Отопительный сезон приблизил досрочные выборы

22 Марта 2017 4.9

Фото бедных украинцев

Наконец-то отопительный сезон 2016/17 заканчивается, и потребители смогут немного вздохнуть с облегчением. Правда, только после очередной порции шока от платежек финального этапа отопительной кампании. Однако общая статистика сферы ЖКХ наталкивает на логичное предположение, что существующие тарифы и система хозяйственных взаимоотношений субъектов ЖКХ и потребителей приведет к реальной катастрофе сектора ближе к следующему отопительному сезону.

По состоянию на февраль общая задолженность населения за услуги ЖКХ составляла более 23 млрд грн. Показательно, что 2016 г. стал беспрецедентным по темпам наращивания долгов. За прошлый год совокупный объем долга увеличился на 12,5 млрд. грн. В структуре этой суммы львиную долю составляет задолженность потребителей за отопление с горячей водой и газоснабжение – 9,4 млрд грн и 6,4 млрд грн соответственно.

Тарифы оказались чрезвычайно болезненными для населения. В связи с отсутствием полноценного платежеспособного спроса выросли показатели задолженности и теплогенерирующих предприятий за топливо перед НАК «Нафтогаз Украины». По состоянию на декабрь 2016 г. долги теплогенерирующих субъектов рынка составили 23,5 млрд грн. Будет очень интересно посмотреть на общие цифры уже после завершения отопительного сезона.

Еще в ноябре прошлого года Верховная Рада приняла закон о списании долгов теплокоммунэнерго. Инициатива коснулась в первую очередь долгов, искусственно созданных государством (штрафные санкции, пеня и т. п.). Документ также предписывает поэтапное снижение уровня кредиторской задолженности ТКЭ за газ путем возмещения из бюджета. Насколько эффективно будет работать этот закон, судить пока сложно, но его появление уже свидетельствует о чрезвычайно сложном положении в секторе ЖКУ.                 

Субсидии населению, которые Кабмин (сначала Арсения Яценюка, а потом и Владимира Гройсмана) предусмотрел как социальную подушку для защиты от тяжелого тарифного удара, только запутали и усложнили ситуацию. По некоторым данным, за 2016 г. бюджетная задолженность перед поставщиками ЖКУ по субсидиям исчислялась 25 млрд грн. И тенденция к росту задолженности по субсидиям прогрессирует угрожающими темпами, превращаясь в серьезную проблему новых видов долгов.

Задолженность населения за услуги ЖКХ, долги по субсидиям государства и долги ТКЭ перед «Нафтогазом» являются результатом простой первопричины – неспособности населения обслуживать действующий тариф на газ. По большому счету других, более веских пояснений общего сбоя системы ЖКХ нет. Заоблачные платежки текущего отопительного сезона окончательно подорвали и без того слабое финансовое здоровье «первичных ячеек общества» — украинских семей.

Отопительный сезон приблизил положение широких слоев населения до критического уровня. Чрезвычайно сложная ситуация в экономике и нарастающие внутриполитические конфликты подогревают градус общественного недовольства. Если весенне-летний период может пройти традиционно без грандиозных кризисных вызовов, то осенью для власти может сложиться очень взрывоопасная ситуация. Правящая политическая группировка объективно заинтересована в мерах для разрядки обстановки. С точки зрения власти, эти меры должны наносить минимальный ущерб устойчивости положения правящей элиты.

Отсутствие плана действий даже на ближайшее время и недостаток инструментов для оперативного изменения социально-экономического положения в стране подталкивают власть к рассмотрению возможности досрочных парламентских выборов. Конечно, для крупных правящих партий (БПП и «Народный фронт») такой шаг чрезвычайно неприятный, особенно для электорального банкрота «НФ». Но у влиятельных правящих групп может попросту не остаться иных вариантов, дабы стабилизировать ситуацию в преддверии масштабного кризиса.

Растерянность власти и неэффективность ее действий четко характеризуют два момента. В политическом плане это абсолютно непоследовательные и невразумительные действия в отношении блокады ОРДЛО. В экономическом — провальный социально-экономический демарш с повышением минимальной заработной платы. Этот шаг принес куда больше проблем, нежели позитива, в социальном контексте и не позволил власти показать и зафиксировать эффект существенной стабилизации социальной сферы (как на то рассчитывал Кабмин).

У власти остается слишком мало времени, возможностей и реалистичных идей, дабы избежать неизбежно надвигающегося на Украину социально-политического кризиса особо крупных масштабов и угрожающе разрушительных последствий.


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка