Оппозиция и троянский конь

№4(757) 29 января — 4 февраля 2016 г. 28 Января 2016 3 2.8

В минувшую пятницу Оппозиционный блок внес на рассмотрение Верховной Рады вариант изменений в принятый перед новым годом госбюджет на 2016 г. То, что предлагает ОБ, по сути можно назвать альтернативным проектом госбюджета.

Законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» (об изменениях макроэкономических показателей в 2016 году, устранении недостатков при формировании расходов государственного бюджета и повышении социальных стандартов)» зарегистрирован под № 3793.

Его разработчиками названы руководитель парламентской фракции ОБ Юрий Бойко, замглавы фракции Сергей Левочкин, вице-премьер по социальной политике теневого кабинета министров Наталья Королевская, их коллеги по фракции Николай Скорик, Юрий Павленко и Вадим Новинский.

В противовес действующему финансовому документу, названному авторами из ОБ «бюджетом вымирания», свой вариант оппозиционеры назвали «бюджетом развития».

По словам одного из авторов Сергея Левочкина, в нем заложены 10 млрд. грн. на развитие экономики и регионов, дополнительные 5,8 млрд. — на социальную помощь незащищенным слоям населения, 11,1 млрд. грн. — на образование и медицину, 5 млрд. грн. — на увеличение субсидий ЖКХ и т. д.

Главное же отличие действующего и альтернативного бюджетов — дополнительные 62 млрд. грн. на индексацию доходов украинцев.

Таким образом, в альтернативной реальности ОБ к концу нынешнего года минимальная пенсия в стране должна была бы равняться 1526 грн., а минимальная зарплата — 1958 грн.

Как отметил Юрий Бойко, в этом случае дополнительные выплаты ежемесячно должны составить 200—300 грн. на каждого среднестатистического украинца.

Получив эти деньги, люди понесут их на потребительский рынок. «Мы убеждены, что рост доходов населения может дать толчок развитию внутреннего рынка», — утверждает Сергей Левочкин.

Помимо этого, государственные и региональные инвестиционные проекты получили бы более чем 1 млрд. грн. дополнительных денег. Плюс полмиллиарда представители ОБ готовы направить в фонд регионального развития, на 535 млн. грн. увеличить субвенции местным бюджетам на социально-экономическое развитие и т. д.

В проекте изменений к госбюджету его авторы весьма своевременно учли протесты аграриев, заложив им 20%-ное увеличение дотаций на компенсацию процентных ставок по кредитам и поддержку животноводства в четыре раза.

В три раза, до 300 млн. грн., предусмотрено увеличение финансирования на разработку полезных ископаемых.

Дополнительные 500 млн. грн. предназначены на восстановление разрушенной инфраструктуры Донбасса и 100 млн. в виде субвенции местным бюджетам на закупку трамваев и троллейбусов отечественного производства.

Спрашивается, откуда деньги на праздник? Ведь в проекте изменений к действующему бюджету как доходная, так и расходная части синхронно увеличены на 84 млрд. грн., до 595 млрд. грн. и 679 млрд. грн. соответственно.

Как становится понятно уже из названия законопроекта, разница образовалась при пересчете макроэкономических показателей, использовавшихся при подготовке бюджета.

«Мы предлагаем честный вариант бюджета, в котором не будет заниженных цифр среднегодового обменного курса 24 грн. за доллар или инфляции в 12%. Подобные уловки позволили Кабмину заложить в бюджете-2015 заниженные цифры, чтобы потом, в конце года, хвастаться десятками миллиардов перевыполнения бюджетных показателей. Оппозиционный блок предлагает при расчете бюджета использовать честные показатели: обменный курс уже сегодня выше 24 грн., и подавляющее большинство финансовых аналитиков прогнозируют среднегодовой показатель в 30 грн. Инфляция в 2016 г., по оценке наших экспертов, составит не 12, а 28,5%, таким образом, реальные показатели доходов от налогов и сборов будут выше более чем на 80 млрд.», — объяснил Левочкин.

Итак, вместо среднегодового курса национальной валюты 24,1 грн./$, заложенного в проекте бюджета Кабмина, оппозиционный документ предлагает считать реальным курс 30 грн./$, а показатель инфляции увеличить с 12,1% до 28,5%.

Кроме того, по словам Сергея Левочкина, альтернативный проект предлагает сократить ряд статей нынешнего бюджета на общую сумму 14 млрд. грн. Среди подпадающих под сокращение — расходы на госаппарат, в том числе на ВР, Кабмин и Администрацию Президента.

Если принять параметры оппозиционного проекта как данность, получается, что при расчете бюджетных показателей на текущий год авторы правительственного документа занизили реальные доходы казны более чем на 12%. Серьезное обвинение, ничего не скажешь.

Но, как мы помним, действующий проект бюджета ВР принимала 25 декабря в спешке. Большинство депутатов не успели ознакомиться с ним. Из-за этого внутри правящей коалиции возникли трения, выразившиеся в отказе «Батькивщины» и «Самопомочі» голосовать за документ.

Необходимость же утверждения бюджета в его нынешнем виде (и непременно до нового года) Кабмин мотивировал требованиями МВФ, без чего Украина не получит очередной транш. А это поставило бы под удар финансовую и политическую стабильность.

В итоге провластной коалиции удалось собрать 263 голоса «за» при минимально необходимых 226. Обеспечили голосование пропрезидентский Блок Петра Порошенко, пропремьерский «Народный фронт», фракции «Відродження», Радикальная партия Ляшко, группа «Воля народа» и часть внефракционных депутатов. «Самопоміч» дала всего один голос, а «Батькивщина» и ОБ — ни одного.

И вот с момента принятия бюджета прошло уже больше месяца, а совет директоров МВФ так и не рассмотрел вопрос выделения нашей стране очередных $1,7 млрд. Хотя и президент Порошенко, и министр финансов Яресько по итогам экономического форума в Давосе уверяли, что это будет сделано в феврале. Но точная дата опять же не названа по не зависящим от украинских политиков причинам.

Конечно же, все это играет на руку сторонникам пересмотра параметров главного финансового документа и тем, кто считает, что МВФ в данной ситуации выступает инструментом шантажа украинской власти, заставляя ее не только затягивать потуже пояса бюджетников, но и выполнять политические требования, к которым относятся минские договоренности и проведение выборов на Донбассе.

Следствием же задержки внешнего финансирования становится напряженность на валютном рынке.

В январе Нацбанк удерживал планку безналичного доллара на отметке менее 25 грн./$, а на черном рынке за американскую валюту давали уже 27 грн./$.

В феврале ситуация может оказаться более сложной. И перед украинской властью стоит задача — удержать страну от нового обвала гривни и очередного витка инфляции, которая еще больше обесценит доходы и сделает цены на многие товары еще более неподъемными.

Именно поэтому у альтернативного проекта бюджета ОБ абсолютно нет шансов быть проголосованным в ВР.

Коридоры власти не всегда бывают ровными и гладкими

Начнем с того, что, признав справедливой цену за доллар США в 30 грн., власти стимулируют новую волну паники на валютном рынке и скупку населением наличной валюты.

Да и вообще, говорить о среднегодовом курсе в $30 до того, как доллар не достиг этой отметки на рынке наличной валюты, как минимум неприлично. Это все равно, что дуть на огонь и подогревать панику на валютном рынке, за которой неминуемо последует новое повышение цен на рынке потребительском. Но последнее, по-видимому, и является основным мотивом действия оппозиции.

Ведь до сих пор неясно, смогут ли в 2016 г. экспортеры обеспечить производство и приток валюты хотя бы на прошлогоднем уровне.

По данным Госстата, в 2015 г. выручка от экспорта продукции отечественных предприятий сократилась более чем на 30%. И видимых причин говорить, что в новом году ситуация изменится к лучшему, нет.

Основные негативные факторы — снижение цен на ключевых для украинской промышленности рынках металлургической и аграрной продукции — в текущем году сохранятся.

Поэтому авторы принятого госбюджета на 2016 г. и решили подстраховаться. И вряд ли авторы альтернативного проекта из ОБ об этом не знают. Ведь многие из них так или иначе связаны с металлургической империей Ахметова — Новинского или с аграрными магнатами.

Хотя если принять во внимание, что именно экспортеры заинтересованы в сокращении себестоимости своей продукции и дальнейшем падении гривни, все сразу становится на свои места.

Благо ОБ не имеет решающего влияния в ВР и не сможет собрать необходимое количество голосов для изменения параметров уже утвержденного бюджета.

К тому же Бюджетный кодекс разрешает вносить изменения в главный финансовый документ только в случае отклонения доходной части более чем на 15% в ту или иную сторону. Поэтому следует как минимум дождаться итогов первого квартала, а до этого можно сколько угодно размахивать проектом изменений и виртуальными надбавками социальных стандартов.

Все это говорит о том, что в действительности предложенные ОБ изменения в бюджет и виртуальные 200—300 грн. малообеспеченным украинцам от Юрия Бойко и Ко — не более чем самореклама и пиар.

Однако не стоит забывать, что нынешнее положение, в котором оказалась экономика Украины и ее население, является прямым следствием пятилетнего правления Виктора Януковича и Партии регионов, которая после событий на майдане лишь сменила название и немного обновила «макияж» новыми кадрами.

Ядро же ОБ по-прежнему составляют политики старой школы, представляющие интересы тех же самых кланов и групп. А значит, и результат их действий, приди они к власти, будет вполне предсказуемым. В 2010—2014 гг. Янукович и его команда весьма успешно эксплуатировали имидж государственников, повышая планку соцобязательств за счет увеличения внутреннего и внешнего долга.

В значительной мере этому способствовало расширение торговых отношений с РФ (особенно в первые годы правления). При этом Виктор Янукович кулуарно давал обещания Москве интегрировать Украину в Евразийское экономическое сообщество. Для внутреннего же употребления декларировались цели подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.

Момент истины наступил после отказа Януковича подписать соглашение в Вильнюсе. Как известно, наиболее активная (или, скажем так, пассивная) часть украинского общества этот выбор не поддержала. Не в последнюю очередь из-за опасений консервации режима, сцементированного личной преданностью «семье», поглощением успешного бизнеса по всей стране и всепроникающей коррупцией.

Еще одним подтверждением того, что «обое рябое», стал опубликованный на днях список депутатов Верховной Рады, воспользовавшихся в конце прошлого года положенной им по закону компенсацией за аренду жилья в Киеве.

По закону льготы положены депутатам, проживающим дальше чем в 30 км от Киева Для аренды жилья в столице они могут воспользоваться компенсацией до 460 грн. в сутки — весьма мизерной по меркам состоятельных долгожителей политического и делового олимпа.

Тем не менее в списке депутатов, получивших компенсацию за аренду жилья в декабре прошлого года, опубликованном в соцсетях известным блогером Денисом Казанским, оказались аж 177 представителей всех фракций и групп нынешнего созыва ВР.

Впрочем, ключевым здесь является не отсутствие места проживания в столице, а доход народных избранников, позволяющий им при желании снимать жилье не за деньги налогоплательщиков, а за свои кровные.

Если говорить о представителях ОБ, то в списке фигурируют сразу два вице-премьера оппозиционного кабмина — Михаил Добкин и Александр Вилкул. Обоих ну никак нельзя назвать бедными людьми. Компенсацию за жилье получил и младший брат Михаила Добкина Дмитрий.

Здесь же оказался замглавы фракции ОБ, бывший председатель правления ПАО «Павлоградуголь» Артур Мартовицкий.

А вместе с ним — экс-министр промышленной политики, бывший глава Днепропетровской ОГА и топ-менеджер криворожских ГОКов Рината Ахметова Дмитрий Колесников.

Не побрезговал дополнительным источником дохода деловой партнер оппозиционного премьер-министра Бориса Колесникова, почетный президент ЧАО «АПК-Инвест» (производитель мясных изделий известной ТМ «М'ясна весна») Денис Омельянович. Денис Казанский назвал его миллионером.

И даже наследник многомиллионной аграрной империи «Нибулон» Андрей Вадатурский.

Компенсируют расходы на жилье и одному из авторов законопроекта об изменениях в бюджет, экс-главе Одесской ОГА Николаю Скорику, а также его однопартийцам Александру Долженкову и Дмитрию Шпенову.

Немало в списке и бывших «регионалов», после смены власти поменявших партийную и фракционную принадлежность, таких как президент ФК «Заря» Евгений Геллер, небезызвестный закарпатский бизнесмен Михаил Ланьо, бывший мэр Днепропетровска Иван Куличенко, Андрей Шипко и другие.

Опубликовавший список в соцсетях Денис Казанский охарактеризовал его как «жлобство космического уровня». Однако многие пользователи с ним не согласились, считая это обычным жлобством. Извините великодушно за эту лексику, позаимствованную мною из первоисточников.

Проект изменений в бюджет, на котором начали пиариться лидеры ОБ, также заслуживает негативной оценки. Размахивая перед носом самых бедных украинцев виртуальными выплатами, авторы законопроекта забыли сказать им, что эти деньги будут моментально съедены растущими ценами на товары первой необходимости.

Вот и в антикризисной программе ОБ много правильных слов о наведении порядка и обеспечении мира в стране, увеличении доходов населения и восстановлении экономики, но мало шансов превратить их в реальные дела. Имея без малого пятилетку, чтобы изменить страну, бывшие «регионалы» не воспользовались этой возможностью. Поэтому теперь вместо управления реальным сектором экономики им приходится ностальгировать по прошлому и жонглировать бумажными цифрами.

И ждать, пока при бездарном руководстве Яценюка скоро буквально все станет так плохо, что избиратели будут искать новую силу, которой можно доверить судьбу страны. И Оппозиционный блок, видимо, рассчитывает, что опять сработает известный принцип «все новое — это хорошо забытое старое».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Почти со всеми почти против всех

Москва хотела бы выйти из донбасского конфликта, а потому ей важно, чтобы у украинской...

Украине предложат стать Бельгией

В США не исключают, что наша страна откажется от ассоциации с ЕС

Порошенко, Ципрас, Трамп — виртуозы обещаний

Каждый политик спекулирует громкими заявлениями, не особо заботясь о том, как он...

Новый поход на власть случится не скоро

Сохранить свои позиции глава МВД может только при консервации нынешней конструкции...

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
Alexander Belkovsky
31 Января 2016, Alexander Belkovsky

Во-первых, они хоть попытались. Во-вторых, когда пробьет час украинского "Нюрнберга", и места на длинной скамье подсудимых займут цитрусоголовые ортодоксы, "регионалов" среди них не будет.

- 6 +
niky

так уж повелось -виноваты папередники......и дажэ привлечение в качестве следователей с США в 2010 году -не удалось раскутить Папередников-кто жэ уворовал весь кредит МВФ-в 2008-09 годах-в размере $15 мильярдов доллярофс--Цыля Тимошенко помалкивает...

- 13 +
bonifacius
28 Января 2016, bonifacius

Особенно умиляет утверждение автора, что нынешнее положение, в котором оказалась экономика Украины и ее население, является прямым следствием пятилетнего правления Виктора Януковича и Партии регионов.
Скачем дальше!!!

- 31 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка