Мутация достоинства

№27–28(742) 2 — 8 октября 2015 г. 30 Сентября 2015 4.8

В интересах самосохранения на окружающую украинскую действительность следовало бы смотреть как на причудливое сочетание психушки и театра

Рисунок Игоря КОНДЕНКО
Рисунок Игоря КОНДЕНКО

При виде некоторых сцен и проявлений, все более множащихся, вы, будучи лицом здравомыслящим, в недоумении, вы подавлены. Начинает казаться, что мир повернулся к вам спиной, что зло победило добро, что законы мироздания скорректированы в угоду подлецам и кретинам... Тогда, на грани отчаяния, представьте, будто вы посторонний наблюдатель в психбольнице, что недалеко от истины, — и станет легче и понятнее.

А как иначе, если базовые социальные законы, прописные истины и сама народная мудрость сегодня ставятся под сомнение и подвергаются ревизии.

Например, это касается необходимости реальной оценки себя, своих сил, положения и состоятельности, прежде чем реформировать, вступать в какие-либо противоборства, да просто жить.

Очевидно, что у украинцев, по крайней мере их большой части, есть проблемы с самооценкой, если достоинство как черту национального характера понадобилось закреплять президентским указом. «Граждане Украины доказали и продолжают в сверхтяжелых условиях ежедневно доказывать, что именно достоинство является базовой составляющей характера Украинского народа», — говорится в Стратегии «Украина-2020», утвержденной Указом Президента от 12.01.2015 №5/2015.

Так что теперь каждому гражданину при постановке вопроса о его достоинстве есть на что ссылаться. В этом же документе среди путей движения вперед намечен «вектор гордости» — дабы граждане массово не скатились к вектору стыда ввиду не слишком больших успехов в деле превращения Украины, по одному меткому выражению, из колонии в провинцию Соединенных Штатов.

Произошедшая в последние годы монополизация частью населения страны патриотизма внесла в общество раскол и произвела в идее единства и территориальной целостности государства трещины, возможно, большие, чем все сепаратистские и автономистские движения вместе взятые.

Националистическая идеология, базирующаяся на чрезмерно, неприлично мифологизированной истории, не обладает необходимой скрепляющей, притягательной силой. Она недостаточно привлекательна и убедительна. Например, чтобы уверовать в героизм предлагаемых «героев» (тех, которым слава), нужны механизмы верования сродни религиозным. Задача консолидации населения столь разношерстной и большой страны для нее непосильна, она может быть выполнена только в отношении какой-то части.

Потому попытки ее внедрить вызывают отторжение, саботаж, мимикрию, конформизм и прочее хамелеонство, появление массы притворщиков наподобие «верных ленинцев» советских времен. Обратите внимание, деятели, обратившиеся вдруг к бандеровским лозунгам, поразительно похожи на самозабвенно крестящихся в церквях постперестроечных коммунистов. Выражения лиц одинаковы, как и нутро.

Понимание несовместимости ортодоксальных националистов и «неправильных» украинцев проявляется в обществе все отчетливее. Из националистического лагеря по отношению к Крыму и «ДНР-ЛНР» все чаще звучат мнения в духе «туда им и дорога». Но «неправильных» украинцев много и в других регионах, и для «правильных» они всегда будут тормозом на пути общественного развития, какими бы ни были действительные причины отставания страны.

Одновременно в обществе нарастает раздражение от «лакокрасочного», «матерчатого» и прочего показного патриотизма на фоне деградации экономики и падения уровня жизни.

При этом надо заметить, усиливается отчуждение от государства и у его потенциально лояльных слоев. Не видно, что может предложить государство нелегальным добытчикам янтаря в Ровенской области или закарпатским контрабандистам взамен их незаконных промыслов, кроме воздушных замков всяческих стратегий. Вот и они этого не видят и оказывают государству противодействие.

Наблюдения за процессами в украинском обществе и его состоянием показывают, что общественное сознание, или, как говорили в XIX веке, душу народа, наполняют национализм, феодализм, постсоветизм и западнизм.

В чем проявляется национализм, говорить излишне.

Феодализм обнаруживает себя прежде всего в религиозном мракобесии, поощряемом государством, в возврате из исторического прошлого на значимые роли колдовства и целительства, в деинтеллектуализации, охоте на ведьм в политике, откупах, в тенденции к образованию «феодальных вотчин».

Постсоветизм проявляется в сильном остаточном влиянии мощной советской культуры и сильнейшей инерции, связанной с привычкой к социальной защите со стороны государства. В конце концов, влияние советской культуры со временем может быть нивелировано, но это не значит, что ее место займет национальная украинская культура — его займет псевдокультура западнизма, шоу-бизнес. Идеи же социального равенства и социальной ответственности государства неубиенны. Сейчас в Украине их активно эксплуатируют националисты и антикоммунисты. Если не знать, к каким политическим силам они принадлежат, судя по их выступлениям на эту тематику, можно подумать, что перед нами коммунисты.

Наконец, влияние западнизма обуславливается нашествием упомянутой западной псевдокультуры и массовым подражанием ей, а также насаждением изрядно идеализируемой либеральной демократии, которая на украинской почве в настоящих общественно-исторических условиях приобретает воплощение, далекое от оригинала.

Александр Зиновьев такого рода общество, являющееся этаким социальным уродцем, сравнивал с рогатым зайцем.

Указанные составляющие народной души пребывают преимущественно в конфликтных отношениях. Очевидными являются линии конфликтности «постсоветизм — западнизм», «постсоветизм — национализм», «западнизм — феодализм», пролегающие как в головах отдельных индивидуумов, так и между группами и слоями населения. Небесконфликтны и отношения по линии «западнизм — национализм». И только между национализмом и феодализмом особых противоречий нет.

Сейчас все озабочены движением вперед, но о каком движении вперед с такой кашей в головах может идти речь? Максимум возможно только прыгать на месте, в чем наиболее экзальтированные украинцы и упражняются.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Так вы синие или жупанники?

Постановили сделать так: Пушкин читает Сталина. Стали обсуждать и сошлись во мнении,...

Набожность, власть и политика в Турции: странствия...

Временами процессы строительства мощного государства и укрепления легитимности...

Если банк не идет к Магомету

Исламская банковская система направлена на реальный сектор экономики, а не на...

Как объехать унизительную очередь

Коллеги, едущие в Польшу из Украины автобусом, только на границе стояли 5 часов —...

Фейковая магия

Повальный флешмоб 22 Pushup Challenge, охвативший Украину, оказался тестом на лицемерие — в...

Загрузка...

«Дождь» переживем

Вопрос к телезрителям Винницы, Львова, Запорожья, Киева, Днепра: вы по-татарски...

Симон Петлюра — рожденный в СССР

Тем, кто станет счастливым обладателем данной полиграфической продукции, станет...

Прискорбный тренд — за селфи жизнь отдать!

Мужчины делают меньше селфи, но при этом гибнут чаще женщин

Бесстыжая Европа

Европейцы, оказавшиеся в Киеве, читают надписи на стенах домов, на бетонных заборах,...

«Живые» деньги — депутатам, «виртуальные» — народу

Практически во всех государствах — с середины 2015-го по середину 2016-го — люди стали...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка