Взгляд на декоммунизацию через призму национальных интересов

№29–30(780) 15 — 21 июля 2016 г. 13 Июля 2016 7 4.9

В связи с декоммунизацией кипят страсти, разгораются споры... Но львиная доля дискуссий возникает вокруг частностей: выбора того или иного топонима, участи того или иного памятника и т. п. Между тем стоило бы в первую голову задаться иными вопросами — касающимися сути этого процесса и судьбы государства: каковы причины и цели развернувшейся кампании по декоммунизации и насколько она соответствует национальным интересам Украины?

Декоммунизация, судя по самому термину, означает борьбу с коммунистической идеологией, а значит, по логике должна вестись в форме контраргументации по основным положениям. Однако вместо такого подхода избран примитивный и потому наиболее доступный способ — бороться с памятниками и названиями, которые ассоциируются с коммунистической идеологией, связанной прежде всего с именем Карла Маркса и его учением — марксизмом.

Опровергнуть?.. Проще вытоптать

Немецко-американский психолог и философ Эрих Фромм, один из выдающихся мыслителей ХХ в., отмечал в середине 50-х: «В настоящее время слова «социализм» и «марксизм» приобрели такой эмоциональный заряд, что трудно обсуждать эти проблемы в спокойной обстановке... Эта иррациональная реакция... усиливается из-за удивительного невежества всех, кто впадает в истерию, когда их слышит. Несмотря на то, что произведения Маркса и других теоретиков социализма может прочесть каждый, большинство людей, так неистово реагирующих на социализм и марксизм, не прочли ни строчки Маркса»1.

«Эмоциональный заряд», истерия — вполне закономерная реакция: чем явственнее становится то, о чем писал Маркс, тем больше оно пробуждает у одних ум, совесть и энергию к сопротивлению, у других — страх возмездия. А страх (осознанный или подсознательный) всегда порождает агрессию, направленную против тех, кого боятся.

Если кормчие не знают законов

Марксизм — это прежде всего материалистическое понимание истории. Впервые в ходе развития науки Карл Маркс подошел к анализу общественных явлений с точки зрения материализма — философской концепции, согласно которой окружающий нас мир существует объективно, независимо от нашего сознания, наших желаний, интересов, предпочтений, и соответственно развивается по своим, не зависящим от нас законам. Общество как часть мира развивается по этим же законам, которые, преломляясь через деятельность людей, приобретают специфическую форму проявления.

Объективный характер законов общественного развития предполагает, что управлять обществом могут (и имеют моральное право) только те, кто знает эти законы и следует им в своей практической деятельности. Эти люди должны быть высокообразованными в области материалистической философии, политэкономии, юриспруденции, социальной психологии. Если же они не обладают необходимыми знаниями, то управляют хаотично, от неудач впадают в панику, шарахаются из стороны в сторону, делают ошибку за ошибкой. И страна все больше напоминает корабль, попавший в шторм, а потом — идущий ко дну. (Возможен и вариант, когда за «штурвал» берутся специалисты со стороны — образованные и умные «хозяева», которые через своих ставленников создают аналогичную ситуацию, но уже намеренно, с четко продуманной целью: не дать стране подняться никогда.)

Итак, знание законов общественного развития, открытых Марксом, — необходимое условие перспективного управления страной, а значит, и ее прогрессивного развития, национальной безопасности, тогда как незнание их становится причиной деградации.

На сцену выходит прекариат: класс новый... опасный

Другое основополагающее открытие Маркса, непосредственно затрагивающее личные интересы, касается сути капитализма — по определению, общественной системы, в основе которой лежит частная собственность на орудия и средства производства и эксплуатация наемного труда. Речь идет о механизме накопления капитала — о прибавочной стоимости.

«При современных общественных отношениях капиталист находит на товарном рынке товар, который обладает своеобразным свойством, заключающимся в том, что его потребление есть источник новой стоимости, есть создание новой стоимости, и этот товар — рабочая сила...

...В течение определенного времени рабочий дает то количество труда, которое представлено в его недельной заработной плате. Если мы допустим, что его недельная заработная плата соответствует трем рабочим дням, то рабочий, начав работу в понедельник, в среду вечером уже возместит капиталисту полную стоимость уплаченной заработной платы. Но прекращает ли он после этого работу? Ни в коем случае. Капиталист купил его недельный труд, и рабочий должен работать еще три остальных дня недели. Этот прибавочный труд рабочего, труд сверх того времени, которое необходимо для возмещения его заработной платы, есть источник прибавочной стоимости, прибыли, все растущего увеличения капитала»2.

Прочитав эти строки, те из наших сограждан, которые ранее не были знакомы с трудами Маркса или успели их частично забыть, могли бы глубоко задуматься. И очевидно, что это как раз в их национальных интересах. Но чтобы они не принялись сравнивать свои нищенские зарплаты с доходами, домами, машинами, квартирами, в частности, своих «слуг народа», делается все возможное, чтобы отвратить людей от подобного чтения.

Когда в ходе исторического развития средства производства при концентрации их в больших мастерских и мануфактурах превратились в общественные, собственник средств труда продолжал присваивать себе продукты, хотя они уже производились не его, а чужим трудом. «Таким образом, продукты общественного труда стали присваиваться капиталистом. Это противоречие, сообщившее новому способу производства его капиталистический характер, заключало в зародыше все коллизии современности. И чем полнее становилось господство нового способа производства... тем резче должна была выступать и несовместимость общественного производства с капиталистическим присвоением»3.

Противоречие, несовместимость между характером производства и способом присвоения его результатов, возникшие как следствие сформировавшихся производственных отношений (в основе которых лежит определенная форма собственности на орудия и средства производства), в определенный момент достигают крайней точки. И ситуация разрешается социальным кризисом в виде социальной революции как способа перехода к более прогрессивному способу производства, а потому и к новому витку общественного развития.

На более ранних этапах это были восстания рабов, крестьянские войны, буржуазные и буржуазно-демократические революции. В эпоху капитализма происходит уже социалистическая революция, в результате которой частная собственность на орудия и средства производства сменяется общественной. Возглавляет такую революцию, по Марксу, рабочий класс, пролетариат, который до того, выступая на стороне буржуазии в ее борьбе с феодализмом, накопил политический опыт, способность к организованным выступлениям и достиг уровня осознания себя как класса, способного самостоятельно возглавить революцию.

После Маркса особенности развития капитализма начала ХХ ст. проанализировал В. И. Ленин, который 100 лет назад — в 1916 г. — выделил пять основных признаков монополистического капитализма, или империализма4:

  • концентрация производства и капитала достигла такой высокой ступени развития, что создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни;
  • произошло слияние банкового капитала с промышленным и создание на базе этого «финансового капитала», финансовой олигархии;
  • вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобрел особо важное значение;
  • образовались международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир;
  • закончен территориальный раздел мира крупнейшими капиталистическими державами.

Это то, что характерно для нашего времени.

Сейчас довольно распространена мысль, что, мол, во времена Маркса был один капитализм, а сейчас он другой. По этому поводу Эрих Фромм заметил: «В ХХ в. та капиталистическая эксплуатация, которая была обычной для ХIХ столетия, в значительной степени перестала существовать. Однако это не должно затемнять понимания того, что капитализм ХХ в., как и капитализм ХIХ в., основан на принципе, который проявляется в экономических законах всех классовых обществ: использование человека человеком... Противоречие между капиталом и трудом — нечто гораздо большее, чем противоречие между двумя классами, чем их борьба за бо'льшую долю в общественном продукте. Это конфликт двух ценностных принципов: между миром вещей и их накоплением, с одной стороны, и миром жизни и ее продуктивностью — с другой»5.

В настоящее время использование человека человеком происходит во все больших масштабах: 1% населения Земли (капиталисты) владеют собственностью, равной собственности всех остальных землян6, а 85% населения планеты — работники по найму. Противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоения достигло небывалого накала.

Но взрывоопасность ситуации объясняется не только этим. Миллионы работников по найму во всех странах мира постепенно организуются в одну общность — так называемый новый пролетариат, или прекариат. Этот термин, введенный французским социологом Пьером Бурдьё, происходит от английского precarious, что означает «неопределенный, ненадежный, рискованный».

Прекариат — работники по найму, не имеющие постоянной работы, стабильного заработка, социальных гарантий, обеспеченных работодателями и государством. Трудовые отношения с такими работниками могут быть расторгнуты работодателем в любое время, т. е. сотрудники не защищены в правовом отношении. В эту группу входят представители разных специальностей: инженеры, бухгалтера, секретари, работники торговли и сферы услуг, водители автотранспорта... Тут и пожилые люди, и молодежь, в том числе студенты, нетрудоспособное население, мигранты, а также те, кто отбывает (или отбыл) срок наказания в местах лишения свободы... Ряды прекариата постоянно пополняют безработные.

Гай Стэндинг

Характерная особенность — переход представителей среднего класса в разряд прекариата. В частности, в Италии и Франции в этой категории нередко оказываются врачи, юристы, преподаватели вузов, школьные учителя, сотрудники НИИ, среди которых немало имеющих по два-три высших образования.

За последние десятилетия численность прекариата существенно увеличилась, его акции протеста проходят в США, Японии, в странах Европы, Латинской Америки и др.

Исследованию феномена прекариата и механизмов его образования посвящена, в частности, книга британского социолога Гая Стэндинга «Прекариат: новый опасный класс» (М., 2014). По мере того как усиливалось неравенство, а мир приближался к гибкому открытому рынку труда, классы никуда не исчезли, пишет ученый. Напротив, возникла более дробная мировая классовая структура. На самом верху располагается плутократия — несколько крайне богатых «суперграждан», которые определяют политику и многие аспекты общественной жизни. Ступенькой ниже — салариат (от англ. salary — зарплата) — люди с долгосрочными гарантиями занятости, пенсиями, медицинской страховкой и т. д. (численность этой группы, однако, неуклонно сокращается). Еще ниже — старый пролетариат. Далее — прекариат, ниже которого только существующие за гранью бедности, люмпенизированные люди, живущие и умирающие на улицах без связи с обществом.

Прекариат не является частью «рабочего класса», или «пролетариата», поясняет Стэндинг: пролетариат — это сообщество рабочих с долговременной стабильной занятостью, с фиксированным рабочим днем; пролетарии могут вступать в профсоюзы и заключать коллективный договор. Прекариат же занят на временной работе, заработок у его представителей ниже, чем у выполняющих аналогичную работу на постоянной основе, перспективы в профессиональном плане крайне ограниченны.

Количество и доля трудовых ресурсов с временной занятостью за последние три десятка лет резко возросли. Особенно заметен этот скачок в Японии, где в 2010 г. более трети трудовых ресурсов были заняты на временных рабочих местах. Практика показывает, что временная работа — ступень, ведущая вниз, к статусу с более низким доходом. Измученные безработицей люди соглашаются на временную работу, а затем многие из них будут вынуждены многие годы довольствоваться низкой оплатой.

Еще один путь скатывания в прекариат — неполная занятость, при которой человеку приходится работать больше, чем он рассчитывал, а трудовой вклад, судя по заработку, оценивается как меньший. Стэндинг отмечает, что рост численности работников с неполной занятостью позволяет скрывать уровень общей и частичной безработицы. Так, в Германии переход все большего числа людей на «мини-должности» помогал поддерживать иллюзию высокой занятости, на основании чего многие экономисты делали «нелепые заявления о чуде немецкого рынка труда после финансового кризиса».

К росту прекариата ведут и «договоры с нулевым временем», когда с работником заключают трудовое соглашение, в котором не уточняется, сколько часов в день (или дней в неделю) он должен работать и сколько ему за это будут платить. Практикуется также «неоплачиваемый отпуск», а по сути — временное увольнение, иногда на несколько месяцев подряд, кое-где вводится неоплачиваемый выходной раз в неделю.

В ходу и такая «уловка», как использование стажеров, численность которых растет. При этом недавние выпускники вузов, студенты или даже абитуриенты работают за очень низкую плату (а то и бесплатно), выполняя мелкие офисные поручения. Стажерские программы представляют как один из видов «активной» политики на рынке труда, призванной скрыть масштабы безработицы.

Немалая доля студентов по окончании курса обучения вливаются в прекариат. Образование как некое капиталовложение не обеспечивает лучшими рабочими местами. Например, в Испании 40% выпускников университетов через год после окончания вуза оказываются вынужденными заниматься малоквалифицированным трудом, не требующим такого высокого уровня подготовки, как у них.

Начиная с 2006 г. более миллиона выпускников университетов ежегодно оказываются без работы. Их называют «племенем муравьев», или «бродячим племенем», поскольку они живут колониями или бродят по студенческим городкам в отчаянных поисках поддержки и помощи. Группы «муравьев» селятся на городских окраинах в жалких лачугах. Три четверти из них, пишет Стэндинг, — выходцы из сельских районов, не имеющие документов на проживание. Почти все перебиваются случайными заработками, а мизерную зарплату делят на всех. При таких зарплатах, сообщает автор книги, нужно работать год, чтобы выкупить крошечную каморку в ветхом строении.

Финансовый кризис больно ударил по молодежи в целом. Миллионы потеряли работу, миллионы других не смогли ее найти, а те, кто нашел, обнаружили, что заработок у них куда ниже, чем у их предшественников. К 2010 г. безработица среди молодежи (от 16 до 24 лет) в Испании составляла более 40%, в Ирландии 28%, Италии 27%, Греции 25%, США — 52%. Во всем мире среди молодежи доля оказавшихся вне рынка труда втрое выше, чем среди лиц более зрелого возраста.

В прекариат переходит часть салариата. Например, в Японии его доля в структуре рабочей силы резко сократилась начиная с 80-х годов; те, кто еще удержался на рабочих местах, относящихся к этому классу, испытывали давление; многих заменили сотрудниками помоложе. Страдания салариата, констатирует Стэндинг, «мы видим по тревожному росту числа самоубийств и социальных недугов» в этой группе.

Прекариат растет и за счет огромного числа криминализованных лиц, между тем арестованных, осужденных и отправленных за решетку становится все больше. Эти люди лишены основных прав. Из 50 американцев по меньшей мере у одного — криминальное прошлое, и его права в обществе ограничены. Возрос уровень преступности во Франции и Великобритании. Криминализация обрекает людей на прекариатизированное существование; при ненадежной и бесперспективной работе им трудно наладить стабильную жизнь.

Миллионная армия прекариев увеличивается и за счет мигрантов, продолжает автор. Так, мигранты с временным видом на жительство въезжают в страну по рабочей визе и могут легально работать только в определенных сферах. Они обладают неким набором социальных прав, в частности могут получать пособия на уровне предприятия и государства, однако существенно ограничены в плане социально-экономической мобильности, а отсутствие политических прав лишает их возможности интегрироваться в местное общество.

Ведущие к образованию прекариата механизмы, разработанные с целью завуалировать безработицу и смягчить картину растущего разрыва между богатыми и бедными, со временем станут более многообразными и изощренными — с учетом и тех долгов, которые накопились в наиболее развитых капиталистических странах. В частности, госдолг США в начале 2016 г. превысил 19 трлн. долл., т. е. на одного человека приходится около 60 тыс. долл. Подобная ситуация наблюдается в Японии и странах Евросоюза.

Психологически прекариат находится в состоянии недовольства, утраты уважения и доверия к существующим нормам и ценностям, тревоги и отчуждения, пока еще недостаточно осознавая, «что сама общественная и экономическая структура является причиной их невзгод».

Особенность прекариата в данный момент, считает Стэндинг, в том, что он еще не вполне сформировался как класс, чем и отличается от традиционного промышленного рабочего класса. Понадобится время, чтобы он стал собственно классом, силой с четкой политической программой. Но тем не менее пора осознать проблему мирового прекариата. Многие примкнувшие к нему ищут чего-то лучшего, нежели то, что было в состоянии предложить им индустриальное общество ХХ в. С тем же успехом в них можно видеть не жертв, а героев, полагает британский социолог, поскольку именно прекариат «может стать предвестником «хорошего общества» XXI столетия».

Ясно, что знание о современном положении в мире, в частности о прекариате, к которому относятся большинство граждан Украины, может заставить наших соотечественников задуматься, стоит ли искать счастья на чужбине, когда оно возможно и в родной стране. Только народ должен взять дело в свои руки, и если ему никто не будет мешать, Украина сможет стать богатой, процветающей страной.

А что до невежества воителей с марксизмом (и до их личной заинтересованности в войне с этой идеологией), то сколько ни шуми, общественные процессы, закономерности которых раскрыл Маркс, не затухают. Более того, в настоящее время, как видим, они приобретают все более масштабный характер. И лучше, думается, ориентироваться в мире и его законах, чем пытаться спрятаться от него или тем более силиться запретами обратить ход истории вспять. В частности, понимание сути процессов мирового развития позволит более успешно вести внешнюю и внутреннюю политику, предвидеть многие риски, наладить социальное партнерство, не становясь разменной монетой в чужой игре, полем для выяснения чужих отношений.

[img:91418]

Свернуть или вернуть?

Важной стороной марксистского учения является решение национального вопроса. В предисловии к польскому изданию Комманифеста 1892 г. Фридрих Энгельс писал: «Искреннее международное сотрудничество европейских наций возможно только при том условии, если каждая из этих наций полностью распоряжается в своем собственном доме»7.

Чтобы навязываемые нам ныне мифы сменились пониманием реальных исторических событий, приведем ряд цитат из работ В. Ленина.

«...Суждено ли, например, Украине составить самостоятельное государство, это зависит от 1000 факторов, не известных заранее. И, не пытаясь «гадать» попусту, мы твердо стоим на том, что несомненно: право Украины на такое государство. Мы уважаем это право, мы не поддерживаем привилегий великоросса над украинцами, мы воспитываем массы в духе признания этого права, в духе отрицания государственных привилегий какой бы то ни было нации»8.

«Возьмите Россию и отношение великороссов к украинцам. Разумеется, всякий демократ, не говоря уже о марксисте, будет решительно бороться против неслыханного унижения украинцев и требовать полного равноправия их...»9

«...В исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия... стоит только припомнить... как у нас третируют инородцев, как поляка не называют иначе, как «полячишкой»... украинца иначе, как «хохол», грузина и других кавказских инородцев, — как «капказский человек».

Поэтому интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации... должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически.

...Для этого нужно не только формальное равенство. Для этого нужно возместить так или иначе своим обращением или своими уступками по отношению к инородцу то недоверие, ту подозрительность, те обиды, которые в историческом прошлом нанесены ему правительством «великодержавной» нации»10.

Исходный принцип, заложенный Лениным в образование советского государства, — «признание не только полного равноправия всех наций вообще, но и равноправия в отношении государственного строительства, т. е. права наций на самоопределение, на отделение»11.

В течение 1917—1920 гг. на территории Украины были предприняты попытки создания самостоятельного государства — Украинская Народная Республика, Западно-Украинская Народная Республика, Украинская держава, которые оказались несостоятельными. Украинская Советская Социалистическая Республика обрела полноценную государственность в составе СССР (с 1922 г.) в качестве союзной республики — суверенного государства, имеющего свои конституцию, высшие органы госвласти, управления и суда, свое законодательство, право свободного выхода из Советского Союза. Государства, обладающего правом самостоятельно определять свое административно-территориальное устройство, вступать в отношения с иностранными государствами и международными организациями, имеющего представительство в Верховном Совете СССР, его Президиуме, правительстве, Верховном суде и других органах.

Напомним (тем более что уже выросло не одно поколение, не осведомленное об этом): за период с 1922-го по 1990 г. (сравнительно небольшой в исторических масштабах) УССР к 1991 г. стала третьей ядерной державой мира, имела 6,5% мирового научного потенциала, 15% мировой добычи железной руды и 26% — марганцевой, 10% мирового объема выплавки чугуна и стали. Среди государств мира она занимала 8-ю позицию по выращиванию пшеницы, 10-ю, 6-ю и 3-ю — по добыче соответственно каменного угля, железной и марганцевой руды, 8-ю — по выработке атомной энергии и т. д.

Украина входила в первую десятку стран по современным технологиям в области самолетостроения, освоения космоса, танкостроения, кораблестроения, по доле высококвалифицированных работников, по показателям ВВП на душу населения. В рамках СССР население УССР имело наиболее высокий уровень жизни — в Сбербанке на личных счетах граждан республики хранилось сбережений на сумму 385 млрд. долл.

И это при том, что Украина прошла через тяжкие испытания: голод 1932—1933 гг., политические репрессии 1937—1938 гг., разрушительная война 1941—1945 гг., унесшая миллионы жизней... От гитлеровских захватчиков УССР, как и всю Европу, освободила, как известно, Красная Армия, в составе которой плечо к плечу с представителями всех советских народов сражались украинцы — жители УССР и других республик.

Чтобы исключить возможность сравнения «доперестроечного» и нынешнего времени, когда страна лежит по сути в руинах, а ее руководители ходят по миру с протянутой рукой, у нас уже давно развязана одна из форм психологической войны против собственного населения — проект «стирания исторической памяти». Реализуется он несколькими путями.

Что до старшего поколения, тут, очевидно, поставлена задача ускорить процесс его вымирания, чему способствуют нищета и моральное унижение. Для средней возрастной группы уготована безработица, стимулирующая, в частности, эмиграцию. Постоянные заботы о том, как прокормить семью, — трудясь одновременно на нескольких рабочих местах, хватаясь за любую подворачивающуюся возможность заработать, — настолько изматывают физически и психически, что многие впадают в апатию. Молодежь подвергается психологической обработке в школе, потом в вузе.

Ну и, разумеется, ведется бесконечная назойливая соответствующая пропаганда через СМИ. Каналы доступа к какой-либо объективной информации (даже опосредованной — в виде книг, фильмов и т. д.) перекрываются.

Однако есть одно «но» — и это, пожалуй, наиболее существенно в данном вопросе. Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (1875—1961 гг.) утверждал, что в структуре человеческой психики имеется глубинный слой — коллективное бессознательное, содержание которого составляют архетипы (от греч. archetypos — первообраз). Архетип — это всеобщие схемы поведения, которые передаются из поколения в поколение и в реальной жизни отдельного человека дополняются конкретным, соответствующим времени и условиям, содержанием.

По Юнгу, «коллективное бессознательное... как родовое наследие... является не индивидуальным, а общим для всех людей и даже, возможно, всех животных, и составляет истинную основу индивидуальной души... По крайней мере в теории должна существовать возможность «счищать» с коллективного бессознательного слой за слоем до тех пор, пока мы не дойдем до психологии червя или даже амебы»12.

Выходит, «стирание исторической памяти» должно быть связано с исчезновением не только людей старшего и среднего поколения, но и их внуков, правнуков и т. д. (даже еще не родившихся). Но и это не разрешит проблему: ведь, к примеру, согласно трудам представителей трансперсональной психологии (в частности, Станислава Грофа), коллективное бессознательное людей вбирает в себя память не только всего человечества, не только всей живой и неживой природы, но и Вселенной в целом.

Память необходима каждому человеку и всему человечеству, она позволяет нам приспособиться к миру, к новым обстоятельствам на основе прошлого опыта. Память — мост, соединяющий прошлое и будущее, в опыте хранятся приобретенные предыдущими поколениями знания, без которых общество просто не могло бы двигаться вперед. Знания позволяют сохранить и взять из прошлого лучшее и приумножить его, а также избежать повторения допущенных ранее ошибок.

В частности, нужно всегда помнить, что ненависть, жажда мести и т. п. порождают аналогичные чувства. И оказавшись при власти, можно эту власть легко потерять.

А что до «войны» с советским прошлым, с «коммунистами», то надо бы наконец решить (о чем уже не раз писали): либо свернуть эту кампанию, либо вернуть территории, которые советским правительством были включены в состав Украины. Не будем их в очередной раз перечислять, но заметим: по меньшей мере нелогично задним числом бороться с властью, которая делала такие щедрые подарки.

В культивировании резко негативного отношения к упомянутому периоду истории главный акцент делается на трудности, проблемы, ошибки, трагические события, которые пережила наша страна. Но ведь путь развития любого государства сопряжен с трудностями, нередко с тяжкими испытаниями. А у нас была еще и особая ситуация: «понятно, что революция в стране, которая повернула против империалистической войны раньше других стран, революция в отсталой стране, которую события в значительной степени, благодаря отсталости этой страны, поставили, конечно, на короткое время и, конечно, в частных вопросах, впереди остальных стран, более передовых, — конечно, эта революция неизбежно осуждена на то, что она будет переживать моменты самые трудные, самые тяжелые и в ближайшем будущем самые безотрадные»13.

Серьезные проблемы виделись и в связи с тем, что к руководству партией пришел Сталин. Как известно, в письме к ХII съезду РКП(б), продиктованном по частям, Ленин 23 декабря 1922 г. высказывал сомнения, сумеет ли Сталин, став генсеком и сосредоточив «в своих руках необъятную власть», «всегда достаточно осторожно пользоваться ею». А позднее, 4 января 1923 г., обращая внимание на то, что «Сталин слишком груб, и этот недостаток... становится нетерпимым в должности генсека», предлагал товарищам обдумать способ переместить Сталина с должности и назначить другого человека, который был бы «более терпим, более лоялен, более вежлив... и т. д.»14.

Подчеркивая, что «коренной интерес пролетарской солидарности... требует, чтобы мы... всегда учитывали обязательную разницу в отношении пролетария нации угнетенной (или малой) к нации угнетающей (или большой)», Ленин настаивал, что в таких вопросах нужны «сугубая осторожность, предупредительность и уступчивость», и здесь «лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости... чем недосолить». Он резко осудил участников происшедшего на Кавказе инцидента, в ходе которого Сталин бросил одному из местных жителей обвинение в «социал-национализме». Ленин отметил, «что тут сыграли роковую роль торопливость и административное увлечение Сталина, а также его озлобление против пресловутого «социал-национализма». Озлобление играет в политике обычно самую худую роль»15.

Да и в любом случае жить нужно не прошлым, а будущим; воевать с прошлым — удел труса. Праведный гнев следует обратить на то, что происходит в стране сейчас, когда идет война, тысячи убитых и искалеченных, а также множество обездоленных, несчастных людей. Большинство граждан оказались на грани нищеты. За годы независимости население уменьшилось на 10 млн. Страну, где умышленно были разрушены наука и система образования, покинули тысячи ученых, специалистов. Не находя применения своим силам и способностям, оставляет родные края часть молодежи. И т. д.

Что же касается переименования улиц, городов и пр., которым так азартно занимаются нынче, то ведь это не навечно. Со временем придет новая власть и многое вернет назад. В истории не раз бывало, что восстанавливали памятники и храмы. Главное, чтобы во всей этой суете и шумихе не исчезло с географической карты такое название, как «Украина».

От национализма — к патриотизму

Чтобы этого не случилось, прежде всего нужно положить конец войне в Донбассе.

Чрезвычайно важно также переориентировать общественное сознание от национализма к патриотизму. Когда превозносится сугубо национальная принадлежность — вольно или невольно формируется чувство исключительности, превосходства над другими нациями и народностями. И это ничего, кроме вражды, не сеет ни в рамках одной страны, ни между государствами. Культивированию вражды противостоит патриотизм — любовь к своей родине, предполагающая уважение к другим нациям, и это нужно прежде всего во имя любви к своей стране.

Бережно сохраняя и развивая украинскую культуру, язык, традиции и обычаи, надо при этом понимать, что, как разъяснял Эрих Фромм, национализм, бывший изначально прогрессивным течением, которое пришло на смену узам абсолютизма и феодализма, в настоящее время «искажает дух объективности, а значит, и разум», поскольку человек «судит о членах своего клана и о «чужих» исходя из разных критериев... Все, кто не относится к числу «своих» по узам крови и земли (выраженным в общности языка, обычаев... и т. д.), вызывают подозрение, и достаточно малейшего повода, чтобы они стали объектом параноидального бреда... Человек, не освободившийся от уз крови и земли, не родился еще в полной мере как человеческое существо; его способность к любви и разуму искалечена, он не воспринимает себя и своих ближних в их — и своей собственной — истинно человеческой сущности»16.

Основатель индивидуальной психологии австрийский психолог Альфред Адлер (1870—1937) также указывает: «Во всех неудачах человеческой душевной жизни самым глубоким корнем всегда является недостаток совместной жизни, партнерства, сотрудничества, любви к ближнему. Трудности воспитания, невроз, невропсихоз, самоубийство, преступление, мании всех видов, сексуальные перверсии, проституция — все это показывает нам, что течение жизни покинуло свое русло, потому что слишком слабы были дамбы»17.

Разжигание на националистической основе вражды и ненависти между западом и востоком нашей страны (для чего очень эффективно была использована «проблема языка»), а также между нами и соседними государствами всегда только на руку третьей стороне, которую меньше всего заботят наши национальные интересы и которая всегда и везде на первое место ставит свой интерес, свою выгоду, сохранение своего влияния или господства.

Чтобы в человеке раскрылась его «истинно человеческая сущность», он также должен быть хорошо образован. Наше образование всегда славилось тем, что у молодых людей формировалось масштабное видение мира, благодаря чему из них выходили не просто потребители и исполнители, а активные участники общественных процессов, способные влиять на ход событий, разбираться в хитросплетениях международных отношений. Поэтому систему образования нужно реформировать в направлении, обратном принятому сейчас курсу: не сводить до минимума гуманитарное образование в школах и вузах, а, напротив, расширять и углублять знакомство молодежи с лучшими достижениями мировой культуры.

Необходимо повышать и общую культуру населения, в том числе политическую. Высокая политическая культура позволит отстаивать главные ценности нашей демократической республики — принципы народовластия, свободы и равенства граждан, а также их права и свободы. Она даст возможность активизировать институты непосредственной демократии — референдумы, всенародные обсуждения вопросов жизни государства, деятельность общественных организаций.

Как писал Аристотель в трактате «Политика» (датирован 335—322 гг. до н. э.), «человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; ...такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске»18. Активное участие в жизни общества, неравнодушное отношение к его проблемам, стремление вносить посильный вклад в улучшение жизни народа — это и есть патриотическая позиция в национальных интересах Украины.

_____________________________
1 Фромм Э. Здоровое общество (1955). — М.: Аст, Хранитель, 2006. — С. 327.

2 Там же. — С. 424.

3 Там же. — С. 129—130.

4 Ленин В. И. Империализм, как высшая стадия капитализма. — М., 1986. — С. 78.

5 Фромм Э. Указ. соч. — С. 127, 129—130.

6 Об этом в текущем году информировали многочисленные СМИ со ссылкой на подготовленный к Давосскому форуму доклад благотворительной организации Oxfam, которая, как сообщает Би-би-си, сделала подсчеты по октябрьским данным Credit Suisse.

7 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. — М., 1987. — с. 20.

8 О праве наций на самоопределение. 1914 г. — М., 1990. — С. 51.

9 Критические заметки по национальному вопросу. 1913 г. — М., 1990. — С. 13.

10 К вопросу о национальностях или об «автономизации». 1922 г. // Ленин В. И. Последние письма и статьи. — М., 1986. — С. 15—16.

11 О праве наций на самоопределение. 1914 г. — М., 1990 — С. 88.

12 Психология сознания: Хрестоматия. — СПб, 2001. — С. 213.

13 Доклад об очередных задачах Советской власти // Ленин В. И. ПСС. — Т. 36. Март—июль 1918. — М., 1974. — С. 244—245.

14 К вопросу о национальностях... // Ленин В. И. Последние письма и статьи. — М., 1986. — С. 4, 5.

15 Там же. — С. 14, 17.

16 Фромм Э. Указ. соч. — С. 77—78.

17 Очерки по индивидуальной психологии. — М., 2002. — С. 92—93.

18 Аристотель. Соч. в 4 т. — Т. 4. — М., 1983. — С. 378—379.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Гримасы новых лиц

Слияние политики и бизнеса, доминирование финансово-олигархических кланов, коррупция,...

Бесстыжая Европа

Европейцы, оказавшиеся в Киеве, читают надписи на стенах домов, на бетонных заборах,...

«Живые» деньги — депутатам, «виртуальные» — народу

Практически во всех государствах — с середины 2015-го по середину 2016-го — люди стали...

«Новый мировой порядок» под руководством РФ и КНР

17 ноября перед отлетом в Перу на ежегодный саммит лидеров стран...

Правление Привата могло разориться, если бы...

Первый зампредправления «ПриватБанка» Олег Гороховский написал якобы...

Трамп-цена «гигантам мысли»

Произошедшее ярко обнажило проблему деинтеллектуализации, свойственную Западу в...

Michelle 2020: Интернет-сообщество нашло достойную замену...

Ее поклонники уверены: Мишель Обама сумеет добиться того, что не получилось у Клинтон

Перерождение социального государства в либеральное

ТНК перебирают на себя функции перерождающегося государства

Комментарии 7
Войдите, чтобы оставить комментарий
Сергей Дибровец
16 Августа 2016, Сергей Дибровец

Чудесная статья! Спасибо Вам большое, уважаемая Надежда. Благодаря Вам снова просыпается НАДЕЖДА. Наконец-то мы (читатели) увидели, что у нас в стране есть настоящие философы, не чета всяким поповичам, для которых, по их собственным утверждениям (в интервью), материализм – это нонсенс. Статья очень взвешенная и выдержанная (как у П. П. Толочко), и очень своевременная. Обращает на себя внимание удивительно мягкое сочетание базовой философии и актуальной политологии, в отличие от большинства сегодняшних публикаций, остающихся в рамках социологии. По-моему, это даже более важно (потому что – фундаментально), чем даже пример гражданского мужества, о котором уже сказано в предыдущих комментариях. Ведь, к большому сожалению, мы видим, что в последнее десятилетие в ВУЗах происходит подмена философии историей философии, а люди, считающие себя спецами в области экономики, не могут сформулировать, в чём состоит основное противоречие современного мира. Так что статья, несомненно, очень полезная. Написана интересным языком, доходчиво и доступно, при том, что соблюдается научность изложения. Точно и красиво подобраны ссылки. Автору – ещё раз большое спасибо, а также искренние пожелания здоровья и дальнейших творческих успехов.

- 3 +
Иван Незгодный
27 Июля 2016, Иван Незгодный

Если бы материалы можно было оценивать по пятнадцатибальной шкале и тогда автор получил бы от меня максимальную оценку, уже только за то, что не боится цитировать Маркса и Ленина. Статья интересна и познавательна. Есть о чем поразмышлять и над чем задуматься.

- 7 +
Владимир Онавамнадо
21 Июля 2016, Владимир Онавамнадо

Попытался представить себе хоть одного из 450 аферистов семенченкив читающих эту статью. Стало грустно. Хоть бери биту и с воплями, что москали кляти беги крушить чего- нибудь во славу дорвавшихся.

- 3 +
Ivan Kovalets
20 Июля 2016, Ivan Kovalets

Статья оставила неоднозначное впечатление. Интересные места (в основном, в которых описываются социологические и философские воззрения) чередуются со скучноватыми декларациями. Но в целом прочитал с интересом.

- 2 +
Михаил Маркович (EpsilonDelta)
15 Июля 2016, Михаил Маркович (EpsilonDelta)

Все правильно, все правильно, только вот вопрос : Кому это все сказано ? Глас вопиющего ...

- 18 +
+ Показать все комментарии
Блоги

Авторские колонки

Ошибка