Война учебников в Южной Корее

№37–38(747) 6 — 12 ноября 2015 г. 04 Ноября 2015 0

Корейская война. Солдат армии КНДР кривляется перед камерой // TIME.COM

На протяжении многих лет южнокорейское правительство и частные организации решительно выступали против японских учебников, в которых имперская и колониальная история Японии подавалась слишком уж в радужном свете. Теперь война учебников обнажила глубокий раскол в обществе.

Все стороны конфликта признают: у юных южных корейцев следует формировать определенное понимание событий, происходящих в Северной Корее, но как именно школы должны описывать жизнь по ту сторону границы? Следует ли говорить о соседях как о врагах или как о жертвах? И вообще, возможна ли в этом вопросе объективность?

Государственный Национальный институт корейской истории, считающий себя главным арбитром, планирует заменить учебники проверенным «корректным учебником истории» к марту 2017 г. Подобное заявление вызывает у многих возмущение, и люди говорят о том, что правительство занялось пропагандой, одновременно попирая право на свободу мысли и обсуждения.

По словам консерваторов, ученые-либералы, писавшие сегодняшнюю версию учебников, были склонны игнорировать мрачные аспекты северокорейской диктатуры. А либералы в свою очередь обвиняют консерваторов в желании демонизировать северного соседа.

Особо яростные споры разгорелись вокруг вопроса, следует ли включать в учебники описание «чучхе» — легендарной северокорейской национальной философии.

Консерваторы считают, что почти во всех школьных учебниках «чучхе» освещается позитивно, едва ли не словами северокорейской пропаганды. Их тревожит, что школьники могут вырасти с восхищенным отношением к философии КНДР, которая на самом деле совершенно не соблюдается, поскольку Северная Корея зависит от Китая — оттуда она получает почти всю нефть, половину продовольствия и многое другое.

Кроме того, у консерваторов вызывает бешенство то, как в некоторых учебниках описаны истоки Корейской войны. Они цитируют абзацы, в которых авторы возлагают вину за северокорейское вторжение в Южную Корею в июне 1950 г. на обе стороны.

Либералы тем временем парируют: консерваторы хотят видеть выхолощенную версию истории, и если правительство пойдет у них на поводу, будет создан страшный прецедент по разрушению сути системы образования.

Примечательно, что корни войны учебников следует искать в тяжких давних временах Южной Кореи, когда президенты-диктаторы с военным прошлым не только контролировали, что именно преподается в школах, но и вводили цензуру в отношении газет, а откровенных противников режима бросали за решетку. Пак Чон Хи, захвативший власть в 1961 г. и правивший страной твердой рукой вплоть до гибели в 1979-м, вероятно, был самым жестким из них. И он — отец нынешнего президента Пак Кын Хе.

Пак, конечно же, не отличается жесткостью своего отца и не предлагала вносить изменения в «демократическую конституцию», чтобы добиться себе 7-летнего срока правления, как поступил Чон Ду Хван в 1980 г.

Тем не менее она тесно связана с консервативной партией, контролирующей Национальную ассамблею, и именно она отдала распоряжение о чистке школьных учебников. Ее личный интерес совпадает с мнением консерваторов о том, как некоторые учебники описывают период «диктатуры» в Южной Корее, поскольку там упоминаются 18 лет и 5 месяцев правления его отца, а его вклад в экономику замалчивается.

А вот для либералов борьба с диктатурой, установившейся после Корейской войны, завоевание права выбирать представителей в законодательный орган, а также сопротивление запланированной властями чистке учебников — этапы непрестанной войны против репрессий любого рода.

Естественно, ситуация гораздо сложнее, чем здесь описано. Северокорейские школы, вполне очевидно, не знакомят детей даже с подобием объективной версии причин Корейской войны или особенностями жизни на юге. Север демонизирует Пак и высказывается о необходимости отстранения ее от власти. Армия КНДР численностью свыше 1,1 млн. чел. постоянно находится в непосредственной близости от демилитаризованной зоны, отделяющей север от юга. КНДР отказывается сворачивать производство ядерных боеголовок и продолжает выпускать ракеты для их запуска. Может, учитывая это, авторам южнокорейских учебников следовало бы настаивать на откровенном изображении жизни в Северной Корее, даже с элементами сочувствия? Школьникам, говорят консерваторы, необходимо осознавать, что им грозит.

Как бы то ни было, война учебников не прекращается. Свыше 50 000 граждан подписали петицию против плана «корректной истории», а авторы учебников подали коллективный иск против правительства, обвиняя власти в промывании мозгов детей.

Несомненно, этот вопрос вновь поднимут на дебатах в ходе следующих выборов, ведь несмотря на минувшие после Корейской войны 65 лет, данная тема — это повседневная реальность на расколотом полуострове.

© 2015 Los Angeles Times/TNS

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Блоги

Авторские колонки

Ошибка