У партий золота прибавилось

№40(790) 7 — 13 октября 2016 г. 07 Октября 2016 1 5

«Все никак не нажрутся!..» — грубо, конечно, но другие слова вряд ли могли бы подобрать пользователи Фейсбука, прочитав на страничке главы Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции г-жи Корчак сообщение о решении финансировать партии за счет бюджета.

А произошло вот что: на днях Нацагентство на заседании приняло решение о том, что Блок Петра Порошенко, «Самопоміч», «Народный фронт» и Радикальная партия Олега Ляшко получат свыше 70 млн. грн. на финансирование своей уставной деятельности.

Подайте людям с «Майбахами»

«Це кошти у розмірі 25% загального розміру щорічного державного фінансування, — объясняла Наталия Николаевна. — Таким чином, БПП отримає 24771,8 тис. грн., «Самопоміч» — 12461,65 тис. грн., «Народний фронт» — 25136,4 тис. грн., РПЛ — 8453,925 тис. грн.».

В этом списке нет «Батькивщины», поскольку она «не надала до Агентства своєї позиції щодо держфінансування». Оппозиционный блок тоже не получит кусок сладкого пирога: собственно, эта политсила и сама отказалась от таких щедрот государства.

И хоть ведомство г-жи Корчак, благословляя финансирование партий, ссылается на принятый ВР закон, именно это решение вполне может стать «бикфордовым шнуром» — и тогда волну гнева гражданского общества так просто не остановить.

«...Народні гроші з бюджету можна по-різному вилучати. От на підтримку партій, наприклад, — писал в комментариях к посту Наталии Корчак один из пользователей Фейсбука. — Виходить, український народ займається благочинністю по відношенню до купки людей з «Майбахами», дачами в три поверхи, нерухомістю за кордоном та одягом від 1 тис. доларів? І от що цікаво: як український народ може дивитися на фінансування політичних партій в нинішніх умовах, коли в країні ми бачимо реальне зменшення державного фінансування медицини, освіти, соціальних виплат тощо? Це нормально?»

Когда в бюджете на будущий год априори закладывается дефицит, а премьер обещает во что бы то ни стало изыскать хотя бы 6 млрд. «на самое необходимое», но при этом все понимают: «изыски» закончатся повышением налогов, коммунальных платежей и, конечно же, цен, — так вот именно сейчас нужно срочно дать миллионы партиям!

Надо так понимать, политсилам, которые прошли в парламент, средств не хватает?

Возможно, Блок Петра Порошенко едва сводит концы с концами? Или «Фронт» на ладан дышит без «вливаний» государства?

И что, «Самопоміч» нуждается? Или соратникам Ляшко не хватает средств на содержание партийных офисов?

Вот бы они и объяснили это нашим несчастным пенсионерам, у которых дружно отрезали еще два года назад по 15% с пенсии. Интересно получается: отрезать у граждан законно ими заработанное можно, потому что казна пуста, надо затянуть пояса, время такое... Помните, как объясняли это все народу и прежнее правительство, и лично президент?

А партиям, получается, давать из казны деньги надо, причем в полном объеме, без всякого урезания. Потому что — закон принят.

Доноры и прозрачность

8 октября 2015-го Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно предотвращения и противодействия политической коррупции (№2123)». Таким образом узаконивалось государственное финансирование политических партий.

Большинство экспертов на разнообразных телевизионных ток-шоу, посвященных этой теме, говорили, что видят в законопроекте №2563 если не спасение от того, что партии служат не стране, а своим спонсорам, то по крайней мере рецепт, чтоб служили менее рьяно.

В принципе в нашей практике такое уже было. Правда, и времена были иные. В 2003-м Верховная Рада приняла закон о госфинансировании партий, и государство возмещало расходы на их предвыборную агитацию.

Но в 2008 г. нормы закона «О политических партиях в Украине» (благодаря которому, собственно, и вводилось государственное финансирование партий) были отменены.

И нельзя сказать, что в последующие восемь лет, т. е. до 2016-го, партийное движение, не подкрепленное вливаниями из бюджета, так уж и зачахло.

Напротив, оно зацвело буйным цветом, достаточно представить лишь нынешнее количество партий. И если 8—10 лет назад в стране было зарегистрировано порядка 130—140 таких политсил, год назад — чуть больше 200, то сейчас цифра приближается к 350.

Из чего делаем вывод: есть казенные деньги или нет их, партии от этого не чахнут и не исчезают.

В минувшем году, когда закон №2123 был в парламенте лишь на стадии обсуждения, «2000» обратились к старшему аналитику департамента анализа антикоррупционной политики общественной организации «Transparency International Україна» Алле Волошиной с просьбой объяснить, так ли уж нужен этот закон стране (пожалуйста, читайте «Платите партиям и будет вам счастье», №17—18(737), 28 августа — 3 сентября 2015 г.).

«Законопроект в целом действительно важен для Украины, — говорила г-жа Волошина. — Одно из требований наших международных доноров — прозрачность финансирования политических партий. Что включает в себя прозрачность? Прежде всего — внутренний аудит, а также возможность общественного аудита... Это — информация для общественных организаций, журналистов, всех рядовых украинцев: кто именно финансирует политсилы? Какие у них крупнейшие доноры? Фактически — кто владельцы партий?.. По состоянию на сегодня таких сведений мы не имеем. Так вот незнание этой информации формирует отношение к политическим силам как к «серым» агентам влияния на внутреннюю и внешнюю политику не только партий, но и государства в целом».

Кстати, в пояснительной записке к законопроекту №2123 было сказано, что для внедрения закона — т. е. финансирования партий из бюджета — не требуется дополнительных материальных и других затрат.

В таком случае как же государство собиралось давать деньги партиям, если никаких «дополнительных затрат»?

Разве оно только на бумаге обещало нарисовать миллионы, а на самом деле отстегивать из казны не собиралось?

На этот вопрос эксперт «Transparency...» ответила так: «Дело в том, что налоги в бюджет уже собираются... По новому проекту одному избирателю содержание политической партии будет обходиться в 12 грн. в год. Что мы получим за эти 12 грн.? А получим усиленный контроль со стороны Счетной палаты за этими государственными средствами. Счетная палата призвана следить, на что тратятся государственные средства, насколько эффективно они используются политической силой. С другой стороны, мы получим усиленное внимание рядового избирателя, куда идут его налоги».

Для большей убедительности, так сказать, мизерности суммы эксперт тогда привела пример, дескать, это фактически стоимость одной чашки кофе: «Собирается «пул» денег со всех налогов из расчета 0,01 процента минимальной заработной платы».

Впрочем, в масштабах страны «пул» из «чашек» набирался, как видим, довольно приличный.

«...Тогда разорвет фракция»

Собственно, практика материальной поддержки политических партий в мире довольно популярна. «По данным IDEA (Institute for Democracy and Electoral Assistance), — цитирую informer.od.ua, — 54,4% стран финансируют партии на регулярной основе, 31,1% возмещают расходы на избирательную кампанию. В Европе эти показатели еще выше: 84,1% стран постоянно поддерживают политические силы, а 38,6% — только во время выборов». В интервью одному из отечественных изданий представитель ОБСЕ/БДИПЧ по избирательным вопросам г-жа Лусине Бадалян объясняла, что пока «только в 6—7 европейских странах нет прямого государственного финансирования партий».

За рубежом обычно практикуют прямое и непрямое финансирование. «Под прямым, — пишет informer.od.ua, — обычно понимают поддержку в виде денег, под непрямым — бесплатное эфирное время, налоговые льготы».

Какие потенциальные выгоды от реализации данного закона может получить Украина? По мнению Венецианской комиссии, это устранение коррупции, поддержка важной роли политических партий в жизни общества, снижение чрезмерной зависимости от частных доноров, предоставление всем партиям способности конкурировать на выборах в соответствии с принципом равных возможностей, укрепление политического плюрализма, надлежащее функционирование демократических институтов.

Но за этими очень правильными тезисами уж никак, увы, не проглядывает наша реальность.

И вряд ли международных доноров, требующих, чтоб в Украине было все прозрачно, все теперь устраивает, поскольку там ведь тоже мониторят украинскую прессу.

А пресса пишет, мол, кто поверит, что партии (которые прошли в парламент и которым отныне положены миллионы из бюджета) подают в Нацагентство реальную отчетность?

Вот небольшой фрагмент из публикации, которая вышла в издании focus.ua/country/357791/.

«...Из трех с половиной сотен зарегистрированных политсил отчеты за два квартала этого года подали лишь 199, что, впрочем, и неудивительно, ведь множество украинских партий существуют лишь на бумаге. Но если судить по поданным в НАПК финансовым отчетам, о своих кассах чего-то не договаривают даже представленные в Верховной Раде партии.

К примеру, оказалось, что топовые политсилы почти не используют наемный труд. Исключение — «Батькивщина», в которой официально трудятся 64 человека, хотя для полноценной работы партии, которая, по данным самой «Батькивщины», насчитывает около 500 тыс. человек, и этого количества явно мало.

В Блоке Петра Порошенко работают лишь три человека с довольно скромными по киевским меркам зарплатами — от 2 тыс. грн. до 7 тыс. грн. Примечательно, что один из политтехнологов Администрации Президента Олег Медведев зарабатывает во много раз больше — за полгода 2016-го его консультационные услуги обошлись БПП в 280 тыс. грн.

Впрочем, даже такие смешные суммы БПП впечатляют в сравнении с расходами их партнеров по коалиции из «Народного фронта». В первом квартале НФ потратил лишь 11 тыс. грн., и то на программное обеспечение. Во втором квартале расходы «фронтовиков» выросли — 1,2 млн. грн. ушло на аренду партийного офиса...

Большинство политтехнологов, работающих с партиями, признают, что официальные доходы и расходы партий далеки от реальности.

Зачастую настоящая партийная касса исчисляется миллионами долларов и скрыта от глаз не только обывателя, но и всевозможных контролирующих и фискальных органов. И лишь небольшая ее часть выходит из тени в период избирательных кампаний».

Схожее мнение высказал и политэксперт Алексей Якубин на веб-сайте ru.golos.ua: «...Нужно привязать финансирование к текущей поддержке партии, чтобы пересматривать его в зависимости некоего рейтинга ее поддержки. Сейчас это выглядит как некая возможность для части партии получить госфинансирование, но при этом данная мера не будет защищать интересы большинства граждан... У нас политические партии в большинстве случаев — это бизнес-компании, которые ориентированы на удовлетворение интересов их ключевых спонсоров. И когда партии выделят деньги, это не означает, что их спонсоры откажутся от влияния на свои политические образования. Кроме того, у нас большинство партий имеет непрозрачное финансирование... И в этих условиях без какого-то аудита партиям выделяются теперь государственные деньги — сотни миллионов гривен!»

Когда в парламенте еще только готовились голосовать за закон №2123, «2000» провели опрос (пожалуйста, читайте «Кто-то что-то хочет стырить», №19v(747), 22—28 мая 2015 г.) среди депутатов-партийцев. Вопрос — так ли уж нуждается их политсила в финансовой господдержке? — у большинства респондентов вызывал лишь саркастическую улыбку.

И хоть точно так же большинство опрошенных парламентариев были уверены, что «народ не поймет», и вообще — закон не ко времени, тем не менее голосовать собирались, потому что иначе — «фракция разорвет».

Поскольку после голосования все остались живы, следовательно, партийные интересы возобладали над здравым смыслом.

Что и требовалось доказать.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Денис Радченко
13 Октября 2016, Денис Радченко

Проблема госфинансирования политпартий очень важна! До сих пор олигархи брали деньги из гозбюджета и финансировали партии, в этом случае:"Кто платит, тот и музыку заказывает!" Поэтому, они управляли партиями, как собственным бизнесом!! И по собственному желанию назначали местное руководство. Толковые порядочные люди пракически не имели ни единого шанса, что-то решать в партии! В данном случае НЕЗАВИСИМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ даёт шанс превратить партии в действительно НЕЗАВИСИМЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ! Современные политпартии Украины полностью поражены "аппаратным синдромом"! И только независимое финансирование даёт шанс на выздоровление от этого синдрома! Фактически ЭТО НОВАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В СТРАНЕ! Если до сих пор те же бюджетные средства сначала оказывались в руках олигархов и только после этого шли на подкуп партийной верхушки, то сейчас напрямую попадают на счета партий. Остаётся большая проблема за контролем, современное партийное руководство привыкло к абсолютной власти -- в этом суть "аппартного синдрома", когда руководитель строит партаппрат с единой целью защитить свою власть и положение! Попадая в госорганы, после выборов, он и государственные органы строит для защиты своего положения! Превращая и партию и государство в собственную фирму!

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка