Мова плюс язык!

16 Октября 2019 1 4.4

Знаете, что самое сложное в публичной полемике? Доказывать, что ты не слон. А такое случается, когда оппонент приписывает тебе  диаметрально противоположную твоей позицию. Красноречивый пример -- комментарий читателя, скромно и без затей назвавшегося Валерием, к помещённому в «Форуме» 9 октября материалу «Четвёртый донбасский сценарий»:

Ой, Юрий, Юрий! Вы пожилой, уважаемый человек всё же виляете вокруг и около родного языка и не желаете однозначно признать право русского человека на родной язык. Одним словом, только второй государственный русский язык может полностью решить эту неразрешимую для вас коллизию. В столь уважаемой вами Европе в Швейцарии четыре государственных языка, в Финляндии их два -- это самые известные примеры. А вот русский и украинский в одном государстве для вас несовместимы.

Не буду комментировать знание «русским человеком» элементарных норм грамматики. На фоне удручающей примитивизации уровня образования это ещё сносный вариант. Иное дело -- обличительная аргументация, откровенно позаимствованная «с потолка». В частности, касательно заключительного тезиса -- о «несовместимости» для автора этих строк русского и украинского языков в одном государстве. Ну на основании чего вы, мил человек, пришли к столь несуразному заключению?! Как, впрочем, и второй оппонент --  Владимир с прозрачно зашифрованной «фамилией» Оновамнадо (точнее, Оно-вам-надо), уже «засветившийся» в отношение материала «Найголовніше завдання президента Зеленського» («Авторские колонки», 28.09.2019).

Кукиш из подворотни

Неужто к тому подтолкнуло стремление визави не допустить «в столь разной этнически, ментально, культурно, духовно отчей государственности… какой бы то ни было диктатуры. В особенности -- по «чистоте крови» и приоритету коренных граждан над многомиллионными «зайдами»? Либо третий предлагаемый закон -- «об аудите наиболее резонансных решений предшественников, особенно по части культурно-языковой политики, сыгравшей роковую роль в расколе страны»?

А может, резануло слух откровенное признание речью своих предков: «Не буду приховувати: мені, українцю з діда-прадіда, безумовно, приємніше й природніше чути довкіл рідне слово»? (Кстати, как и любому нормальному «инородцу»). Так за ним сразу же последовало предельно чёткое разъяснение: «Але якою ціною? Мова належить до найглибших, найусталеніших, найчутливіших шарів людської сутності, потребуючи винятково делікатного і вдумливого коригування. Інакше – невідворотне переродження її у міну страшної вибухової сили. З непрогнозованими наслідками… Ну чого доб’ються недалекоглядні законотворці сукупно із суперсвідомими культуртрегерами вольовим витисканням всього «некорінного», в першу чергу -- російського?.. Не треба бути великим провидцем, аби передбачити посилення без того надмірної громадської напруги, спричиненої господарською кризою, безробіттям, падінням рівня життя, наростаючими злиднями трудового люду».

Это же касается и упомянутого в рассматриваемой публикации анонсирования «зелёным» министром просвещения и науки Анной Новосад предстоящего перехода всех школ на украинский. Причём с потрясающей «логикой» очерёдности: для русскоязычных -- в следующем году (то бишь с минимальным «подготовительным периодом»), а вот для школ с языками нацменьшинств, ходовых в Евросоюзе, -- тремя годами позже. Надо же так заискивающе выслужиться перед новыми «старшими братьями» на Западе и хотя бы из подворотни показать кукиш восточным Напрочь забывая: «ворожою мовою» разговаривает добрая половина вполне лояльных Украине соотечественников. Вот уж точно -- позорище, содеянное «любимому народу» его псевдорадетелями! Разве не последовательно терпим к русскому и другим «средствам общения» сограждан авторский вердикт: «Мовна «революція» в школі лише підкине вибухового матеріалу до і без того гарячих суспільних пристрастей»?

С общим выводом: «Чи ж не розумніше без політичної тріскотні та кампанійщини, виважено й делікатно формувати атмосферу взаємоповаги, порозуміння, за висловом Павла Тичини, «чуття єдиної родини»? Аби всі думали по-державницьки, а вже кожен, залежно від походження та виховання, -- по-українськи, по-російськи, по-білоруськи чи по-єврейськи. З безумовним шануванням вікових традицій свого спільного дому. Подібно швейцарцям, британцям, американцям, канадцям та іншим високорозвиненим «збірним» народам».

Чи єдина держава, коли єдина мова?

Иными словами, разжёвываю для особо непонятливых: «пожилой, уважаемый человек» ратует за ПОЛНУЮ ЯЗЫКОВУЮ СВОБОДУ, без малейших ограничений и преференций! Даже в ущерб своим праотчим духовным корням, поскольку на моих единокровниках-украинцах как державообразующих автохтонах лежит ответственность за сохранение мира, взаимопонимания и сотрудничества в единственной стране, которую можем назвать Отчизной. У нас нет «запасных государственных аэродромов», подобно упомянутым русским, белорусам, евреям и массе иных национальных групп сограждан, где в состоянии будем приклонить голову на случай возникновения непримиримого межэтнического, культурно-языкового, конфессионального, социально-политического раздрая в родных стенах. Значит, мы должны быть гарантами общественного мира и согласия, что не допускает малейшего уничижения, ограничения и прогибания под себя иноплеменников, перетягивания от них общественного одеяла на собственные духовные истоки, включая образование, общение, литературу, СМИ, вероисповедание на родной речи. Это и будет реальным шагом к «европейским стандартам», основанным на поликультурализме!

Отлично понимаю, что предложением языковой демократии вызываю огонь на себя уже со стороны «національно свідомих», отстаивающих жёсткий государственный монолингвизм, напрочь забывая элементарную житейскую мудрость: «Силою не станеш милою». А в государстве, как и в его первичной ячейке -- семье, без равенства, взаимоуважения, терпимости, сопричастности друг другу во всех сферах, включая коммуникативную, невозможно построить прочную, жизнестойкую общность. 

Їй-бо, мені, пагінцю доброго козачого коріння, сумно, соромно й прикро за нестримну повінь екзальтованої фанаберії та войовничої бундючності, що по вінця затопила свідомість отчого загалу, геть сплутавши поняття самовідданої любові до свого роду з егоїстичним самолюбуванням, відразним до всього «чужинського». Це не просто різні, а прямо протилежні явища, на кшталт дня і ночі, правди й кривди. Згадаймо хоча б гучне гасло пріснопам’ятного екс-президента Ющенка: «Єдина держава, єдина мова, єдина церква!», фактично повторене ще одним «ексом» -- Порошенком. І це за умов страшенної етно-культурної, історичної, свідомісно-орієнтаційної строкатості регіонів України! Інакше, як провокаційним або геть бездумним, даний акт важко назвати. Саме він фактично й викликав нинішнє  громадське барикадування в гуманітарній і в цілому суспільно-політичній сфері. Мало, бач, нам господарських провалів та тупиків.

На жаль, естафета соціал-дебілізму (чи то пак – демократії по-українськи) знайшла гідне продовження в діях правлячої влади. Чого варте принизливе загравання такого з себе рафіновано американізованого прем’єра Андрія Гончарука перед неонацистами, шанувальниками своїх музикальних однодумців – гурту з промовистою назвою «Сокира Перуна», або керівна вказівка слідчим органам «пригальмувати» карні справи, порушені проти збанкрутілого, нечистого на руку «батька нації» Порошенка… Воістину ворон ворону око не виклює. Зізнаюсь: вже починаю шкодувати, що доклав чимало зусиль публіцистичним словом прийти до влади новому поколінню цього ж «птаства» («2000» -- «Над пропастью во лжи», «Голгофа власти», «ПРАВО- или КРИВОславие?», «Как оживить «мертвые души»?», «Государство – это я!», «В ожидании украинского Вашингтона», «Последняя соломинка или гениальная по*лость?», «Политик или государственник?»). А заодно й  переконатися: як курка неспроможна знести орлине яйце, так і королівський паяц – стати гідним правителем…

Утім, минувшина знає такий виняток, коли після смерті обох синів персидського «царя царів» Кіра владу в імперії захопив придворний маг Гаумата, який видав себе за молодшого царевича Бардію, таємно вбитого старшим братом Камбісом. За півроку правління псевдо-Бардії тамтешній люд зітхнув з полегшенням, будучи звільнений на три роки від податків і тягаря військової служби. Якби ж то реформи на користь простого народу, започатковані далекоглядним самозванцем, були оперативно продовжені, цілком імовірно, подальша світова історія мала би зовсім інший вигляд. Та й самі облагодіяні перси, зрештою, визнали б своїм законним монархом хитромудрого фігляра. Але того підвели вуха, точніше -- їх відсутність (кара від Кіра за якусь провину). По чому його й викрили придворні змовники на чолі з наступним перським тираном Дарієм. Повчальне резюме для всіх амбіційних «магів» – не баритися з прогресивними перетвореннями та берегти власні вуха від улесливо підступних царедворців!

Истинное единство -- в разности

Насколько сложна во всём мире затронутая проблема, можно судить по бездне примеров общественной нестабильности и сепаратизма даже в экономически благополучных уголках. Скажем, в Канаде, где франкоязычный Квебек давно угрожает выходом из состава страны. В Бельгии хронически дистанцируются фламандцы и валлоны, едва не приведя к полному разрыву между собой в ходе двухлетнего правительственного кризиса. Каталонцы и баски тоже не прочь распрощаться с испанским «господством». Во Франции поднимает голову гасконский и корсиканский сепаратизм. А шотландцам на референдуме о возможности создания (точнее – восстановления) ещё в Средние века утраченной государственности лишь самую малость не хватило  голосов до точки невозврата. Что, впрочем, вполне достижимо после реализации английского «брекзита», неприемлемого большинству евроцентричных потомков свободолюбивых кельтов. 

Фактически везде, где присутствуют иноплеменные меньшинства, тлеют искры отделенчества. Тем не менее, в так называемом «цивилизованном мире» их научились если не полностью тушить, то хотя бы сдерживать в приемлемых рамках. Вот бы и нам научиться такой европейскости у западных соседей вместо унизительного вымаливания очередного кредитного транша и возможности безвизово драпонуть «за бугор», кося под туристов, студентов-практикантов, участников культурного обмена! Пока не усохли до размеров Киевского княжества…

Для вящей убедительности в том, что высказанные соображения -- не результат ситуативно полемического «оправдывания», а давно и последовательно отстаиваемая автором позиция, приведу окончание своего первого материала в «2000» (№9 от 4-10 марта 2011 г.) «Непримиримое… единство»: «Патриотизм и ура-патриотизм — явления не просто разные, а диаметрально противоположные: никакой внешний злоумышленник или внутренний предатель-перевертыш не принесет своему народу столько бед, сколько ура-патриот, нетерпимый к иной мысли, речи, культуре. Вот и покумекаем, как нам, таким отличным друг от друга, ужиться в едином государственном доме. Ведь развалить его — много ума не надо, а вот чтобы надежно сцементировать расходящиеся стены — придется порядком  попотеть. И «раствор», думаю, следует замешивать на принципе, уже давно с успехом испробованном в Западной Европе, куда мы так истово рвемся, — «Единство в разнообразии». Зарубим себе на носу: Львову никогда не стать Донецком и наоборот. Поймём эту истину — сохранимся как единое государство, а нет — пенять будем только на себя».

Действовать!

Поверьте, меня отнюдь не тешат лавры доморощенной Кассандры: лучше бы уж сотню, тысячу раз ошибся в «первичном донбасском сценарии» за три года до его раскручивания, чем ныне пожинать страшные плоды кровавого продолжения… А ведь пока сбылась лишь первая часть «пророчества» -- о нестыковке Львова с Донецком и последующей «временной оккупацией наших территорий» -- Крыма и половины Донбасса. На очереди  вторая, куда более тяжкая -- утрата единой государственности. К сожалению, с большой вероятностью материализации. Ведь эту истину мы так и не поняли.

Мир раскололся внутри и вне нас -- по языку, происхождению, идеологии, политическим пристрастиям, социально-экономическому статусу: на своих и чужих, друзей и врагов, тех, кому доверяем, руку подаём, и кому готовы её оторвать. Вместе с головой. Да ещё на фоне острого хозяйственного кризиса, стремительного обнищания населения под бодренькие заверения керманычей о «разворачивании прогрессивных преобразований». Неужто мы обречены уподобиться пожирающим друг друга паукам в банке?

Судя по раскручиваемой суперпатриотами шумной кампании противодействия малейшим подвижкам по «зарыванию топора войны» на востоке страны, а в конечном счёте -- и в собственных душах, столь беспросветная ассоциация, увы, вполне уместна. Ведь, как тонко подмечено одним из авторов «2000», «став титульной нацией, мы, украинцы, до конца не осознали, что тем самым обрели не только великое благо, но и огромную ответственность». Не только за себя, но и за разноликих, разноговорящих, разномыслящих соседей по общему дому, в котором нам волею провидения досталась роль поручителя всеобщего равенства и справедливости. 

Прислушаемся же к мудрому совету Пауло Коэльо в его культовом романе «Алхимик»: «Есть только один путь познания -- действовать!» Почему бы нам, наследникам славных державотворных традиций казачества, не инициировать возрождение веками испытанного ПРЯМОГО НАРОДОВЛАСТИЯ, исключающего деление людности на «правильных» и «неправильных», на апатичную «биомассу» и всевластную (а значит, подверженную злоупотреблениям) «элиту»? Вспомним хотя бы, как гоголевский Тарас Бульба, недовольный инертной позицией кошевого атамана в борьбе за народные вольности, живо добился созыва казацкой рады и избрания нового, более активного лидера.

Ну а что касается ликвидации внешней угрозы, то кому, как не землякам-приднепровцам, соседствующим с зоной боевых действий,  вспомнить ещё  об одном действенном наследии своих предков -- НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ. Ежели «атаманы» не в состоянии установить прочный и справедливый мир между народами-соседями, то почему бы здешней (да и в целом всеукраинской) общественности не объединиться в миротворческое движение и не обратиться к российским коллегам с предложением провести совместный антивоенный форум? Пока горе-политики не довели всех до взаимоуничтожения – морального, экономического, военного.

загрузка...
Loading...

Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Виктор
17 Октября 2019, Виктор

Ратуя за народовластие, нужно хоть примеры выбирать разборчевее. У Гоголя, Тарас Бульба , как раз манипулировал, используя толпу. В прочем , как раз в современной Украине, это живет и процветает.и нельзя быть автохтоном , если стране юоььше 1000 лет, а украинцы перестали называть себя русскими 150 лет как. И не приехавшие чужинци хотят сделать свой язык государственным, а люди живущие на своей земле, как раз те что не стали называть себя украинцами 150 лет назад, 80 лет назад, 30 лет назад. И проблема украины как раз в этом. Что русский , как минимум, имеет не меньше прав быть единственным государственным ( если уж должен быть один государственный), хотя бы потому , что родной для большенства коренных житилей. И вернусь к казакам. Конечно можно дуть щеки от гордости называя себя потомками славного козацкого роду, хотя славного ли. А где же потомки гречкосеев? Вот тоже свидетельство , что все мы уноследовали, все как было ( все по казацки), не народовластие, а диктат меньшенства. Помните хоть раз, когда казаки озаботились интересами этих самих гречкосеев, которых было большенсиво. Вот и я не помню. И потомки мы скорее всего , в основном конечно, гречкосеев. Хотя конечно если князь обрюхатил когдато свою крепостную, то конечно его кровь победила всех крепостных предков, и приятнее назвать себя князем. Вот и живут на украине с вот такой вот кашей в голове сотни лет, поэтому и государства украинского не было и нет. Русское было, а украинского не было и нет, да и не может быть. Или думаете что насранное за 30 лет в эту кашу, сделало ее сьедобной.?

- 11 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка