Не надо расстраивать подданных — они от этого хуже работают

№41(791) 14 — 20 октября 2016 г. 11 Октября 2016 5

С Великим кормчим до сих пор все желают сфотографироваться: несмотря на то, что его роль в смертях десятков миллионов людей признается официально, это считается недостаточным поводом для осуждения Мао. Кстати, в современной китайской школе его больше изучают как поэта, чем политика

КНР вкладывает грандиозные деньги в создание комфортного информпространства. И свидетельством тому среди прочего и стремительное развитие «Великого китайского файрвола», из-за которого зайти на свой почтовый ящик от Google с территории КНР нельзя даже с помощью некогда всемогущего «антицензурного» Tor.

ЧЕН ДЖИИН, замдиректора Медиашколы Северо-Западного классического университета провинции Гансу, объяснил «2000», почему цензура делает человека счастливым.

— Г-н Чен, как в Китае меняется со временем структура информационного общества? Есть ли у нее особенности по сравнению с другими странами?

— Наше информационное общество развивается не так быстро, как хотелось бы. В первую очередь это касается технологического отставания, особенно сильно проявляющегося в сельских районах. Разница между городом и деревней, между западом и востоком очень значительна. Это, конечно, связано с общим дисбалансом в развитии инфраструктуры.

Пекин, Шанхай, Гуанчжоу остаются пионерами в информационной отрасли. Нам нужно подтянуть до их уровня всю страну.

Что же касается того, откуда средний китаец получает информацию — из ТВ, газет или интернета, то, наверное, самым говорящим станет такой факт: в стране около 700 млн. пользователей смартфонов.

Число людей, читающих бумажные газеты, быстро уменьшается. Зато растет роль радио — вместе с ростом людей, владеющих автомобилями. Наверное, последняя особенность и является уникальной по сравнению с развитыми странами, где количество автовладельцев относительно стабильно.

— Какое технологическое направление в развитии информационного общества власти КНР считают приоритетным?

— Прежде всего правительство много работает для того, чтобы развивать уровень мобильной связи и мобильного интернета. Осуществляется последовательный переход от покрытия 2G к 3G и 4G, исследуется технология 5G.

Расширяется покрытие оптоволоконными сетями сельских районах, — чтобы самые удаленные населенные пункты имели возможность получать полную информацию.

— В КНР ограничен доступ к Фейсбуку и другим популярным в мире соцсетям. Какую сетевую альтернативу предлагает внутренний рынок?

— QQ — эту третью в мире по числу пользователей сеть использует почти каждый китаец моложе 45 лет.

Некоторое время назад были очень популярны микроблоги, но сегодня они теряют аудиторию.

— Высшее образование Китая Успевает за новинками информационных форматов? Например, сколько профессоров, преподавателей вашей медиашколы ведут свои блоги? Каков разрыв по этому показателю с более молодыми и гибкими студентами?

— Думаю, блоги ведут лишь около 10% преподавателей. А у студентов так много работы, что они просто не успевают писать еще и длинные посты.

— Готовите ли вы студентов для работы в формате блогов?

— Пока мы не работаем с успешными блогерами системно, но эпизодические контакты случаются. Планируем приглашать их для работы с нашими студентами.

— КНР в последние годы старается активнее играть на зарубежном информационном поле. Готовите ли вы будущих журналистов специально для работы с внешней аудиторией? Каковы особенности такой подготовки?

— Некоторые наши студенты учатся в США, Великобритании, на Тайване. Но таких людей немного, и главная проблема здесь не в особенности восприятия информации в разных обществах, а языковой барьер.

— Перед медиа обычно стоят три главные задачи: удовлетворить бизнес-потребности инвестора, дать потребителю качественную информацию, и в ряде случаев — послужить делу государственной пропаганды. Вы учите студентов, какую цель ставить на первое место? Отличается ли подготовка журналистов для работы в частных СМИ и в государственных медиа?

— Трудно сказать. В Китае мы действительно имеем два типа СМИ — государственные и частные. Первые, конечно, концентрируются на пропаганде, вторые — на получении прибыли.

Но не думаю, что журналиста нужно учить по-разному.

— Каковы уникальные особенности китайской школы журналистики?

— Максимализм в образовании. Мы являемся носителями традиционной китайской культуры, в том числе в сфере образования. Донести ее до наших студентов — важная задача. Но не менее важная задача — обучить наших студентов новой, западной школе журналистики.

Проблема, возможно, заключается в том, что мы очень многого хотим от студентов. Потому что хотим улучшаться.

— Может ли, по вашему мнению, иностранный журналист быть успешен в Китае?

— Да, конечно! Мы же пользуемся многими западными учебниками, учимся на примере ведущих мировых журналистов. Некоторые из них намного лучше нас — мы не боимся это признать.

— Возникают ли у ваших учащихся проблемы с критикой, с цензурой? Учите ли вы ваших студентов не пересекать красную линию, за которой могут начаться проблемы?

— Мы воодушевляем студентов активнее критиковать недостатки, например, такие неприятные явления, как коррупция. Быть критически мыслящим — чрезвычайно важно для журналиста. Мы стараемся научить этому.

Мы не учим, как обращаться с запрещенными темами. Может быть, кто-то другой должен говорить об этом. Мы же учим быть объективными — как искать проблемы, как освещать их, как решать, как подавать сбалансированную позицию.

Правда — вот наша главная идея.

— Как думаете, цензура сдерживает развитие информационного общества в Китае?

— Я поддерживаю наше правительство в ограничении некоторого рода информации. Иногда должны воодушевлять людей делать что-то лучшее, быть активнее в некоторых аспектах, вместо того чтобы предлагать им негативную информацию, которая их расстроит.

Мы должны передавать населению лишь активную, позитивную энергию — чтобы стать продуктивнее, сильнее.

— Раз цензура — это такое эффективное и благородное решение, следовательно, она в Китае навсегда?

— Думаю, это временное решение. Хотя когда закончится это время — прогнозировать не берусь.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка