Прощание с Будулаем

№23–24(740) 18 – 24 сентября 2015 г. 17 Сентября 2015 5

Александр Волентир
Михай Волонтир

Когда этот номер уже был сдан в печать — пришла грустная весть. Ушел Будулай. Его светлый образ столь памятен и важен для нашего поколения, что мы вернули номер из типографии, чтобы сказать прощальные слова.

В зоне особого внимания кинематографа этот актер оказался после выхода на экраны одноименного фильма о доблестных советских десантниках. Бравый черноглазый усач в голубом берете мгновенно покорил сердца киноаудитории, особенно женской ее части. А в профессиональной среде ветеранов воздушных войск гвардии прапорщик Александр Волентир единогласно был признан своим, получив почетное звание «главного прапорщика ВДВ».

Актеру было уже 43 года, когда он, как принято говорить, проснулся знаменитым. А еще спустя два года его пригласили на роль в сериале «Цыган», которая принесла ему невероятную популярность и стала знаковой в судьбе артиста. Успех «главного прапорщика» окончательно затмила всенародная слава «главного цыгана».

Поклонницы атаковали его письмами, устраивали облавы у театрального подъезда, а почтовые отделения засыпали письмами с лаконичным адресом: «Кино. Будулаю». Но зрительский ажиотаж не вскружил ему голову — ни в молодые, ни тем более в зрелые годы. Шумихи и суеты вокруг собственной персоны Михай Волонтир не любил. Да и не считал себя персонажем светской хроники — романов с актрисами и поклонницами не крутил, в скандалах замечен не был.

Всю жизнь, до тех пор, пока его окончательно не свалила болезнь, честно и преданно занимался своей профессией, в которую он — простой парень из маленького села, затерявшегося в живописных молдавских кодрах, пришел абсолютно случайно.

С детства к любой крестьянской работе был приучен, лошадей в ночное водил, но мечтал, как и большинство мальчишек образца 30—40-х, оседлать железную птицу. В летном его забраковала медкомиссия — с плоскостопием в те годы не брали в небо. Пришлось осваивать земную профессию: в педучилище парней принимали охотно. Получив диплом, учил грамоте сельскую ребятню, заведовал местным клубом и в художественной самодеятельности участвовал. Оттуда и попал на республиканский смотр, где талантливого чернокудрого парня высмотрели режиссеры Бельцкого музыкально-драматического театра. В этом театре актер проработал более 50 лет.

В прошлом году народный артист СССР, народный артист Молдовы Михай Волонтир отметил свой 80-летний юбилей. Всенародного Будулая, который давно уже стал одним из символов Молдавии, на родине чествовали шумно и помпезно. В Национальном дворце искусств молдавской столицы в его честь организовали большой праздничный концерт.

Ослабленный тяжелой болезнью и практически ослепший актер все же нашел в себе силы выйти на сцену. Но от предложенного ему кресла отказался и весь вечер простоял на ногах, принимая поздравления. А когда исполнил проникновенную песню на молдавском языке, зал взорвался аплодисментами, любимого актера буквально засыпали цветами и признаниями в любви. На традиционные вопросы о творческих планах юбиляр скромно ответил: «Хочу еще поставить спектакли, если позовут. А с кино уже попрощался. Возраст уже не тот, да и кино теперь не то».

Когда рухнул Союз и под его руинами стал загибаться кинематограф, совпадение это или нет — но к актеру одна за другой стали цепляться болячки. Его приглашали в бездарные, третьесортные картины, в которых он не находил себе места. Волонтир продолжал играть в родном Бельцком театре (ныне — Национальный государственный театр имени Василе Александри), ставил спектакли и надеялся, что в его жизни еще обязательно случится встреча с кино.

Больше десяти лет он ждал этой встречи. В 2003 г. раздался звонок — режиссер Рафаэль Агаджанян предложил ему сняться в лирической комедии в роли чудаковатого киномеханика, поведенного на индийском кинематографе, индийских песнях и танцах. Едва прочитав сценарий, Волонтир сразу дал согласие на съемку, даже не справившись о гонораре.

Трогательная притча снималась за гроши, на средства местного фермера, проникшегося сценарием и обаянием главного героя в исполнении кумира 80-х. И хотя фильм «Чандра» не стал событием в мире кино, Михай Волонтир сделал свою роль филигранно, неожиданно обнаружив комедийный дар — пел, танцевал, не играя, а по-настоящему проживая свою роль. А главное — не давая ни малейшего повода зрителю заподозрить, что стоит за этой легкостью и куражом. Актер почти ничего не видел и был очень серьезно болен — запущенный диабет дал осложнение на глаза, а потом к букету недугов добавилась онкология.

При всей его популярности и народной любви Михай Волонтир был исключительно скромным, простым и абсолютно не тусовочным человеком. Один из самых знаменитых и востребованных в Советском Союзе актеров мог выбрать для жизни любой город СССР.

Его ждали Москва, Ленинград, наперебой приглашали ведущие столичные театры, культовый театральный режиссер Анатолий Эфрос мечтал видеть его в своих спектаклях. Но Волонтир всю жизнь оставался однолюбом — и в отношении родины, и в смысле личной жизни. В этом он, пожалуй, был схож со своим Будулаем — любил свою землю, одну-единственную женщину, любил свое дело. Ценил порядочность и дружбу.

Был страстным охотником и обожал собак. Говорил, что только они и есть настоящие люди. Михай подкармливал всех окрестных дворняг, а когда жена принесла с улицы брошенного щенка, без разговоров взял его на воспитание, даже в театр на репетиции за пазухой носил.

Последние десять лет Михай Волонтир жил затворником в маленьком молдавском городе Бельцы, сражаясь с атакующими его хворями, практически ослепший, окруженный заботой любящей супруги, отбиваясь с ее помощью от атак назойливых журналистов.

С актрисой Ефросиньей Добындэ он познакомился в своем театре, куда пришел начинающим актером. Замечен ею был не сразу, долго добивался внимания, а когда под натиском и неотразимым обаянием «крепость пала», увез венчаться в Румынию (в советской Молдавии обряд не поощрялся). На протяжении многих лет они были партнерами на сцене и по-старомодному трогательно преданными супругами. Прожили вместе 55 лет, воспитали дочь, которая выросла за кулисами, но не пошла по родительским стопам, выбрав профессию дипломата.

Свою Ефросинью Волонтир называл ангелом-хранителем. И она действительно всю жизнь его оберегала — выхаживала после сложнейших операций в больницах и госпиталях, буквально вырывая из рук смерти, вымаливая у Господа ему здоровье. Когда актер впервые попал в больницу и стоял вопрос об ампутации ноги, Ефросинья стала вышивать икону Божьей Матери. Через несколько дней, когда работа была закончена, муж пошел на поправку. С тех пор эта икона всегда висела у изголовья его кровати.

Чувствуя, как с каждым годом силы оставляют его, актер просил у Всевышнего об одном: дать ему возможность снять свое авторское кино. О чем? Глупый вопрос. Конечно же, о вечном — о любви, о жизни и смерти, о человеческой душе и раздирающих ее противоречиях. Он написал сценарий фильма «Скиталец» и собирался сыграть в нем главную роль. Вторая главная роль была им написана для «жены Будулая» — актрисы Клары Лучко.

Но, как это часто бывает в мире кино, мечта разбилась о бюрократические рифы. Чиновники клятвенно обещали «изыскать средства» сначала к 70-летию актера, потом — к 75-летию. Ежегодно заседали комиссии, решали-постановляли, но в процессе хождений по кабинетам выяснилось, что в планы госзаказа Минкульта Молдовы фильм народного артиста СССР Михая Волонтира не вписывался. Не нашлось денег на фильм «главного цыгана СССР» и у чиновников российской столицы. Новое время расчищало дорогу молодым.

А потом ушла из жизни Клара Лучко. Волонтир тяжело переживал смерть актрисы, с которой был очень дружен. В трудные периоды жизни они как могли поддерживали друг друга. Когда он заболел, актриса открыла на его имя денежный счет. А когда Лучко перестали приглашать на съемки, Волонтир предложил ей роль в своем фильме. На похороны актрисы в Москву Ефросинья мужа не отпустила — боялась, что не выдержит сердце.

Идею снять актер не оставил, говорил, это дает ему силы жить. На роль, предназначавшуюся Кларе Лучко, он решил пригласить Елену Проклову, с которой когда-то снимался в картине «Юлия» и высоко ценил ее актерский талант. Но шли годы, сценарий «Скитальца» по-прежнему лежал на полке, а в сердце актера все еще теплилась надежда, что чудо случится, и он произнесет заветное — «Мотор!»

Он умер тихо, во сне, как уходят праведники. Ефросинья была рядом, но актера уже нельзя было спасти... В романе Анатолия Калинина «Цыган» главный герой погибал. Но Волонтир категорически был против такой концовки и попросил автора дописать историю, сохранив Будулаю жизнь. Так появился сиквел «Возвращение Будулая», посмотрев который многомиллионная аудитория советских телезрителей, ежевечерне бросавшая все свои дела ради любимого сериала, облегченно вздохнула: слава богу! Вернулся, живой!

Жизнь — не кино. Невозможно отмотать кинопленку и переписать трагический финал. И только великое таинство кинематографа дает нам счастливую возможность хоть ненадолго, но возвращаться в прошлое. И прощаясь с любимым актером, мы говорим ему: «До встречи, Будулай!»

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Эволюция «человейников»

«На скорую руку «был сляпан социальный строй, который может быть назван...

Английский наставник «подводников» СССР

Скоро год, как ушел Джеймс Олдридж. Коллеги подводные охотники! Мальчишки 50-х и 60-х!...

Тринадцатое число Гулико

На зоопарк надвигается большая беда», — сказала Гулико

Валуєвський циркуляр діє і досі

Під сумнів ставився навіть термін «глід український», хоч це була офіційна...

Пам'яті Тамари Щербатюк

Понад чверть століття її програма збирала біля телеекранів глядачів з усієї України. 15...

О чем рассказало письмо из лесов Жуковки

Желание побольше узнать о боевом пути Анатолия Величко вновь привело меня к Борису...

Лошадиная мистика

Этот город крепко связан с потусторонними силами. Практически любой, кто услышит...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка