У партий золота прибавилось

№40(790) 7 — 13 октября 2016 г. 07 Октября 2016 1 5

«Все никак не нажрутся!..» — грубо, конечно, но другие слова вряд ли могли бы подобрать пользователи Фейсбука, прочитав на страничке главы Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции г-жи Корчак сообщение о решении финансировать партии за счет бюджета.

А произошло вот что: на днях Нацагентство на заседании приняло решение о том, что Блок Петра Порошенко, «Самопоміч», «Народный фронт» и Радикальная партия Олега Ляшко получат свыше 70 млн. грн. на финансирование своей уставной деятельности.

Подайте людям с «Майбахами»

«Це кошти у розмірі 25% загального розміру щорічного державного фінансування, — объясняла Наталия Николаевна. — Таким чином, БПП отримає 24771,8 тис. грн., «Самопоміч» — 12461,65 тис. грн., «Народний фронт» — 25136,4 тис. грн., РПЛ — 8453,925 тис. грн.».

В этом списке нет «Батькивщины», поскольку она «не надала до Агентства своєї позиції щодо держфінансування». Оппозиционный блок тоже не получит кусок сладкого пирога: собственно, эта политсила и сама отказалась от таких щедрот государства.

И хоть ведомство г-жи Корчак, благословляя финансирование партий, ссылается на принятый ВР закон, именно это решение вполне может стать «бикфордовым шнуром» — и тогда волну гнева гражданского общества так просто не остановить.

«...Народні гроші з бюджету можна по-різному вилучати. От на підтримку партій, наприклад, — писал в комментариях к посту Наталии Корчак один из пользователей Фейсбука. — Виходить, український народ займається благочинністю по відношенню до купки людей з «Майбахами», дачами в три поверхи, нерухомістю за кордоном та одягом від 1 тис. доларів? І от що цікаво: як український народ може дивитися на фінансування політичних партій в нинішніх умовах, коли в країні ми бачимо реальне зменшення державного фінансування медицини, освіти, соціальних виплат тощо? Це нормально?»

Когда в бюджете на будущий год априори закладывается дефицит, а премьер обещает во что бы то ни стало изыскать хотя бы 6 млрд. «на самое необходимое», но при этом все понимают: «изыски» закончатся повышением налогов, коммунальных платежей и, конечно же, цен, — так вот именно сейчас нужно срочно дать миллионы партиям!

Надо так понимать, политсилам, которые прошли в парламент, средств не хватает?

Возможно, Блок Петра Порошенко едва сводит концы с концами? Или «Фронт» на ладан дышит без «вливаний» государства?

И что, «Самопоміч» нуждается? Или соратникам Ляшко не хватает средств на содержание партийных офисов?

Вот бы они и объяснили это нашим несчастным пенсионерам, у которых дружно отрезали еще два года назад по 15% с пенсии. Интересно получается: отрезать у граждан законно ими заработанное можно, потому что казна пуста, надо затянуть пояса, время такое... Помните, как объясняли это все народу и прежнее правительство, и лично президент?

А партиям, получается, давать из казны деньги надо, причем в полном объеме, без всякого урезания. Потому что — закон принят.

Доноры и прозрачность

8 октября 2015-го Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно предотвращения и противодействия политической коррупции (№2123)». Таким образом узаконивалось государственное финансирование политических партий.

Большинство экспертов на разнообразных телевизионных ток-шоу, посвященных этой теме, говорили, что видят в законопроекте №2563 если не спасение от того, что партии служат не стране, а своим спонсорам, то по крайней мере рецепт, чтоб служили менее рьяно.

В принципе в нашей практике такое уже было. Правда, и времена были иные. В 2003-м Верховная Рада приняла закон о госфинансировании партий, и государство возмещало расходы на их предвыборную агитацию.

Но в 2008 г. нормы закона «О политических партиях в Украине» (благодаря которому, собственно, и вводилось государственное финансирование партий) были отменены.

И нельзя сказать, что в последующие восемь лет, т. е. до 2016-го, партийное движение, не подкрепленное вливаниями из бюджета, так уж и зачахло.

Напротив, оно зацвело буйным цветом, достаточно представить лишь нынешнее количество партий. И если 8—10 лет назад в стране было зарегистрировано порядка 130—140 таких политсил, год назад — чуть больше 200, то сейчас цифра приближается к 350.

Из чего делаем вывод: есть казенные деньги или нет их, партии от этого не чахнут и не исчезают.

В минувшем году, когда закон №2123 был в парламенте лишь на стадии обсуждения, «2000» обратились к старшему аналитику департамента анализа антикоррупционной политики общественной организации «Transparency International Україна» Алле Волошиной с просьбой объяснить, так ли уж нужен этот закон стране (пожалуйста, читайте «Платите партиям и будет вам счастье», №17—18(737), 28 августа — 3 сентября 2015 г.).

«Законопроект в целом действительно важен для Украины, — говорила г-жа Волошина. — Одно из требований наших международных доноров — прозрачность финансирования политических партий. Что включает в себя прозрачность? Прежде всего — внутренний аудит, а также возможность общественного аудита... Это — информация для общественных организаций, журналистов, всех рядовых украинцев: кто именно финансирует политсилы? Какие у них крупнейшие доноры? Фактически — кто владельцы партий?.. По состоянию на сегодня таких сведений мы не имеем. Так вот незнание этой информации формирует отношение к политическим силам как к «серым» агентам влияния на внутреннюю и внешнюю политику не только партий, но и государства в целом».

Кстати, в пояснительной записке к законопроекту №2123 было сказано, что для внедрения закона — т. е. финансирования партий из бюджета — не требуется дополнительных материальных и других затрат.

В таком случае как же государство собиралось давать деньги партиям, если никаких «дополнительных затрат»?

Разве оно только на бумаге обещало нарисовать миллионы, а на самом деле отстегивать из казны не собиралось?

На этот вопрос эксперт «Transparency...» ответила так: «Дело в том, что налоги в бюджет уже собираются... По новому проекту одному избирателю содержание политической партии будет обходиться в 12 грн. в год. Что мы получим за эти 12 грн.? А получим усиленный контроль со стороны Счетной палаты за этими государственными средствами. Счетная палата призвана следить, на что тратятся государственные средства, насколько эффективно они используются политической силой. С другой стороны, мы получим усиленное внимание рядового избирателя, куда идут его налоги».

Для большей убедительности, так сказать, мизерности суммы эксперт тогда привела пример, дескать, это фактически стоимость одной чашки кофе: «Собирается «пул» денег со всех налогов из расчета 0,01 процента минимальной заработной платы».

Впрочем, в масштабах страны «пул» из «чашек» набирался, как видим, довольно приличный.

«...Тогда разорвет фракция»

Собственно, практика материальной поддержки политических партий в мире довольно популярна. «По данным IDEA (Institute for Democracy and Electoral Assistance), — цитирую informer.od.ua, — 54,4% стран финансируют партии на регулярной основе, 31,1% возмещают расходы на избирательную кампанию. В Европе эти показатели еще выше: 84,1% стран постоянно поддерживают политические силы, а 38,6% — только во время выборов». В интервью одному из отечественных изданий представитель ОБСЕ/БДИПЧ по избирательным вопросам г-жа Лусине Бадалян объясняла, что пока «только в 6—7 европейских странах нет прямого государственного финансирования партий».

За рубежом обычно практикуют прямое и непрямое финансирование. «Под прямым, — пишет informer.od.ua, — обычно понимают поддержку в виде денег, под непрямым — бесплатное эфирное время, налоговые льготы».

Какие потенциальные выгоды от реализации данного закона может получить Украина? По мнению Венецианской комиссии, это устранение коррупции, поддержка важной роли политических партий в жизни общества, снижение чрезмерной зависимости от частных доноров, предоставление всем партиям способности конкурировать на выборах в соответствии с принципом равных возможностей, укрепление политического плюрализма, надлежащее функционирование демократических институтов.

Но за этими очень правильными тезисами уж никак, увы, не проглядывает наша реальность.

И вряд ли международных доноров, требующих, чтоб в Украине было все прозрачно, все теперь устраивает, поскольку там ведь тоже мониторят украинскую прессу.

А пресса пишет, мол, кто поверит, что партии (которые прошли в парламент и которым отныне положены миллионы из бюджета) подают в Нацагентство реальную отчетность?

Вот небольшой фрагмент из публикации, которая вышла в издании focus.ua/country/357791/.

«...Из трех с половиной сотен зарегистрированных политсил отчеты за два квартала этого года подали лишь 199, что, впрочем, и неудивительно, ведь множество украинских партий существуют лишь на бумаге. Но если судить по поданным в НАПК финансовым отчетам, о своих кассах чего-то не договаривают даже представленные в Верховной Раде партии.

К примеру, оказалось, что топовые политсилы почти не используют наемный труд. Исключение — «Батькивщина», в которой официально трудятся 64 человека, хотя для полноценной работы партии, которая, по данным самой «Батькивщины», насчитывает около 500 тыс. человек, и этого количества явно мало.

В Блоке Петра Порошенко работают лишь три человека с довольно скромными по киевским меркам зарплатами — от 2 тыс. грн. до 7 тыс. грн. Примечательно, что один из политтехнологов Администрации Президента Олег Медведев зарабатывает во много раз больше — за полгода 2016-го его консультационные услуги обошлись БПП в 280 тыс. грн.

Впрочем, даже такие смешные суммы БПП впечатляют в сравнении с расходами их партнеров по коалиции из «Народного фронта». В первом квартале НФ потратил лишь 11 тыс. грн., и то на программное обеспечение. Во втором квартале расходы «фронтовиков» выросли — 1,2 млн. грн. ушло на аренду партийного офиса...

Большинство политтехнологов, работающих с партиями, признают, что официальные доходы и расходы партий далеки от реальности.

Зачастую настоящая партийная касса исчисляется миллионами долларов и скрыта от глаз не только обывателя, но и всевозможных контролирующих и фискальных органов. И лишь небольшая ее часть выходит из тени в период избирательных кампаний».

Схожее мнение высказал и политэксперт Алексей Якубин на веб-сайте ru.golos.ua: «...Нужно привязать финансирование к текущей поддержке партии, чтобы пересматривать его в зависимости некоего рейтинга ее поддержки. Сейчас это выглядит как некая возможность для части партии получить госфинансирование, но при этом данная мера не будет защищать интересы большинства граждан... У нас политические партии в большинстве случаев — это бизнес-компании, которые ориентированы на удовлетворение интересов их ключевых спонсоров. И когда партии выделят деньги, это не означает, что их спонсоры откажутся от влияния на свои политические образования. Кроме того, у нас большинство партий имеет непрозрачное финансирование... И в этих условиях без какого-то аудита партиям выделяются теперь государственные деньги — сотни миллионов гривен!»

Когда в парламенте еще только готовились голосовать за закон №2123, «2000» провели опрос (пожалуйста, читайте «Кто-то что-то хочет стырить», №19v(747), 22—28 мая 2015 г.) среди депутатов-партийцев. Вопрос — так ли уж нуждается их политсила в финансовой господдержке? — у большинства респондентов вызывал лишь саркастическую улыбку.

И хоть точно так же большинство опрошенных парламентариев были уверены, что «народ не поймет», и вообще — закон не ко времени, тем не менее голосовать собирались, потому что иначе — «фракция разорвет».

Поскольку после голосования все остались живы, следовательно, партийные интересы возобладали над здравым смыслом.

Что и требовалось доказать.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Во сколько обойдется Германии саммит «Большой...

На проведение встречи G20 германский МИД уже получил 49 млн евро, но в дальнейшем сумму...

Гендерное равенство в Украине профинансировала...

Проект, расчитанный на 4 года, предусматривает бюджет в 5 млн евро

Ряд арабских государств объявил о разрыве...

Бахрейн, Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ обвинили Катар в поддержке террористических...

Вашингтон может свести к нулю безвозмездную военную...

Для приобретения американского военного оборудования Украине предложат взять...

Россия профинансировала закупку сырья для заводов...

За счет помощи из РФ металлурги Донбасса будут обеспечены работой на полгода 

Загрузка...
Загрузка...

«Дело Гужвы»

Некоторые наши читатели интересуются мнением редакции о т. н. «деле Гужвы».

Вписать формулу в формат

При подробном рассмотрении визит Порошенко в Вашингтон стоит считать успешным

Бонусы для дуумвирата

Власть сможет вывести из всеукраинских выборов районы с ощутимой долей нелояльного...

Выбор «на(ш) крайняк»

Местные выборы в горсоветы девяти объединенных территориальных громад (ОТГ) в шести...

Украина в намеках, взглядах и жестах

Никто не в состоянии заставить Трампа испытывать энтузиазм в отношении Украины

Микробные превращения

Попытки создать новую «партию олигархов» обречены на провал

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Денис Радченко
13 Октября 2016, Денис Радченко

Проблема госфинансирования политпартий очень важна! До сих пор олигархи брали деньги из гозбюджета и финансировали партии, в этом случае:"Кто платит, тот и музыку заказывает!" Поэтому, они управляли партиями, как собственным бизнесом!! И по собственному желанию назначали местное руководство. Толковые порядочные люди пракически не имели ни единого шанса, что-то решать в партии! В данном случае НЕЗАВИСИМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ даёт шанс превратить партии в действительно НЕЗАВИСИМЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ! Современные политпартии Украины полностью поражены "аппаратным синдромом"! И только независимое финансирование даёт шанс на выздоровление от этого синдрома! Фактически ЭТО НОВАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В СТРАНЕ! Если до сих пор те же бюджетные средства сначала оказывались в руках олигархов и только после этого шли на подкуп партийной верхушки, то сейчас напрямую попадают на счета партий. Остаётся большая проблема за контролем, современное партийное руководство привыкло к абсолютной власти -- в этом суть "аппартного синдрома", когда руководитель строит партаппрат с единой целью защитить свою власть и положение! Попадая в госорганы, после выборов, он и государственные органы строит для защиты своего положения! Превращая и партию и государство в собственную фирму!

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка