Вписать формулу в формат

№26(825) 30 июня -- 6 июля 2017 г. 28 Июня 2017 3 2.6

За неделю с небольшим Петр Порошенко провел встречи со всеми ключевыми западными партнерами Украины — Дональдом Трампом, президентом ЕС Дональдом Туском, Ангелой Меркель и Эммануэлем Макроном.

Об амбициозной недипломатичности новичка

На переговорах с президентом Франции я остановлюсь подробно, т. к. тот неоднократно высказывал желание активизировать «нормандский формат» и снова подтвердил это 26 июня на совместной с Порошенко пресс-конференции. Правда, о практических действиях Макрон говорил довольно путанно.

С одной стороны, он фактически анонсировал скорый саммит «нормандской четверки»:

«Это будет где-то в конце июня — начале июля. Сейчас мы вчетвером в ближайшие часы будем решать... Что касается конфликта на востоке Украины, мы настроены продолжать Минский процесс до собрания G20. Мы поддерживаем идею возобновить встречи в «нормандском формате» с участием ОБСЕ. После встречи с Путиным мы констатировали эту ситуацию... Ситуация на востоке Украины уже три года создает проблемы для населения Украины, стран Европы, а также для России. Именно поэтому на новой встрече в «нормандском формате» необходимо предложить такой вариант, который бы обеспечивал эффективную дискуссию и привел к конкретному результату».

Но с другой стороны, Макрон подчеркнул:

«Нам нужно иметь объективную картину. Когда все главы государств согласятся с ней, благодаря работе наших совместных команд, мы подготовим базу и сможем встретиться, имея все исходные данные... Я предложил президенту Порошенко, всем сторонам «нормандского формата» (и президенту Путину): я бы хотел, чтобы сначала на бумаге были изложены предварительные условия, которые нужно выполнить, усилия, которые стороны должны осуществить».

По словам президента Франции, речь идет об отводе вооруженных сил, широком допуске международных наблюдателей и освобождении заложников.

Амбициозность подталкивает Макрона как можно скорее инициировать «нормандский» саммит — он даже фактически анонсирует его без согласования с другими участниками, что явно недипломатично. Но элементарный политический расчет подсказывает ему, что для такой встречи необходимо и соответствующие документы подготовить, и практические действия в зоне конфликта осуществить.

Правда, Макрон намекает, что некий проект урегулирования он уже вчерне разработал: «Я более детально и уже в окончательном изложении должен доработать этот документ, и мне кажется, что канцлер Меркель — я буду обсуждать с ней этот вопрос — согласится с этим методом».

То же фактически подтвердил Порошенко, дав понять, что новый саммит «четверки» не должен стать копией марафонских переговоров в Минске в феврале 2015-го, когда именно на очной встрече вырабатывался основополагающий документ.

Порошенко заявил: «Нам не нужны многочасовые переговоры. Мы уверены в том, что должны быть качественно подготовлены документы, одобрение которых должно наконец принести мир на многострадальную украинскую землю... Мне очень импонирует подход господина президента Франции, ориентированный на результат, — конкретный, практический, без лишних разговоров. И наша договоренность, что мы положим на бумагу проекты возможных решений «нормандского формата». Возможно, они будут иметь название «формула Макрона», но мы сможем предъявить обществу план принесения мира и деоккупации востока Украины».

Порошенко сообщил об открытии «формулы Макрона»

При этом Макрон подчеркнул, что его формула не заменяет Минские соглашения, а является планом их реализации:

«Речь не идет о том, чтобы начать с нуля какой-либо другой процесс, пытаясь пересмотреть принципиальные основы. Нам нужно видеть, как конкретно мы выполняем Минские соглашения, именно конкретное выполнение сегодня актуально... Я думаю, что у нас есть несколько месяцев, дабы в рамках этих соглашений достичь успеха. Понимаю, что кому-то этот формат, возможно, представляется не идеальным, но пока я не видел лучших предложений».

О приверженности договоренностям, заключенным в Минске, заявил и Порошенко:

«Мы уверены в том, что компонент безопасности Минских соглашений должен предшествовать политическому компоненту и активизации роли ОБСЕ, включая вооруженную миссию. Я очень благодарен господину президенту Франции за поддержку этой позиции. Присутствие ОБСЕ 24 часа в сутки является залогом эффективной имплементации Минских соглашений... И позицию относительно отвода сил мы также готовы выполнять при условии, что для ОБСЕ будет обеспечено 24 часа в сутки, семь дней в неделю присутствие по точкам разведения».

Главная новость здесь — слова о том, что Париж поддерживает позицию Киева. И для таких утверждений есть основания. Ведь Макрон на той же пресс-конференции заявил: «Агрессия исходит из России, т. е. агрессором является не Украина. Мы также признаем, что аннексия Крыма является незаконной, значит, мы все знаем, кто развязал войну и кто создал эту ситуацию».

Надо отметить, что при всей жесткости по отношению к РФ, западные лидеры практически не характеризовали действия Москвы словом «агрессия», обычно заявляя лишь о нарушении международного права, вмешательстве в дела Украины и т. п.

Даже в самом резком документе — резолюции Европарламента 2014/2717(RSP) «Об Украине», принятой в июле 2014 г., — говорилось об агрессии РФ в Крыму, но события на Донбассе таковой не назывались. А Макрон четко дает понять, что речь идет и о Крыме, и о Донбассе.

21 июня, незадолго до поездки Порошенко в Париж, официальный представитель МИД Франции Александр Жиоржини подчеркнул, что санкции ЕС против РФ увязаны с выполнением ею Минских соглашений. Причем он дополнил эту привычную формулу словами министра иностранных дел Ива Ле Дриана, сказанными в ходе визита в Москву: «Чем дольше длится украинский кризис, тем больше отдаляется перспектива урегулирования, а с ней и перспектива нормализации отношений между ЕС и Россией».

Т. е. официальная позиция Парижа заключается в том, что урегулирование — это дело Москвы, и она должна быть заинтересована в нем ради нормализации отношений с ЕС. Понятно, что на таком фоне Кремль не заинтересован приближать встречу в «нормандском формате».

Сразу после пресс-конференции Макрона и Порошенко пресс-секретарь Путина сообщил, что по дипломатическим каналам прорабатывается возможность не встречи, а лишь телефонного разговора «нормандской четверки», причем никаких сроков не назвал. А уже на следующий день Песков добавил, что Кремль не согласен с формулировками, прозвучавшими из уст президента Франции.

О трампистах, которых можно брать голыми руками

Теоретически можно предполагать, что спешка Макрона с организацией саммита «четверки» связана с опасениями европейцев, как бы на предстоящей в Гамбурге встрече Путина и Трампа Россия не получила куда более выгодные предложения относительно Украины.

Однако, на мой взгляд, эта версия попахивает явной конспирологией, тем более что итоги поездки украинского президента в США не дают для нее никаких оснований.

Ведь при подробном рассмотрении визит Порошенко в Вашингтон стоит считать успешным. Об этом говорит прежде всего объективная информация американской стороны.

В качестве аргументов, якобы подтверждающих провал визита, как правило, приводят краткость общения президентов и сжатость пресс-релизов Белого дома (они действительно короче аналогичных материалов о встречах Трампа и вице-президента Пенса с другими зарубежными гостями). К тому же в обоих пресс-релизах говорится о мире в Восточной Украине, но не содержится никакой критики в адрес РФ.

Но 20 июня на брифинге пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер (присутствовавший на встрече Порошенко и Трампа) рассказал, что президенты говорили о сохранении санкций против России — «пока она не уйдет из Восточной Украины». Кроме того, именно в день визита украинского лидера США ввели новые санкции против РФ, что многие американские масс-медиа сочли символичным.

Конечно, объективно эти санкции нельзя назвать существенными, но сам факт пускай даже краткого общения Порошенко с Трампом следует считать успехом. Ведь пока что большинство высоких гостей в США принимал вице-президент. А президент за последние два месяца встречал в Белом доме лидеров лишь шести государств (Аргентины, Австралии, Турции, Вьетнама, Колумбии и Панамы). Как видим, в этом перечне нет ни одной страны, целиком находящейся в Европе. Украина стала первой.

Да, в Вашингтоне главы государств общались менее получаса. А переговоры с Макроном длились час. Так ли уж принципиальна эта разница? Ведь для Порошенко беседа с Трампом имела прежде всего символическое значение: президент США встретился с украинским коллегой раньше, чем с российским. Поэтому сам факт встречи гораздо важнее ее продолжительности.

В 2015-м и 2016 г. у Порошенко с Обамой было лишь три — столь же кратких — встречи, причем они даже не удостаивались пресс-релизов Белого дома. Тем не менее Украина оставалась одним из приоритетов американской политики, и Вашингтон был активно вовлечен в наши дела, только абсолютное большинство текущих вопросов решалось не на президентском уровне.

Поэтому следует отметить интенсивные контакты Порошенко помимо Белого дома — и то, как их освещали в США.

Пресс-релиз Пентагона о встрече украинского президента с министром обороны Джимом Мэттисом в два с половиной раза объемнее вместе взятых сообщений Белого дома о встречах с Дональдом Трампом и Майком Пенсом.

«У наших стран общие интересы... США стоят рядом с вами. Мы поддерживаем вас перед лицом угроз суверенитету, международному праву и мировому порядку», — заявил Мэттис, встречая Порошенко.

В пресс-релизе также говорится, что на переговорах министр обсудил с украинским президентом «недавнюю активность объединенных российско-сепаратистских сил (та самая формулировка, которую часто использовал Джо Байден) в Восточной Украине».

А министр энергетики США Рик Перри записал в Фейсбуке: «Сегодня я имел честь встретиться с украинским президентом Петром Порошенко. Международное стратегическое партнерство с такими странам, как Украина, жизненно важно для американского экономического роста».

Т. е. при всей несопоставимости экономик двух стран декларируется, что поставки в Украину угля из Пенсильвании и ядерного топлива от «Вестингауза» жизненно важны для США.

Получается, что традиционная для предыдущей администрации риторика по украинскому вопросу сохраняется, однако ретранслируется прежде всего на уровне лиц министерского ранга.

На более высоком уровне к ней также порой прибегают (например, Пенс в речи на Мюнхенской конференции по безопасности) — однако делают это реже, особенно Трамп. Но когда от старых оборотов отказываются, их не заменяют новыми. Очевидно, потому что не знают, чем заменить — и именно так, по моему мнению, объясняется сжатость пресс-релизов Белого дома. Подобная немногословность вместо повторения старых штампов и создает впечатление, будто с окончательным подходом к украинскому вопросу Вашингтон никак не определится.

Конечно, следует иметь в виду, что сохранение риторики не обязательно идентично сохранению вовлеченности США в украинские проблемы. И в ходе нынешнего визита никто из американских официальных лиц не заявлял о какой-либо новой помощи Киеву. Поэтому, конечно, допустимо предполагать, что для Трампа прием Порошенко был необходимым внутриполитическим жестом, призванным умерить критику в преддверии предстоящей встречи с Путиным. Ведь обвинения относительно российского вмешательства в американские выборы не утихают, и администрация Трампа лишена необходимой свободы маневра.

Однако все эти оговорки не отрицают возможности реальной поддержки Киева со стороны собственно трампистов. На мой взгляд, самой любопытной в информационном сопровождении визита Порошенко была заметка в интернет-издании «Брейтбарт» (Breitbart), целиком посвященная комплиментам, которые он высказал в адрес Трампа в комментарии для Fox News. Всего же в этом издании вышли три публикации о визите украинского лидера в США, тогда как о поездке президента Панамы Хуана Карлоса Варелы — лишь одна (хотя, как я писал неделю назад, на сайте Белого дома визит последнего освещался подробнее).

«Брейтбарт» — пожалуй, самое протрамповское СМИ Америки, сыгравшее важную роль в победе нынешнего президента. До августа 2016 г. им руководил Стив Бэннон, который затем возглавил избирательную кампанию Трампа, а впоследствии занял специально учрежденный пост главного стратега Белого дома.

Почему стоит обратить внимание на это издание? Накануне поездки Порошенко в Вашингтон было совершенно ясно, как прореагируют на нее неоконсерваторы и либеральные интервенционисты (т. е. сторонники идей, которые воплощались администрациями Буша и Обамы). Они оправдали ожидания — либо ругали Трампа за пренебрежение Украиной, либо просто призывали обращать на нашу страну внимание.

Несложно было предугадать и позицию министра энергетики Рика Перри, чья нынешняя должность — результат компромисса Трампа с неоконсервативным крылом партии. Но настоящей загадкой оставалась линия принципиальных трампистов, рупором которых является «Брейтбарт».

И вот оказывается, что по крайней мере для части таких трампистов важны похвалы Порошенко в адрес президента США. Ведь это хоть какой-то козырь на фоне травли Трампа мейнстримными СМИ. Но раз это так важно, то почему бы им не поддержать официальный Киев — подобно прежней администрации? Тем более что такая поддержка может ослабить давление на Трампа.

Конечно, точку зрения «Брейтбарта» (а там и раньше почти не встречались критические публикации по Украине, правда, и внимания нашей стране уделялось немного) не обязательно следует считать позицией всех приближенных к Трампу. О главных итогах поездки Порошенко в США можно будет полнее судить со временем — прежде всего на основании конкретных действий обеих сторон. Но пока нет никаких сигналов, подтверждающих, что в сравнении с временами Обамы что-либо изменилось.

О воодушевленном консенсусе на местах

22 июня, сразу по завершении визита Порошенко в Вашингтон, Киевский облсовет обратился к ВР с требованием запустить процедуру импичмента президента. Обращение инициировала фракция «Батькивщины».

В нем, в частности, говорится:

«Показатель доверия к власти стремительно приближается к нулю, и на это есть объективные причины. Украина заняла первое место в мире по уровню коррупции, темпам инфляции, по количеству арестов и похищений работников СМИ и по количеству официальных миллионеров среди госчиновников, депутатов, судей и антикоррупционеров...

В стране продолжается кровопролитная война, которая только по официальным данным уже унесла жизни более 10 тыс. человек... Население стареет, болеет, вымирает или уезжает из Украины. Сумасшедший необоснованный рост тарифов на ЖКХ отбирает у людей последнюю копейку. Разгул преступности, торговли людьми и оружием стали нашими новыми реалиями. И самое страшное, прикрываясь требованиями МВФ, власть хочет отобрать у людей единственное, что осталось — украинскую землю, — и пустить их по миру нищими».

В целом звучит довольно «непатриотично», впрочем, для «Батькивщины» подобная всеядность традиционна. Похоже, партия, не разобравшись сразу, сочла визит Порошенко в США неудачным — и воодушевилась, несмотря на нависающие над Тимошенко обвинения в госизмене.

Депутаты предложили ВР неотложно принять закон о следственных комиссиях — и внести необходимые изменения в парламентский регламент.

Показательно, что обращение поддержали 57 из 84 депутатов облсовета, в котором представлены практически все ведущие партии, кроме «Народного фронта». И это при том что фракция «Батькивщины» насчитывает всего 16 человек.

К сожалению, на момент написания этих строк сайт Киевоблсовета не дает информации о голосовании по фракциям. Но, наверное, не столь принципиально важно, голосовали ли фракции по согласованию с центральным руководством своих партий — или же депутаты принимали решение самостоятельно. Видимо, было и так, и эдак. Важно, что орган местного самоуправления областного уровня пришел к впечатляющему антипрезидентскому консенсусу.

И власть слегка занервничала — трое депутатов облсовета от БПП и четверо от «Нашего края» сняли свои подписи, якобы поставленные по ошибке. Более того, представители президентской фракции обратились с коллективным судебным иском в Окружной админсуд Киева, требуя признать решение об обращении к ВР противоправным — и отменить его.

Они апеллируют к ст. 19 Основного Закона, устанавливающей, что «органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины». Впрочем, такая трактовка выглядит сомнительной, поскольку речь идет об обращении к вышестоящему органу, а не о нормативно-обязывающем акте. Так что посмотрим, какое решение примет суд.

Можно, конечно, ожидать, что примеру Киевоблсовета последуют другие областные парламенты — и это, дескать, станет катализатором очень серьезных политических перемен. Однако напомню, в 2016-м подобное уже случалось — ряд облсоветов потребовал расширить полномочия местных властей. Была принята масса обращений — да так все и затихло.

И вообще, перефразируя известного исторического персонажа, «сколько дивизий у местных советов?»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Вертикаль стала еще вертикальнее. И непослушнее

Новый закон «О госслужбе» — вызов Брюсселю, какого никогда ранее Украина не...

НАБУ на фоне игр и прецедентов

Персона Авакова для «михомайдана» — табу

Сын за отца все-таки отвечает

Самое резонансное действо за всю историю НАБУ — его детективы задержали Александра...

Президент с функцией отключения

Молдавского президента Игоря Додона временно отстранили от власти

Зима может быть жаркой

Покушение на Игоря Мосийчука не способно переломить разочарование в революционных...

Брать уроки у Саакашвили. А почему бы и нет?

Саакашвили назначил массовую акцию в Киеве на 17 октября, т. е. в канун объявленной даты...

Загрузка...

Признает ли Рада войну, признав агрессию?

Определять законность и главное — «справедливость» любых протестов...

Нина Карпачева избрана в руководящие органы...

Первого украинского омбудсмена Нину Карпачеву вновь избрали в состав правления...

ВР: «демоны» и «ангелы» в бреющем полете

Закон о реинтеграции Донбасса в состав Украины уже существует: это — Минские...

Украинское show must go on*

Чтобы играть первую скрипку в государстве, совсем не обязательно быть президентом

Афганское направление донбасского конфликта

Потеря Вашингтоном контроля над Украиной стала бы провалом одного из его наиболее...

Смотрящий по Украине от Маккейна

Встрече Владимира Путина и Дональда Трампа многими обозревателями присвоен статус...

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
Alex

Как много букв.

"При этом Макрон подчеркнул, что его формула не заменяет Минские соглашения, а является планом их реализации..." Это нужно понимать как План реализации плана?

- 2 +
Старый Ворчун
30 Июня 2017, Старый Ворчун

Г-н Бурлаченко окончательно "свалился" в откровенную пропаганду. Сергей, смотрите, все щели залижите англосаксам с прочими эуропейсами. Как они жить-то будут? не говоря уж про вечно неглаженную пьянь, раздающую интервью у заднего входа на территорию Белого дома или придумывающую очередные "перемоги" по возвращении от очередного самовлюблённого "киндерсюрприза", погрязшего в коррупционных скандалах. Ага, про "микрона" говорю. Который, кстати, ещё может сильно удивить "незалежников и самостийников". Если последует советам собственной разведки да МИДа и прочитает наконец-то Минские соглашения и резолюцию Совбеза ООН № 2002. Попутно прекратив совать нос в Сирию с Ливией и вообще на Ближний Восток да в Африку. Пусть сначала дома разберётся с мигрантами да террористами. А пока что "микрона" одёрнули и Германия, и Россия: с тобой по телефону поговорить могут. И то не всегда. И о "встречах в нормандском формате" речь не идёт. Пока украинские "представители" в Минске не прекратят блокировать работу по прекращению гражданской войны на Донбассе, а европейские "гаранты" не заставят карателей выполнять то, что подписали. Правда "гарантии" европейские уже давно известно чего стоят: достаточно вспомнить "гарантии" Януковичу 21 февраля 2014-го...

Приятно, что спустя почти год с момента ухода Бэннона и полтора - с ухода трёх ведущих журналистов "политобозреватель" наконец-то "открыл" для себя "Breitbart". Когда на пару с Галкиным бубнил мантры про "Клинтониха - наш президент" времени не находилось. Хотя его не раз тыкали носом в ссылки из данного издания во время избирательной компании в Штатах.

Кстати. Сергей, не заметили, что практически ни одно из заявлений "шоколадного зайца" не подтверждается не только официальными представителями ни Штатов, ни Франции, ни Германии, но и даже "фейковыми" NYT, WaPo или CNN c прочими NBC? С чего бы это, а?

И напоследок: "впариваемые" Вами агитки сильно отличаются от реального положения дел в мире: там про Петьку-статпогрешность вспоминают крайне редко. Других проблем хватает. Но "политобозревателю", видимо, надо свою "корочку хлебушка с маслицем" отрабатывать. И убеждать нас, читателей, что пограничье Европы и России - пуп Земли. И весь мир только тем и занят, что приводит в чувство нациствующую хунту в провинциальном Киеве. С этим, кстати, успешно справляются ДНР и ЛНР. Да-а, мельчает "новый" "2000". Может лучше было не "возобновлять" выпуск некогда уважаемого и авторитетного Еженедельника? А то стало сильно отдавать "первой-второй древнейшей"... :-((

- 11 +
Владимир Теренин
29 Июня 2017, Владимир Теренин

Скажи кто твой друг и я скажу кто ты. Это относительно Макрона. Который своей сверх "дружественной" встречей с президентом не просто непопулярным. а имеющим практически нулевой рейтинг, т.е. по сути отвергаемым собственным народом, с одной стороны унизил народ Франции. а с другой - продемонстрировал, что он не только политический выскочка, а и политическая пустышка.

- 12 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка