Превращения привычных представлений

№12(765) 25 — 31 марта 2016 г. 23 Марта 2016 4.9

, Игорь КОНДЕНКО

Серьезным изменениям сегодня подвергаются привычные представления.

Принято считать, что государственное управление — дело основательное и ответственное и должно осуществляться соответствующим образом. Но наверху словно пытаются доказать обратное, то и дело производя всякого рода курьезы и несуразности, которые тут же разносятся родственными власти средствами массовой информации, будто нечто достойное.

Многие заявления, комментарии и выступления высокопоставленных лиц побуждают перефразировать текст известной песни: «Когда министрами (премьером, президентом, народными депутатами) мы были и чушь ужасную несли...». Подчас это такая чушь, что даже желания спорить не возникает. Достаточно ознакомиться хотя бы с перечнем предъявляемых обществу достижений и победных реляций последнего времени, среди которых, к примеру, такой «выдающийся» успех, как «стабилизация гривни».

Да и сложно выглядеть достойно, выполняя роль приказчиков, обслуживающих интересы чужих государств и организаций.

Внешнее управление Украиной стало секретом Полишинеля, его констатация становится общим местом. Украина и раньше-то не была независима, а теперь ее подконтрольность легализирована под шумок «гибридной войны». А уровень самоуважения представителей правящих сил и их амбиций как государственных и исторических деятелей таков, что никак не препятствует такой легализации.

Не придется удивляться, если граждане со своими протестами, жалобами и ходатайствами переместятся от Верховной Рады, Кабмина и Администрации Президента к посольству США. По крайней мере это было бы логично. А может, и действеннее.

Правда, все еще продолжаются ритуальные реверансы в сторону суверенности и ее производных, высказываются опасения в отношении угроз, якобы нависших над этими никогда не принадлежавшими нам, доступными лишь отдельным державам (пересчитать которые хватит пальцев двух рук) привилегиями. Но происходит это скорее по инерции.

В последнее время открыто обсуждались резоны оставления на посту премьер-министра Яценюка, не имеющие ничего общего с суверенными интересами Украины. Состояли они по сути в том, что Яценюком вполне довольны в США и МВФ.

И почему бы заокеанским кураторам не быть довольными украинским премьером? Более усердного, к тому же эрудированного и артистичного блюстителя интересов этих могущественных центров влияния еще надо поискать (хотя претендентов найдется немало). Что же касается успехов, то тут смотря с какой стороны подойти. Успехи правительства Арсения Петровича в деле разрыва связей с Россией даже в ущерб своей стране, выполнения требований МВФ, раздувания пузыря «реформ» и «борьбы с коррупцией» несомненны.

Есть усовершенствования и в интерпретации самого понятия реформ. К примеру, таковыми уже называется продолжение повышения цен на газ. Какой простор открывает такое толкование перед «реформаторами» и их покровителями!

Можно было бы, конечно, и интенсивнее развивать упомянутые «успехи», но очень уж инерционно общество в своих притязаниях социальной защиты и капризны политические партнеры, они же конкуренты — представители депутатских фракций, не удовлетворенные своим положением, полагающие, что могли бы сделать «для Украины» гораздо больше, чем Арсений Петрович. Эти претензии и капризы, конечно, усложняют западное кураторство, но не критично.

Да и с коррупцией на самом деле надо было бы что-то делать, помимо плетения паутины органов по противодействию ей: ведь она имеет прямое отношение к вопросу платежеспособности должника, т. е. Украины, и создания благоприятных условий для транснациональных корпораций.

Тем временем потихоньку накапливается недовольство наших евромечтателей объектом безусловного преклонения и восхищения — Европой, что было немыслимым еще пару лет назад. Разочаровывают их демократы наших, что и говорить. То фильмы об Украине не те показывают, то какой-то странный референдум затевают с риском замедлить «победоносную» евроинтеграцию Украины, то тормозят предоставление безвизового режима, уже неоднократно обещанного украинским руководством своему нищающему населению, то беспошлинные квоты на украинские товары выделяют ничтожные как для потенциальной «аграрной сверхдержавы» (по определению посла США Д. Пайетта, которое для нас сродни священному пророчеству).

Такая реакция закономерно предполагает асимметричную взаимность со стороны европейских учителей, тем более что для нее имеются конкретные основания. Те же антикоррупционные требования вполне правомерны, подобно требованиям хозяина к приказчику, чтобы тот не шельмовал.

Проявлению открытого недовольства европейцев мешают соображения, обусловленные их противостоянием с Россией и позицией США, а также имиджевые интересы. А хитрые украинские политики, поняв это, склонны пользоваться двусмысленным положением своих кураторов и злоупотреблять их терпением. Но простой жизненный опыт подсказывает, что какой-то предел здесь имеется.

Между демократами говоря, если бы была дискуссия, наши виртуозы разговорного жанра, поднаторевшие в демагогии для внутреннего потребления, за пояс заткнули бы «европейских партнеров», объяснив им кое-что о свободе слова и многом другом. Но нет и не может быть никаких дискуссий между неравными.

Министру иностранных дел П. Климкину остается только «совсем недипломатично» предлагать согражданам не обращать внимания на нашумевшее заявление главы Еврокомиссии Ж.-К. Юнкера о недоступности для Украины членства в ЕС и НАТО в ближайшие 20—25 лет (повторившее предыдущие подобные заявления европейских чиновников). Дескать, мало ли что может произойти. При этом министр указал на «своеобразный комплекс относительно ЕС» и то, что, чувствительно реагируя на такие заявления, «мы не уважаем сами себя».

Данный комментарий красноречиво подтверждает ранее неоднократно высказывавшуюся мысль о том, что управлять на авось, как бы в бреду, в тумане, не согласовываясь с социальными и другими законами, не просчитывая возможных последствий, — способ действия украинских властей.

В тех потемках, в которые для г-на Климкина как высокопоставленного чиновника погружено ближайшее будущее его государства и Европы, куда его государство самозабвенно интегрируется, может произойти все что угодно. Как в сказке. Украина может вступить в Евросоюз помимо его воли. Или ЕС настолько ослабнет перед возникшими вызовами, что привлечет Украину для усиления. Правда, зачем нам тогда ЕС?

Но беда в том, что эти сказочные видения и эмоциональные порывы прикладываются к практической жизни как руководства при управлении государством и определении участи его граждан. И вовсе не сказочным образом усугубляют тяжелое положение населения.

Не менее удивительно и упоминание о необходимости достоинства и самодостаточности от представителя правящих сил, приложивших немало усилий для того, чтобы привить населению подобострастие, самоуничижение перед Европой и неблагородную психологию приживал, которых якобы вот-вот возьмут в европейский дом, и забывших о всяком достоинстве, выпрашивая членство в ЕС или хотя бы безвизовый режим.

Вообще же, говоря о часто упоминаемом ныне достоинстве, следует указать на существование некоего «выборочного достоинства» (по аналогии с выборочным правосудием), которое проявляется в отношении отдельных избранных объектов (того же свергнутого режима Януковича) и напрочь отсутствует применительно к некоторым другим объектам. Подобное «достоинство» распространено в быту, когда, например, начальствующее лицо внушает страх своим подчиненным, но в свою очередь испытывает страх перед собственной женой.

Серьезным испытаниям подвергается наше привычное представление и о некоторых других основополагающих вещах, например о правосудии.

Ввиду устремлений к европейскому правосудию довольно необычно наблюдать открытое давление радикалов на принятие судебных решений, сопровождающееся даже в отдельных случаях блокированием мест судебных заседаний и оскорблением судей (которых вообще-то положено называть «ваша честь» и кто по чину должен быть преисполнен изрядного достоинства). Также пока довольно необычны зрелища падающих якобы в обморок подсудимых, дабы не услышать неприятные для них судебные решения.

В то же время то, что VIP-подсудимые тотчас стают мнимыми смертельно больными, уже не удивляет. Эта практика развивается и будет, безусловно, доведена до совершенства в случае реальных попыток обуздать коррупцию.

Здесь, как представляется, возникают противоречия между благими намерениями в отношении гуманизации правосудия и не отвечающим им уровнем законопослушности и правовой культуры, которые предстоит как-то решать.

Также меняются представления о допустимых формах протестов обычных граждан (не путать с праворадикалами). Массовый характер приобретает перекрытие транспортных магистралей путем непрерывного хождения по пешеходным переходам с целью привлечь внимание властей к своим проблемам. При этом неудобства терпят не столько те, против кого направлены протесты, сколько проезжающие сограждане, являющиеся не намного благополучнее протестующих. Раньше такие случаи были единичными.

Это закономерное следствие усовершенствования форм и методов протестной деятельности и радикализации общественно-политических отношений на почве тяжелого социально-экономического положения.

Приметой времени становятся происшествия и инциденты на бытовом уровне, связанные с намного увеличившимся незаконным оборотом средств поражения. Распространены случаи применения в местах, далеких от мест боевых действий, гранат как решающих аргументов в спорах либо в силу неосторожного обращения или попытки таковых. Раньше граната была в диковинку.

Вот такие, с позволения сказать, тренды.

При взгляде на современную Украину невольно возникает печальная мысль: вот что бывает, когда государство строится не в прагматичных интересах его населения, не независимо и не на научных основах.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Трамп-цена «гигантам мысли»

Произошедшее ярко обнажило проблему деинтеллектуализации, свойственную Западу в...

Michelle 2020: Интернет-сообщество нашло достойную замену...

Ее поклонники уверены: Мишель Обама сумеет добиться того, что не получилось у Клинтон

Перерождение социального государства в либеральное

ТНК перебирают на себя функции перерождающегося государства

Больше бюрократии!

Ежемесячно ЕС тратит $200 млн. только на временный переезд Европарламента из Брюсселя в...

Круговорот пенделей в народе

Символы государства есть у нас настоящие и не совсем настоящие

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка