Энергетику беднякам: роль электрификации в борьбе с нищетой

№23v(751) 19 — 25 июня 2015 г. 19 Июня 2015 5

Без решения проблемы доступа к электроэнергии попытки проведения социальных и экономических реформ во многих отсталых регионах планеты больше будут похожи на возню в мутной воде — они грозят лишь необоснованной и неэффективной тратой ресурсов. На фото: ло
Без решения проблемы доступа к электроэнергии попытки проведения социальных и экономических реформ во многих отсталых регионах планеты больше будут похожи на возню в мутной воде — они грозят лишь необоснованной и неэффективной тратой ресурсов. На фото: ло

Представьте себе жизнь без электричества. Ни освещения, ни электрических плит, ни насосов для подачи воды. Дрова и воду приходится нести домой несколько миль, подвергаясь риску нападения, особенно на девушек или женщин. Дома вы готовите на коптящей плите или на открытом огне, что повышает вероятность развития болезней легких и сердца.

А если вы беременны, вам вполне может грозить гибель в темноте во время родов в клинике — там нет ни кондиционеров, ни современного медицинского оборудования. Без вакцин (ведь их следует хранить в холодильнике) ваши дети будут подвержены всем смертоносным болезням. По ночам им предстоит учиться при свете керосинки, что чревато ожогами при проливании горящего топлива.

_____________________________________
*Данная статья — перевод материала, опубликованного в журнале Foreign Affairs [№2, март/апрель 2015 г.]. © Council on Foreign Relations. Распространяется Tribune News Services.

Заработать себе на жизнь — тоже огромная проблема. Нет электричества — нет швейных машин или машин для шлифования риса. У вас не будет насосов для полива посевов. Вы не сможете охлаждать напитки, а ваш магазин придется закрывать на ночь. Из-за отсутствия электроэнергии в страну никогда не придут крупные компании, способные обеспечить вас рабочими местами.

Таков нынешний печальный удел почти половины населения земного шара. Почти 2 млрд. человек страдают от полного отсутствия электричества или плохого качества энергоснабжения. Почти 3 млрд. жителей планеты используют грязные виды топлива, например дрова и навоз, для приготовления пищи и обогрева жилищ. Около 90% этих жертв энергетической нищеты — а именно так называется данная проблема — проживают в Южной Азии и в регионах Африки, расположенных южнее Сахары.

Энергетическое неравенство

Рассмотрим один из наиболее вопиющих примеров: в Либерии почти половина предпринимателей говорят, что плохо налаженное энергоснабжение служит главным препятствием для ведения бизнеса. В среднем каждый месяц они переживают по 9 аварийных отключений подачи электроэнергии, что приводит к резкому падению сбыта и снижению производительности труда. В этой сфере неравенство между развитым и развивающимся миром, пожалуй, выглядит наиболее явно: среднестатистический американец использует примерно в 50 раз больше электроэнергии, чем рядовой житель Бангладеш, и в 100 раз больше, чем нигериец.

Данная проблема приобретает упорно устойчивый характер. Согласно данным Всемирного банка, несмотря на то что в период с 1990-го по 2010 г. доступ к энергоснабжению получили 1,7 млрд. человек, темпы электрификации едва-едва поспевают за скоростью прироста мирового населения. Кроме того, электроэнергией непропорционально обеспечиваются главным образом города. Сегодня около 85% людей, вынужденных существовать без электричества, проживают в сельских районах вдали от какой-либо инфраструктуры.

Масштаб этой проблемы невероятен (особенно в регионах, расположенных южнее Сахары). Чтобы обеспечить местных жителей электроэнергией в таких же объемах, как в регионах со средним уровнем дохода, необходимо наращивать генерирующие мощности более чем на 10% в год на протяжении двух десятилетий. Подобный годовой рост существенно превышает исторически сложившийся показатель в 2—3%. Вряд ли стоит удивляться заявлениям МЭА, прогнозирующего, что через 20—30 лет количество «энергетических нищих» сохранится примерно на том же уровне, который существует сегодня.

И хотя выбор программ, требующих немедленной помощи со стороны международных доноров, чрезвычайно широк, борьба с энергетической нищетой должна войти в число главных приоритетов. Энергоснабжение — непременное предварительное условие избавления от многих проблем, связанных с нищетой, — от слабого здоровья и отсутствия образования до безработицы.

Упомянутый вопрос выходит далеко за рамки ликвидации нищеты. Он тесно связан с внешней политикой, поскольку отсутствие доступа к источникам энергоснабжения способно провоцировать нестабильность. Впрочем, правительства, ведомства, отвечающие за развитие, и некоммерческие организации наконец-то начали наращивать объемы ассигнований на борьбу с энергетической нищетой и анонсировали череду новых инициатив. Многие из них уже поспособствовали существенному улучшению качества жизни бедняков.

В то же время перечисленные группы склонны излишне фокусировать внимание лишь на незначительных улучшениях или мелких ремонтных проектах. Подобный подход сильно занижает планку требований и планов, подспудно обрекая миллиарды людей на нищенское потребление электроэнергии, что практически не приносит пользы в деле избавления их от нищеты. Канде Юмкелла, высокопоставленный сотрудник ООН, заметил: «Предоставление одной лампочки дает лишь луч света, дополнительно высвечивающий нищету: после этого бедняки только явственнее осознают, что живут на земляном полу».

Вместо этого донорам следует сосредоточить усилия на решении фундаментальной сути проблемы: правительства беднейших государств испытывают огромные сложности с реализацией эффективных и масштабных программ в сфере энергетики. В США на заре ХХ ст., в послевоенной Германии и Японии, а также в современном Китае люди получали доступ к электроснабжению и современным видам топлива благодаря массированным государственным инвестициям в инфраструктуру, благодаря хорошему планированию, грамотному обучению рабочей силы, благоприятным законам и финансово жизнеспособным институтам. Нет никаких причин полагать, что эти основополагающие компоненты сегодня имеют меньшее значение.

Мощности в соответствии с потребностями

Как только правительства развивающихся стран осознали весь масштаб стоящих перед ними проблем, они быстро поняли, что на возведение таких инфраструктур энергетической индустрии, как крупные электростанции и линии электропередач, уйдут десятилетия. Тем временем на рынок с предложением крайне востребованных услуг выходят небольшие компании, а наиболее инновационные новички часто предлагают солнечную энергию в качестве средства решения проблемы.

Пользуясь выгодой в виде недавнего резкого снижения стоимости солнечных панелей, такие компании в партнерстве с местными банками предлагают финансовые и сервисные условия, приемлемые для сельской бедноты. Как правило, речь идет об относительно небольших первичных взносах, скромных ежемесячных платежах и заключении заслуживающих доверия договоров технического обслуживания.

Сегодня постоянно растет число семей, способных позволить себе приобретение маломощных генераторов, которые обеспечивают питанием телевизор и несколько лампочек. На их установку требуется 1—2 дня.

Индийская компания SELCO продала и обслуживает свыше 2 млн. таких систем — главным образом благодаря подходу к продажам, рассчитанному на индивидуальную работу с малоимущими клиентами. Подобные истории успеха можно наблюдать и в Бангладеш, где сегодня фиксируется самая стремительная в мире экспансия маломощных и автономных солнечных энергетических установок. К 2014 г. в стране установлено свыше 3 млн. таких систем, а в ближайшие три года их количество возрастет вдвое.

Правительство Бангладеш создало специальное ведомство, которое оказывает техническую поддержку и выдает гранты некоммерческим организациям и кредиторам, предоставляющим услуги микрофинансирования. Несмотря на упомянутые достижения почти 300 млн. граждан Индии все еще живут без электричества. А в Бангладеш более 60% предприятий обеспечивают себя электроэнергией исключительно с помощью аварийных генераторов.

Несмотря на то что маломощные генерирующие системы помогли миллионам людей сделать первые шаги вверх по энергетической лестнице, они имеют ряд технических и экономических недостатков, от которых избавлены более крупные системы.

Так называемые мини-сети — вот один из способов повышения практичности маломощных генераторов. Первоначально разработанные для общин, не подключенных к основной сети электропитания, мини-сети способны объединить в единое целое инфраструктуру и источники питания деревни, что повышает эффективность всей системы. Да и обслуживать ее проще, чем ряд индивидуальных генераторов.

Мини-сети также отличаются повышенной отказоустойчивостью, поскольку часто способны работать независимо от основной сети электропередач. Именно поэтому американское министерство обороны установило мини-сети на нескольких военных базах. Сегодня их начинают внедрять клиники, заводы и другие объекты, нуждающиеся в надежных источниках энергии. Благодаря перечисленным характеристикам упомянутые сети — наиболее привлекательный вариант для нестабильных и раздираемых конфликтами государств, где централизованные системы энергоснабжения становятся легкой мишенью для уничтожения, а их строительство сопряжено с затяжными задержками.

Тем не менее мини-сети лучше всего подходят для определенных конкретных условий, и им сложно конкурировать с централизованными системами энергоснабжения. Понятие «экономия за счет масштабов» прекрасно объясняет причину, по которой централизованные системы энергоснабжения стали нормой во всем мире, заменив более мелкие и изолированные.

Сегодняшняя сеть Consolidated Edison в Нью-Йорке, состоящая из более чем 120 тыс. миль электрических кабелей и обслуживающая свыше 3 млн. клиентов, естественно, представляет собой гораздо более эффективный способ удовлетворения современных потребностей, чем осветительная сеть, установленная Томасом Эдисоном на Перл-Стрит в 1882 г.

Несомненно, энергетические системы в развивающихся странах будут иметь не такую конфигурацию, как в развитом мире, и это, вероятно, неплохо. В такой ситуации повышается значение распределенной генерации электроэнергии. Кроме того, появляется возможность извлекать выгоду из постоянного совершенствования информационных и коммуникационных технологий, повышающих уровень «интеллектуальности» систем энергоснабжения. Тем не менее крупные электростанции практически наверняка останутся важным компонентом всей системы энергоснабжения.

Условия достижения успеха

С учетом масштаба проблемы борьба с энергетической нищетой требует от правительств решительных действий. Исторически процесс обеспечения сельской местности электроснабжением всегда стартовал благодаря государственному сектору.

Одна из наиболее успешных программ искоренения энергетической нищеты — проект правительства США в период Великой депрессии по обеспечению энергоснабжением в рамках «Нового курса» президента Рузвельта. В 1930 г. доступ к электричеству имело примерно 65% американских домохозяйств. Как и сегодня во многих бедных странах, тогда электричеством могли пользоваться большинство проживавших в городах, а в сельской местности доступом к этому благу могли похвастать только 10% населения. Частные генерирующие компании не собирались поставлять электроэнергию фермерам по доступным ценам и не проявляли интереса к строительству дорогостоящей и малорентабельной инфраструктуры, необходимой для подвода энергоснабжения к сельским общинам.

В долине реки Теннесси — регионе, охватывающем часть Алабамы, Джорджии, Кентукки, Миссисипи, Северной Каролины, Теннесси и Вирджинии, фермеры жили без холодильников и водонагревателей. Без современной системы регулирования водного баланса подтопления регулярно уничтожали посевы.

И тут федеральное правительство начало действовать. В 1933 г. конгресс, сославшись на «интересы национальной обороны», создал управление делами долины реки Теннесси, построившее на территории региона несколько больших плотин, которые не только вырабатывали электроэнергию, но и улучшили ситуацию с подтоплениями.

В 1953 г. Рузвельт учреждает управление электрификации сельской местности — и за 5 лет работы это ведомство создало сотни сельских «электрических кооперативов», обслуживавших сотни тысяч клиентов. Национальная академия инженерных наук назвала электрификацию Соединенных Штатов величайшим достижением инженерной мысли ХХ ст. Управление делами долины реки Теннесси и сегодня входит в число крупнейших поставщиков электроэнергии в стране как полностью самоокупаемая госкорпорация, обеспечивающая работой более 12 тыс. человек.

И действительно, программы обеспечения широкого доступа к энергоснабжению дают лучшие результаты, когда осуществляются в рамках общего плана развития. Начиная примерно с 1980 г. Китай и Таиланд запустили программы электрификации в рамках общеэкономического пакета реформ и всего за два десятилетия сумели обеспечить полную электрификацию. Во Вьетнаме электрификация сельской местности стала частью общенациональной программы возрождения экономики, запущенной правительством в 1986 г. В числе реформ — постепенный переход от центрального планирования к рыночным механизмам и открытие экономики для торговли и иностранных инвестиций. Это заложило необходимый фундамент для роста зарождающейся энергетики страны. А частный сектор начал участвовать в этом проекте гораздо позже, чем государство.

Руанда подобным образом провела реформы энергетического сектора в 2009 г., используя так называемый «отраслевой подход», позволявший в рамках единой программы задействовать помощь из разных источников. Программа организована и запущена правительством Руанды, но участие в ней принимали все заинтересованные стороны. Итог таков: всего за четыре года доля населения страны, имеющего доступ к энергоснабжению, возросла в три раза. Каждый год в стране регистрируется 60 тыс. новых подключений к электросетям, а до реформ их было не более 1000 в год. Особо важно то, что в Руанде и Вьетнаме — как до этого в Китае и Таиланде — осознали, что усилия по борьбе с энергетической нищетой не должны ограничиваться удовлетворением потребностей сельских домохозяйств. Их следует нацеливать на повышение благосостояния всей страны и экономики в целом.

Глобальная повестка дня

Большинство стран, страдающих от энергетической нищеты, уже приступили к реформам своих отраслей энергетики, разработали стратегии и цели, а также открыли специальные государственные ведомства ради повышения степени доступности энергоснабжения и современных видов топлива.

Тем не менее им все еще требуется определенная внешняя помощь — в виде сокращения финансовых рисков и финансирования. Оценочные расходы на расширение доступа к энерго­снабжению в глобальном масштабе варьируют от $40 до $100 млрд. в год. Конечно, сумма огромная, но это малая доля суммарных затрат капитала в сфере энергетики.

И хотя государственное финансирование очень важный компонент первоначального этапа, в итоге его будет недостаточно. У частных инвесторов следует формировать уверенность и готовность вкладывать средства в рынки, отличающиеся чрезвычайно высокой степенью риска. При этом многие из этих рынков по сути даже еще и не существуют.

Тем не менее огромный потенциал спроса очевиден: группа исследователей под руководством Виджая Моди из Колумбийского университета доказала, что сельские жители Уганды готовы платить за электричество по тарифам, практически в 10 раз превышающим традиционные для стран развитого мира. Сложно переоценить рыночные возможности, возникающие благодаря тому, что более миллиарда людей получат доступ к энергоснабжению. Свидетельства правоты этого мнения уже сегодня можно наблюдать в некоторых наиболее жизнеспособных технологических центрах в странах, расположенных к югу от Сахары, а также во взрывном росте экономики региона: темпы экономического роста в сравнении с 2000 г. здесь возросли более чем в 2 раза.

В 2013 г. администрация Обамы анонсировала программу Power Africa («Энергетика для Африки») — инициативу по обеспечению стимулов и финансов для американских компаний, готовых внедрять на Африканском континенте свои технологические решения. Правительство США изначально пообещало выделить на эти цели $7 млрд., а частный сектор предложил инвестировать в энергетику Африки в 3 раза большую сумму. О своем участии заявил и Всемирный банк, пообещавший предоставить $5 млрд.

Но Power Africa — не панацея. Пока еще неясно, будет ли этот проект функционировать после смены президента, а его первоначальный акцент на максимальное привлечение представителей частного сектора может оказаться слишком преждевременным для стран, где рамки партнерства государства и частников еще только предстоит выработать.

Определенную роль играют и глобальные программы, поскольку позволяют вести сбор средств, отслеживать прогресс в работе и концентрировать на одной теме зачастую слишком распыляемые ресурсы и внимание мирового сообщества, реализующего различные проекты развития. В 2012 г. ООН запустила программу «Устойчивая энергетика для всех» — инициативу, нацеленную на обеспечение всеобщего доступа к современным услугам энергоснабжения к 2030 г. ООН также разрабатывает на смену «Целям развития тысячелетия», новый перечень названный «Целями устойчивого развития».

В прежнем перечне целей не было пункта об искоренении энергетической нищеты, а в новый он входит — наряду с такими благородными задачами, как ликвидация голода и обеспечение всеобщего образования. Включение в повестку дня вопросов, связанных с энергоснабжением, что требовало подлинных чудес дипломатии, говорит о том, что они наконец-то вошли в число канонов традиционной экономики развития.

Геополитика гигаватта

Но одни лишь цели и задачи не способны подтолкнуть правительства стран развивающегося мира к действиям. Трансформировать слова в реальность способна прагматичная политика. Мощным державам, таким, как США, следует считать предоставление доступа к энергоснабжению не только одним из аспектов развития, но и инструментом геополитики.

Энергетическая нищета относится к тем явлениям, которые американские военные чины называют «мультипликаторами угроз», поскольку она способна обострить существующие вызовы и способствовать усугублению нестабильности. Электрификация и предоставление современных видов топлива беднейшим странам может привести к снижению вероятности внутренней смуты и сокращению миграции людей через границы.

Некоторые африканские государства уже реагируют на потребности все более требовательного молодого поколения и анонсируют новые проекты по расширению возможностей доступа к энергоснабжению. С 2010 г. правительство Кении наладило снабжение электричеством Киберы — крупнейших трущоб Найроби — в рамках программы, разработанной специально для ликвидации самых острых проявлений социального неравенства.

У развитых государств есть все причины начать действовать без промедления, учитывая открытие новых месторождений нефти и газа на востоке и западе Африки. Эти открытия приводят к росту объемов поступления в государственную казну, но процессы распределения таких доходов в некоторых случаях усугубляют и без того глубокие социальные и политические расколы. Например, Нигерия входит в число ведущих мировых экспортеров нефти, но именно здесь больше всего людей не имеют доступа к энергоснабжению — 90 млн. человек.

В районах, где до сих пор нет элементарных базовых услуг, нефть добывают десятилетиями, и такое положение дел сформировало социальные, экономические и экологические предпосылки для яростного конфликта.

США с давних пор занимаются вопросами обеспечения энергетической безопасности на Ближнем Востоке, и сегодня Вашингтону следует больше внимания уделять регионам, расположенным южнее Сахары. Соединенным Штатам необходимо стимулировать эти страны к организации прозрачного и справедливого управления нефтяной отраслью, а также поддерживать усилия по перенаправлению доходов, полученных за счет эксплуатации природных ресурсов, на искоренение энергетической нищеты.

Аутсайдерам, преисполненным самыми благими намерениями, следует помнить, что правительствам, пытающимся электрифицировать свои территории, необходимо дать возможность самостоятельно проводить такие программы. Проекты, разработанные этими правительствами с помощью доноров, должны полностью соответствовать конкретной национальной специфике и местным потребностям. Их ни в коем случае не следует навязывать со стороны.

И это особенно справедливо в деле соблюдения баланса между вызывающими иногда дискомфорт компромиссами, возникающими в процессе сочетания необходимости искоренения энергетической нищеты с обязанностью предотвращения изменений климата. Правительства беднейших стран склонны направлять все усилия на борьбу с энергетической нищетой (по причине острой актуальности этой проблемы), а руководство зажиточных государств в большей степени интересует профилактика климатических изменений (поскольку там понимают все глобальные последствия этого процесса).

И хотя технологии чистой энергетики развиваются семимильными шагами, и они наверняка будут играть значимую роль в энергетике завтрашнего дня, донорам необходимо понимать: в некоторых случаях прогресс в сфере энергетики возможен только при нанесении ущерба экологии, как это происходило во время электрификации США. Потому им следует максимально минимизировать подобные негативные факторы, а частью их расчетов должны стать и другие проблемы, например вопросы обеспечения продовольствием и водой.

Экономист Амартия Сен утверждает, что добиться экономического развития возможно только в том случае, когда бедное государство на практике начинает обеспечивать некий набор свобод, в том числе участие в политическом процессе, безопасность и создание возможностей в экономике. Доступ к энергоснабжению активизирует каждое из упомянутых фундаментальных прав. Именно поэтому в ходе проектов по искоренению нищеты этот вопрос игнорировать нельзя.

И действительно, барьеры на пути к прогрессу в вопросе искоренения энергетической нищеты внушительны и труднопреодолимы: нехватка финансовых ресурсов, различия в приоритетах, слабость государственных институтов и иногда некорректное вмешательство со стороны внешних сил. Тем не менее потенциал мирового сообщества позволяет с легкостью преодолевать их, и они вовсе не так серьезны, как те технические препятствия, которые человечество уже успешно устранило. Законы физики действуют одинаково в Южной Азии и Южной Африке, в Европе и Северной Америке. А необходимые материалы — это всего лишь элементарное сырье: сталь, бетон, медь и стекло.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Если росТВ не сдается, то его отменяют

Украина разорвала соглашение с РФ о сотрудничестве в сфере телерадиовещания. Что это...

Убить или убедить?

К реальному разрешению кризиса ведет единственный «формат» —...

Почему Украина должна стимулировать пенсионный...

Пенсионеры Донбасса спросят правительство: где наши пенсии?

Консультативный отказ еще не отказ

Мы продолжаем искренне верить, что курс в Европу, которым твердо ведут нас наши...

Проблески разума?

Разрыв дипотношений был бы воспринят международным сообществом как свидетельство...

Журдепы are working now

Лещенко и Найем успели поймать волну и постепенно возвращают утраченные позиции...

Будет ли список Шешеля?

Вот в такую образцовую гражданскую войну добра со злом предлагает нам поверить...

Спор настоящего с прошлым. Тупики стратегии «козлов...

Шансы попастьв положение «козла отпущения» в нынешней войне всех против всех...

«Громадське»:битва за общак

Украина — между «Джанго освобожденным» и «Омерзительной восьмеркой»

Ангола: нефть, алмазы и рост китайского влияния

Африканских правителей отличает специфический прагматизм: для того чтоб удержать...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка