Старой дорогой к новой катастрофе

№1–2(729) 3 — 9 июля 2015 г. 02 Июля 2015 2 4.7

Назначение Саакашвили губернатором Одесской области говорит о том, что центральная власть все больше не доверяет региональной элите // УНИАННазначение Саакашвили губернатором Одесской области говорит о том, что центральная власть все больше не доверяет региональной элите // УНИАН

Выборы региональных и местных органов власти, назначенные на 25 октября, станут важнейшим политическим событием года, несмотря на то, что обещанная децентрализация так и не началась. Властные полномочия по-прежнему сосредоточены в руках глав областных и районных администраций, которые не избираются и не контролируются местными общинами.

Выборы: регионы против Киева

Значимость предстоящих выборов заключается не в том, что вновь избранные советы и мэры городов смогут изменить ситуацию в стране. Но после их избрания центральная власть уже не сможет продолжать нынешнюю политику.

Власть либо изменит свой социально-экономический курс и попытается прийти к компромиссу с идейными оппонентами — с руководством так называемых ЛНР и ДНР, с которыми официальный Киев фактически отказывается вести переговоры, и с представителями профсоюзного и социального движения, отстаивающими интересы беднейших слоев общества. Либо начнется неконтролируемый распад нынешней политической системы, и его не сможет остановить даже западное вмешательство.

Поскольку действующее государственное руководство, расколотое и растерянное, неоднократно демонстрировало неспособность приходить к соглашению даже с потенциальными партнерами (не говоря уж о противнике), второй сценарий, грозящий новой политической катастрофой, представляется, к сожалению, более вероятным.

Очевидно, что социально-экономическая ситуация в стране будет только ухудшаться. Причем Кремль, стремящийся восстановить экономическое сотрудничество с США и ЕС, будет демонстрировать готовность урегулировать донбасский конфликт и — соответственно — прекратить военную поддержку противников Киева на юго-востоке. Поэтому украинской власти будет все труднее объяснять резкое падение экономики и снижение уровня жизни необходимостью продолжать вооруженное противостояние с ориентирующимися на Россию «сепаратистами».

Общественная поддержка действующей власти за последние месяцы существенно снизилась. Как показывают соцопросы, особое недовольство вызывают действия правительства. Популярность «Народного фронта», партии премьер-министра, упала до критически низких отметок и, как представляется, вряд ли заметно вырастет даже в случае очень удачной избирательной кампании.

Это значит, что политическая сила Арсения Яценюка, скорее всего, уступит в большинстве регионов не только основным общенациональным партиям, но и политическим проектам, за которыми стоят представители региональной элиты. А это создаст условия для изменения баланса сил внутри государственной власти (очевидно, что появившимися возможностями воспользуется не только окружение президента, но и лидеры «Батькивщины» и «Самопомочі»), и одновременно позволит областным советам и мэрам крупных городов открыто противиться непопулярным решениям правительства.

К тому же сразу после переизбрания региональные и местные органы власти будут обладать в глазах общества большей легитимностью, чем успевшая вызвать раздражение государственная власть.

Однако самую большую угрозу представляет даже не перспектива политического хаоса, практически неизбежного после того как в нынешнюю «борьбу всех против всех», идущую на общенациональном уровне, включатся региональные игроки. После проведения выборов резко обострится борьба за финансовые ресурсы.

Во-первых, областные советы, в которых снизится представительство партий правящей коалиции, станут смелее заявлять о своих претензиях к Киеву. Во-вторых, крупные предприниматели, помогавшие парламентским партиям вести избирательную кампанию в регионах, захотят хоть как-то окупить свои вложения.

В-третьих, партии, входящие в парламентскую коалицию, между которыми в ходе избирательной кампании неизбежно возникнут конфликты, начнут открытую борьбу за контроль над бюджетными потоками, сопровождающуюся взаимными обвинениями и скандалами в СМИ.

Но главное — центральная власть может полностью лишиться средств, необходимых как для выполнения социальных обязательств, так и для обеспечения лояльности крупных предпринимателей и региональных политических лидеров. В этом случае массовые протестные настроения, которые под влиянием социально-экономических обстоятельств будут постоянно усиливаться, соединятся со стремлением различных групп общенациональной и региональной элиты отобрать у власти часть полномочий.

Чем подобное сочетание может закончиться для государственного руководства, мы увидели в феврале прошлого года.

Войдут ли Кличко и Яценюк в антипрезидентскую «фронду»?

Министр финансов Украины Наталья Яресько на прошлой неделе предупредила, что в июле вполне вероятен дефолт по внешним обязательствам текущего года. К этому заявлению Яресько нужно относиться крайне серьезно, поскольку она сделала его сразу же после встречи премьер-министра и членов Кабмина с участием Американской торгово-промышленной палаты в Украине и Европейской бизнес-ассоциации.

Вполне вероятно, что Наталья Ивановна права, утверждая, что грядущий технический дефолт не окажет заметного влияния на курс национальной валюты и на состояние банковской системы. Правда, для этого явно потребуется внешняя политическая поддержка и твердые гарантии международной финансовой помощи. А это нынешняя власть еще должна заслужить.

В то же время нет никакого сомнения в том, что в случае дефолта (даже технического) украинские банки и корпорации будут полностью отрезаны от зарубежных источников финансирования (показательно, что Россия, против которой введены западные санкции, и Украина, кому Запад вроде бы помогает, оказались в похожей ситуации). Поэтому в обозримой перспективе судьба украинских олигархических группировок станет зависеть исключительно от того, есть ли у них доступ к государственным средствам.

Соответственно борьба за контроль над финансовой сферой будет жестокой и бескомпромиссной. Поскольку действующая власть так же не умеет идти на уступки, как и окружение Януковича, в политическом пространстве могут (как и в 2013 г.) появиться олигархические группировки, для которых устранение нынешнего режима станет единственным шансом на выживание.

Помимо того, власти — чтобы добиться поддержки со стороны МВФ — придется снижать как социальные расходы, так и уровень поддержки олигархических группировок, связанных с государственным руководством. Причем министр финансов, для которой взаимодействие с международными финансовыми институтами намного важнее, чем собственная популярность (и уж тем более отношения с олигархами), настроена крайне серьезно.

Положение, которое занимает Наталья Яресько в структуре украинской власти, уникально. Лидеры США и ЕС рассматривают ее как политика, способного гарантировать, что достижение финансовой стабилизации будет главным приоритетом украинского правительства в экономической сфере. Поэтому в ближайшее время в украинском политическом пространстве у нее не будет соперника, способного лишить ее министерского поста (важнейшего в нынешней ситуации).

Заставить ее уйти с должности может только разочарование западной политической элиты в украинской власти или развитие социального протеста, которым вновь может воспользоваться в собственных интересах украинская олигархия. В обоих случаях будет запущен сценарий, ведущий к новой катастрофе.

Однако даже если украинской власти удастся ограничить аппетиты олигархических группировок, сохранить (основательно подорванное) доверие Запада и остановить развитие протестных настроений, разрушить нынешнюю политическую систему, повторюсь, может междоусобная борьба внутри самой власти.

То, что эта борьба набирает обороты, чувствуется даже по изменившейся риторике президента. Так, выступая перед выпускниками Национального университета Украины «Киево-Могилянская академия», Петр Порошенко заверил, что в стране удастся провести реформы, несмотря «на усилия антиреформаторской фронды, которую формирует на наших глазах коррумпированная бюрократия, олигархия, криминалитет и пятая колонна».

Если оставить в стороне образ «пятой колонны», то получится, что главным врагом президентских реформ является альянс, состоящий из высокопоставленных коррупционеров, олигархов и представителей криминалитета. Таким образом, глава государства исключает возможность появления у него оппонентов, с которыми можно вести политические дискуссии. И все, кто выступает против президентского курса, либо преследуют корыстные интересы, либо пытаются избежать уголовного преследования.

Столь жесткие заявления могут показаться удивительными, особенно с учетом того, что триумвират Яценюк—Аваков—Турчинов, противостоящий Петру Порошенко, в последние месяцы заметно сдал позиции. А президент в борьбе с могущественными соперниками сумел показать, что западная поддержка (а это в сегодняшней Украине самый важный политический ресурс) все-таки на его стороне.

По всей видимости, угрозы, с которыми обрушился президент на своих потенциальных противников, свидетельствуют о появлении новой линии раскола в украинской власти. Начинается открытое противостояние между Петром Порошенко и Виталием Кличко, а соответственно — и между экономическими и политическими группировками, связанными с президентским окружением и партией «УДАР», которую возглавляет киевский мэр.

Ближайшее окружение Петра Алексеевича накануне предстоящих региональных и местных выборов повторяет те же ошибки, что совершила группировка Виктора Януковича в преддверии парламентских выборов-2012, — ради укрепления позиции президента пытаются лишить самостоятельности все политические силы, заинтересованные в сотрудничестве с властью.

В 2012 г. глава государства обладал несравненно большими властными полномочиями, в стране сохранялся относительно высокий уровень социальной стабильности, а сотрудничать с государственной властью было несравненно более выгодно, чем сейчас. Тем не менее политическая и экономическая экспансия президентской группировки превратила ее потенциальных союзников в тайных противников, которые, после того как позиции президента немного ослабли, открыто выступили против его неограниченного доминирования. А отказ ближайших соратников Януковича пойти на значимые уступки привел, в конце концов, к его политическому краху.

Сейчас ситуация иная. Президентская власть намного слабее, у главы государства есть открытые оппоненты, опирающиеся на поддержку премьер-министра и министра внутренних дел, а потому конфликт с Порошенко намного безопаснее противостояния с Януковичем (даже в последние месяцы его правления). И сотрудничество с президентским окружением (особенно в качестве «младшего партнера») сулит значительно меньшие выгоды.

Поэтому можно с уверенностью предсказать, что противостояние по линии Порошенко — Кличко будет только нарастать. Причем в нынешней ситуации Кличко не нуждается в союзниках (напротив, взяв на себя какие-либо политические обязательства, он обесценит свой возможный выигрыш). Не произойдет сближения киевского мэра ни с Яценюком, ни с Аваковым, а значит, идущая во власти междоусобная борьба попросту дополнится еще одним серьезным конфликтом.

Столкновение между столичным мэром и президентским окружением уже привело к разрушению связки Порошенко — Наливайченко, которая помогала удерживать шаткую политическую стабильность. Председатель фракции «Блок Петра Порошенко» Юрий Луценко предположил, что это событие может вызвать раздражение у западных партнеров украинского руководства. По его словам, для лидеров США и ЕС важно, чтобы украинская власть сохраняла внутреннее единство, если оно будет утрачено, «западные партнеры» могут отказаться от экономической и политической поддержки Киева. Об этом, как рассказал Юрий Витальевич, его не так давно предупредил вице-президент США Джо Байден.

Однако американские предупреждения, судя по всему, не могут удержать самого Луценко и других президентских соратников от желания как можно больше ослабить Яценюка, а по возможности — вообще убрать нынешнего премьера с политической сцены (скорее всего это попытаются сделать после выборов). Пока речь идет только о «переформатировании» правительства. Причем эти разговоры дополняются атакой президентского окружения на министров обороны Степана Полторака, внутренних дел Арсена Авакова и здравоохранения Александра Квиташвили, обвинившего в ответ в противодействии реформам главу парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольгу Богомолец, представляющую президентскую партию.

Запад готовится к новым ставкам

Нужно учитывать, что после начала избирательной борьбы на региональном уровне (и уж тем более после появления перспективы досрочных парламентских выборов) конфликты внутри украинской власти только усилятся. Восстановить ее внутреннее единство уже не удастся. В этой ситуации западные лидеры будут вынуждены либо бросить украинское руководство на произвол судьбы (они могут это сделать, если вынудят Кремль пойти на уступки), либо сделать новые ставки, резко усилив фактические полномочия Яресько и «раскрутив» в качестве нового национального лидера какого-то политика, не входящего в нынешнее государственное руководство (например, Садового).

В этом случае США и ЕС в общих чертах повторят свое поведение зимой 2013—2014 гг. Правда, в то время у западной политической элиты не было столь надежного и компетентного представителя в украинской власти, как Наталья Яресько.

Очевидно, что нынешняя власть повторяет ошибки режима Януковича и так же уверена в прочности своего положения. Она отказывается идти на уступки, поскольку считает, что может сохранить контроль над ситуацией в стране, подавив своих оппонентов.

Она не учитывает возможность массового протеста (что особенно странно в нынешней ситуации), не обладает инструментами для урегулирования социальных конфликтов и не желает заниматься созданием действенных механизмов обратной связи с обществом. Она не занимается решением важнейших социальных проблем, рассчитывая, что поддержку общества удастся завоевать при помощи манипулятивных методов.

Правда, между нынешней правящей верхушкой и окружением Януковича есть одно существенное различие. Нынешняя власть расколота и состоит из конкурирующих (или даже враждующих) друг с другом группировок.

Из тупика, в котором оказалась правящая верхушка, она пытается выйти, откладывая «на потом» решение важнейших проблем страны (прежде всего урегулирование донбасского конфликта) и снижая значимость предстоящих выборов, чтобы не превращать их в фактор эскалации внутренних конфликтов. Причем президент и премьер, несмотря на острые противоречия между ними, сходятся во взглядах на эту проблему.

Председатель Верховной Рады Владимир Гройсман заявил, что в октябре следует провести местные выборы, предусмотренные Конституцией. Затем ввести на два года переходный период для проведения децентрализации и внесения изменений в законодательство, а после этого провести внеочередные выборы.

Глава парламента, рассказывая об этом нехитром плане, заявил, что «это просто мечта», когда политики работают так, чтобы через два года их переизбрали. Кажется, впрочем, что мечтания центральной власти заключаются в другом. Ей бы хотелось, чтобы крупные предприниматели не слишком вкладывались в предстоящие выборы, а после их завершения не предъявляли бы излишних требований к государственному руководству, рассчитывая, что через два года они без труда смогут решить свои проблемы, воспользовавшись новым законодательством.

Президент Порошенко и премьер-министр Яценюк также согласились с тем, что после реформирования Конституции нужно будет провести досрочные местные выборы. Такая позиция для государственного руководства удобна еще и потому, что позволяет откладывать мирное урегулирование конфликта на Донбассе, сохранение которого тормозит рост социального протеста.

Возможно, подобная тактика и могла бы сработать в ситуации хотя бы относительной стабильности, но в нынешних условиях она только способствует реализации катастрофического сценария.

Затягивание процесса мирного урегулирования привело лишь к увеличению числа украинских граждан, готовых любой ценой добиваться восстановления мира. Согласно данным опроса, проведенного Центром социальных исследований «София», 61,8% украинцев выступают за прекращение военных действий даже в том случае, если ради этого придется отказаться от территорий, занятых ДНР и ЛНР, и только 22,9% респондентов высказались «за войну до победы».

Правда, в медийном пространстве голос большинства общества по обыкновению не слышен. Однако его позиция непременно скажется на результатах голосования, а главное — на отношении общества к действующей власти, которое может настолько ухудшиться, что вооруженный конфликт перестанет сдерживать протестную активность.

Что касается крупных предпринимателей и влиятельных региональных игроков, то они также не станут отказываться от создания рычагов давления на центральную власть, не будут откладывать выдвижение своих требований на будущее (которого в случае коллапса экономики у них может и не быть). Наиболее опасный противник президента, бывший губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, приступил к созданию общенациональной партии «Укроп» (что означает «Украинское объединение патриотов»), которая явно задумывается не столько под выборы 25 октября, сколько под досрочные парламентские выборы. Причем «Укроп» очевидно претендует на ту же электоральную нишу, что и политическая сила президента.

Кроме того, Коломойский контролирует партию «Возрождение», которая формируется на основе одноименной депутатской группы во главе с бывшим «регионалом», уроженцем Макеевки Виталием Хомутынником. Очевидно, что подобная политическая сила может претендовать на значительное число голосов на востоке, хотя и не имеет шанса стать влиятельным игроком на общенациональном уровне (здесь ее рост будет сдерживать Оппозиционный блок).

Собственный региональный проект «Украинская галицкая партия» появился и у Андрея Садового, который, как утверждают, в последнее время стремится установить контакты с ведущими европейскими и американскими политиками.

При этом львовский мэр продолжает контролировать значительную часть общенациональной «Самопомочі», у которой быстро растет рейтинг. Это позволяет «Самопомочі» наряду с «Батькивщиной» рассчитывать на электоральный успех в центральных регионах страны, что еще больше усложнит положение центральной власти.

Но, повторим, государственное руководство игнорирует как эту, так и все остальные угрозы. Оно не обращает внимания даже на очевидный, хотя еще и не фатальный для нее рост социального протеста, а ужесточение позиции Запада считает, по-видимому, досадным недоразумением.

Центральная власть уверенно движется по дороге, проложенной режимом Януковича. К новой национальной катастрофе.

 

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Почти со всеми почти против всех

Москва хотела бы выйти из донбасского конфликта, а потому ей важно, чтобы у украинской...

Украине предложат стать Бельгией

В США не исключают, что наша страна откажется от ассоциации с ЕС

Порошенко, Ципрас, Трамп — виртуозы обещаний

Каждый политик спекулирует громкими заявлениями, не особо заботясь о том, как он...

Новый поход на власть случится не скоро

Сохранить свои позиции глава МВД может только при консервации нынешней конструкции...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Корнилов. Ю.Н.
03 Июля 2015, Корнилов. Ю.Н.

Наше общество в стане хаоса и националистического ура-патриотизма. А это уже клиника. Власть уже прекрасно преспособилась к коррупции и не хочет ничего менять. А это, мне кажется, постепенно приводит к дикой трансформации нашего национализма. Например, 28 июня 41 года - "приход" к нам фашистов - отмечеют уже не только во Льваве, но и "отпразновали" уже в Херсоне, и даже прозвучало два подобных поздравления в Раде - от Ильенко и Ю.Луценко. И никто не посмел возразить и остановить "свобовца и непреклонного порошенковца". Видимо, теперь они союзники. Да, "прогнило что-то в Датском Королевстве!" И очень серьёзно.

- 17 +
Рина Зеленая
02 Июля 2015, Рина Зеленая

безысходность и тлен...

- 23 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка