За попытку самоопределения тунгусы уже заплатили кровью

03 Апреля 2015 2.8

1 апреля в Киеве во время встречи с бывшими лидерами государств — членами совета Международного центра Низами* Петр Порошенко заявил:

___________________________________
*МЦ Низами Гянджеви — независимая международная организация Азербайджана.

«Единственное, что мы просим, чтобы за пределы Украины были выведены иностранные войска и иностранные российские наемники. Буряты, тунгусы, псковские десантники и другие, кому требуется самоопределение, чтобы их мировое сообщество уже определило и отправило домой. А мы сами в абсолютно демократической манере определимся», — пообещал Порошенко (ТСН.ua).

«2000» не владеют информацией об участии тунгусов в конфликте на востоке Украины. Заметим лишь, что эвенки (самоназвание — эвенкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 г., старое название — тунгусы — в России сейчас употребляется в основном в сочетании Тунгусский метеорит) — один из коренных и наиболее малочисленных народов РФ (чуть более 35 000 человек), проживающий небольшими группами на обширной территории Сибири и Дальнего Востока.

И это один из тех народов России, который первым бросил вызов коммунистическому режиму уже после образования СССР. В эти дни исполнилось 90 лет этому практически забытому историками событию — началу Тунгусского восстания как раз за то самоопределение, о необходимости которого для тунгусов с иронией сказал президент.

Предлагаем вниманию читателей материал на эту тему.

90 лет назад тунгусы и якуты обратились в Лигу наций с просьбой спасти их от коммунизма. (АРД)

Флаг Тунгусской республики90 лет назад, 13 февраля 1925 г. состоялось забытое историческое событие — крупное сражение тунгусских повстанцев с советской властью. Вооруженное выступление коренных народов Севера под руководством якута Михаила Артемьева и тунгуса Павла Карамзина вошло в историю как «Тунгусское восстание». На протяжении 1924—1927 гг. оно охватило все Охотское побережье и восточные районы Якутии.

Основной причиной считается отделение Охотского края от Якутии в апреле 1922 г. с передачей в состав Приморской и Камчатской областей. На Охотском побережье местное ОГПУ терроризировало население, заставляя платить непомерные налоги, беззастенчиво обирая буквально за все: за дичь, оружие, дрова, собак, ободранную кору деревьев и т. д. Дело дошло до того, что с них стали брать старые долги, установленные белогвардейцами в 1919—1923 гг.

Представители советской власти не знали языка тунгусов, быта, нравов. Отсутствовали национальные школы, не было ни одного аборигена в составе государственных учреждений.

В мае 1924 г. восставшие под руководством М. К. Артемьева заняли населенный пункт Нелькан. 6 июня мятежники численностью 60 человек после 18-часового боя захватили порт Аян. Во время боя были убиты начальник ОГПУ Суворов и три красноармейца, а сдавшийся гарнизон был освобожден тунгусами и отправлен в Якутию.

В Нелькане был созван съезд аяно-нельканских, охотско-аянских и маймаканских тунгусов и якутов. На нем избрали Временное Центральное Тунгусское Национальное Управление, которое решило отделиться от Советской России и образовать самостоятельное государство. М. К. Артемьева выбрали начальником штаба вооруженных отрядов, а начальником всех отрядов — тунгуса П. Карамзина.

П. Г. Карамзин, командир тунгусских отрядов (второй слева в верхнем ряду) // Asia Russia Daily
П. Г. Карамзин, командир тунгусских отрядов (второй слева в верхнем ряду) // Asia Russia Daily

14 июля 1924 г. в Аяне состоялся Всетунгусский съезд Охотского побережья с прилегающими к нему районами, объявивший о независимости тунгусского народа и о неприкосновенности его территории с морскими, лесными, горными богатствами и ресурсами. Лидеры движения разных национальностей М. К. Артемьев, П. Карамзин, С. Канин, И. Кошелев, Г. Я. Федоров и др., всего 10 чел. — составили «Обращение» к мировому сообществу. В нем речь шла о том, что отсталые «во всех отношениях от мирового прогресса науки и техники» тунгусы обращаются к иностранным государствам и к Лиге Наций «как к могучим защитникам мелких национальностей в мировом масштабе» по вопросу спасения их от «общего врага мирового национализма — русского коммунизма».

Мятежники создали атрибутику своего национально-территориального образования. Приняли трехцветный флаг «Тунгусской республики»: белый цвет символизировал сибирский снег, зеленый — лес, тайгу, черный — землю. Был принят также свой гимн. Таким образом, это движение не являлось уголовным, поскольку его лидеры представляли собой политических оппозиционеров, сплотившихся вокруг конкретных общественно-политических идей. Руководство мятежников было хорошо знакомо с законодательными и философскими источниками.

Об этом свидетельствуют их требования о национальном самоопределении, правах личности, правах малочисленных этносов, создании самостоятельного национально-территориального образования и т. д. Причиной недовольства восставших являлось неравенство прав больших и малых народов при создании национально-территориальной федерации.

Тунгусы, оказавшись под властью уполномоченного В. А. Абрамова, на себе испытали политику террора эпохи «военного коммунизма». Кроме политических, повстанцами были выдвинуты требования экономического и культурного характера. Например, они предложили восстановить старинные тракты: Якутск — Охотск, Нелькан — Аян и Нелькан — Усть-Мая. То есть они стремились к установлению прежних экономических связей с Якутией. Кроме того, был разработан комплекс мер по хозяйственному и культурному развитию зоны Охотского побережья.

Временное Центральное Тунгусское Национальное Управление предупредило ЦИК СССР о том, что: «В случае высадки военных частей советских войск на наших берегах Охотского моря и вторжения через границы соседних нам республик Дальвостока и Якутской автономии, мы, тунгусская нация, как поголовно восставшая из-за нетерпимой политики большевиков должны будем оказать вооруженное сопротивление как доказательство нашего глубокого возмущения и будем уверенными, что за могущие быть жертвы вся ответственность за пролитую безвинную кровь перед историей и общественным мнением падет на вас как на высший орган Советской власти, допустившей насилие».

Следовательно, участники движения вовсе не желали кровопролития и хотели решить назревший конфликт с помощью мирных переговоров. Об этом также свидетельствуют факты освобождения плененных красноармейцев и советских служащих.

Непосредственным поводом к восстанию послужил расстрел в сентябре 1924 г. отрядом Охотского ОГПУ в районе селения Улья трех русских рыбаков, двух тунгусов и одного якута. В ответ повсюду начали организовываться вооруженные отряды самообороны.

Как пишут исследователи: «Группировка М.К. Артемьева без боя овладела расположенным в 315 км от Якутска селом Петропавловск Усть-Майского района. Активизировались очаги повстанчества на севере Якутской АССР: Оймяконском, Верхоянском, Абыйском (Эльгетском) и других улусах. 31 декабря 1924 г. восставшие захватили населенный пункт Арка, а затем — Новое Устье, находящееся в 7 км от Охотска. К Нелькану устремилась группировка повстанцев под командованием Г. Рахматуллина-Боссоойки. Отряд Михайлова числом 40 человек отправился в Восточно-Кангаласский улус, читая на сельских сходах обращения к народу на якутском и русском языках.

Мятежники конфисковали товары Нельканского отделения фирмы «Гудзон бей» и назначили заведующим военно-гражданским складом Ю. Галибарова. На Новом Устье им досталось до 10 тыс. пудов продовольствия стоимостью в 100 000 руб., в Оймяконе — разных товаров на сумму около 25 тыс. руб., в Абые — пушнина на 25 тыс. руб. В захваченных местностях в руках повстанцев оказались магазины и склады Якутпушнины, кооператива «Холбос», других хозяйственных и торговых организаций». По всей Якутии начались бои.

10 августа в Охотске открылся съезд тунгусов Охотского побережья, на котором присутствовали представители 21 тунгусского рода и трех якутских районов. Они приняли постановление о торговле, охотничьем и рыбном промыслах, здравоохранении, народном образовании. Было обращено особое внимание на организацию родовых cоветов. Тунгусский съезд через мирную делегацию представил в ЦИК Якутии требования об: 1) отделении Охотского побережья от Дальнего Востока и присоединении к Якутии; 2) предоставлении права тунгусам самим решать политические, экономические и культурные вопросы; 3) устранении от власти коммунистов, проводивших политику террора.

В целях борьбы с повстанцами была созвана III Чрезвычайная сессия Якутской ЦИК. На ней секретарем обкома Байкаловым К. К. повстанцы были названы бандитами, а их руководители — «одурманенными иллюзией элементами».

Сталин отправил инструкцию Байкалову, возглавлявшему операцию по «ликвидации тунгусского повстанчества», в которой говорилось: «ЦК... находит целесообразным мирную ликвидацию восстания, применяя военные силы лишь в том случае, если это будет диктоваться необходимостью...».

В мае 1925 г. в ходе мирных переговоров стороны сумели найти общий язык. Артемьев убедился в том, что во главе Якутской АССР стоят не те коммунисты, которые проводили политику террора; в республике осуществляется национальное возрождение, и вопрос о присоединении Тунгусии к Якутской АССР находится на стадии обсуждения.

В результате успешных переговоров 9 мая было заключено мирное соглашение, и отряд М.К. Артемьева «единогласно решил сложить оружие». 18 июля отряд П. Карамзина в местности Медвежья Голова, находящейся в 50 км от Охотска, присоединился к мирной сдаче. Всего сложили оружие 484 повстанца из отряда Артемьева и 35 мятежников группы Карамзина.

Считая, что основная цель «военной демонстрации» — пропаганда политической программы партии достигнута, и одновременно осознавая пассивность основной массы населения, П. Ксенофонтов сдался властям и был арестован в квартире К. Байкалова, поверив в данное коммунистами слово об амнистии.

25 августа 1925 г. «Главное Тунгусское Национальное Управление» посредством акта выразило пожелание о том, чтобы национальное самоопределение тунгусского народа было закреплено решениями, вынесенными ВЦИКом СССР, Советом Национальностей Верховного Совета СССР и ЦИКом РСФСР. Принятие такого постановления позволило бы прекратить дробление единого тунгусского этноса между различными административными образованиями, такими как Якутская АССР, Приморская и Камчатская области. Свое раздробленное состояние они рассматривали как «продукт монархической политики». Основной целью участников движения являлось объединение тунгусского народа и вхождение его в качестве самостоятельной национальной единицы в состав автономной Якутии.

Однако центр, и особенно органы ОГПУ-НКВД не разделяли подобных взглядов и постоянно подозревали якутов и тунгусов в «японофильстве». В 1925 г. М. К. Аммосов с тревогой сообщал в Якутск своим друзьям, что «в недрах ЦК (Сталин и другие) относятся крайне недоверчиво к нам, относя нас к категории коммунистов, перерождающихся в буржуазных революционеров».

Дальнейшая судьба повстанцев трагична — спустя некоторое время, с 1927 г. и вплоть до начала Второй мировой войны они подвергались репрессиям, были расстреляны 128 человек, 130 получили разные тюремные сроки, из них часть не была связана с восстанием. Среди репрессированных были видные представители интеллигенции, ничего не знавшие о восстании или даже осуждавшие его.

Бюро Якутского обкома ВКП(б) постановило ликвидировать культурно-просветительное общество «Саха омук», несмотря на то что его члены активно боролись против повстанческих отрядов П. Ксенофонтова и М. Артемьева. Постановлением ЦК ВКП(б) «О положении в Якутской организации ВКП(б)», опубликованным в 1928 г. в газете «Правда» за подписью В. Молотова, сняты с постов видные партийные и советские работники Якутии.

Центральный Комитет обязал Якутский обком «в ближайшие 1—2 года завершить подготовку к проведению земельной реформы в интересах бедноты и национальных меньшинств, использовать кредиты и бюджетные ассигнования для помощи бедноте и батрачеству, а главное, на кооперирование крестьянства в соответствии с директивами XV съезда партии, провести очистку советских, кооперативных, торгово-хозяйственных органов от классово-чуждых элементов, в частности всех, так или иначе связанных с событиями 1927 года, усилить политическую работу партии и Советов в улусах, особенно по вовлечению бедноты в состав советских, кооперативных органов, добиваться полного устранения из этих органов кулачества, готовить и выдвигать в низовые и областные органы новые кадры из бедноты и батрачества».

Биография Павла Гавриловича Карамзина до момента участия в повстанческом движении и после неизвестна. Из немногих исторических документов известно о том, что Павел Карамзин происходил из эвенкийского княжеского рода, предположительно из Аяно-Майского района Хабаровского края.

Asia Russia Daily

Если росТВ не сдается, то его отменяют

Украина разорвала соглашение с РФ о сотрудничестве в сфере телерадиовещания. Что это...

Убить или убедить?

К реальному разрешению кризиса ведет единственный «формат» —...

Почему Украина должна стимулировать пенсионный...

Пенсионеры Донбасса спросят правительство: где наши пенсии?

Консультативный отказ еще не отказ

Мы продолжаем искренне верить, что курс в Европу, которым твердо ведут нас наши...

Проблески разума?

Разрыв дипотношений был бы воспринят международным сообществом как свидетельство...

Журдепы are working now

Лещенко и Найем успели поймать волну и постепенно возвращают утраченные позиции...

Будет ли список Шешеля?

Вот в такую образцовую гражданскую войну добра со злом предлагает нам поверить...

Спор настоящего с прошлым. Тупики стратегии «козлов...

Шансы попастьв положение «козла отпущения» в нынешней войне всех против всех...

«Громадське»:битва за общак

Украина — между «Джанго освобожденным» и «Омерзительной восьмеркой»

Ангола: нефть, алмазы и рост китайского влияния

Африканских правителей отличает специфический прагматизм: для того чтоб удержать...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка