Путь Крыма, минуя Донбасс

№10v(738) 20 — 26 марта 2015 г. 19 Марта 2015 5 2.3

Документальный фильм российского журналиста Андрея Кондрашова «Крым. Путь на Родину» получил внушительную рекламную кампанию. В этом нет ничего странного, учитывая, кто снялся в главной роли — сам президент России Владимир Путин. Потому и работа загодя удостоилась многочисленных зарубежных рецензий на достаточно серьезном уровне.

Что говорить, если даже любимица российских СМИ Джен Псаки прокомментировала фильм за неделю до выхода на экран. Глава пресс-службы госдепартамента США отозвалась негативно, хоть и судила по отзывам знающих людей. Псаки назвала ленту «вводящей в заблуждение» и «отрицающей вовлеченность России в события на востоке Украины, а также желание РФ овладеть Крымом».

Но это слова с внешнего контура. А фильм прежде всего обращен ко внутреннему потребителю, потому даже интонационно он напоминает предыдущие работы российских документалистов, в которых тот же главный герой рассказывал о сочинской Олимпиаде — еще одной жертве украинских событий. Но сочинские радости Донбасс перечеркнул уже потом, а вот в фильме «Крым...» авторам пришлось говорить о возвращении РФ полуострова уже после трагических событий в Донецкой и Луганской областях. Рассказывать сейчас о Крыме, вынося за скобки Донбасс, — это, конечно, надо уметь. Но там и умеют.

А еще предвкушением фильма, небольшими отрывками из него и реакцией было отчасти компенсировано загадочное мартовское отсутствие Путина. На следующий же день, сразу после премьеры «Крыма» на канале «Россия», и Владимир Владимирович объявился. И все пошло по-прежнему.

Спасение рядового президента

Итак, «Крым. Путь на Родину». Стартовый отрезок фильма полностью посвящен беглому украинскому президенту Виктору Януковичу. Так что поначалу это в большей степени спасение рядового Райана.

На самом деле тема перемещений г-на Януковича в те трагические для страны и непростые для него самого дни изучена уже достаточно подробно. Официальная версия, представленная в фильме Кондрашова, не слишком отличается от всего, что было сказано на этот счет, в т. ч. в Киеве, год назад.

Но почему же не вспомнить. Владимир Путин и Андрей Кондрашов в этом месте немного напомнили Шерлока Холмса и доктора Ватсона, которые в конце фильма, распутав какое-нибудь сложное дело, отогреваются у камина и расставляют все точки над «і». Для зрителей и немного для самого Ватсона. В сочетании с кадрами реконструкции получается буквально «Собака Баскервилей», вот только той тревожной музыки не хватало. Свирепый сэр Хьюго скачет в замок Межигорье и обнаруживает, что «птичка упорхнула».

Холмс-Путин сообщил, что Януковичу в тот момент грозило физическое уничтожение, потому что «нет человека, хе-хе, нет проблемы». Лишь благодаря бдительности российских коллег, отслеживавших панические перемещения кортежа украинского президента, удалось предотвратить его попадание в засаду с крупнокалиберными пулеметами.

Закончились странствия Януковича где-то на морском берегу, куда были высланы российские вертолеты. В это время сэру Генри, судя по всему, было очень страшно, и его помощник даже отчаянно набирал Кремль. Но помощь уже была близка.

Тут снова включается саспенс, вертолеты парили-парили, но никак не могли разглядеть спрятавшегося в утесах Януковича. У них уже кончался керосин, когда кортежные машины одновременно включили свет своих фар. «Как они догадались?» — спрашивает Ватсон-Кондрашов. «Мы им подсказали», — ласково отвечает Путин.

В общем, руководящая роль главнокомандующего — и «это элементарно, Ватсон».

«И расставаясь, я всем сказал...»

Итак, Януковича спасли (впечатления с той стороны — смотрите в фильме Оливера Стоуна). А что же дальше? А дальше, закончив операцию по спасению Януковича к 7 утра 23 февраля, Путин еще в ролике-анонсе говорит следующее: «И расставаясь, я всем коллегам сказал: мы вынуждены начать работу по возврату Крыма в состав России».

По ходу фильма Путин, правда, не раз оговаривается, что возвращение Крыма было чуть ли не вынужденной мерой ввиду активных действий местных жителей, упоминает социологические данные о русских и пророссийских крымчанах, говорит также такие слова: «Если будем убеждены, что этого хотят сами люди, проживающие в Крыму, — если захотят, значит, так тому и быть».

В то же время нетрудно заметить несоответствие этого «мы вынуждены начать работу по возврату Крыма» и «как люди захотят». Если только 23 февраля в Севастополе выбрали «народным мэром» Алексея Чалого, получается, уже после того, как коллеги выслушали приказ от Путина.

Впрочем, в том, что большинство жителей Крыма этого хотели и захотели — особых сомнений нет. Опять-таки, в этом и других моментах фильма происходит объединение студии, как это говорится на украинских политических передачах. С одинаковым негативом все это воспринимается рьяными противниками из числа граждан Украины. Тех, кто считает, что циничный агрессор воспользовался моментом и начал свою работу по возвращению, и тех, кто представляет другие регионы Украины и тоже захотел в Россию, но не успел в двери волшебного портала. Тех, кому было суждено попасть под тот самый «каток националистов», от которого Путин спас жителей Крыма. Только уже под каток, немного по-другому кативший, полный, со своей стороны, праведного гнева.

Год назад весна была Русской, а затем стала Крымской. И противники националистического катка превратились в крымчан, отдельный такой субэтнос. В фильме Андрея Кондрашова это четко бросается в глаза. «Антимайдан — это мирные митинги, на которых крымчане...», «крымчане ехали на автобусах», «крымчане оказались в засаде» и т. д.

То есть на антимайдан ездили крымчане, а представители Донбасса, которые всегда так дружно голосовали за президента, своего уроженца, Киев в то время не посещали. Что уж там, одни только крымчане и обеспечивали такой одаренной личности, как Виктор Янукович, и его замечательной партии победы на выборах. Миллионов двадцать обитало на полуострове, не меньше. Что, собственно, и подтвердили украинские выборы 2014 года.

Правда, «Беркут» был не только крымским, это в фильме признали. Но лишь в Крыму несчастных бойцов, прибывших с майдана, встречали как героев. Во Львове их ставили на колени, в Ровно передали «Правому сектору», а вот в Крыму все было иначе. Как будто не собирали помощь «Беркуту» во время евромайдана во всей Юго-Восточной Украине, не разносилось в еврокубковом матче на стадионе «Донбасс-Арена» слово «Беркут». Нет, «везде они были врагами и только здесь героями», — говорит автор фильма. Потому что Россия всегда приходит на помощь страждущим, вот она и пришла к крымчанам. А к кому не пришла, тех и нет.

Как не приехал «поезд дружбы»

Дальше по плану — ужасы. Ужасы настоящие, как февральский погром автобусов с крымчанами-антимайдановцами в Черкасской области. Ужасы виртуальные, как прибытие «поезда дружбы». Так уж вышло, что ужас несостоявшийся (в Крыму) сильнее возбудил фантазию Андрея Кондрашова. Неслучившуюся встречу местных жителей и приезжих «правосеков» на вокзале превратили в небольшой художественный фильм.

Там были и героические кузнецы, будто из «Александра Невского», выковавшие суперщиты, которым не будет страшен «коктейль Молотова». И предводители, говорившие красивые и правильные слова о своей земле. Очень решительно смотрелась массовка во время реконструкции. Вот люди слушают вожаков, вот просто ждут и ждут этот бандеровский поезд, а он все не едет и не едет. Но они очень героически его ждали, и «шли без оружия, но с верой» и «красили в триколор щиты».

«Поезд дружбы» так и не приехал. Якобы разведка сообщила, что в Крыму их ждут 1500 ополченцев, и враг бежал. Поезд-призрак пришел пустым.

А вот в Одессу через несколько месяцев такой поезд прибыл, и не один. И вышли такие же, как эти крымчане, люди с аналогичными щитами и прочим снаряжением. Но это совсем другая история, которая не имеет никакого отношения к Крыму.

Не менее героически режиссер-постановщик представил эпизод захвата аэропорта в Симферополе. Местные жители с черенками от лопат под руководством крымчанина Самвела проникли на территорию — милиция не захотела им в этом мешать. Но прибыла грозная СБУ, после чего состоялся полный драматизма диалог руководителя этой организации и Самвела, закончившийся призывом силовика «оружие к бою». «Неужели вы будете стрелять в безоружных людей», — риторически спрашивали крымчане.

И тут, когда бойня казалась неминуемой, пришло чудесное спасение. Сзади подъехали военные грузовики с яркими, как у кортежа Януковича, фарами, и из них вылезли те самые зеленые и вежливые человечки. Началась радость, на глазах крымчан выступили слезы, раздавались крики «Россия, вперед!». «Внимание было настолько приковано к хорошо экипированным парням, которые пришли на помощь, что и не заметили, как исчезли сотрудники СБУ», — подвел итог автор.

И снова замысел творца понять достаточно легко. Россия приходит вовремя, она всегда спасает своих в беде. Враг коварный и подлый, он трусливо убегает.

Вовремя подоспели, иначе было бы хуже, чем на Донбассе. Вы не представляете, от чего нас уберегла Россия в Крымскую весну. Все это прямо и косвенно звучащие посылы. И, кстати, чуть ли не первый раз сюда, в эту оду радости, пробивается само это слово — Донбасс...

Че Гевара Аксенов

Честно сказать, уже к исходу первого часа фильма смотреть его стало скучно. Не помогали даже веселые реконструкции событий. Не впечатляли все новые и новые ужасы, случившиеся с байкерами — «ночными волками». И даже попытки отравить Симферопольское море. Не хотелось нанести портрет Сергея Аксенова себе на берет, ведь, по словам Путина, в Крыму его называли Че Геварой (а не как-то там еще). Которому «чувство собственного достоинства» позволило не испугаться ответственности в тот сложный момент, а вовсе не то, что Путин сказал коллегам наутро после спасения рядового Януковича.

Неинтересно было слушать, как плохо крымским татарам жилось при украинской власти. И про маленькую девочку, от избытка чувств расцеловавшую солдата. И даже небольшой рассказ Сергея Шойгу о том, как родился бренд «вежливых людей», звучал пресно, как то самое Симферопольское море.

Пожалуй, лишь история о ракетах берегового комплекса «Бастион», от которых в ужасе «сделал восьмерку» американский эсминец, украсила финал фильма, если смотреть на него глазами обычного телезрителя. По крайней мере именно эту часть цитировали люди наутро в общественном транспорте.

И, конечно, заинтересовавшая Запад фраза Путина о «готовности привести в готовность» ядерное оружие. Потому что «русские люди в опасности, и Крым — наша историческая территория. Вы где — за тысячи километров, а мы здесь. Это наша земля», — повторял главный герой. Правда, далее было сказано, что силы ядерного сдерживания и так в готовности. Да и на следующий день после премьеры в эфире у Владимира Соловьева автор фильма Андрей Кондрашов удивлялся западной реакции, мол, странные они какие-то, думают, что у нас оружие не наготове. Т. е., и Путин сказал, что был готов к тому, к чему и так готов.

В этом удивлении Андрей демонстрировал то же самое двоемыслие, которое помогло ему снять свой фильм. Точнее, набор трафаретов в специальных очках, чтобы смотреть строго в нужные прорези.

Двоемыслие — такое же, не лучше и не хуже, чем у их любимых киевских властей и простых украинцев, которые тоже всегда четко отличают, где народ «повстав» и в порыве захватил органы власти, а где это сделали злые террористы. Где вече майдана, а где комья ваты. Где драконовские законы, а где необходимые меры защиты от агрессора.

Только с помощью указанных выше трафаретов можно гордиться бескровным присоединением Крыма, долго гордиться, несколько часов, на все лады восхищаться и расхваливать главное действующее лицо и при этом давить в себе вопрос «А Донбасс?» после каждой строчки.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 5
Войдите, чтобы оставить комментарий
Игорь Дрёмин
28 Марта 2015, Игорь Дрёмин

Фильм смотрел. Впечатлило. Статью не дочитал. Противно стало. Не голосовал - в дерьме не разбираюсь.

- 3 +
pgrm

Думаю, автор будет удивлён, когда узнает как много есть фильмов Российского производства, где Донбасс не упоминается вовсе. Жуткая несправедливость по логике автора и пренебрежение человеческими жизнями. Быть может, автору стоит попробовать себя в киноиндустрии и заполнить образовавшийся пробел?

- 2 +
Игорь, Симферополь
20 Марта 2015, Игорь, Симферополь

Есть такая присказка - Кто писал не знаю, а я дурак читаю, хотя, автор вроде бы значится. Подобная мысль возникла, когда прочёл эту хрень. Жалкие попытки имитировать анализ фильма, а по сути - пересказ увиденного, с глупеньким ёрничанием по поводу и без повода.

- 19 +
Саныч Дорошенко
19 Марта 2015, Саныч Дорошенко

Автор, что жаба давит осознавая, что мы Крымчане теперь в два раза живем лучше, чем жили при укропитеках и неизмеримо лучше чем живут сейчас на Украине простые украинцы.

- 22 +
Андрей Нахимов
20 Марта 2015, Андрей Нахимов

Какая глупость!
Автор не понимает всего лишь как можно радоваться возвращению Крыма, когда идёт война на Донбассе... а ведь дончане не меньше вас хотели в Россию, а получили сами знаете что

- 16 +
Блоги

Авторские колонки

Ошибка