Почему пенсионеры лучше мусорных баков

№24(776) 17 — 23 июня 2016 г. 15 Июня 2016 5

Ресторан Pappadavada в индийском городе Коччи сделал себе великолепную рекламу — он попал во многие мировые СМИ, просто выставив на улицу холодильник с едой для малоимущих. В такой видоизмененной форме идея неаполитанского caffe sospeso (к слову, давно покорившая Украину) дошла и до Азии. 

Сначала о неаполитанской легенде. Ее раскрутили, как ни странно, лишь в середине 2000-х. Считается, что первое публичное упоминание о такой традиции сделал писатель Тонино Бенаквиста в романе «Малавита» 2004 г. — рассказав о том, что в Неаполе в бистро считается хорошим тоном платить за две чашки эспрессо, а выпивать лишь одну. Оплату второй чашки бармен записывает на доске, она считается «подвешенной» — и бесплатно отдается любому нуждающемуся. Подобное действие не просто приносит моральное удовлетворение щедрому клиенту (хотя и стоит копейки), угощающему незнакомца, но считается еще и ритуалом, приносящим удачу.

Хотя легендарной традиции сегодня дают едва ли не 100 лет, доказать это практически невозможно — почему-то никаких письменных свидетельств таких глубоких корней caffe sospeso («подвешенного кофе») нет. Важно другое — старая или придуманная легенда легла на благодатную почву. «Подвешивать» кофе стало невероятно модно, особенно в молодежной среде и в субкультуре городских интеллектуалов. Традицию подхватили европейские кафе, совершенно бесплатно увеличивающие продажи и получающие неплохую социальную рекламу.

К началу 2010-х традиция пришла и в Украину. И тут оказалось, что это вообще чрезвычайно удобная модель благотворительности, особенно для украинского социума, весьма дремучего в плане механизмов сбора пожертвований. «Подвешивать» стали все — еду, одежду, лекарства в аптеках...

Особую популярность схема получила на волне подъема волонтерского движения, вызванного войной. В обиход вошли целевые «подвешивания»: в киевском магазине обмундирования «Каптерка», например, можно купить носки или футболку для любого воина АТО — и нуждающийся солдат просто может снять их со специальной доски. В столичном заведении Pizza Veterano заранее оплаченные пиццы затем развозятся в военные госпитали, в волонтерский центр на железнодорожном вокзале и т. д. Во многих придорожных кафе стало широко распространенным явлением заплатить наперед за обед для военнослужащих.

В столичных бистро, предлагающих пончики, стало модным «подвешивать» донатсы для новых полицейских — это не просто знак внимания и дань уважения правоохранителям, но и некая культурная шутка, обмен юмористической любезностью. «Подвешивание» книги в магазине стало своеобразным способом агитации за любимого писателя. Словом, механизм породил интересный феномен социального и культурного взаимодействия, который, конечно, уже не сводится лишь к помощи нуждающимся. У движения появился слоган: «Возьми, если хочешь. Отдай, если можешь», и эмблема — две ладони.

Но индийский ресторан Pappadavada, с рассказа о котором мы начали, не просто перенял систему распределения заранее купленных обедов. Он соединил в своей модели две схемы — заимствованную у caffe sospeso и отдельную идею утилизации продуктов, которые все равно придется выбросить. Холодильник перед рестораном заполняется как порциями, оплаченными щедрыми посетителями, так и продуктами, пожертвованными самим заведением. Ведь в конце дня у любого пункта питания накапливаются блюда, которые, если не будут потреблены, обречены отправиться на помойку. Еще острее проблема стоит для супермаркетов: согласно данным Продовольственной программы ООН, около 30% производимой в мире еды выбрасывается.

Интересно, что идею Pappadavada в некоторых государствах пытались внедрять даже сверху. Так, в России в прошлом году на фоне продуктовых санкций Совет по правам человека предложил законодательно запретить магазинам и ресторанам выбрасывать нереализованную еду — ее хотят в зависимости от годности отдавать либо благотворительным организациям, либо в качестве корма фермерам-животноводам.

Еще в 2007 г. в Киеве тогдашний мэр Леонид Черновецкий пытался инициировать создание «банков еды» — магазинов для малоимущих, где будут по специальным ценам реализовывать продукты с истекающим (но еще не истекшим!) сроком годности.

Инициатива развития не получила. Но проблема многих тонн продуктов, ежедневно отправляющихся на свалку, остается. Если бы крупные торговые сети удалось убедить в целесообразности и необходимости гуманитарной помощи самым незащищенным, проблему продуктовых наборов удалось бы решить без больших затрат — нужна лишь сравнительно дешевая система контроля качества и распределения списываемых остатков.

Как показывает опыт Pappadavada и тех заведений, которые ввели у себя практику «подвешивания» товаров, бизнес-отдача от таких простых решений порой чрезвычайно мощная.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Правление Привата могло разориться, если бы...

Первый зампредправления «ПриватБанка» Олег Гороховский написал якобы...

Трамп-цена «гигантам мысли»

Произошедшее ярко обнажило проблему деинтеллектуализации, свойственную Западу в...

Michelle 2020: Интернет-сообщество нашло достойную замену...

Ее поклонники уверены: Мишель Обама сумеет добиться того, что не получилось у Клинтон

Перерождение социального государства в либеральное

ТНК перебирают на себя функции перерождающегося государства

Больше бюрократии!

Ежемесячно ЕС тратит $200 млн. только на временный переезд Европарламента из Брюсселя в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка