Сельская «Укрпочта»: у нас нет велосипедов, а у них — совести

10 Ноября 2018 5

4,5 миллиона проживающих в селах пенсионеров уже с 1 января 2019 г. могут остаться без пенсий, если «Укрпочта» и Пенсионный фонд не урегулируют порядок компенсации почтовикам расходов на доставку пенсий.

Еще в сентябре руководитель «Укрпочты» Игорь Смелянский высказался довольно категорично. «Я бы хотел быть максимально конкретным и откровенным: не будет принят новый тариф на доставку пенсий до 1 ноября 2018 г. — с 1 января 2019 г. доставка пенсий «Укрпочтой» будет прекращена. А значит, более 4,5 млн человек уже с января 2019 г. могут не получить свою пенсию, так как Пенсионный фонд отказывается оплатить хотя бы себестоимость ее доставки», — заявил Смелянский

Планы «Б»

Противостояние накалилось после сообщения Игоря Смелянского о закрытии от 5 до 7 тыс. сельских отделений почты и сокращении персонала на 30%. Последнее заявление глава «Укрпочты» приурочил к началу ноября — именно эту дату он называл ранее, выдвигая ультиматумы. Почтовики требуют пересмотреть тариф на доставку пенсий, который не корректировался с 2004 г. Поскольку Пенсионный фонд остается глубоко дотационным, дополнительные средства на пересмотр тарифа нужно искать в бюджете, и не факт, что такие деньги есть.

Из возможных альтернатив по доставке пенсий в села – мобильная почта, то есть автомобиль, который будет объезжать территорию обслуживания, останавливаясь в каждом селе в определенные часы. Конечно, эффективность такой системы крайне сомнительна, ведь почтальоны работают с людьми адресно. Они доставляют не только пенсии и письма, но и различные продукты и хозяйственные товары. Также почтальоны доставляют газеты и оформляют подписку на месте (этот вопрос крайне важен для печатной прессы).

Другой вариант – снабжение всех пенсионеров карточками, но и это вызывает скепсис. Излишне говорить, что в селах нет банкоматов, а многим пенсионерам не то что в райцентр за пенсией поехать проблематично, но и просто выйти из дома.

Также неофициально обсуждается вариант о делегировании пенсионного обслуживания местным сельсоветам и громадам. По идее, этим должны будут заниматься социальные работники.

Во всяком случае любой из вариантов нужно заранее прорабатывать, а времени до января осталось мало. Скорее всего, компромисс будет найден, поскольку власть вовсе не заинтересована в социальном коллапсе накануне выборов.

Для того чтобы понять, что представляет собой нынешняя структура почты, нужно заглянуть в небольшое сельское отделение. Красноречивых картин и ответов там больше, чем главном офисе «Укрпочты».

Велосипед – это роскошь     

Отделение почты в маленьком поселке Волковинцы на Хмельнитчине ютится в комнате здания сельсовета. Небольшой электрический обогреватель вовсю трудится, пытаясь обогреть помещение и людей в нем. Впрочем, тяги его недостаточно, и почтовики работают в верхней одежде или теплых кофтах.

За ветхим, родом из 70-х столом две женщины проворно сортируют газеты. На другом столе лежат письма (да, их еще пишут), в противоположном углу сложены продукты и хозтовары.

«У нас небольшое отделение, обслуживаем Волковинцы и еще три ближайших села, — говорит начальник отделения Лариса Загурская, — всего нас четверо: начальник и три почтальона. Я уже 11 лет работаю на почте, разные были времена, но сейчас как-то особенно сложно. Зарплата почтальона полторы, в лучшем случае две тысячи гривен. Девочкам приходится ходить пешком. Расстояние до села – шесть-семь километров. Когда-то у нас были велосипеды, конечно, было проще. Правда, выдавали их последний раз еще в 2008 г.».

Людмила Шемановская — настоящий ветеран почты. В декабре набежит ровно 25 лет непрерывного стажа работы.

«Сложнее всего зимой, когда холодно и не чистят дороги, — говорит Людмила Петровна, не отрываясь от сортировки газет. — Сумка тяжелая: мы носим не только газеты и почту. Кому-то мыло нужно или порошок, масло подсолнечное, макароны, крупы, кто-то просит купить и принести хлеб. Не во всех селах есть магазины. Зачастую приезжает передвижной базар раз в неделю, а зимой может и не приехать, если дороги занесло. Когда были велосипеды, конечно, было проще и справлялись быстрее. Иногда, если не успеваю, ночую в одном селе, а утром продолжаю путь».

«Нет у них совести»

Почтальон на селе – это и психолог, и социальный работник. Часто старикам просто не хватает живого общения. Кто-то просит принести хлеба, ведро воды или занести дрова в хату.

Откровенно мизерная зарплата не так страшна, как отсутствие хоть каких-то альтернатив, и люди крепко держаться за свои места. В тех же Волковинцах других вариантов трудоустройства нет. Поселок и здешние села объединили в громаду в декабре прошлого года. Из бизнес-активов — пара-тройка фермерских хозяйств, небольшая пекарня, кустарная мастерская по производству поддонов и небольшой бизнес по выжиганию древесного угля. Вот, собственно, и весь экономический потенциал общины. 

Почтальоны, конечно, слышали о планах сокращения персонала и отделений, но вместо этого предложили уменьшить зарплаты и премии топ-менеджерам «Укрпочты».

«Зарплаты в сотни тысяч — это ненормально. У нас нет велосипедов, а у них — совести».


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка