазировали о будущей Украине «від Сяну до Дону». Благодушно полагая, что Украина может только расширяться, они приветствовали отделение чужих территорий. В общем, «говорили-балакали». А под конец любознательный старичок из последнего ряда спросил молодого докладчика, что же все-таки такое сепаратизм.

Слово это тогда было довольно диковинным, а потому вопрос — вполне уместным. Но он вызвал замешательство в президиуме. И только более опытный товарищ помог избежать конфуза и разрядил ситуацию, объяснив сепаратизм как территориальное отделение на бытовом примере отделения сливок в молоке с помощью сепаратора.

Благо, что в наши дни инакомыслящим их инакомыслие и чужие глупость, подлость и произвол обходятся в общем не так дорого, как в прежние времена, но бывают и исключения. Существует культ прав человека и демократии, внедряемый Западом, хоть и не в тех благородных целях, которые декларируются. Фетишизируется свобода слова, хотя предоставляется далеко не всем.

Наконец, действует инерция накопившейся на протяжении длительного времени ценой многих жертв и усилий культурности. Но, как метко заметил Фридрих Ницше, культура — лишь тонкая яблочная кожура над раскаленным хаосом. И этот хаос то и дело пробивается адским пламенем сквозь непрочный покров цивилизованности.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Михаил Маркович (EpsilonDelta)
15 Сентября 2016, Михаил Маркович (EpsilonDelta)

Если понимать под сепаратистами тех, кто своими речами и деятельностью создает условия для раскола страны, разрушения единства народа, если под врагами народа понимать тех, к то приводит к обнищанию страны, к потере ею независимости, кто сеет анархию, смерть и разрушение в стране, то сепаратистами и врагами народа, в истинном смысле этих слов, является нынешний режим, его деятели крупные и мелкие, как официальные, крышуемые государственными должностями, так и неофициальные банды патриотов.

- 46 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка