Почти со всеми почти против всех

№48(798) 2 – 8 декабря 2016 г. 01 Декабря 2016 3.4

, Игорь КОНДЕНКО

Украинский бизнес приостанавливает инвестиции и замораживает масштабные проекты, но одновременно возникают новые медиа, масштабно модернизируются существующие и ходят слухи о покупке популярных СМИ крупными игроками. В украинских реалиях это явный признак того, что политика на грани больших перемен. В 2013 г. такая активность началась примерно за полгода до массовых протестов.

Уже сейчас можно назвать ряд признаков, которые свидетельствуют о том, что президент Порошенко оказался в сложной ситуации, а его противники проверяют его на прочность. Притом делают это таким образом, чтобы продемонстрировать его слабость, отсутствие лидерских качеств, неспособность управлять государством и находить выход из кризисных ситуаций.

Основными противниками Порошенко являются соратники по коалиции и украинские олигархи, не приглашенные к дележу пирога власти. Европейские партнеры отстранились и не выполняют своих обязательств, а в США пока просто не до Украины.

Порошенко оказался в такой ситуации, когда якобы партнер — «Народный фронт» — ведет свою особую игру и делает заявления, идущие вразрез с позицией президента, откровенно игнорируя правила игры.

Олигархи наносят удары по министрам и чиновникам Порошенко или же организовывают успешные кампании по их дискредитации в медиа. Любая резкая ответная реакция сразу позиционируется как «становление диктатуры Порошенко». Но ситуация настолько сложная, что президент не может позволить себе играть в долгую из-за отсутствия времени, команды и стратегии. В таком случае стратегию всегда готовы подсказать извне.

27 ноября на сайте «Кибер Беркут» опубликован текст телефонного разговора, который якобы состоялся между Джо Байденом и Петром Порошенко 12 августа 2016 г.

На первый взгляд, трудно понять, чем могла заинтересовать эта беседа анонимную хакерскую группировку, прославившуюся разоблачениями украинских политических деятелей («Кибер Беркут», как помнится, раскрыл настоящее имя Семена Семенченко и опубликовал переписку народных депутатов партий «Батькивщина» и «УДАР»).

Ни вице-президент США, ни глава Украины (говорившие, кстати, относительно недолго) не сказали ничего такого, что могло бы выставить в невыгодном свете Вашингтон или Киев. Но многочисленные российские (и некоторые украинские) СМИ, рассказавшие о стенограмме, разъяснили, на что нужно обратить внимание. Байден и Порошенко коснулись перспективы национализации «ПриватБанка», и, как выяснилось, администрация США не только одобряет данную затею, но и настаивает на том, чтобы процесс был доведен до конца.

Выбор политического сценария

Вопрос о том, насколько достоверна опубликованная «Кибер Беркутом» стенограмма, по меньшей мере второстепенен.

С политической точки зрения наибольшую важность представляет то, что российская сторона (те ее структуры, которые стремятся оказывать влияние на положение дел в Украине) хочет показать, что между Порошенко и Коломойским принципиально невозможно мирное сотрудничество.

Украинский президент может пообещать непокорному олигарху все что угодно, но он не сможет выполнить договоренности, поскольку связан обязательствами перед действующей администрацией США и американским министерством финансов. Поэтому Порошенко будет вынужден предпринимать шаги, направленные на национализацию «ПриватБанка».

И даже если он захочет и сможет убедить окружение нового американского президента, что «ПриватБанк» нужно оставить Коломойскому, есть еще МВФ, которому, как выяснилось, украинский президент также пообещал национализировать крупнейший (и наиболее проблемный) коммерческий банк Украины. На днях рейтинговое агентство Fitch подтвердило рейтинг «ПриватБанка» на уровне ССС («возможность дефолта»). Это значит, что спасение банка практически невозможно без вмешательства государства. Судя по публикации «Кибер Беркута», на этот раз Игорю Коломойскому нужно готовиться не к получению государственной помощи, а к национализации, которую пообещал провести президент.

Но, помимо шаткого положения «ПриватБанка», для публикации стенограммы, доказывающей невозможность политического союза между Порошенко и Коломойским, были также причины, связанные с социальной ситуацией. Результаты исследования, проведенного социологической группой «Рейтинг» в ноябре 2016 г., говорят о том, что Тимошенко продолжает наращивать популярность. Впрочем, это несложно было предсказать. Президент вопреки прогнозам сохраняет относительно высокий электоральный рейтинг, что позволяет ему рассчитывать на благоприятный исход досрочных парламентских выборов.

Т. о. окружение президента может усилить свое экономическое и политическое влияние, если, избавившись от ненужных обязательств и обанкротившихся союзников, пойдет на досрочные перевыборы парламента и добьется создания новой конфигурации власти.

В руководстве президентской партии уже в сентябре рассматривались подобные планы, и, как свидетельствуют социологические данные, в стране сложилась благоприятная ситуация для их реализации. Но уже в ближайшее время обстановка может измениться в худшую сторону.

Самым электоральным рейтингом обладает Тимошенко (17,7%), и пока нет никаких причин для того, чтобы он начал снижаться. Популярность «Батькивщины» (17,4%) примерно соответствует уровню поддержки ее лидера. Поэтому у партии нет даже теоретического шанса самостоятельно сформировать парламентское большинство, а Юлия Владимировна не может рассчитывать, что, добившись проведения досрочных президентских выборов, она гарантированно одержит на них победу.

Т. о. Порошенко, занимающий второе место в рейтинге (его поддерживают 14,3%, а президентскую БПП «Солидарность» — 12,6%) обладает возможностью запереть лидера «Батькивщины» в «электоральном гетто», добившись ее политической изоляции. Для этого ему нужно заключить союз с двумя относительно популярными политическими силами, позволив им принять участие в формировании нового правительства, и столкнуть «Батькивщину» с другими партиями, претендующими на протестный электорат.

Компромат Онищенко

Беглый нардеп Александр Онищенко заявил, что передал компромат на Петра Порошенко спецслужбам США. События получили название "кассетный скандал — 2". По вашему мнению, эти события являются:

В качестве потенциальных союзников президентской партии можно рассматривать только три политических проекта: Оппозиционный блок Юрия Бойко — 11,1%, Радикальную партию Олега Ляшко — 8,4% и «Самопоміч» Андрея Садового — 7,4%. Но в перспективе в этом ряду может появиться еще одна политическая сила — «Укроп». Эта партия, как стало ясно после съезда «Укропа», прошедшего в Киеве 25 ноября, может уже в ближайшее время вновь оказаться под контролем Игоря Коломойского. Нужно сказать, что «Укроп» мог бы стать для БПП «Солидарность» выгодным союзником, поскольку, занимая жесткую позицию в отношении Минских договоренностей, он мог бы помочь привлечь на сторону президента часть сторонников радикальных взглядов, до которых умеренная президентская партия попросту «не дотягивается».

Но, как следует из стенограммы августовского телефонного разговора президента, опубликованной, кстати, через два дня после съезда «Укропа», политическое сближение Порошенко и Коломойского принципиально невозможно. 

Битва за юго-восток

Результаты ноябрьского социсследования группы «Рейтинг» позволяют утверждать, что в стране появились две общенациональные партии — «Батькивщина» и БПП «Солидарность», которые обладают относительно высоким уровнем электоральной поддержки и на западе, и в центре, и на юго-востоке. Однако лидирует на юго-востоке по-прежнему Оппозиционный блок, не пользующийся популярностью ни на западе, ни в центре.

Это, безусловно, затрудняет открытый политический союз между президентским окружением и руководством оппозиционеров. Такой альянс поможет укрепить позиции президентской силы на юго-востоке, но в центре и на западе он непременно спровоцирует отток избирателей. Правда, после досрочных парламентских выборов, которые президентской партии выгоднее всего провести под лозунгом борьбы с экономическим кризисом, ситуация может измениться. В ходе ожесточенного противостояния с «Батькивщиной» в избирательной кампании (избежать его не удастся) сторонников президентской силы можно убедить в том, что ради сохранения стабильности следует пойти на создание правительства «национального согласия», в которое должны войти представители политической силы, выигравшей выборы на юго-востоке страны.

Новая конфигурация власти, которая может возникнуть в результате досрочных парламентских выборов, позволит Петру Порошенко решить две важные проблемы.

Во-первых, не допустить дальнейшего укрепления Юлии Тимошенко на юго-востоке. Если Тимошенко удастся завоевать доверие избирателей, проживающих в восточных и южных областях (что ей не удалось сделать в 2010 г.), победа на президентских выборах ей будет практически гарантирована. Причем в ее распоряжении остается еще достаточно времени для того, чтобы заручиться поддержкой юго-востока. Оппозиционный блок, контролирующий значительную часть политических инвесторов юго-восточных регионов и обладающий информационными ресурсами, позволяющими влиять на общественное мнение в этой части страны, может заблокировать рост электорального рейтинга Тимошенко. Если, разумеется, будет в этом заинтересован.

Во-вторых, глава государства приобретет влиятельного союзника, не имеющего президентских амбиций, а потому не представляющего потенциальной угрозы. «Политическое одиночество» президента, опирающегося исключительно на свое окружение, в котором после того, как Саакашвили начал собственный политический проект, больше нет популярных «медийных» фигур, может стать серьезной проблемой. Но любой союз с политиком, обладающим президентскими перспективами, может закончиться для главы государства политической катастрофой.

Вероятность досрочных президентских выборов (и без того довольно высокая) после смены американской администрации существенно возрастет. Окружение Трампа не заинтересовано в том, чтобы власть оставалась в руках нынешнего украинского руководства, в формировании которого республиканцы не принимали участия. Это не значит, что республиканская администрация непременно сделает ставку на проведение в Украине досрочных президентских выборов. Но и противиться реализации такого сценария (как это происходило при Обаме) она также не станет.

Поэтому альянс действующего президента с политиком, имеющим шансы занять высший государственный пост, может внезапно оборваться и, как и в случае с Саакашвили, подобный разрыв способен серьезно осложнить положение главы государства. Как явствует из соцопроса группы «Рейтинг», Порошенко легко мог бы победить во втором туре Юрия Бойко, но рискует потерпеть поражение от Олега Ляшко и безнадежно проигрывает Юлии Тимошенко.

Важно также, что Юрий Бойко практически не имеет шансов на победу во втором туре, если столкнется там с одним из наиболее вероятных кандидатов (Порошенко, Тимошенко, Ляшко или Садовым). Союз главы государства с лидером Оппозиционного блока мог бы стать взаимовыгодным соглашением. Он позволил бы Бойко решить многие тактические проблемы (прежде всего предотвратить маргинализацию Оппозиционного блока на общенациональном уровне), а Порошенко — существенно улучшить свое стратегическое положение, получив ключ к юго-востоку.

Но чтобы подобный альянс стал реальностью, нужно сперва провести досрочные парламентские выборы. Если окружение президента решит сохранить нынешнюю расстановку сил, битву за юго-восток может выиграть Юлия Тимошенко. И чем ближе будут президентские выборы, тем более выгодным будет казаться союз с ней инвесторам и политикам из юго-восточных регионов.

, Игорь КОНДЕНКО

Российский интерес

Союз между Бойко и Порошенко не только укрепил бы положение этих политиков, но и позволил бы найти выход из тупика российской власти, стремящейся уйти из «донбасского» конфликта, но не видящей возможности, как это сделать без тяжелых уступок, равносильных предательству своих нынешних сторонников.

В настоящее время ни Киев, ни Москва не способны выполнять свои обязательства в рамках Минских соглашений. И очередной провал переговоров в «нормандском формате» 29 ноября лишний раз подтверждает это. Но украинская власть (если не принимать в расчет возможность досрочных президентских выборов) находится в лучшем положении, чем Кремль.

Российская власть и по экономическим, и по внутриполитическим соображениям нуждается в восстановлении отношений с Западом. Падение уровня жизни основной массы российских граждан становится все заметнее, и пропагандистские усилия власти не смогут надолго задержать рост массового недовольства. А восстановление связей с США и ЕС открыло бы российским корпорациям доступ к западным финансовым ресурсам. В результате была бы устранена угроза закрытия множества промышленных предприятий, а власть получила бы возможность отказаться от жестких мер, направленных на сохранение финансовой стабильности.

Но главное — затянувшийся конфликт с Западом вызывает недовольство части крупных собственников, в особенности тех, что не входят в ближайшее окружение Владимира Путина. Между тем российскому руководству предстоит в ближайшее время определиться и со сценарием президентских выборов. Поэтому ему сейчас особенно необходим внутриполитический консенсус по стратегическим вопросам.

Снижению напряженности в отношениях между Россией и Западом мешают разногласия вокруг сирийской проблемы и угроза возобновления вооруженного конфликта на Донбассе. Но если российско-американские противоречия в Сирии, вполне вероятно, удастся разрешить с приходом администрации Трампа, который вроде бы не возражает против сохранения власти в руках Башара Асада, то на ситуации в Донбассе победа кандидата от республиканцев, по всей видимости, никак не скажется.

Поэтому руководство Украины вполне может рассчитывать на то, что, блокируя выполнение Минских договоренностей, оно со временем добьется от Кремля куда больших уступок.

Однако если окружение украинского президента вступит в союз с политической силой, руководство которой заинтересовано (прежде всего по экономическом соображениям) в скорейшем снижении напряженности на Донбассе, то российская власть получит шанс, не поступаясь своими стратегическими интересами, добиться перехода к мирному урегулированию донбасского конфликта. А это в свою очередь снимет самую серьезную преграду на пути Москвы к примирению с США и ЕС.

Правда, Петр Порошенко вполне может найти себе и других союзников, помимо Оппозиционного блока. Более того, самая влиятельная партия юго-востока может утратить внутреннее единство, если связанные с ней собственники не будут опираться на поддержку власти при решении своих текущих проблем. В такой ситуации часть политиков и предпринимателей, связанных с Оппоблоком, может перейти к поддержке других проектов.

С точки зрения мирного урегулирования донбасского конфликта наибольшую угрозу представляет проект Коломойского. Олигарх дал понять, что намерен резко увеличить политическую активность и лично управлять политической стратегией «Укропа». Некоторым предпринимателям из юго-восточных регионов перспективы данного проекта (особенно после того, как из него будут выдавлены люди Корбана и Филатова) могли бы показаться чрезвычайно заманчивыми.

Публикация «Кибер Беркута» напомнила всем о том, что союз между Порошенко и Коломойским принципиально невозможен, а самому олигарху нужно готовиться к потере своего главного актива.

И если учесть, что в стране явно назревает новый политический кризис, это напоминание, если воспользоваться ленинской характеристикой известного романа Максима Горького, выглядит «очень своевременным».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка