Без локомотива состав не поедет

20 Мая 2017 1 4.9

«Инициатор» евромайдана Мустафа Найем весьма эмоционально отреагировал на некоторые из последних санкций в отношении «страны-агрессора».

«Но я совсем не понимаю, например, почему и таким способом запретили "1С". Это 80% бизнеса в стране. Кто-то вообще потрудился их предупредить или представить себе последствия такого шага? Откуда вообще столько пренебрежения к собственному народу?! …Речь идет о наших гражданах, нашем ВВП, рабочих местах и самом важном сегменте экономики — среднем и малом бизнесе, который не может себе позволить разработку собственного софта».

Однако речь пойдет не о санкциях. Экспрессивный и наверняка искренний спич нынешнего нардепа я привел как яркий пример господствующего в «креативной» и либеральной среде убеждения (навеянного, естественно, навязчивой пропагандой), что малый и средний бизнес — «самый важный сегмент экономики», а секрет успеха страны — в его максимальном развитии и поддержке государством. Дескать, вот победим коррупцию (которая так мешает малому бизнесу), сократим налоги, уберем проверяющих и… лет через надцать сингапурцы будут завидовать могучей процветающей Украине.

Действительно, в развитых странах на средний и малый бизнес приходится 70–80% ВВП и еще больший процент занятых (только никто не говорит о данном показателе для стран невысокого уровня развития, к примеру Марокко, где практически все население — лавочники, ремесленники и крестьяне, т. е. «малый бизнес»). Однако, на мой взгляд, в данном случае уместно сравнение с железнодорожным составом. Ведь и он на 95, а то и 99% состоит из вагонов, и лишь «остаток» приходится на локомотив, но без оного и весь состав не сдвинется с места.

Нетрудно убедиться, что так называемый первый мир практически монополизировал высокие технологии. Говорим: «везде Китай», но речь-то идет в основном о ширпотребе. Но летает мир на изготовленных в США и самых богатых странах ЕС самолетах, там же разрабатывается и производится практически все высокотехнологичное производственное оборудование и многое другое, что принято называть продукцией с высокой добавленной стоимостью.

И производят ее в основном не мелкие мастерские, а крупные корпорации. Они-то и являются главным локомотивом экономики, провозя в свои страны деньги, которые затем и «расползаются» по малому и среднему бизнесу, создавая платежеспособный спрос и давая заработок магазинчикам, ресторанам, фитнес-клубам, автосервисам и т. п.

В качестве эталона успешной евроинтеграции приводят Польшу и Чехию со Словакией — но сферы экономической деятельности, которые свойственны странам «золотого миллиарда», которые в значительной мере монополизированы ими и обеспечивают их исключительный статус, являются их «парафией» в международном разделении труда, в этих европейских странах практически не представлены.

Нет там предприятий концерна EADS (объединяющего практически всю аэрокосмическую отрасль Европы), не известно об их заметном присутствии на рынке вооружений, уникального технологического оборудования и т. п. Не слыхать о польских ноу-хау в различных сферах науки и техники, расположенных в Польше научно-исследовательских и конструкторских центрах, чьи разработки и реализуются на польских и китайских предприятиях. Они, опять-таки, сосредоточены в странах «золотого миллиарда».

И шансов, что такие центры появятся, никаких. Для их создания нужны огромные средства, причем «длинные деньги», которые вкладываются без расчета на скорую отдачу. Такие инвестиции можно ждать только от государства или очень крупного бизнеса, а чаще всего — от их совместных усилий.

Польша стала европейским Китаем, цехом по производству ширпотреба, выдерживающим конкуренцию с Юго-Восточной Азией благодаря относительно дешевой рабочей силе (дешевле, чем в Греции и Португалии), беспошлинному выходу на рынки ЕС и близости основного рынка сбыта. Но и этой ниши хватило лишь на Польшу да Чехию со Словакией. Прочие же страны Восточного блока, вошедшие в ЕС, влачат жалкое существование, а уровень жизни в Румынии и Болгарии не выше существовавшего в Украине до евромайдана.

Пример того, что никакой «расцвет» малого бизнеса не способен сам по себе обеспечить развитие и процветание, — так рекламируемая Грузия. Там действительно для бизнеса создали показательно-идеальные условия, но каков результат: официальная безработица в городах составляет 30%, а о положении дел в селе (и, соответственно, доходах селян, которые составляют 56% трудоспособного населения Грузии) говорит то, что за время саакашвилиевских реформ производство сельхозпродукции в натуральном исчислении сократилось по разным позициям от 30 до 80%.

Так почему же все эти «лишние» люди не идут в бизнес, не открывают свое дело, для чего созданы, казалось бы, идеальные условия, ведь менталитет жителей кавказской республики, можно сказать, идеален для предпринимательства? Да потому, что нет главного — платежеспособного спроса, неоткуда ему взяться в стране, в которой импорт превышает экспорт в 3 раза. Выручают лишь транзит да переводы гастарбайтеров (главным образом из России).

Не так давно Всемирный банк провел исследование динамики ВВП за последние 25 лет (как раз с момента распада СССР) для всех стран, по которым имеется достоверная информация. «Успешная» Грузия оказалась в этом списке на третьей строчке снизу, опередив лишь Молдову и, увы, нашу Украину, которая оказалась единственной из стран мира, показавшей за 25 лет отрицательный результат роста ВВП.

А ведь в эпоху независимости Украина вступила, располагая мощнейшим производственным и научно-техническим потенциалом, причем как раз в тех отраслях, на которых специализируются страны «золотого миллиарда». Да, в каких-то отраслях было заметно отставание от лучших мировых образцов, но, главное, был базис — производства, технологии, специалисты, — на основе которого при определенных усилиях и вложениях это отставание было возможно преодолеть, заняв достойное место на мировых рынках.

Но Украина «пошла другим путем», который после победы евромайдана стал по-настоящему «магистральным». Первый вице-премьер-министр Украины Степан Кубив, находящийся на экономическом форуме в Пекине, сообщил на своей странице в Facebook: «Іще одна #перемога… Китайская Skyrizon и украинская «Мотор Сич» планируют построить завод в городе Чунцин (центральная часть Китая), где будут производить и обслуживать авиадвигатели по украинским технологиям. А еще компания планирует инвестировать $250 млн в модернизацию украинских производственных и проектных мощностей «Мотор Сич».

Степан Кубив на фото

И это не первая такая «перемога» в области авиапрома. В марте минувшего года сам президент Петр Порошенко сообщил на своей странице в Твиттере: «Великолепная новость! Путевку в жизнь получил новый украинский многоцелевой самолет Ан-132. Безоблачных полетов».

«Ан-132 — проект украинско-саудовского многоцелевого транспортного самолета». Сайт концерна «Антонов» сообщал 15 мая минувшего года: Taqnia Aeronautics, дочерняя организация саудовской компании по вопросам развития и инвестиций (Taqnia), подписала соглашение с ГП «Антонов» о разработке и производстве легкого транспортного самолета (Ан-132) в Саудовской Аравии...

Цель настоящего соглашения — реализовать ряд поставленных задач, включая передачу технологии авиационного производства в Королевстве СА, а также подготовить молодых и амбициозных представителей Саудовской Аравии к работе в сфере авиационного производства. Персонал из королевства будут обучать украинские специалисты, а трудовые ресурсы в совместной компании будут ограничиваться только гражданами Украины и Саудовской Аравии; для разделения первого опыта Саудовской Аравии в области авиационного производства из институтов и университетов будут привлечены квалифицированные представители этого государства.

В соответствии с настоящим соглашением Научно-технологический центр имени короля Абдулазиза (KACST), компания Taqnia Aeronautics и ГП «Антонов» выполнят доработку существующей модели самолета (Ан-32) с целью обеспечить улучшение его характеристик... Новая модель самолета будет носить название Ан-132, и Саудовская Аравия также будет обладать правом интеллектуальной собственности и конструкторскими чертежами на самолет.

А в сентябре телеканал «ССTV — Русский», один из международных телеканалов вещания Центрального телевидения Китая, сообщил о подписании китайской, а на самом деле гонконгской компанией Aerospace Industry Corporation of China, президентом «Антонова» Александром Коцюбой и правительством города Лучжоу (провинция Сычуань) рамочного соглашения о создании в этом городе базы по производству с 2019 г. самолетов Ан-225.

Общее в этих трех сделках видно невооруженным глазом: производственные мощности создаются за пределами Украины, причем, в отличие от аналогичных случаев, производство уплывает из страны с (крайне) низким уровнем оплаты труда туда, где она ощутимо выше. А в случае с саудитами прямо говорится о передаче конструкторской и технологической документации и прав интеллектуальной собственности.

В ситуации с Ан-225 информацию об аналогичных условиях пресс-служба ГП «Антонов» поспешила опровергнуть, но очевидно, что чертежи и технологии попадут в Поднебесную в полном объеме, и, как показывает богатый опыт, после этого все права на интеллектуальную собственность становятся бумажкой.

То же касается и двигателей «Мотор Сич». А насчет китайских инвестиций в мощности предприятия в Украине, то боюсь, что это дежурные разговоры «в пользу бедных». Зачем китайцам вкладываться в оставшееся без заказов (поскольку львиная их доля приходилась на Россию) предприятие, если у них дома будет аналогичное? Китайские товарищи блюсти свой интерес умеют. 

Китай, собрав огромные ресурсы на производстве ширпотреба, стремится выйти на новый технологический уровень, встать вровень с ведущими державами по экономическому развитию. Для этого в высокие технологии (тот же авиапром) вкладываются огромные ресурсы (так же делают и саудиты) с пониманием того, что быстрой отдачи они не принесут — работа на перспективу. И, естественно, никто не откажется от возможности приобрести такие технологии по случаю и, скорее всего, по сходной цене.

Украина же следует по намеченному ее правителями и их зарубежными патронами прямо противоположному курсу — от высокотехнологичного индустриального государства к «великой аграрной державе», поставщику дешевой рабочей силы для требующих неквалифицированного физического труда производств и рынку сбыта для ведущих держав. Такой стране авиапром, да и высокотехнологичные отрасли в целом, не по карману, да и «не по чину».

А все озвучиваемые на самом высоком уровне «перемоги» по факту оказываются не спасительными для предприятий долгосрочными контрактами, а разовыми сделками по продаже «непрофильного» для страны третьего мира бизнеса.


Загрузка...

Субсидии по-новому

Теперь, по версии Кабмина, роскошью считается авто моложе 5 лет и квартира просторнее 120...

Кредитуй — не кредитуй

Без реального улучшения жизненного уровня населения и экономической ситуации борьба...

МВФ назвал основные риски для мировой экономики

На 37-м совещании Международного валютно-финансового комитета отмечены главные...

Гройсман назвал многомиллиардный внешний долг...

Суммарный долг на сегодня — более 65 млрд долл.

МВФ ухудшил макроэкономический прогноз для Украины...

До конца текущего года Украина столкнется с существенно большим дефицитом платежного...

Загрузка...
Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Вятич
25 Мая 2017, Вятич

+100

- 8 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка