Преодоление стереотипов

03 Октября 2019 2 2.6

Не только в общественном сознании в целом, но и, в частности, в СМИ бытуют многочисленные стереотипы. Распространены же они по той простой причине, что сознательно продуцируются, насаждаются, внедряются в сознание обывателя.

Порой хочется сказать сильнее: «вдалбливаются». Разумеется, абсолютный чемпион в тяжёлом весе -- российская пропаганда. Но и украинская может похвастаться определёнными успехами, главным образом на внутреннем ринге.

Не претендуя на полный перечень, приведу навскидку ряд  политических и журналистских клише: «там ведь тоже украинцы», «там тоже наши граждане» (о жителях оккупированных территорий); «на Донбассе гражданская война» -- «вы с ума сошли! Нет там никакой гражданской войны»; «русскоязычные -- пятая колонна», «русскоязычные -- пособники оккупантов», «русский язык и евроинтеграция несовместимы».

Интересно, что некоторые формулировки и варианты ответов жёстко табуированы в публичном пространстве. Табуированность является явным признаком стереотипизации, причём, чем сильнее стереотип, тем истошнее табуированность. Попробуйте сказать, что на Донбассе идёт гражданская война или, по крайней мере, в событиях донбасского конфликта просматриваются некоторые признаки гражданской войны, -- какая поднимется буря! Какие грозные окрики и одёргивания прозвучат, какие обвинения нависнут дамокловым мечом «зрады»!

Но я хотел бы пока что затронуть стереотип «тоже украинцы». 

Посмотрел недавно снятый в ЛНР документальный фильм Никиты Возмителя «Битва за Луганск». У нас привыкли ко всему, сделанному в «молодых республиках», относиться, в лучшем случае, снисходительно-иронически. Мол, «что может быть хорошего из Галилеи»? Отнюдь не являясь сторонником «молодых республик», должен признать, что фильм сделан довольно талантливо. При обсуждении фильма со стороны украинских патриотов, выехавших из Луганска, раздаются нарекания в однобокости, в предвзятости. Согласен, однобокость присутствует, фильм далеко не шедевр. Но «правда луганчан» высказана довольно искренне.

Эпизоды хроники событий лета 2014-го чередуются с воспоминаниями участников и очевидцев, главным образом, -- ополченцев. Иногда они сняты на фоне могил погибших боевых товарищей. Иногда в кадре надгробья погибших бойцов, иногда -- мирных жителей. В общем, некоторые эпизоды сильны.

Но на меня наибольшее впечатление произвели не кадры с трупами на улицах и с горящей техникой, и даже не памятники с высеченными на них датами безвременно ушедших из жизни. Наиболее впечатлил звучащий в фильме язык ненависти. В лучшем случае, украинцы для ополченцев -- «они», а чаще всего -- «укропы», «киевская хунта» и т. п.

Могут сказать: «Это вполне естественно. Если на глазах ополченца погибли его боевые товарищи, близкие, да просто земляки, как ему называть тех, от кого они погибли? Скажите спасибо за «укропов»».

Психологически я могу понять этих людей. Моё расхождение с ними является, так сказать, «идейным» (не люблю этого слова). Я считаю, что те ценности, ради защиты которых они взяли в руки оружие, являются, большей частью, ошибочными. К тому же, угроза этим ценностям была, мягко говоря, сильно преувеличена в их неадекватном сознании.

Но после того как заговорило оружие и пролилась кровь, высокопарные разговоры о ценностях становятся неуместными. Что вы можете сказать о ценностях человеку, который хоронит павшего друга? Если даже ваши ценности являются действительно высокими и без всяких кавычек сияющими, он, скорее всего, скажет: «Тьфу на ваши ценности». Между прочим, на мой взгляд, именно в этом скрыт наибольший трагизм происходящего.

Два момента «Битвы за Луганск» являются, на мой взгляд, особо важными. Первый -- это заключительные слова ополченца «Михалыча». Он говорит о тех, кто прошёл через огонь войны: «Можно гордиться, что у нас в стране, в нашей маленькой республике есть такие люди… Не все могут это понять, и не все пойдут туда, куда надо. Но те, которые пойдут, это будут, можно сказать, цвет нашей республики».

Второй момент -- заключительные титры фильма: «Даже спустя годы та самая битва за Луганск будет продолжаться не только на фронтах войны, которой шестой год нет конца, но и в наших сердцах».

Сформировался слой людей, которые воевали, видели смерть и сами несли смерть. Воспоминания об этих событиях яркие и неугасимые, они врываются в суету обыденной жизни, не отпускают, бередят душу. Война в их сознании перестала быть чем-то недопустимым. Более того: если это война за «родную землю», за идеалы «молодой республики», то она священна. «Если завтра война», то они с затаённым азартом возьмутся за «калаши», сядут за штурвалы танков. Теперь они и есть те самые деды, которые воевали. Битва за Луганск сакральна, годы не властны над ней, ибо она продолжается в сердцах.

Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что в Донецке подобные настроения ещё сильнее. Ведь в Донецке боевые действия были более интенсивными, жертвы более кровавыми, разрушения более масштабными. Скорее всего, память дончан  ещё более изранена.

Политики и примкнувшие к ним журналисты напоминают о необходимости возврата ДНР и ЛНР в Украину: «там же наши люди». Вообще-то говоря, не худо бы спросить у «наших людей»: чего именно они хотят, а заодно -- чего они опасаются и даже боятся. Что-то я сильно сомневаюсь, что жители «молодых республик» массово хотят в Украину. А если даже и хотят, то с какой целью? И как они себе представляют реинтеграцию? Что они будут делать и чувствовать, если интегрируются в Украину? Вы думаете, они перестанут ходить на могилы павших товарищей? Что битвы за Донецк и за Луганск бесследно растворятся в их сердцах?

Могут сказать: «В фильме показаны, в основном, ополченцы и активисты. Это далеко не все луганчане. Нельзя мысли и чувства ополченцев и активистов выдавать за мысли и чувства всех луганчан».

Согласен. Но, во-первых, даже если это всего лишь горстка луганчан, то это пассионарная горстка. Это активное меньшинство, которое даже если ушло в тень, всегда может выйти из тени. Это люди, которые не побоятся и сказать, и сделать, и смертельно рискнуть, если понадобится. Во-вторых, не исключено, что это вовсе не горстка. Мы не можем быть уверены в том, что большинство луганчан настроено так же, как герои фильма. Но мы не можем быть уверены и в обратном. В-третьих, большинство, как правило, является «болотом». Большинство продажно: оно за тех, кто его кормит. (Между прочим, это так не только в «молодых республиках»).

Меня давно не покидает ощущение, что когда украинские политики говорят: «вернём Крым и Донбасс», «там наши люди», «там тоже украинцы», -- то это просто риторика. Политики являются заложниками своего статуса. Разумеется, они не могут сказать иначе. Но мы не обязаны вестись на риторику (хотя постоянно ведёмся).

Я сомневаюсь, что нынешние луганчане и дончане в массе своей действительно наши люди и действительно украинцы. Огонь событийности переплавил их. Возможно, они уже есть та самая «новая общность людей».

загрузка...
Loading...

Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Denis

>Огонь событийности переплавил их
Их? А вас не переплавил? У вас политики открыто говорять что часть жителей Донбасса надо уничтожить или изгнать, а остальных - насильно перевоспитать (собстно и о этом же статья), а их никто не осуждает. Вы стали такими же зверями по отношению к жителям Донбасса как и они к вам.

>К тому же, угроза этим ценностям была, мягко говоря, сильно преувеличена в их неадекватном сознании
Серьезно? Спичкой разжегшей пожар стал языковой закон который торопились принять с такой поспешностью что еще не потушили пожары на майдане и не отстыло кресло от задней точки януковича - а закон уже прошел раду.
И что? Угроза оказалось преивеличенной? Русский язык не подвергается гонениям? Не идет насильственная украинизация?
В отношении языка все оказалось значительно хуже чем даже в худших опасениях. Собстно это даже видно по реакции ЕС. ЕС в своей борьбе против РФ готов прощать Украине любые, даже самые ужасные, прегрешения. Но единственное что они не готовы были принять даже в таких условиях - это вопросы насильственной украинизации, которые вызвали возмущение в ЕС даже в ситуации тотальной индульгенции грехов, потому что ее неадекватность превысила все человеческие нормы.

- 13 +
Валерий
05 Октября 2019, Валерий

" Преодоление стереотипов " - так называется этот материал . В то же время автор сам не замечает , что говорит иногда стереотипами . Вот пример : " Я считаю, что те ценности, ради защиты которых они взяли в руки оружие, являются, большей частью, ошибочными. К тому же, угроза этим ценностям была, мягко говоря, сильно преувеличена в их неадекватном сознании. " Оценивать идейные убеждения другого человека и сразу
называть их ошибочными - это ли не стереотип ? А говорить о неадекватном сознании
просто оскорбительно . Противная сторона ответит по принципу - сам дурак - и до чего
тогда мы договоримся . Относительно преувеличенной угрозы этим ценностям - буквально на днях министр образования Украины заявила о ликвидации школьного образования на русском языке с 1сентября 2020г. Может быть для автора русский язык
является относительной ценностью , а может и вообще для него это ноль , то для многих и многих тысяч людей это абсолютная ценность и поэтому они просто не могут её
лишиться . И, несмотря на такие вот " негаразди ", всё же считаю статью в целом положительной . Видно , что человек искренне ищет точки соприкосновения.

- 14 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка