Лестница власти, или кое-что о природе украинской Камасутры

10 Октября 2008 0

Неучастие в политике не освобождает от ее последствий.
Отто фон Бисмарк

Об украинской политике написано достаточно. Острые перья без устали отрабатывают социальный заказ и со всей прытью отстаивают легитимность правящей элиты — на самом деле утраченную. Революционная целесообразность затмевает здравый смысл — и вот за год до новой предвыборной истерии мы становимся свидетелями очередного витка довольно недоброй кампании, целью которой является не просто политическая смерть оппонента.

Оставив пока за рамками данной статьи вопросы о нравственных началах этой кампании, остановимся на специфических особенностях политического процесса по-украински.

Одно время в среде украинских политтехнологов ходила остроумная идея создать украинскую Камасутру (в стиле Оксаны Забужко), где изображались бы известные украинские «позы»: «Україна поза сумнівом», «Україна поза НАТО»... Однако шутки в сторону, поскольку игры начались нешуточные, и мата для комментариев уже не хватает.

Следует, взяв на вооружение известный категориальный аппарат политической науки, попытаться, пока есть время, вскрыть природу украинского политического процесса — вне зависимости от интересов правящего истеблишмента и невзирая на его возможную негативную реакцию. Попытаемся проанализировать украинскую власть в системе категорий фрейдизма, ибо иной подход вряд ли сегодня заинтересует придирчивого читателя.

Для более образного восприятия ситуации предлагается представить себе лестницу власти, состоящую из пяти ступеней. Сакральный смысл каждой будет описан далее, а для начала ощутите прикосновение к таинству, именуемому борьбой за ВЛАСТЬ. На первой ступени лестницы некто принимает решение вступить в такую борьбу — его манят возможности и привилегии, которые сулит власть. Наслаждаясь грезами о своем грядущем величии, он вступает на вторую ступень, которая требует включиться в борьбу за власть. Он должен вкусить крови и насладиться процессом борьбы. И с этим в украинской политике как раз все в порядке.

Страшно жить в обществе людоедов, и не где-то там в джунглях, а в центре Европы, но те, о ком писано, понимают, о чем речь. Население, или электорат, разделывают как Бог черепаху: на страты, по половой принадлежности, по количеству съедаемого и выпиваемого и т. д. Вчерашние неучи с ученым видом проповедуют некие истины, а население впадает в экстаз, превращаясь в рабов ситуации.

Но о населении думают лишь в контексте. Главное — самая любимая и желанная, вызывающая наивысшие интимные чувства дама по имени ВЛАСТЬ. Ради нее самые просвещенные персоны обоих полов продают душу нечистому, забывая, что в политике заключать договор с лукавым можно лишь при полной уверенности, что в конце концов тебе удастся его провести. Но «цель оправдывает средства»: пусть потом вас обвинят во всех смертных грехах, главное — прорваться на Олимп и стать Богом или хоть Богоподобным.

Итак, претендент поднимается на третью ступень — вот он, вожделенный этап достижения власти. О, этот кайф доступа к власти, телу, возможностям, привилегиям, иммунитету! От радости в зобу дыханье сперло... впрочем, ворона здесь ни при чем, а вот две зверушки, по Зигмунду Фрейду, все-таки появляются. Ибо у этой лестницы есть свое жесткое правило: как только ты овладел властью — знай, что где-то внизу есть некто, алчущий отнять ее у тебя. Поэтому власть имущий именуется зайцем, а тот, кто за нее борется, — гончей. Задача гончей — загнать зайца и получить в качестве вознаграждения желанную власть.

Достигший власти избавляется от знавших его на первых двух ступенях, окружая себя теми, кто отождествляет его с завоеванным им местом. Тут, на третьей ступени, срабатывает второе железное правило лестницы власти: заполучив власть, гончая мгновенно превращается в зайца. Отсюда третье правило лестницы власти, именуемое «законом двух Д»: для достижения власти нужна Демократия, а для ее сохранения — Диктатура. Оно действует непреложно на протяжении веков независимо от базиса и надстройки и взаимоотношений между ними. Тут мы подходим к четвертой ступени — этапу борьбы за сохранение власти.

Эта ступень в независимой Украине имеет свою давнюю историю, и причастные ко всему этому очень не хотят, чтобы их имена попали в анналы. Что ж, оставим на их совести тайные замыслы и продукты их труда, хотя вряд ли подобный подход заслуживает одобрения. Гитлеровский и сталинский режимы получили развитие благодаря молчаливому попустительству публики, соединившей извилины с прямой кишкой. К чему это привело — конечно, тоже история, но довольно поучительная, ибо демоны времени, как тень отца Гамлета или призрак коммунизма, опять вторгаются в нашу жизнь и заставляют думать не только о хлебе насущном. Бдительность в таких делах никогда не бывает лишней. А пока что властители пуще всего боятся слететь с удобных насиженных кресел и всеми силами борются за их сохранение — за ВЛАСТЬ.

Но ничто не вечно под луной, и власть рано или поздно уходит из рук. Пятая ступень помогает нам понять природу утративших власть и дальнейшую их жизнь (если последняя не прерывается вместе с утратой власти). Одни уходят сами (по причине естественной смерти, под давлением возраста, состояния здоровья или ввиду проигранных выборов), других сметают народный гнев и сила оружия. Одни, спустившись с высот вниз, стремятся опять вкусить тайную эротическую сладость власти, другие пишут мемуары и десятой дорогой обходят властное логово: ведь там — лестница власти. А у нее свои, известные теперь и тебе, уважаемый читатель, законы и нравы. И людей там почти нет — одни зверушки, как в зоопарке, да рефлексы, как в цирке.

Так что наблюдая украинскую власть, забудьте пока о высоком стиле, а помните только о том, что у нее всего пять ступеней, как и лет властвования у избираемых нами вождей. Которые, если не одумаются, закончат так же мрачно, как их духовные предшественники.

И пусть фрейдовский эрото-танатологический комплекс все еще доминирует в украинской политике, мы-то с вами, уважаемый читатель, — люди. И будем стремиться строить свою жизнь по-иному — думая, ошибаясь, споря, но не сводя все к низменным страстям и инстинктам, а так, как должны строить ее люди: по законам Любви, Добра, Красоты и Справедливости.

Политолог


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка