Макрон намерен положить конец расширению ЕС

19 Ноября 2019 3.5

Стоит ли биться за членство в ЕС?
Показатель ВВП на душу населения* в балканских государствах, не входящих в состав ЕС, растет практически такими же темпами, как и в странах, недавно пополнивших ряды Евросоюза.
Албания         Северная Македония Болгария        Хорватия       Польша
Источник: Всемирный банк
*С поправкой на паритет покупательной способности, в текущих долларовых ценах.

Французское правительство предоставило четкие разъяснения слов президента Макрона о реформе процесса вступления в Европейский Союз: реформирование он считает необходимым предварительным условием дальнейшего расширения блока.

Речь не идет о совершенствовании ныне существующего процесса: Макрон, скорее всего, пытается утопить вопрос расширения ЕС в бюрократической волоките.

И это стратегическая ошибка.

Нынешний процессуальные нормы вступления обязывает страны-кандидаты на вступление в ЕС к принятию и практическому применению общеевропейских правил в 35 областях. Им следует доказать приверженность принципам демократии и верховенства права, а также способность функционировать в условиях рыночной экономики. Не имеет значения, в каких именно сферах страна начнет внедрять упомянутые изменения. Прогресс по всем 35 областям регулярно оценивается Брюсселем, а страна-кандидат получает информацию о том, где выявлен прогресс, а где он все еще отсутствует. Это достаточно четко прописанный, детально выверенный процесс, а дошедшая до финала страна вправе рассчитывать на главный приз -- членство в Евросоюзе.

В минувший уикенд европейская версия издания Politico опубликовала французский «рабочий» (или неофициальный) документ, предназначенный для изучения другими государствами--членами ЕС. Он содержит предложения по реформе процесса расширения. Авторы документа выступают за пересмотр нынешнего процесса в соответствии с четырьмя принципами: придание ему более постепенного характера, установление четких и легко контролируемых условий для перехода от одной стадии вступления к другой, увязывание успешной сдачи каждого «теста» с обретением осязаемых экономических выгод, а также введение возможности пригрозить остановкой процесса вступления.

На бумаге все это выглядит существенным изменением. Французы, похоже, готовы ввести несколько уровней членства (для каждого уровня будут предусмотрены конкретные преимущества в виде участия в различных программах ЕС), а заключительным этапом станет присоединение к общему рынку без границ уже в качестве полноправного члена.

Но на практике нынешний процесс от предложения Франции отличается не так уж сильно. Он полностью обратим до момента предоставления странам членства. Изложенные в нем критерии вступления ясны, а ЕС обладает правом в любой момент сократить или расширить перечень благ для потенциальных членов. Все балканские страны с перспективой в конечном итоге оказаться в составе ЕС -- Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Черногория, Северная Македония и Сербия – уже заключили с блоком т.н. соглашения о стабилизации и ассоциации. Эти документы регулируют постепенное создание зон свободной торговли. Для этих стран открыт доступ к конкретным программам ЕС – и это актуально даже для тех государств, с которыми еще официально не начались переговоры о вступлении в Евросоюз.

А что касается обратимости, то примеры Венгрии и Польши свидетельствуют: государства могут отказаться от определенных принципов ЕС уже будучи полноправными членами блока, когда даже думать об их изгнании слишком поздно.

Если бы Макрон действительно хотел дальнейшего расширения ЕС, у него бы не было причин требовать изменений, предложенных в документе, до старта переговоров блока с Северной Македонией и Албанией. Если бы в ходе переговоров был зафиксирован конкретный график присоединения, у этих стран, вероятно, не было бы никаких возражений. Более того, после встречи с Макроном президент Северной Македонии Стево Пендаровский написал в Twitter, что не имеет ничего против «пересмотренной методологии переговоров о вступлении в ЕС, повышающей скрупулезность процесса».

И все же Франция – согласно упомянутому документу -- хочет, чтобы Еврокомиссия подготовила соответствующее предложение с учетом французских идей к январю 2020 г. Это вряд ли осуществимо, учитывая, что комиссия поглощена процессом передачи власти новому президенту Урсуле фон дер Ляйен и новой команде комиссаров. Контроль за процессом расширения обещали передать Венгрии, и ее представитель -- Оливер Варгели – в понедельник получил соответствующий мандат комиссара от Европарламента.

Если другие европейские лидеры согласятся с предложением Макрона, а бразды правления будут переданы Варгели и фон дер Ляйен, то все пойдет по кругу: их решения будут направляться для одобрения к лидерам государств. Чем дольше все это затянется, тем выгоднее Макрону, поскольку французские избиратели выступают против расширения ЕС.

Однако такое поведение со стороны Евросоюза возможно только в том случае, если балканские страны готовы покорно толочь воду в ступе в ожидании, пока голландцы, французы, немцы и скандинавы разглядят в них равноправных европейцев. Исследователи, изучавшие процесс  вступления в ЕС, сходятся во мнении, что институциональные изменения в новых государствах--членах ЕС происходят в основном ради членства в клубе, а вовсе не потому, что местные элиты считают общеевропейские правила чрезвычайно мудрыми или выгодными. Говоря словами Аси Желязковой и ее коллег из университета Эразма, готовность к переменам зависит от степени надежности обещания о вступлении, и именно этот принцип подрывает Макрон.

Политические элиты балканских стран, которые Макрон «замораживает», богаты представителями, относящимися к ЕС без пиетета. Нынешнего уровня сотрудничества с блоком им вполне достаточно для того, чтобы богатеть, и такое партнерство не препятствует функционированию масштабной неформальной экономики региона. Более того, уровень благосостояния балканских стран растет ничуть не медленнее, чем у недавно принятых в ЕС государств.

Продолжая отталкивать стремящиеся к членству страны, ЕС рискует нажить себе соседей, ставших своеобразным притоном для контрабандистов, торговцев людьми и всех прочих представителей организованной преступности, управляемой оскорбленными националистическими правительствами. Нельзя исключать и вероятность местных конфликтов, а их участниками могут стать такие члены НАТО, как Албания и Черногория.

Что получает ЕС (в особенности Франция) взамен возросших рисков? Явно не то, чего ожидают выступающие против приема мигрантов избиратели. Численность трудовых ресурсов потенциальных членов ЕС уже выкашивает миграция – преимущественно в страны ЕС. В Албании число граждан, выехавших из страны в период с 1990 по 2017 гг., достигает почти 40% численности нынешнего населения этого государства, в Боснии и Герцеговине -- примерно 50%, в Черногории и Северной Македонии -- более 25%.

Сопротивление Франции и других западноевропейских государств  процессу расширения ЕС неразумно, и ответственным лидерам следует не идти на поводу опасений электората, а разъяснять избирателям, почему расширение имеет смысл: этот процесс, среди прочего, повысит степень защищенности внешних границ ЕС. Своим неуместным реформаторским рвением Макрон подает остальным плохой пример.

Перевод Константина Василькевича

Источник - Bloomberg


загрузка...
Loading...

Загрузка...

Краденые портреты Макрона – тренд протестных акций...

Оригинальный протест - часть совершенно необычного климатического движения, внезапно...

Уточнение угроз

Будущее НАТО предстает более неопределенным, чем когда-либо. Лондонский саммит...

Постыдная история цинизма американских манипуляций...

Циничные манипуляции Трампа в отношении Украины стали лишь апогеем растянувшегося на...

Бухарестский чек давно аннулирован

Стратегию национальной безопасности Украине следует строить на новых реалиях, а не на...

Лучше бы Зеленскому не ехать

Ироничность ситуации в том, что если озвученная Пушилиным территориальная концепция...

Загрузка...

dsfsdf

Луценко раскрыл личности работавших под прикрытием агентов, совершив т. о. серьезный...

676767

Малоизвестный политик, занявший одну из ключевых в системе власти должностей, одной...

878

Для выхода из тупика может потребоваться кардинальный пересмотр политических...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка