Каждому — по Байраму?

№31(781) 5 — 11 августа 2016 г. 03 Августа 2016 0

Госслужба Украины по вопросам Автономной Республики Крым и города Севастополя на одних из последних парламентских слушаний в ВР на минувшей сессии сообщила, что разработала проект указа президента «О мусульманских праздниках», где предлагается, в частности, Рамадан и Курбан-байрам сделать официальными праздниками по всей стране.

«Аллах знает лучше»

По словам Заремы Озенбаш, зампредседателя Госслужбы, ее ведомство уже «...отправило предложения четырем центральным органам исполнительной власти». Ответы получили от трех.

В Министерстве финансов согласовали только предложение о признании двух мусульманских праздников государственными, но «там выступили против объявления их выходными днями, поскольку связывают этот вопрос с экономическим состоянием страны. В Министерстве культуры и Министерстве социальной политики не согласовали ни одно из предложений. А в Минэкономразвития и торговли вообще не ответили».

В качестве главного аргумента (для того, чтобы мусульманские праздники сделать в Украине не только официальными, но и нерабочими днями) г-жа Озенбаш считает то, что «исполнять традиции» в нынешних условиях ей «как мусульманке, как госслужащей сложно, поскольку я обязана быть на рабочем месте. Да, в законе закреплено мое право использовать на это дополнительные выходные, но это будет «сам на сам», потому что мои близкие и друзья, которые не исповедуют ислам, останутся в стороне. Потому что для них это рабочий день».

Что такое Рамадан? Толковый словарь дает объяснение: это месяц обязательного для мусульман поста (саум) и один из пяти столпов ислама. В течение месяца Рамадан правоверные мусульмане в дневное время отказываются от приема пищи, питья, курения и интимной близости. Длительность месяца составляет 29 или 30 дней и зависит от лунного календаря, пост начинается с начала рассвета (после утреннего азана) и заканчивается после захода солнца (после вечернего азана).

А Ураз-байрам, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан, длится первые три дня месяца Шавваль.

Как знать, возможно, Зарема-ханум и прежде соблюдала все мусульманские каноны, хотя почему-то еще недавно она позиционировала себя как вполне светская бизнес-леди. И проблемы намаза и саума ее не так тревожили.

Вот одна из публикаций крымскотатарского издания medeniye.org.

В то время ханум была коммерческим директором фирмы Оzenbash и уверяла, что «ощущает себя львицей», делилась сокровенным: «Моя истинная страсть — автомобили, сама вожу свою машину марки «Мерседес» и за рулем сижу уже пятнадцать лет».

И вот тут возникает некоторый вопрос: если ревностная мусульманка, которая жаждет «исполнять традиции», то бишь молиться на рабочем месте, признается, что с удовольствием и страстью водит авто, — то нет ли тут противоречия? Может, пусть себе водит, а молиться можно и дома, не обязательно в государственный праздник и выходной день?

Не единожды священнослужителям, почитателям пророка Мухаммеда, именно эти вопросы и задавали: можно ли мусульманке садиться за руль? Если да, то в каких источниках исламской литературы это указано? Какие предписания для этого имеются? Если нет, то какое за это наказание?

И что говорит по этому поводу духовный предводитель паствы?

Вот один из таких ответов муфтия Сухайла Тармахомеда, одобренных муфтием Ибрагимом Десаи на сайте islam-today.ru/obsestvo:

«...В случае крайней необходимости и настоятельной потребности (одобренной Шариатом) женщине разрешается водить машину на расстояние не более 78 км при выполнении следующих условий: 1) отсутствие иной альтернативы, 2) отсутствие явной опасности за жизнь/честь и 3) соблюдение норм хиджаба. («Аль-Ашбах Ванназаир», стр. 252; «Идаратуль Коран»). Женщине не разрешается водить при отсутствии даже одного из указанных условий. А Аллах знает лучше».

«К алтарю» с инициативой

И хоть ревностные мусульмане все же должны прислушиваться к наставлениям муфтия, но, судя по всему, руководство Госслужбы больше склонно во что бы то ни стало настойчиво отстаивать идею с «нерабочими днями».

Г-же Озенбаш вторит и член меджлиса г-н Бариев (его комментарий цитирую с крымскотатарского сайта ru.krymr.com):

«...Соблюдать требования праздника в рабочий день практически невозможно. Во-первых, праздничная молитва проходит в рабочее время. Соответственно, я не могу пойти на работу или наоборот, не могу пойти на праздничную молитву, которая обязательна даже для тех, кто не соблюдает все каноны. Во-вторых, в этот день положено навещать стариков, уделять внимание детям, ходить в гости. И если Ораза-Байрам не совпадает с выходным днем, то нужно либо как-то договариваться на работе, брать отгулы, либо отпуск за свой счет».

Сообщение о том, что подготовлен проект президентского указа, как и поправки к КЗоТу, разместили в Фейсбуке на официальной страничке Госслужбы.

Вряд ли те, кто размещал сообщение, проверяли, как «звучит» это все в переводе на русский (а перевод любого сообщения осуществляется автоматически — нажатием кнопки «перевести»). Иначе весьма сомнительно, что поняли бы. Цитирую по веб-страничке Госслужбы www.facebook.com/crimeaservice:

«Государственная служба Украины с вопросами автономной Республики Крым и города Севастополя к алтарю с инициативой и проект rozrobyla ukazu президент Украины «мусульманских праздников», А также соответствующие изменения в кодекс законов Украины, peredbachyvshy установка религиозные праздники uraza-Байрам (Рамадан и ид аль-адха svyatkovymy и nerobochymy дней в Украине».

Что за «алтарь»? Какой «ид аль-адха»?

Но главное, почему именно стремление сделать сугубо религиозные мусульманские праздники официальными в Украине — приоритет для г-жи Озенбаш?

«С целью выявления солидарности»

На тех же парламентских слушаниях, где и прозвучала новость о подготовке проекта указа насчет «мусульманских праздников», муфтий Украины Ахмед Тамим говорил такие слова:

«...Почему на мусульман смотрят отдельно, чем на представителей других национальностей? Мы бы хотели видеть обновленную страну, и чтобы каждый гражданин чувствовал себя полноценным гражданином Украины, а не гражданином отдельной области».

Заместитель же председателя службы отстаивала идею праздников таким посылом: «С целью выявления солидарности и духовной поддержки крымскотатарскому народу и другим гражданам Украины, которые исповедуют ислам...»

Член меджлиса Эскандер Бариев настаивал, что «признание Ораза-Байрам выходным днем необходимо. Это достаточно сложный вопрос, нужно садиться, думать и регулировать. Потому что все-таки 2 миллиона мусульман, которые проживают в Украине, — это хоть и менее 5%, но достаточно большое количество людей».

Некоторое сомнение вызывает утверждение насчет 2 млн. мусульман, проживающих в Украине. Согласно данным отчета «The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010—2050», подготовленного американским аналитическим центром Pew Research Center (inforesist.org), с 2010 г. по 2050 г. число мусульман, проживающих в Украине, увеличится в 2,4 раза — до 1,3 млн. человек».

Но это все-таки в перспективе, причем в довольно далекой!

«В процентном соотношении их число в Украине вырастет втрое — с 1,2% в 2010 г. до 3,7% в 2050 г., — говорится в докладе. — Основной причиной такого прироста станет высокая рождаемость (2—2,3 ребенка на одну женщину). Однако Украина останется христианской страной: к 2050 г. девять из десяти (89,2%) украинцев будут приверженцами христианства (против 83,8% в 2010 г.)».

Давайте тогда уж и Суккот!

Что касается «выявления солидарности и духовной поддержки» приверженцам ислама, то неясно: почему солидарность должна быть избирательной?

Если уж духовно и морально поддерживать, то поровну — представителей всех национальностей, проживающих на территории Украины.

Можно, конечно, поддерживать соизмеримо с процентным отношением к общему числу граждан страны.

Например, согласно данным Госстата, на третьем месте по численности — после украинцев и русских — белорусы (0,57%). Не обидятся ли они, если Байрам сделают в Украине выходным, а Радуницу, традиционный для белорусов весенний праздник поминовения умерших, — нет?

А чем хуже молдаване, которых в стране 0,54%? Почему они лишены будут возможности «во всю ивановскую» праздновать Мэрцишор (встреча весны) 1 марта?

Да и болгарская община в Украине по численности сравнима с крымскотатарской: она тоже, может, хочет, чтоб здесь появился День народных будителей, поскольку на их исторической родине этот праздник — «возродителей народного духа» — весьма почитаем?

И даже если абстрагироваться от цифр, то в любом случае, согласно Конституции, все нации, проживающие в государстве, равны.

Посему если крымские татары хотят сделать официальным праздником и нерабочим днем Байрам, то точно так же поляки, к примеру, вправе требовать, чтобы 6 января — S'wiкto Trzech Kro'li — Богоявление тоже сделать официальным и нерабочим, как и Pierwszy dzie'n Zielonych S'wi№tek — Первый день Пятидесятницы, дни, которые в Польше считаются особо праздничными.

К тому же, если мусульмане станут настаивать на Рамадане, то почему евреям нельзя потребовать, чтоб в Украине Песах, праздник в память об исходе из Египта, сделать официальным? Как и Хануку — победу света над тьмой, Йом-Кипур — День искупления, а также Суккот, именуемый «Временем нашей радости».

И почему в таком случае не узаконить в Украине праздник Шаббат, родившийся из главных заповедей Ветхого Завета? Так что, можно сказать, у иудеев главный религиозный праздник — каждую неделю.

Конечно, инициатива Госслужбы, озвученная на парламентских слушаниях, нельзя сказать — так уж воодушевила народных избранников, что они враз решили поддержать «торпедирование» праздников.

Тем не менее никто не даст гарантии, что к следующей сессии не будет зарегистрирован законопроект «о Байраме».

А дальше — дело техники: вдруг возьмут и проголосуют?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Гримасы новых лиц

Слияние политики и бизнеса, доминирование финансово-олигархических кланов, коррупция,...

Бесстыжая Европа

Европейцы, оказавшиеся в Киеве, читают надписи на стенах домов, на бетонных заборах,...

«Живые» деньги — депутатам, «виртуальные» — народу

Практически во всех государствах — с середины 2015-го по середину 2016-го — люди стали...

«Новый мировой порядок» под руководством РФ и КНР

17 ноября перед отлетом в Перу на ежегодный саммит лидеров стран...

Правление Привата могло разориться, если бы...

Первый зампредправления «ПриватБанка» Олег Гороховский написал якобы...

Трамп-цена «гигантам мысли»

Произошедшее ярко обнажило проблему деинтеллектуализации, свойственную Западу в...

Michelle 2020: Интернет-сообщество нашло достойную замену...

Ее поклонники уверены: Мишель Обама сумеет добиться того, что не получилось у Клинтон

Перерождение социального государства в либеральное

ТНК перебирают на себя функции перерождающегося государства

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка