Эволюция «человейников»

№11(764) 18 — 24 марта 2016 г. 16 Марта 2016 4.7

К 10-й годовщине со дня смерти А. А. Зиновьева

Как настоящий боевой летчик он «перетянул через линию фронта» — продержался до 10 мая, чтобы не омрачать друзьям празднование дня Великой Победы.

В предисловии к его «главной книге» (А. А. Зиновьев. На пути к сверхобществу. — СПб.: Изд. дом «Нева», 2004) директор Института философии РАН А. А. Гусейнов сопоставил Александра Александровича с Коперником и Дарвином: Коперник опроверг мнение о Земле как центре мироздания, Дарвин — об исключительности человека в животном мире, а «Зиновьев со своей социомеханикой лишает человека последних объективных оснований для само-мнения и гордости» (c. 10).

Представляется не менее уместным сравнение его с М.В. Ломоносовым, и не только из-за сходства биографий, хотя совпадений достаточно много:

— родился Александр Александрович в захолустной костромской деревне;

— также с малолетства испытывал тягу к знаниям и отправился за ними в Москву;

— также пришлось претерпеть немало гонений для достижения поставленной цели.

Главным для такого сопоставления является оценка их современниками. В дни празднования 200-й годовщины со дня рождения Ломоносова В. И. Вернадский писал: «Смерть его произвела большое впечатление на современников. В нем ценили знаменитого русского писателя-поэта, сильную личность... Но едва ли кто тогда думал о нем как о великом ученом». Вот тут совпадение полное!

А. А. Зиновьев также известен прежде всего как писатель, причем смысл созданного им жанра социологического романа часто не понимают, что продемонстрировал на страницах «2000» в главе своих мемуаров «Зиновьев в эмиграции» Ж. Медведев (№ 37(668).

О том, что он крупнейший логик современности, знают немногие, а еще меньше знают о том, что он основоположник подлинно научной социологии. Подобно тому, как Ломоносов на основе своих опытов мог заявить: «Славного Роберта Бойля мнение ложно» и, опровергнув гипотезу флогистона, положить начало физической химии, так и Зиновьев, опровергнув заблуждения марксизма, наметил пути их преодоления.

Еще в школьные годы он понял, что сущность государственного механизма можно понять, лишь познав суть его «клеточек» — первичных производственных коллективов, свойственных именно данному типу государства. Он поступает в знаменитый МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории), но вскоре за критические высказывания на комсомольском собрании его исключают из комсомола и института.

Зиновьев сумел бежать при переводе с Лубянки на конспиративную квартиру и скрылся от «всевидящих» органов, добровольно вступив в 1940 г. в армию, пройдя «от звонка до звонка» всю войну.

В 1946 г. он поступает на философский факультет МГУ, после его окончания — в аспирантуру. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию «Восхождение от абстрактного к конкретному (на примере «Капитала» К. Маркса)». За отступление от официальной трактовки темы диссертация была помещена в спецхран. Поставленная в диссертации задача — «изучить этот процесс до мельчайших деталей на материале уже имеющихся образцов диалектического мышления, изобразить его в такой общей форме, чтобы он стал рабочим инструментом каждого исследователя» — представлялась крамольной.

Его направили на работу в Институт философии АН СССР, определив «от греха подальше» темой исследований математическую логику, считая ее идеологически нейтральной. Но со свойственной ему проницательностью Александр Александрович находит, что и в этом «королевстве» не все ладно. Математическая логика, внеся существенный прогресс в методы логических исследований, сместила внимание в аспект разработки формального аппарата, сам же предмет логики при этом не только не расширился, а в определенной степени деформировался. Следствием этого стало возникновение новых логических парадоксов и тупиков.

Он начал расчищать здание логики от несвойственных ему элементов. Результат этой работы — около сотни статей, несколько книг. В 1964 г. защищается докторская диссертация «Философские основания многозначной логики», в которой была предложена собственная логическая система, обеспечивающая более адекватное исследование эмпирических объектов, в том числе и социальных.

Великий математик Анри Пуанкаре назвал социологию «наукой с максимумом методов при минимуме результатов».

Александр Александрович создавал свою систему многозначной логики именно для устранения такого нетерпимого положения в социологии, но непосредственно применить полученные результаты к исследованию общественного строя он тогда не мог.

В 1971 г. выходит его книга «Логика науки», в которой был проделан анализ используемых в науке методов познания, в следующем году — «Логика физики».

Идеологическое начальство с тревогой наблюдало за его «подкопами» под общепризнанные авторитеты и ждало повода для расправы. Таким поводом послужил отказ уволить двух преподавателей возглавляемой им кафедры логики МГУ, занимавшихся диссидентской деятельностью. Его отстраняют от заведования кафедрой и отдают на расправу «общественности». Не обремененные моралью коллеги с наслаждением исполняют команду «Фас!»

Достигнутые Зиновьевым результаты объявляются вздором, ему запрещают публиковать логические работы, несмотря на то, что он был избран в Академию наук Финляндии, а его работы по логике переводились на многие языки.

Оказавшись в изоляции, он публикует в 1976 г. в Швейцарии сатирический роман «Зияющие высоты».

Вопреки утверждениям Ж. Медведева, это была злая, но не злобная сатира. Он не был ни антисоветчиком, ни диссидентом. Подобно Левше, стремящемуся перед Крымской войной довести до императора, что англичане стволы ружей кирпичом не чистят, он стремился предупредить нас о вызревании в стране кризиса, возможность которого отрицалась «идеологическими генералами». Но его лишили званий, наград (в том числе фронтовых), гражданства и в августе 1978 г. выслали из страны.

Поселившись с женой и дочерью в Мюнхене, погрузившись в западную жизнь, он обнаружил, что многие социальные явления, казавшиеся специфической принадлежностью коммунистического общества, в еще большей степени принадлежат и обществам западного типа. Оказалось, что и там не только отсутствует удовлетворяющая строгим критериям общая социологическая теория, но нет и частных теорий, адекватно описывающих отдельные типы обществ.

Путем введенной им операции экспликации понятий он выделил из множества человеческих объединений некий исходный для последующих построений абстрактный тип общества, названный им «человейником», обладающий комплексом признаков, присущих всем типам человеческих объединений, подобно тому, как в механике ввели понятие «материальной точки» для облегчения исследования реальных систем.

Сопоставляя типы обществ, существовавших в СССР («реальный коммунизм») и развитых капиталистических странах («западнизм»), он установил существование не только нижней эволюционной границы, не достигнув которой «человейник» не сможет стать развитым обществом, но и верхней границы, переходя которую общество приобретает новое качество, становится сверхобществом.

И этот переход реально произошел в СССР. Марксизм возник на основе социальных реалий середины XIX века, Маркс и Энгельс были ограничены возможностями мышления своего времени. Марксизм-ленинизм вошел в нашу жизнь в сталинской интерпретации, в которой критики увидели вульгаризацию марксизма. Но, «занижая и вульгаризируя марксизм до логического предела, сталинисты вышелущивали из него его рациональное зерно, единственно стоящее, что в нем было, а то, что они отбросили, оказалось простой словесной шелухой, пригодной лишь для словоблудия некоторых философов». Это было написано в его книге «Идеология партии будущего» (2003, с. 66), о которой речь ниже.

А в те годы Александр Александрович шаг за шагом приближался к построению удовлетворяющей строгим требованиям логики общей социологической теории. Но жизнь вновь заставила его отвлечься от основной линии творчества.

В 1984 г. он понял, что возникла новая стратегия в «холодной войне»: осознав, что все революции в России проходили «сверху», ее организаторы решили, что и контрреволюция также должна идти «сверху». Диссиденты сыграли свою роль и отходили на задний план, ставка теперь делалась на предательство руководства СССР.

В 1985 г. по поводу приезда Горбачева на «смотрины» в Лондон в одном из интервью Зиновьев отметил наступление эпохи величайших в истории предательств. И вновь, всеми доступными средствами, пытался раскрыть нам глаза на подлинную роль «перестройки».

Он публикует многочисленные статьи, раздает при каждой возможности интервью, в которых разоблачает суть «нового мышления». Итогом явилась книга «Горбачевизм».

Но усилия оказались тщетными, контрреволюция свершилась. В результате взрыва «бомбы западнизации» на скорую руку «был сляпан социальный строй, который может быть назван постсоветизмом... явление, не имеющее аналогичных прецедентов в прошлом и складывающееся буквально на наших глазах».

Так он оценил происходящие в стране события в книге «Гибель русского коммунизма», вышедшей в 1993 г. в Италии и Испании.

Гибель «империи зла» отнюдь не послужила прогрессу человечества. В ряде книг («Запад», «Запад на пути к сверхобществу» и др.) Зиновьев показывает, что многовековой процесс западной цивилизации породил могучего, но интеллектуально примитивного насильника, диктат которого может породить лишь катастрофические последствия: разрушение природной среды, моральную деградацию, массовые эпидемии и т. д.

А бомбардировки Югославии он оценил как начало Третьей мировой войны.

Он мог обеспечить своей семье безбедное существование в Мюнхене, но как истинный патриот не мог оставаться в стороне от трагедии своего народа и после возвращения ему гражданства возвратился в конце 1999 г. в Москву. Возобновив преподавательскую деятельность на кафедре логики МГУ, Александр Александрович сочетает ее с обширной публицистической и издательской деятельностью, стремясь довести до отечественного читателя почти 50 книг, изданных им за рубежом, а главное — завершает создание своей общей социологической теории, названной им «логической социологией».

Одна из первых статей, опубликованных им после возвращения на родину, называлась «Вперед, на прорыв!» Кратко проанализировав подготовку контрреволюции в горбачевский период и свершение ее в ельцинский период, особенности сложившегося в стране строя, он показывает, что сохранение страны от дальнейшей деградации возможно лишь на пути исторического новаторства:

«Опередить врага именно на том пути, на который он нас вынудил и по которому идет сам... в этом наш единственный шанс выжить. И чтобы этот шанс использовать, необходимо серьезное научное исследование основных феноменов современности — коммунизма, западнизма, перехода человечества на уровень сверхобществ».

Для реализации этой задачи Зиновьев в 2000 г. издает в университетском издательстве книгу «Очерки комплексной логики», в которой подвел итог своих логических исследований, а в 2002 г. издательство «Социум» выпустило «Логическую социологию».

В ней на основе своей логической системы он создал инструментарий для исследования социальных процессов, с помощью которого открывает ряд законов, без учета которых невозможна успешная социально-политическая стратегия.

Например, согласно закону социальной регенерации, «если разрушается социальная организация, но сохраняются людской материал и основные условия его выживания (геополитика, материальная культура, традиции и пр.), то вновь создаваемая социальная надстройка оказывается близкой к разрушенной». Все потуги построения жизнеспособного общества, взяв хорошие черты западнизма и коммунизма и отбросив плохие, являются безграмотным бредом. Если же пытаться разрушить прежние условия существования, чтобы якобы перейти к другому социальному строю, в дело вступает закон социальной деградации — общество опускается на более низкую ступень развития.

Применительно к постсоветским условиям это означает переход не к капитализму, а к феодализму. Именно на этот путь и втягивали Украину «оранжевые», да и «бело-голубые» этот курс не изменили.

Политическим завещанием Зиновьева стала книга «Идеология партии будущего», являющаяся расширенным изложением курса лекций, прочитанных им весной 2003 г. по предложению ЦК КПРФ, по сути авторский дайджест его «главной книги».

Цель этой книги — показать, что губительный для человечества процесс глобализации может быть приостановлен, если «будет создана новая идеология, сопоставимая по масштабам с марксистской, но превосходящая ее по интеллектуальному уровню и по степени соответствия условиям и потребностям наступившего третьего тысячелетия, и возникнет достаточно сильная организация единомышленников, которая примет эту идеологию и сделает своей сознательной целью социальные преобразования в духе этого идеала» (с. 6).

Он наметил лишь основные пути создания такой партии: «Партия будущего не должна рассматривать себя как представительницу какой-то определенной части населения страны» (с. 236). Даже из этой небольшой цитаты следует, что партия будущего в основе своей является интернациональной.

Зиновьев подчеркивал, что не дело оппозиции такого уровня действовать в интересах конкретных организаций, борющихся за власть:

«Она должна осознать себя как особое объединение, имеющее одну цель: разработку новой идеологии (идеологии будущего), пропаганду ее среди сограждан независимо от их социального положения, этнической принадлежности, пола, профессии и т. д., умножение числа единомышленников (людей, принимающих пропагандируемую идеологию) и объединение их в рамках этой цели для совместных действий» (там же).

Представляется, что лишь в рамках такой идеологии может быть выработана национальная идея, не направленная против кого-то, а объединяющая Украину.

И кому как не «2000» возглавить работу по созданию такой партии, объединяющей всех, кому дорога судьба их детей и внуков. Партийная принадлежность людей, объединяемых партией будущего, не имеет значения, ибо у нее задачи эпохального масштаба. Шагом на пути создания такой партии представляется публикация еженедельником дайджеста книги «Идеология партии будущего» (или публикация его отдельным выпуском), поскольку книга эта на Украине практически неизвестна.

Это было бы и данью памяти этого выдающегося человека, скончавшегося в ночь с 9 на 10 мая 2006 г.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Английский наставник «подводников» СССР

Скоро год, как ушел Джеймс Олдридж. Коллеги подводные охотники! Мальчишки 50-х и 60-х!...

Прощание с Будулаем

Когда этот номер уже был сдан в печать — пришла грустная весть. Ушел Будулай

Тринадцатое число Гулико

На зоопарк надвигается большая беда», — сказала Гулико

Валуєвський циркуляр діє і досі

Під сумнів ставився навіть термін «глід український», хоч це була офіційна...

Пам'яті Тамари Щербатюк

Понад чверть століття її програма збирала біля телеекранів глядачів з усієї України. 15...

О чем рассказало письмо из лесов Жуковки

Желание побольше узнать о боевом пути Анатолия Величко вновь привело меня к Борису...

Лошадиная мистика

Этот город крепко связан с потусторонними силами. Практически любой, кто услышит...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка