Девушка его мечты

№20v(748) 29 мая — 4 июня 2015 г. 28 Мая 2015 2 4

Властитель и женщины. Тема избитая. Затертая, как медный грош, легионом авторов — от Светония до Валентина Пикуля. И вывод как античные авторитеты, так и нынешние делают один и тот же: чем больше власти, тем многочисленнее у ее держателя гарем. Гарем в прямом смысле слова. Ну и в переносном, естественно, если условно считать его обитательницами сонмы фавориток, любовниц и содержанок.

Поверим Светонию, проверить все равно не удастся — такие «гаремы» окружали всех без исключения римских цезарей. Поверим Гертруде Кирхейзен, автору фундаментального труда «Женщины вокруг Наполеона», установившей и даже поименно назвавшей целых три десятка пассий французского императора.

Что касается «вождя всех времен и народов», то не будем спешить. Это уже ближе и горячее. Обратимся к первоисточникам, документам, свидетельствам современников и очевидцев.

И в самом начале зададимся вопросом: к какому женскому типу тяготел вождь? Можно ли из этих свидетельств хотя бы вчерне обрисовать идеал представительницы слабого пола Иосифа Сталина? Иначе говоря, какой была девушка его мечты?

Люди старшего поколения хорошо помнят выход на экраны немецкого фильма «Девушка моей мечты» с Марикой Рокк в главной роли. Любопытно, что этот «трофейный» фильм, показанный в конце 1940-х, так и не успел попасть на экраны Германии. Когда его съемки завершились, тысячелетний рейх рухнул.

Еще одна выбрала свободу: Аллилуева прилетела в Америку // WIADOMOSCI.ONET.PL
Еще одна выбрала свободу: Аллилуева прилетела в Америку //  WIADOMOSCI.ONET.PL

Естественно, на советский экран не мог выйти ни один фильм как оте-чественный, так и «трофейный» без монаршего на то разрешения. Весь кинопрокат находился под неусыпным контролем Лучшего Друга кинематографистов. Блистательная Марика Рокк не могла быть исключением. День вождя ни на Ближней даче, ни в его кремлевской квартире без просмотра нескольких как советских, так и иностранных лент, как правило, не проходил.

Чем же приглянулся кремлевскому пуританину легкомысленный и насквозь пропитанный «гнилой» буржуазной моралью кинофильм? Мы уже не говорим о том, что впервые на наших экранах появилась обнаженная натура — купание героини в бочке — правда, очень скоро вырезанная бдительной цензурой. Эпизод, который еще долгое время после своего исчезновения заставлял усиленно биться сердца не только зеленых юнцов, но и умудренных жизнью взрослых, выстраиваться в длинные очереди перед билетными кассами и взирать на счастливчиков, видевших его, с завистью, как на людей не совсем обычных.

Думаем, Сталину был вообще близок жанр музыкальной комедии. И обольстительная Марика Рокк не могла ему не понравиться. Что же до морали, то музыкальная комедия признает только одну мораль — мораль хорошего настроения. А кроме того, смотря этот фильм, вождь не мог самодовольно не поглаживать усы. Видимая тому причина — победа в войне, позволившая советским людям смотреть эту картину раньше немцев. А невидимая и известная только ему и еще одному грузину в Кремле — это то, что Марика Рокк, подобно Ольге Чеховой, актриса — завсегдатай имперских приемов и близкая подруга Магды Геббельс, активно, как говорят, работала на советскую разведку.

В то же время знаменитую актрису и до последнего времени почти не известную разведчицу вряд ли назовешь девушкой его мечты. Тут нам лично видится типаж не столь яркий, говоря современным языком, не сексапильный, скорее — интеллектуальный. Хотя отнюдь и не синий чулок.

К этому типажу мы еще вернемся. А пока...

Во времена не столь давние гигантский экран кинотеатра «Руставели» в Тбилиси надежно охраняли гипсовые изваяния двух великих киноценителей — Ленина и Сталина. И по обеим сторонам экрана были начертаны их руководящие афоризмы. Учителя: «Из всех искусств, по-моему, самое важное для нас кино». Ученика и Продолжателя: «Кино есть величайшее средство массовой агитации».

Так вот, для Ученика кино было одновременно и «самым важным» искусством, и «величайшим средством». Уму непостижимо, где находил вождь время, но в отечественной кинематографии он был фактически и соавтором сценариев, и вторым (если не первым!) режиссером, и, уж несомненно, первым (и единственным!) кинокритиком. Все остальные критики затем выступали в роли хора.

Никита Хрущев был одержим идеей «догнать и перегнать Америку по производству мяса и молока на душу населения». Чем завершилась эта гонка — известно. У Сталина тоже была своя идея фикс. В двух словах ее можно сформулировать так: «догнать и перегнать Голливуд». Лучший Друг кинематографистов, конечно, понимал, что в количественном плане добиться этого — в тот период во всяком случае — практически невозможно. Но он пытался — и небезуспешно — выбросить на кинорынок свой эталон, и во всех трех монополизированных Голливудом жанрах — музыкальной комедии, героической драмы и даже вестерна. Сегодня, глядя на эти уже выцветающие, пусть наивные, технически по меркам сегодняшнего дня несовершенные ленты, мы понимаем, что они не уступают, а кое в чем даже превосходят западные образцы.

«Чапаев», к примеру, был и остается одним из лучших вестернов. «Незабываемый 1919-й» и «Падение Берлина» по-прежнему смотрятся с неослабевающим интересом. А о таких музыкальных комедиях, как «Веселые ребята», «Свинарка и пастух», «Волга-Волга», и говорить нечего. Эти шедевры киноискусства и сегодня вызывают слезы смеха.

«Волга, Волга» — история о покорении столицы провинциалами // BELBIOS.NL
«Волга, Волга» — история о покорении столицы провинциалами // BELBIOS.NL

И тут мы непосредственно подходим к женскому эталону. Полагаем, что из числа звезд экрана тех лет надо особо выделить двух «суперстар» — Марину Ладынину и Любовь Орлову.

Дебют Ладыниной — в «Трактористах», вершина — «Кубанские казаки», своеобразный синтез мелодрамы и музыкальной комедии, последний сталинский киношедевр (1951 г.). В регалиях Ладынина могла потягаться с самим Константином Симоновым, шутка ли — пять Сталинских премий.

У Орловой премий значительно меньше — всего две. Но блистательная исполнительница главных ролей в «Веселых ребятах», «Цирке», «Волге-Волге», «Весне», думаем, не менее близка сталинскому духу. А может, даже ближе, чем Ладынина. Во всяком случае известно, что «Волгу-Волгу» вождь мог смотреть бесконечное число раз. И всегда веселился как ребенок, смеялся до упаду.

В отношении Любови Орловой характерен и такой эпизод. Как-то раз на приеме, подойдя к актрисе, Сталин спросил: «Скажите, товарищ Орлова, муж вас не обижает?» (супруг — режиссер Григорий Александров находился рядом). «Всякое случается, товарищ Сталин», — улыбнулась в ответ артистка. «Передайте ему, что если будет обижать, мы его повесим», — без тени иронии в голосе произнес вождь. «За что, товарищ Сталин?» — воскликнул Александров. «За шею», — лаконично ответил тот.

Шутка, естественно. Однако весьма и весьма своеобразная. И не столь безопасная, как может показаться на первый взгляд. Из знаменитой сталинской шкатулки черного юмора, идентичная той, которой вождь напутствовал советскую спортивную делегацию на Олимпийские игры в Хельсинки: «Если не добудете золота в Хельсинки, поедете добывать его на Колыму». Предостережения в обоих случаях, конечно, не реализованные (Александров повешен не был, а проигравшие футболисты отделались легким испугом), но вполне выполнимые державным шутником. Именно в этом их свойстве и заключалась главная соль сталинских шуток.

«Свинарка и пастух» — повесть о настоящей любви // KINOMANIA.RU
«Свинарка и пастух» — повесть о настоящей любви // KINOMANIA.RU

Жена-ребенок

Однако вернемся к нашей теме. Итак, можно считать, что мы, вчерне, правда, вычислили любимый женский кинообраз вождя — женщина в меру привлекательная, в меру деловая, чуть-чуть лукава и ровно на столько же строга. И абсолютно лишена сексуального шарма Марики Рокк.

Но то — в кино. А как в жизни?

Жизнь профессионального революционера — это глубокое подполье, аресты, тюрьма, побеги, ссылки. И только в коротких просветах между отсидками — любовь.

Биографы установили двух женщин будущего генералиссимуса его вологодского и туруханского периода. Одну из них — вологодчанку — звали Пелагеей Георгиевной Ануфриевой. Познакомились они на квартире тоже ссыльного некоего Чижикова (впоследствии Сталин использует эту фамилию в качестве одного из своих псевдонимов) примерно в июне 1911 г. В полицейских донесениях Ануфриева фигурирует как «Нарядная» (Сталин — «Кавказец»).

«Кавказец» и «Нарядная» гуляют по Вологде открыто. Часто встречаются на квартире Чижикова в его отсутствие. Вот, пожалуй, и все сведения. 6 сентября того же года они расстаются, в этот день Коба совершает побег с места ссылки с паспортом Петра Чижикова в кармане. Остается добавить, что в декабре 1912 г. Сталин прислал Ануфриевой книгу «Очерки по истории словесности» с дарственной надписью: «Умной, скверной Поле от чудака Иосифа».

Вот такой скоропалительный роман. Впрочем, роман ли? Быть может, «скверную Полю» и «чудака Иосифа» связывали чисто дружеские, товарищеские отношения?

Портрет Пелагеи Ануфриевой не сохранился. Так что делать какие-нибудь выводы относительно «типажа» мы не можем. Известно, что она позднее вышла замуж за механика Николая Фомина. Муж, естественно, был в 30-х годах репрессирован. А сын Валерий, студент Ленинградского железнодорожного института, лишен стипендии как «сын врага народа». Тогда единственный раз Пелагея Георгиевна обратилась с письмом к «чудаку Иосифу». Ответ из Москвы пришел незамедлительно. Он не был подписан и гласил: «Вашему сыну стипендия сохранена».

«Нарядная» умерла в 1955 году, на два года пережив своего вологодского кавалера.

Значительно меньше известно о другой подруге будущего вождя — Лидии Платоновне Перепрыгиной, на квартире которой в станице Курейка Туруханского края Иосиф Джугашвили жил во время последней ссылки. Считается, что отцом ее сына Александра, родившегося в апреле 1917 г., был ссыльный Джугашвили. Ребенок при рождении якобы был даже зарегистрирован под этой фамилией, но после того как Перепрыгина в 1920 г. вышла замуж за крестьянина Якова Давыдова, получил фамилию отчима. Больше никаких сведений о Лидии Перепрыгиной-Давыдовой не сохранилось.

Что же касается Александра Давыдова, то он, закончив школу в Дудинке, техникум связи в Красноярске, работал некоторое время в райкоме комсомола, был участником Великой Отечественной войны, дослужился в армии до чина майора и после демобилизации работал прорабом в Красноярске, где и умер в 1967 г.

Впрочем, давайте оставим Перепрыгину и обратим свой взор на первую любовь Сосо Джугашвили. Тут уж ни гадать, ни сомневаться не приходится — это была любовь с первого взгляда.

Товарищ по подполью Алеша Сванидзе привел его в дом на обычную большевистскую сходку, законспирированную под чаепитие. Чай подавала скромная хрупкая девушка с ангельским лицом и большими зачарованными черными глазами. «Кто это?» — спросил у Алеши гость. «Сестра Като», — коротко ответил тот. Когда «чаепитие» закончилось, гость подошел к девушке, взял ее за руку и без всяких предисловий сказал: «Слушай, у меня нет времени на ухаживания. Ты мне нравишься. Выходи за меня». Девушка, покраснев, ничего не ответила, но и руки не отняла.

Случилось это в 1906 году, в доме №3 по Фрейлинской улице Тифлиса. А спустя всего два или три дня 26-летний Иосиф Джугашвили и 19-летняя Екатерина Сванидзе сочетались законным браком. Венчались они в церкви на Мтацминда. Посаженым отцом был Миха Цхакая.

Какой была маленькая, хрупкая Като Сванидзе?

Вот как рисует ее один из семинарских однокашников Сталина, его друг детства: «Она глядела на него, как на полубога... Эта истинно грузинская женщина была глубоко верующей. Ночами она горячо молилась, чтобы Коба отвернулся от богопротивных идей ради мирной семейной жизни в труде и довольстве».

Галина Джугашвили, внучка, правда, никогда не видевшая бабушку, пишет: «Жена-ребенок, глядящая на мужа снизу, принявшая, как закон, его власть над собой, правоту во всем и всегда».

Любовь была взаимной, но, увы, недолгой. Като Сванидзе умерла от брюшного тифа 22 ноября 1907 г., оставив на руках своих сестер — Сашико и Марико шестимесячного сына Якова.

О том, как Сталин переживал эту утрату, рассказывает Иосиф Иремашвили: «Он был потрясен и никак не мог прийти в себя... Когда скромная процессия достигла входа на кладбище, Коба крепко сжал мне руку и сказал: «Coco, это существо смягчало мое сердце. Здесь внутри все так опустошено, все непередаваемо пусто». Таким откровенным я видел Кобу один-единственный раз в жизни».

Лодка рядом с кораблем

Вторым браком Сталин был женат на Надежде Аллилуевой. Она родилась в Баку в семье революционера Сергея Аллилуева, товарища Кобы по партии. Существует семейное предание, что Сталин спас двухлетнюю Надю, когда она упала с набережной в Каспийское море, причем не умея плавать. Следующая встреча произошла уже в Петрограде в 1917 году, на квартире Аллилуевых, приютивших вернувшегося из туруханской ссылки Сталина.

В 1918 г. Надежда выходит замуж за Иосифа. Надежде — 17 лет, Иосифу 38.

В беседе с писателем Александром Беком в 1967 г. старая большевичка Лидия Фотиева так охарактеризовала Надежду Аллилуеву, некоторое время работавшую в секретариате Ленина под ее руководством:

«Красивая, очень красивая. Грузинские глаза. (У отца много цыганской крови, бабушка матери — грузинка. — Авт.) Почти всегда красивая. Но иногда неинтересная, что-то грубое проступает. И знаете, такие странные неожиданные переходы».

Был ли этот брак счастливым? На первых порах — несомненно. Ведь и Аллилуева, как и ее предшественница, смотрела на мужа, как на полубога. Только ее богом, ее религией был коммунизм.

Светлана Аллилуева: «На нее, почти еще ребенка, свалилась камнем любовь к человеку, вернувшемуся из ссылки, жившему тяжелой жизнью революционера, человеку, идти рядом с которым нелегко было И ТОВАРИЩАМ. А она пошла рядом, как маленькая лодочка, привязанная к большому океанскому кораблю, так я и вижу эту пару рядом, бороздящую бешеный океан...»

Как видим, и в одном случае ребенок (Като Сванидзе), и в другом (Надежда Аллилуева). Одна смотрит на мужа, полубога, другая следует за ним, как лодка за кораблем. И обе женщины предельно скромны в нарядах, по-монашески строго одеты, никаких украшений, никакого макияжа. Если верить Светлане Аллилуевой, «отец этого не выносил».

Дочь вождя с хлопцем в косоворотке. Светлана Аллилуева и Лаврентий Берия // INFOSILA.EE
Дочь вождя с хлопцем в косоворотке. Светлана Аллилуева и Лаврентий Берия // INFOSILA.EE

Судьба второй жены сложилась трагически. 9 ноября 1932 г. она покончила жизнь самоубийством, застрелившись из дамского пистолета, который в подарок привез ей из Берлина брат Павел Аллилуев. Был ей 31 год. И тут на этот счет существует множество версий — начиная с политической и кончая бытовой. Некоторые биографы договариваются даже до того, что это было замаскированное убийство, что, конечно, никакими документами и свидетельствами очевидцев не подтверждается.

Что касается политики, то, думаем, и тут некоторые авторы пытаются выдать желаемое за действительное. Переписка между мужем и женой (в период, когда они находились в разлуке) не дает оснований для такого вывода. Молотов считает, что поводом к самоубийству послужила «патологическая ревность Аллилуевой». И действительно, на вечере у Ворошилова, накануне рокового выстрела, Сталин в присутствии жены флиртовал с супругой одного из военачальников. Свидетелями этого был сам Молотов и его жена Полина Жемчужина. Аллилуева тогда покинула застолье. Жемчужина последовала за ней. Гуляя по Москве с подругой, жена Сталина немного пришла в себя. А ночью прогремел роковой выстрел. Близкая к семье Сталиных Мария Сванидзе (жена Алеши, брата Като) приводит другую причину: «Ранний климакс и дикие головные боли, доводившие Надю до иступления».

Сталинский «гарем»

Но так или иначе — выстрел прогремел. И Сталин овдовел во второй раз. И вот тут, с подачи некоторых его биографов, и возникает знаменитый сталинский «гарем».

IIервооткрывателем этого «гарема» стал некто Леонард Гендлин. В своей книге «Исповедь тайной любовницы Сталина», впервые опубликованной в Лондоне в 1983 г., наряду с певицей Верой Давыдовой — «старшей и любимой женой» вождя он называет имена и других «наложниц» — народных артисток Златогоровой, Лепешинской, Барсовой, Шпиллер, Семеновой...

Режиссер Александр Бурдонский (сын Василия Сталина) по поводу Веры Давыдовой заявляет:

«Я видел Давыдову в документальном телефильме. У нее тот тип, который, я знаю это от Аллилуевых и от отца, Сталину нравился. В фильме певица рассказывает, что ее как-то раз привезли к Сталину и тот попросил скрасить его одиночество. Она категорически отказалась. Ее увезли. Кара могла последовать страшная. Однако никаких «оргвыводов» сделано не было. Правда, актриса нашего театра (Театр Российской армии. — Авт.), многое в жизни повидавшая, сказала по этому поводу: «Ха, попробовала бы она отказаться». А как там было — не знаю».

И мы не знаем. И гадать не будем. Обратимся лучше к свидетельству бывшего охранника Сталина Алексея Рыбина. В книге «Миф о любовницах Сталина» он пишет:

«Вождь был оперным меломаном. Он часто бывал в Большом театре, иногда приглашал артистов в Кремль или на дачу. Видно, это и послужило поводом для иных авторов утверждать о существовании т. н. «гарема». Артисток (как и артистов) действительно привозили по ночам. Но привозили с совсем иной целью. Сталин, принимая в Кремле или на даче иностранные делегации, любил завершать деловые переговоры концертом. Я тому свидетель. Вот только один пример. В октябре 1943 г. Сталин принимал у себя английскую и американскую делегации. Примерно в час ночи Власик по его указанию привез артистов. Многих подняли с постели. Это были Давыдова, Шпиллер, Лемешев, Барсова, Златогорова, Райкин и др. Они дали концерт. После отъезда гостей Сталин подошел к артистам и строго сказал: «Товарищ Давыдова, вы вызвали у иностранцев усмешку вашей ультрамодной одеждой (на ней был какой-то поясок с букетом ниже пупка). Шпиллер тоже интересная женщина, но она одета так, как и полагается советской женщине».

Так кем же была для вождя Давыдова? Вот журналист «Труда» Сергей Турченко задает вопрос многолетней «хозяйке» Ближней дачи Валентине Истоминой: «Гендлин в своей книге пишет, что вы не раз накрывали стол для Сталина и Давыдовой?» «Певицу Веру Давыдову я ни разу в глаза не видела, не то что стол ей накрывать», — отвечает та.

И, наконец, еще одна героиня нашего очерка — сама Истомина. В течение почти 20 лет (с 1935-го по 1953 г.) она была бессменной экономкой на даче в Кунцево. Во время выездов Сталина на отдых, как правило, сопровождала вождя. Когда Сталин умер, в присутствии членов Политбюро упала к нему на грудь и «заплакала в голос, как в деревне». Из этого факта Д. Волкогонов делает вывод, что Сталин «видимо, был для нее значительно ближе, чем для соратников» («Триумф и трагедия»). Волкогонов только намекает, но многие другие авторы записывают Истомину в «тайные жены Сталина».

Молотов в беседе с писателем Феликсом Чуевым заявил: «Валентина Истомина? Да, была такая на даче. Приносила посуду. А если и была женой, кому какое дело? Я вот читаю, как Энгельс к этому просто относился. У него не было формально жены. Он жил со своей хозяйкой ирландкой. А жениться ему было некогда. Так почему Сталину нельзя?»

«Светланка-хозяйка»

Еще одна выбрала свободу: Аллилуева прилетела в Америку // WIADOMOSCI.ONET.PL
Еще одна выбрала свободу: Аллилуева прилетела в Америку // WIADOMOSCI.ONET.PL

В разговоре о представительницах слабого пола, окружавших вождя, нам никак не обойти вниманием его дочь. Крайне строгий, не всегда внимательный, нередко несправедливый по отношению к сыновьям, отец буквально души не чаял в дочери. Она то и дело предстает перед нами в его письмах — крохотная, востроглазая хлопотунья «Светланка-хозяйка», а всемогущий диктатор при ней, как он сам себя называет, — «секретаришка», который несмотря на колоссальную занятость, находит время и поиграть с дочерью, и проследить за ее занятиями, и совершить с ней вылазки на природу, и постоянно возить с собой по театрам... Одним словом, воспитание дочери, лишившейся матери в раннем детстве, отец целиком и полностью берет в свои руки. Тогда как ее брат Василий фактически передан заботам обслуги, охраны и коменданта Зубаловской дачи. И кажется — вот случай, когда можно воспитать дочку, сделав ее подлинной «девушкой своей мечты», вылепить из податливого детского воска свой идеал.

Отношения между отцом и дочерью на первых порах складываются так, что лучшего и не пожелаешь. Как свидетельствует сама Светлана Аллилуева, отец никогда «не допекает ее нотациями» или «какими-нибудь нудными придирками». «Его родительское руководство, — пишет она, — было самым общим — хорошо учиться, больше бывать на воздухе, никакой роскоши, никакого баловства».

И единственное, к чему строгий кремлевский пуританин иной раз начинает придираться к дочери уже примерно с 10-летнего возраста, — это ее внешний вид.

«Однажды, поглядев на меня, отец сказал: «Ты что это голая ходишь?» Я не понимала, в чем дело. «Вот, вот, — указал он на длину моего платья, оно было выше колен. — Черт знает что! Безобразие! Физкультурница». «Даже став взрослой женщиной, — пишет Светлана Аллилуева, — идя к отцу, я всегда должна была думать, не слишком ли ярко одета, так как неминуемо получила бы от него замечание. «На кого ты похожа?» — произносил он иногда, не стесняясь присутствующих. Быть может, его раздражало, что я не походила внешне на маму и не одевалась так, как одевалась она».

Очень ревниво относился вождь к тому, какую одежду и обувь носила Светлана, какой парфюмерией пользовалась. «Не могло быть, упаси Боже, и речи о том, чтобы предстать пред его очами с напомаженными губами. Отец этого не терпел», — вспоминает Аллилуева. Он мог подойти и ощупать платье или новый костюм дочери и при этом бесцеремонно поинтересоваться: «Это наше, советское?» Бывал очень доволен, если Светлана отвечала: «Ну конечно, советское, чье же еще».

Читаешь письма вождя к дочери и трудно поверить, что писал эти строки суровый человек, не щадивший ни себя, ни других, жестокий, казалось бы, лишенный каких-либо эмоций.

«Ты, оказывается, побывала на Рице и при этом не одна, а с кавалером. Что же, это не дурно. Рица — место хорошее, особенно ежели с кавалером, моя воробушка...»

Но кавалеры, как выяснится чуть позже, бывают разные. Пройдет всего три года, и кавалером 16-летней Светланы неожиданно, и к великому неудовольствию отца, станет 40-летний киносценарист Алексей Каплер. Гнев отца будет беспредельным. «Писатель! И писать-то по-русски не научился!» — так будет комментировать он письма Каплера к Светлане, в бешенстве разрывая их в клочья. Финал этой драмы известен — Каплер отправляется в места не столь отдаленные, а за Светланой усилен контроль.

Теперь она круглосуточно под конвоем охраны. Но и это не помогает. 18-летняя Светлана выскакивает замуж за одноклассника брата Василия — Григория Морозова (Мороза). Когда дочь заикается о браке, отец мрачно говорит: «Замуж захотела? — и после долгой паузы — Черт с тобой, делай что хочешь». И ставит только одно условие: зять не должен переступать порог его дома. «Слишком он расчетливый, твой молодой человек, — говорил отец Светлане позднее. — Смотри-ка, на фронте ведь страшно, там стреляют, — а он в тылу окопался».

И все, после этого нарушена идиллия. Отношения между отцом и дочерью все больше и больше становятся отчужденными.

Дальнейшее мы знаем. Светлане не было суждено оправдать надежды отца ни в нравственном, ни в политическом плане. Дочь так и не стала такой, какой ее хотел видеть отец, — идеалом женщины в его понимании, «девушкой его мечты», хотя из наших беглых заметок, из пусть даже смутно обозначенных штрихов к портретам женщин, окружающих диктатора, читатель, наверное, сможет сделать вывод, каким был женский идеал Иосифа Сталина, какой тип женщины хотел бы видеть рядом с собой.

Пройдут годы. Покинет эту земную юдоль скорби суровый диктатор. Завершат свой земной срок женщины, некогда окружавшие его. Издерганная, изуверившаяся во всем закончила свой век в дальнем зарубежье «Светланка-хозяйка». И только на кинопленке сохранятся улыбки актрис, некогда пленявших вождя. Да старые пластинки воспроизведут пленительные голоса его любимых певиц.

Жизнь коротка, говорили древние, искусство вечно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Эволюция «человейников»

«На скорую руку «был сляпан социальный строй, который может быть назван...

Английский наставник «подводников» СССР

Скоро год, как ушел Джеймс Олдридж. Коллеги подводные охотники! Мальчишки 50-х и 60-х!...

Прощание с Будулаем

Когда этот номер уже был сдан в печать — пришла грустная весть. Ушел Будулай

Тринадцатое число Гулико

На зоопарк надвигается большая беда», — сказала Гулико

Валуєвський циркуляр діє і досі

Під сумнів ставився навіть термін «глід український», хоч це була офіційна...

Пам'яті Тамари Щербатюк

Понад чверть століття її програма збирала біля телеекранів глядачів з усієї України. 15...

О чем рассказало письмо из лесов Жуковки

Желание побольше узнать о боевом пути Анатолия Величко вновь привело меня к Борису...

Лошадиная мистика

Этот город крепко связан с потусторонними силами. Практически любой, кто услышит...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Look

Ещё одна деталь. Этот фильм смотрел Штирлиц в 1945г. в Берлине. Поэтому странно выглядит утверждение автора, что у Сталина был какой-то сомнительный мотив относительно приоритета просмотра фильма. Если фильм очень не нравился Штирлицу, то есть основание подозревать, что и Сталину фильм не нравился. Народу нравился? Так ведь народу нравится и королей смотреть, а затем отправлять на гильотину.

- 0 +
Look

К сожалению, слишком много отсебятины. Вот подошёл к девушке и говорит... но ведь в такие моменты говорят без свидетелй. Так что же цитирует автор-выдумки?
Или угроза повесить. Ну, и кого Сталин повесил. Хоть кошку-то повесил. Как же такая мысль могла прийти к Сталину.
Автору надо запомнить известное высказывание Маркса-ничто человеческое мне не чуждо.

- 0 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка