10 шагов в сторону от МВФ и статуса Failed state

06 Мая 2021 1

Украинская власть проводит очередной раунд консультаций с Международным валютным фондом для получения очередного транша кредитных средств уже к началу осени текущего года. К переговорному процессу привлечены резервы «бюрократических ресурсов» – в лице Национального банка Украины, Офиса президента, Кабмина в целом и Минфина с Минэнерго, в частности.

В НБУ рассчитывают получить от МВФ до конца 2021 г. в общей сложности 1,4 млрд. долл., двумя траншами по 700 млн. 

Украина хочет получить деньги в обмен на выполнение определенного перечня условий.

После «холодной войны» пришла «шоковая терапия»

То, что Украине навязывают выполнение т.н. мер «антикризисной программы», «стабилизационной политики» и «структурных реформ», является стандартной программой действий МВФ в тесном сотрудничестве с Мировым банком, ЕБРР и прочими международными, частными и получастными финансовыми структурами.

Эта программа называется Вашингтонским консенсусом и является типом макроэкономической политики, базирующейся на комплексе мер. Такого типа политика была разработана английским экономистом, старшим научным сотрудником Института мировой экономики Петерсона Джоном Уильямсоном.

Методика выполнения мер макроэкономической политики Уильямсона была разработана в 1989 г. для использования ее в отношении стран Латинской Америки. Вашингтонский консенсус создан как универсальное средство для продвижения глобализации и установления в других государствах такой же модели экономической политики, как в США и других странах Запада. Принципы этой политики полностью отражали официальную доктрину США, МВФ, Мирового банка.

Концепция Консенсуса зарождалась во время популярности Рональда Рейгана в США и Маргарет Тэтчер в Великобритании. И «рейганомика», и «тэтчеризм» проповедовали политику максимально свободного рынка, минимизации инструментов государственного регулирования, от которого нужно «освободить инициативу частного бизнеса».

Эти новые экономические веяния приходили на смену послевоенной эпохе дирижизма – активного вмешательства государства в экономику. Колыбелью дирижизма и примером его успешного применения в Западной Европе стал период Четвертой французской республики при президенте Шарле де Голле, а позже при Франсуа Миттеране (особенно в первую «семилетку» его президентства).

Вашингтонский консенсус содержит 10 основных рекомендаций:

1.Поддержание минимального дефицита бюджета (фискальная дисциплина).

2. Снижение предельных ставок налогов.

3. Либерализация финансовых рынков для поддержания реальной ставки по кредитам на низкой, но положительной ставке.

4. Свободный обменный курс национальной валюты.

5. Либерализация внешней торговли (открытость внутреннего рынка путем снижения импортных пошлин).

6. Снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций.

7. Приватизация государственных предприятий и госсобственности.

8. Дерегулирование экономики.

9.Приоритетность здравоохранения, образования и инфраструктуры среди государственных расходов.

10. Защита прав собственности.

Абсолютное большинство этих формулировок кажутся до боли знакомыми и узнаваемыми, даже если не понимаешь их значения и сути. Именно эти мантры бесконечно повторяются нашими внешними партнерами и некоторыми украинскими политиками и партиями.

Воплощение политики Вашингтонского консенсуса вовсе не имеет жесткой систематизации и последовательности. В зависимости от особенностей страны используются только некоторые пункты рекомендаций в произвольной последовательности.

Выполнение большинства пунктов Консенсуса или комбинирование части рекомендаций должно вести к главной цели – уменьшению роли государства в экономике и усилению роли рыночных механизмов. Поскольку основным механизмом рынка является «невидимая рука» (по Адаму Смиту), то и положительные последствия для государств, следующих Вашингтонскому консенсусу, также невидимы.

Самая опасная заповедь МВФ

Если государство ведет переговоры с МВФ, то можно не сомневаться, что оно оказалось в очень затруднительном экономическом положении. В тех странах, где нет проблем, к МВФ не обращаются.

Рассмотрим основную и самую проблемную рекомендацию Вашингтонского консенсуса (а точнее – ультиматум) на нынешнем примере Украины и кризисах 2008–2009 гг. и 2014–2015 гг.

Поддержание минимального дефицита бюджета – одно из важнейших требований МВФ. Эту рекомендацию Украина получала в 2009, 2014 гг. и, скорее всего, получит сейчас, хотя экзотичности нынешнему кризису придает ситуация с коронавирусом.

Даже в очень либеральных экономиках во время кризиса заметно возрастает роль влияния государства как антикризисного менеджера, приводящего «невидимую руку рынка» в чувство. Даже либеральные экономисты соглашаются, что проведение политики сдерживания дефицита бюджета в режиме жесткой экономии приводит к крайне пагубным последствиям. Этот эффект еще в 70-е гг. описал английский экономист Джон Мейнард Кейнс – основатель макроэкономической политики кейнсианства.

Кейнс объяснял эту ситуацию замкнутой цепочкой процессов:

– во время кризиса происходит падение общего покупательского спроса, который провоцирует сокращение производства товаров и услуг;

– на первом этапе эти процессы ведут к банкротству и закрытию мелких и средних предприятий, увольнению занятых на них работников;

– на втором этапе падение покупательского спроса растет из-за оставшихся без работы людей, уволенных в малом и среднем бизнесе, у которых нет доходов;

– это ведет к разорению или остановке крупных предприятий, которые выбрасывают на улицу еще больше безработных, не имеющих средств к существованию;

– большой рост безработицы, остановка производства, снижение уровня доходов и отсутствие платежеспособного спроса создает замкнутый круг долгосрочной и хронической депрессии в экономике.

До боли знакомый украинцам сценарий. Уже сейчас мы переживаем определенный этап этой замкнутой цепочки, но в условиях нового кризиса и карантина. При такой ситуации режим жесткой экономии, который навязывал Украине МВФ в 2009-м и 2014-м, только усугубляет проблему, консервирует ее и провоцирует долгий период стагнации. В этот момент МВФ не интересует уровень благосостояния граждан, есть у них работа или нет, получают они социальное пособие или лишены его, могут они заплатить за коммунальные услуги, или те являются для них финансово неподъемными. Для МВФ главное – стабильность бюджетной политики, которая позволяет обслуживать внешний долг.

Макроэкономическая политика удержания низкого уровня дефицита бюджета запрещает использование механизмов монетарного смягчения (печатания денег) и наращивание государственных расходов. Такая политика убийственна для социальной сферы государства. Сейчас политику смягчения проводят все цивилизованные страны, но для Украины этот инструмент под запретом со стороны МВФ. Лучше проводить политику затягивания поясов.

Именно принцип фискальной дисциплины порождает такие требования МВФ, как:

– увеличение стоимости услуг ЖКХ;

– сокращение или замораживание роста социальных расходов (зарплат, субсидий, пособий, стипендий и т.д.);

– пенсионная реформа;

– налоговая реформа;

– отмена государственных программ поддержки отечественного производителя;

– отмена системы государственного субсидирования в разных социальных сегментах;

– урезание капиталовложений в сеть социальной инфраструктуры (больницы, школы, детские сады).

А также множество других антигуманных требований партнеров. Не важно, насколько будет урезан и изуродован социальный сектор, главное, чтобы уровень расходов государства не рос, генерируя средства на обслуживание «услуг» МВФ. Все это Украина и украинцы уже проходили в 2008–2009 гг., 2014–2015 гг. и будут переживать сейчас. Нынешняя власть уже бросилась в объятья кредиторов, подписав сделку с дьяволом.

Свободный от всего отечественного рынок

Второй пакет рекомендаций Вашингтонского консенсуса, который также очень знаком Украине, – дерегуляция экономики, приватизация госсобственности и либерализация внешней торговли. Эти меры действительно направлены на усиление роли рынка, но не украинского, а внешнего.

Второй пакет рекомендаций проводит политику:

– оккупации украинского рынка импортной продукцией;

– уничтожения конкурирующих предприятий в высокотехнологичных отраслях экономики;

– выхолащивания модели разделения труда под нужды внешней конъюнктуры.

Если Украина не должна иметь развитые отрасли ВПК, судостроения, самолетостроения, ракетостроения и машиностроения, значит, она будет заниматься только экспортом руды, зерна, подсолнечного масла и рабочей силы.

Следовательно, Украине не нужна сильная и развитая система образования для подготовки высокоспециализированных кадров. Не нужна мощная система здравоохранения – кто хочет получить качественную медпомощь, могут это сделать по месту нового трудоустройства в другой стране. В этом отношении украинские реформы образования и медицины, направленные на сокращение финансирование отраслей, даже противоречит некоторым рекомендациям Вашингтонского консенсуса.

Третий пакет мер либерализации финансовых рынков, соблюдения режима свободного обменного курса и снятия ограничений на инвестиции выполняет такие же функции установления контроля над украинским финансовым сектором, над внешним финансовым рынком. В связи с этим происходит формирование иностранным капиталом спекулятивных схем на валютном рынке страны (пирамида ОВГЗ).

Почетное звание аутсайдера

Методы Вашингтонского консенсуса критикуются и признаются неэффективными и губительными даже представителями либерального экономического лагеря.

Помощник Генсека ООН по экономическому развитию Джомо Кван Сундарам в докладе на Конференции международного Союза экономистов в Москве в 2005 г. прямо связал экономические трудности развивающихся стран и применение к ним рекомендаций Консенсуса.

«70% эпизодов стагнации пришлись на экономики, которые пытались реформировать себя очень быстро... Чуда не произошло. И если обратиться к истории, то можно заметить, что ускорение экономического развития в странах никогда не было связано с неожиданными и широкими экономическими реформами», – указал чиновник ООН.

Американский экономист и лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц, активный сторонник использования политики Консенсуса в 90-х, впоследствии резко изменил свое мнении об этих мерах.

«В каждой стране должна быть своя экономическая политика, основанная на учете особенностей страны; не может быть единой, универсальной политики для всех реформирующихся стран. Ранее, в начале 1990-х, я заблуждался, когда говорил, по собственному признанию, следующее: «Приватизация, приватизация и еще раз приватизация...» Я не задумывался над тем, создана ли в странах надлежащая рыночная инфраструктура или нет, считая это не особенно важным», – заявил Стиглиц уже в «нулевые» годы.

Интересные замечания о программах МВФ делает норвежский экономист и предприниматель, старший научный сотрудник норвежского Института стратегических исследований Эрик Райнерт. В начале 90-х, читая лекции в Танзании, Райнерт наблюдал за развитием сотрудничества этой страны с МВФ. Он писал о цикличности 10 рекомендаций МВФ, когда после выполнения десятого пункта кредиторы вновь возвращались к первому.

«Вашингтонский консенсус развивался по следующему пути, причем каждое новое открытие приветствовалось как окончательное решение проблемы экономической отсталости отдельных стран», – отмечал норвежский экономист.

Наблюдая за процессом «реформирования» Танзании, Райнерт пришел к общим неутешительным выводам о состоянии африканских стран, ведомых МВФ: «Вместо развития, которое позволило Европе выплатить долги, Африка довольствуется списанием долгов. Вместо развития, которое искореняет малярию, Африке предлагают бесплатные москитные сетки. Никто не занимается структурными проблемами, лежащими в основе бедственной ситуации Африки, все внимание направлено на симптомы этих проблем».

В Украине также наблюдается некое уничижительное отношение к государствам Африканского континента, но ведь и к нашей стране применяют абсолютно идентичную политику. Мы также выступаем сырьевым экспортером и поставщиком трудовых мигрантов на внешние рынки. Списывать долги нам дают только под еще большие проценты с платой от уровня роста ВВП. Вместо искоренения туберкулеза и кори нам предложили Ульяну Супрун и «медреформу». Никто не занимается структурными проблемами, лежащими в основе бедственной ситуации в Украине.

Конечная остановка – Failed state

В интервью «2000» экономический эксперт и финансовый аналитик Алексей Кущ очень точно и предметно описал проблему утраты Украиной монетарного суверенитета, и как этот фактор материализуется на практике.

Навязывая условия в рамках «коловрата» 10 пунктов Вашингтонского консенсуса, МВФ в первую очередь лишает жертву кредитной помощи суверенности именно в финансовой системе. Без ослабления влияния внешних кредиторов на политику НБУ невозможно говорить о формировании полноценных концепций антикризисных мер, которые способны обеспечить восстановительный рост экономики Украины в следующем году. Без монетарного пульта управления власть не способна регулировать принципиально важные вопросы возможностей и размера дополнительной денежной эмиссии и учетной ставки НБУ.

Украина не может самостоятельно определять количество и стоимость финансового ресурса, который можно направить на стимулирование экономического роста. Пока кредиторы обобщенного МВФ сохраняют ключевое влияние на НБУ, какие бы то ни было экономические планы национального правительства Украины являются попросту нежизнеспособными.

Зависимость политики Нацбанка от пула иностранных кредиторов априори означает, что процесс экономического восстановления зависит от внешних игроков, которые навязывают сценарий обеспечения восстановительного роста за счет кредитов МВФ и прочих организаций. В таких условиях ни на какой реальный восстановительный рост можно не рассчитывать и смело забыть о любых амбициозных планах добиться темпов роста ВВП выше 3-4% в год.

Вашингтонский консенсус и «дружба» с МВФ – это билет в один конец, к необратимой социально-экономической деградации, с ликвидацией остатков государственности и закреплением за Украиной полноценного статуса Failed state («Несостоявшееся государство»).

Дефолт, який нас у спільній скруті поєднав!

Дефолт – единственный путь к спасению Украины. И единственная возможность...

Чем Львов отличается от Берлина

Если в Краснодоне горожане не против памятника молодогвардейцам, а на Херсонщине...

Кто же подготовил и запустил Вторую мировую войну?...

Прошли торжественные мероприятия (а кое-где и салюты, и парады), посвящённые 76-й...

Земельный гамбит: последний бой 2.0

Если в ближайшее время Украина коренным образом не пересмотрит политику развития АПК,...

Запад теряет лидерство

Ошибочно делить страну на «хороших правильных украинцев» (патриотов) и плохих,...

Сдали Крым – легко, возвращать тяжело

Остаётся только надеяться, что руководство страны – ввиду здравого смысла и чувства...

Реформаторы по объявлению

В «Укроборонпром»  всерьез озаботились поиском реформаторов для...

Мовна ілюзія Гітанаса Науседи

Президент Литви, виступаючи 19 березня з трибуни Верховної Ради, торкнувся українській...

Дороги, которые выбирают за нас

Почти за 30-летнюю историю независимости Украины она так и не стала действительно...

Канонизация «революции достоинства»: перманентный...

«Идея фикс» украинской неогосударственности – мы ключ к «архитектуре...

Спорная аналогия украинско-российскому тандему

Гораздо иллюстративнее выглядит тандем Украина – РФ в сравнении с парой...

Усі разом під давньоруську «колиску»!

Цікаву аналітику щодо наближення сьомої роковини відомих кримських подій надав в...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Чужой
11 Мая 2021, Чужой

говорил, говорю и буду говорить - наш путь только с Россией.

- 1 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка